Портрет ребенок 1 год

Главная

» 2015 » Октябрь » 11 » Психологический портрет детей от 1 года до 3 лет

08:46

Психологический портрет детей от 1 года до 3 лет

На протяжении всего раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки. Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является своеобразным утверждением собственного Я. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях. Для нормального и своевременного развития крохе необходимо обеспечить полноценную развивающую среду и возможность действия с различным игровым материалом. Рассмотрим основные виды игровой активности малыша двух лет и необходимые для этого игрушки.
Порядок в игрушечном мире
У многих детей к двум годам появляется способность и желание к установлению порядка в окружающем его мире, так называемый детский педантизм. Ребенок требует точного соблюдения всех церемоний, и ему не нравится, если что-то лежит не на своем месте. Дети с удовольствием раскладывают игрушки по местам, которые определил для них взрослый, стараются соблюдать правила в действиях с различными предметами. У крохи появляется свое «игрушечное» хозяйство. Учитывая это, можно легко приучить ребенка соблюдать режим, а также помочь малышу организовать свои действия. Это время самое благоприятное для того, чтобы сделать первый шаг в приучении к аккуратности – это останется с ним на всю жизнь, но если упустить это время, наверстать его будет достаточно сложно. К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство.
Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллаж, коробки, корзинки и пр. Кубики и строительный конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и др.) понадобится детский стол и стульчик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольной утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинках и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения. В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок. Стремление малыша действовать «так как надо», то есть, так как определил взрослый, поможет вам приучить ребенка к порядку в разных областях жизни и привить хорошие привычки. Помните, малышу важно знать, что он делает правильно – чувствовать самостоятельность и получать от вас похвалу за собственные действия. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте … Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!

Просмотров: 637 |
Добавил: elo4ka

| Рейтинг: 0.0/0

Источник

  Психологический портрет ребенка

от 1 года до 2 лет.

  1 год — 1
год 3 месяца

*      
       Самостоятельно ходит, но может и падать.

*      
       Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла.

*      
       Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее,
почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее
взрослому.

*                       Пытается самостоятельно есть.

*      
       Вслед за показом взрослого может поставить один кубик
на другой и таким образом построить домик башню из двух кубиков.

*      
       В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых:
«читает» и «разговаривает по телефону», как папа;
«подметает и вытирает пол», как мама.

*      
       Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик коробку
или корзину).

*      
       Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает
многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды. 

*      
       По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы,
названные взрослым.

*      
       Понимает слова, обозначающие действия и некоторые
бытовые ситуации.

*      
       Использует не менее шести простых слов, но это
настоящие слова, а не слова метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай,
на и др.

  1 год 4
месяца — 1 год 6 месяцев

*      
      Хорошо
самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под
ноги. Почти не падает.

*      
      Самостоятельно
садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в
нем.

*      
      Уверенно ест
густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.

*      
      Сосредоточенно
играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает
самостоятельные действия с игрушками.

*      
      Радуется
собственным удачам и огорчается, если что-то не получается.

*      
      Продолжает
подражать близким взрослым: «читает книгу или газету», как папа;
«готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту
предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего
обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.

*      
      Рисует
карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки,
реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.

*      
     Интересуется
действиями других детей.

*      
     Активный
словарный запас в полтора года достигает не менее восьми — девяти слов, а у
многих детей — нескольких десятков

  1 год 7
месяцев — 1 год 9 месяцев

*      
      Бегает
достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или
хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по
две ноги на каждую ступеньку.

*      
      Самостоятельно
ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще
не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды
пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.

*      
       Улучшаются
навыки по снятию одежды — стягивает с себя один два предмета одежды

*      
       При игре со
специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар,
кубик, кирпичик.

*      
       Самостоятельные
игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями,
мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.

*      
       Если дать
карандаш, то старательно черкает им в пределах листа.

*      
       Любит сам
рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы

*      
       Четко
выполняет двух-этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие
двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во первых,
пойди в кухню и, во вторых, принеси чашку.

*      
       Резкий рост
активного словаря ребенка. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре
не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей — намного больше.

*      
       Начинает
произносить предложения из двух слов (простая фраза)  «папа идет», «кукла
упала».

   1 год 10
месяцев — 2 год
а

*      
     К двум годам
малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и
опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после
каждого шага.

*      
     При еде
удерживает ложку как положено — между большим и указательным пальцами,
самостоятельно ест из тарелки, аккуратно, не обливаясь.

*      
     Начинает
частично одеваться: натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с
небольшой помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную
ногу. Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.

