Портрет ребенка 4 года
Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 3-4 лет
— воспринимают только наиболее яркие свойства предметов;
— воспринимают предмет без попытки его обследования.
1.2 Особенности памяти
— память непроизвольная, образная;
— преобладает узнавание, а не запоминание;
— хорошо запоминают то, что непосредственно связано с деятельностью, интересно и эмоционально окрашено;
— запомнившееся сохраняется надолго.
1.3 Особенности внимания
— не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете;
— быстро переключаются с одной деятельности на другую.
1.4 Особенности мышления
— способны решать практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий;
— выражено наглядно-действенное мышление;
— начинает формироваться наглядно-образное мышление: происходит постепенный отрыв действий от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
— мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят на фоне манипуляции с предметами;
— могут решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.
1.5 Особенности воображения
— преобладает воссоздающее воображение: способны воссоздать образы из сказок и рассказов взрослого;
— характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного;
— фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для ребенка.
1.6 Особенности моторики
— действуют с предметами;
— способны бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч;
— способны прыгать и стоять на одной ноге;
— сохраняют равновесие при качании на качелях;
— держат карандаш пальцами; собирают и строят из кубиков.
1.7 Особенности речи
— интенсивное развитие речи;
— определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения;
— знают назначение основных предметов;
— понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой);
— определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама);
— понимают время, используют прошедшее и настоящее время;
— считают до пяти;
— слушают длинные сказки и рассказы;
— выполняют двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»);
— формируется регулирующая функция речи: ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняет его требования;
— начинают употреблять сложные придаточные предложения;
— появляются вопросы «Почему?», «Когда?», «Что?»
2. Особенности общения и поведения
2.1 Взаимодействие со сверстниками
— играют скорее рядом, чем активно вступают во взаимодействие;
— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
— общение со сверстниками сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям;
— общение раскованное и непосредственное;
— учатся манипулировать сверстниками;
— начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;
— могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения;
— конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
2.2 Взаимодействие с педагогами
— стремятся к самостоятельности, но не могут справиться с задачей без помощи взрослого;
— положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
2.3. Взаимодействие с родителями
— концентрируют внимание и любовь на родителе противоположного пола;
— испытывают антагонизм и конкуренцию к родителю своего пола;
— любят близких, они очень значимы, но он не могут не злиться на них из-за ограничений свободы;
— интерес к миру взрослых.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
— складываются оценочные суждения (хороший, плохой) сначала как подражание оценкам взрослого, затем, как выражение отношения ребенка к себе и другим.
2.5 Саморегуляция поведения
— поведение ситуативное;
— подчиняются инструкции взрослого, выполняют его требования;
— формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения.
3. Особенности игровой деятельности и навыков самообслуживания
3.1 Особенности действия с предметами
— игра становится ведущим видом деятельности;
— начинают вовлекать в игру предметы, замещающие реальные;
— называют предметы-заместители в соответствии с их игровым назначением;
— осваивают орудийные действия, формируются первые трудовые умения и навыки.
3.3 Особенности навыков самообслуживания
— развиваются навыки самообслуживания и самостоятельности;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
4.1 Личностные характеристики
— активность, неутомимость, постоянная готовность к деятельности;
— умеют гордиться успехами своих действий;
— умеют критически оценить результаты своего труда;
— формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия;
— развивается интерес и навыки контроля эмоций;
— способны манипулировать окружающими.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
— начинают отделять действия от предмета и себя от своих действий;
— возникает личностное действие и сознание «Я сам».
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
— инициируют разговоры о чувствах;
— развивается интерес и навыки к контролированию эмоций;
— — проявляют сильные эмоциональные реакции (как положительные так и отрицательные) на сны.
Источник
Анна Смирнова
Психологический портрет ребёнка 4–5 лет
Психическое развитие.
Ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Воспитание.
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья,поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
Семья.
Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.
Источник
Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет
Показатели и критерии
Психологические особенности
Познавательная сфера
1.1 Особенности восприятия
— освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;
— формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);
-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;
— трудности в освоении времени;.
— речевая опосредованность восприятия.
1.2 Особенности памяти
— начинает проявляться произвольное запоминание;
— развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;
— способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.
— полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.
1.3 Особенности внимания
— формируется произвольное внимание;
— внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;
— развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;
— развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.
1.4 Особенности мышления
— появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;
— мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;
— способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;
— могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;
— начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
— речевая опосредованность мышления.
1.5 Особенности воображения
— активно развивается фантазирование;
— воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;
— воображаемые образы далеки от реальности;
— в процесс воображения включается планирование.
1.6 Особенности моторики
— могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;
—
1.7 Особенности речи
— задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;
— преобладает вопрос «Почему?»;
— могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.
1.8 Особенности работоспособности
— оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;
2. Особенности общения и поведения
2.1 Взаимодействие со сверстниками
— ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;
— проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;
— конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;
— взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;
— появляются постоянные партнёры по играм;
— в группах начинают выделяться лидеры;
— появляются конкурентность, соревновательность..
2.2 Взаимодействие с педагогами
— возникает потребность в уважении взрослого;
— повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.
2.3. Взаимодействие с родителями
— авторитет взрослого;
— взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;
— под влиянием взрослого появляется целепологание — способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
— понимание социальных правил поведения.