*      
      Двухлетний
ребенок может самостоятельно построить башню из шести восьми кубиков.

*      
      Собирает по
вашему указанию пирамидку по убыванию размера из двух колец.

*      
      К двум годам
в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически
связанных действий, то есть сюжетная игра. Например, сначала купает куклу или
мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала
кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду.

*      
      Может выполнить
поручения (инструкции), состоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и
поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых,
возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.

*      
     Эмоции и
общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку,
пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего
это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается,
жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или
другого ребенка, ожидает похвалы. 

*      
       С интересом
смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

*      
       В два года
активный словарный запас насчитывает не менее 40 слов

*      
       Ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых животных,
некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и называть имена
родителей, близких взрослых, знакомых детей.

*      
       Называет
свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо «я
пошел» — «Саша пошел».

*      
       Может
рассказать в двух трех предложениях о том, что видит в данный момент.

Источник

Составление психологического портрета-зачем это нужно?

Психологический портрет помогает родителям, воспитателям, учителям найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Выявление характерных черт каждого малыша позволит грамотно выстроить процесс развития и воспитания.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами, мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и иногда не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним, не замечая, что он повзрослел, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д. Б. Элькониным.

1. Младенчество (от рождения до 1 года)

2. Раннее детство (от года до 3 лет)

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 4-5)

4. Старший дошкольный возраст (4-5 до 6-7)

5. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11)

6. Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15)

7. Ранний юношеский возраст (от 14-15 до 16-17)

Весь процесс развития можно разделить на 3 этапа: от рождения до 6-7 лет; младший школьный возраст – от 6-7 лет до 10-11 лет; средний и старший школьный возраст –от 10-11лет до 16-17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие. Характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, то есть при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Кризис- это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком и понимать, что это закономерно.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка со взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального(речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения. В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка со взрослыми людьми.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается ориентировочная деятельность. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно- зрительном и умственном. В этом возрасте, как показывают исследования Л. А. Венгера идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины и соотнесение предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. По мнению А.В. Запорожца овладение способами и средствами практической и познавательной деятельностью играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического, но и наглядно-образного мышления. Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти       3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи, как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Внимание. Непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному, большое значение имеют средства управляющие вниманием ребенка и рассуждения вслух.

Воображение. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение. Оно заключается в механическом воспроизведении полученных впечатлений в виде образов. Обычно воспроизводят те события, которые произвели на ребенка эмоциональное впечатление. В старшем дошкольном возрасте оно превращается в воображение, которое творчески преобразует действительность. В этом процессе уже участвует мышление. Этот вид воображения применяется и совершенствуется в сюжетно-ролевых играх.

Речь. В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью.

1. Идет развитие звуковой речи. У ребенка развивается фонематический слух.

2. Растет словарный запас. У разных детей он различен. Это зависит от условий их жизни и от того, как и сколько с ним общаются его близкие.

К концу дошкольного возраста в лексиконе ребенка присутствуют все части речи: существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные слова. Немецкий психолог В. Штерн говоря о богатстве словарного запаса, приводил цифры: в 3 года -ребенок активно использует 1000-1100слов, в 6 лет-2500-3000слов.

3. Развивается грамматический строй речи. Ребенок усваивает закономерности морфологического и синтаксического строя языка. Он понимает смысл слов и может правильно построить фразы.

Появляется осознание словесного состава речи.

В ходе развития речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания.

Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, базирующаяся на самооценке раннего детства, которая соответствует чисто эмоциональной оценке («Я хороший) и рациональной оценке чужого мнения. При формировании самооценки ребенок сначала оценивает действия других детей, потом собственных действий, моральных качеств и умений. Происходит осознание себя во времени. Он помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем (« Когда я был маленьким…»,. «Когда я буду большой…»)

У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол. В ходе развития ребенок начинает присваивать себе поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по –своему…

Тем не менее существуют общие закономерности развития. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования. и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возраста особенностях.    

Литература:

  1. «Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.» Под редакцией Запорожец А. В.
  2. Эльконин Д. Б.- Москва .Просвещение 1984г.
  3. «Психическое развитие дошкольников» Дьяченко О. М. Лаврентьева Т. В.- Москва. Педагогика 1984г «Индивидуальные особенности детей» Ивлева И.А.  Младик И.Ю. Сафунова О.В. –Москва «Генезис»2009г. «Возрастная психология: конспект лекций.»Хилько М. А.
  4. Ткачева М. С. https://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/gl12.shtm

Источник

Читайте также:  Примерное меню ребенка в 1 год при аллергии на молоко