2.5 Саморегуляция поведения
— начинает формироваться произвольное поведение.
3. Особенности игровой деятельности
3.1Особенности мотивации
— выражен познавательный мотив и познавательная активность;
— задают проблемно-поисковые вопросы.
3.2 Особенности игровой деятельности
— начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;
— осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);
— содержанием игры становятся отношения между людьми;
— роли ярко очерчены и выделены;
— называют роль до начала игры;
— появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;
— действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;
— игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
Личностные характеристики
— формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;
— стремление к самостоятельности;
— повышенная обидчивость;
— поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
— более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
— появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;
— поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);
— начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.
Источник
Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.
на родительском собрании 2-ой младшей группы «Звездочки»
МБДОУ № 50 детский сад «Родничок» по теме:
«Психологический портрет ребенка 4-х лет:
любознательные «почемучки»
(от 31 мая 2013 года).
Цель:
1. Познакомить родителей с особенностями психического развития детей средней группы (как развиваются в познавательной и личностной сферах).
2. Побеседовать о задачах воспитания родителями детей среднего дошкольного возраста (аксиомы воспитания)
3. Активизировать интерес родителей к теме собрания (на 2013 – 2014 год дети будут воспитываться в средней группе).
Способствовать активному участию родителей на собрании: задавать вопросы, обсуждать общие проблемы в организации развивающей среды на группе и др.
Пособия:
Выставка литературы по теме; папки – передвижки «Этот средний дошкольный возраст, возраст «почемучек»; практические рекомендации родителям; Выставка детских работ («Вот и стали мы на год взрослей…);
Поощрения родителей: за активность в жизни детского сада (субботники, подделки, приобретении игровых пособий, детской литературы, участие в праздниках, в конкурсах, соревнованиях по физическому воспитанию, в оригинальных работах, работа в родительском комитете и др.)
Выступление:
На следующий 2013 – 2014 учебный год ваши дети пойдут в среднюю группу.. (вот и стали мы на год взрослей…»)
Сегодня я хочу рассказать кратко о достижениях, трудностях которые приобретет ваш малыш в средней группе. «Психологический портрет ребенка от 4 до 5 лет, в среднем дошкольном возрасте!
Этот возраст называют любознательные «почемучки».
Потому что детей в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др.Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..
Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.
Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения: «солнышко желтое, поэтому все должно быть желтым» и др. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребенка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический у взрослого недопустим.
Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная правильная реакция на подобные «фантазии» — спокойное и заинтересованное внимание.
В этот период интенсивно идет развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребенка.
Именно в этом возрасте надо читать и рассказывать волшебные сказки.
Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир».
После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счету, но не зацикливайтесь на нем.
Развивается и внимание ребенка – по норме в среднем дошкольном возрасте ребенок может спокойно высидеть до 20 минут, обьем внимания – до 2 предметов, т.е. можно рассматривать сразу 2 предмета, учиться сравнивать их по величине, форме, цвету и другим признакам.
Но зависимость внимания от интереса сохраняется – т.е. если ребенка не интересует предмет, занятие, его не заставишь делать неинтересное дело.
Память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.
И, конечно, ребенок хорошо запоминает только в игровой форме.
Речь продолжает развиваться:
Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой – в занимательной форме учат малышей правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь, речевые обороты.
Ребенок в 4 года развивается как личность:.
Это возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. Возраст романтической любви к родителям, причем девочки обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Иногда проявляется ревность к родителям. В 5 лет у ребенка обычно проявляются выраженные страхи перед сказочными персонажами, этот возраст пик страхов и малыш при неправильном отношении родителей (которые позволяют в этом возрасте смотреть и ужасники, триллеры и др.) очень вредят психике ребенка, это влечет за собой различные невротические проявления: тики, энурез, вредные привычки и др. Ребенок отделяет себя от взрослых, ребенок желает стать самостоятельным и независимым везде, даже в абсурдных примерах: требует от мамы, чтобы он сам расплатился с продавцом, хочет мыть посуду, полы и др. Не препятствуйте ребенку в развитии трудовых навыков, но главное к 4-5 годам он должен уметь сам:
- Зашнуровывать ботинки даже завязать шнурки;
- Застегивать и расстегивать пуговицы;
- Заправлять свою кровать;
- Есть, пользуясь приборами: вилка и ложка, использовать салфетку;
- Привычка перед едой мыть руки;
- Уметь пользоваться расческой и носовым платком;
- Оказывать помощь родителям в уборке комнаты, или мытье посуды и может выполнить до 2-3 поручений сразу.
Он учится переживать такие чувства как любовь и вражда (первые привязанности и влюбленности), страх и помощь, справедливость и несправедливость. Если раньше эмоции и чувства были у ребенка импульсивными и нестойкие, недолгие, то в этом возрасте огорчения, страдания , радость надолго остаются в детской душе, вот почему этот возраст наиболее ранимый и эмоционально чувствительный.
Это возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре (ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте).
Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми (до 5 человек).
И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя, ребенок учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.
Игра – школа жизни. Наблюдая за игрой, педагогу и психологу уже известно: какой ребенок лидер, какой ребенок справедливый, и др. в чем слабости и сила характера.
К концу 5 года по уровню усвоения программы детского сада можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшей жизни. Это обследование проводит специалист – психолог.
31.05.2-13 год Педагог – психолог: Киселева И.П.
Источник