Портрет ребенка 4 года

Портрет ребенка 4 года thumbnail

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 3-4 лет

— воспринимают только наиболее яркие свойства предметов;

— воспринимают предмет без попытки его обследования.

1.2 Особенности памяти

— память непроизвольная, образная;

— преобладает узнавание, а не запоминание;

— хорошо запоминают то, что непосредственно связано с деятельностью, интересно и эмоционально окрашено;

— запомнившееся сохраняется надолго.

1.3 Особенности внимания

— не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете;

— быстро переключаются с одной деятельности на другую.

1.4 Особенности мышления

— способны решать практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий;

— выражено наглядно-действенное мышление;

— начинает формироваться наглядно-образное мышление: происходит постепенный отрыв действий от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

— мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят на фоне манипуляции с предметами;

— могут решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

1.5 Особенности воображения

— преобладает воссоздающее воображение: способны воссоздать образы из сказок и рассказов взрослого;

— характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного;

— фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для ребенка.

1.6 Особенности моторики

— действуют с предметами;

— способны бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч;

— способны прыгать и стоять на одной ноге;

— сохраняют равновесие при качании на качелях;

— держат карандаш пальцами; собирают и строят из кубиков.

1.7 Особенности речи

— интенсивное развитие речи;

— определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения;

— знают назначение основных предметов;

— понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой);

— определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама);

— понимают время, используют прошедшее и настоящее время;

— считают до пяти;

— слушают длинные сказки и рассказы;

— выполняют двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»);

— формируется регулирующая функция речи: ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняет его требования;

— начинают употреблять сложные придаточные предложения;

— появляются вопросы «Почему?», «Когда?», «Что?»

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

— играют скорее рядом, чем активно вступают во взаимодействие;

— начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

— общение со сверстниками сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям;

— общение раскованное и непосредственное;

— учатся манипулировать сверстниками;

— начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;

— могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения;

— конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

2.2 Взаимодействие с педагогами

— стремятся к самостоятельности, но не могут справиться с задачей без помощи взрослого;

— положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

2.3. Взаимодействие с родителями

— концентрируют внимание и любовь на родителе противоположного пола;

— испытывают антагонизм и конкуренцию к родителю своего пола;

— любят близких, они очень значимы, но он не могут не злиться на них из-за ограничений свободы;

— интерес к миру взрослых.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

— складываются оценочные суждения (хороший, плохой) сначала как подражание оценкам взрослого, затем, как выражение отношения ребенка к себе и другим.

2.5 Саморегуляция поведения

— поведение ситуативное;

— подчиняются инструкции взрослого, выполняют его требования;

— формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения.

3. Особенности игровой деятельности и навыков самообслуживания

3.1 Особенности действия с предметами

— игра становится ведущим видом деятельности;

— начинают вовлекать в игру предметы, замещающие реальные;

— называют предметы-заместители в соответствии с их игровым назначением;

— осваивают орудийные действия, формируются первые трудовые умения и навыки.

3.3 Особенности навыков самообслуживания

— развиваются навыки самообслуживания и самостоятельности;

— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики

— активность, неутомимость, постоянная готовность к деятельности;

— умеют гордиться успехами своих действий;

— умеют критически оценить результаты своего труда;

— формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия;

— развивается интерес и навыки контроля эмоций;

— способны манипулировать окружающими.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

— начинают отделять действия от предмета и себя от своих действий;

— возникает личностное действие и сознание «Я сам».

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

— инициируют разговоры о чувствах;

— развивается интерес и навыки к контролированию эмоций;

— — проявляют сильные эмоциональные реакции (как положительные так и отрицательные) на сны.

Источник

Анна Смирнова
Психологический портрет ребёнка 4–5 лет

Читайте также:  Как правильно сделать клизму ребенку 4 года

Психическое развитие.

Ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Воспитание.

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья,поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Семья.

Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

Источник

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

  1. Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

— освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

— формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

— трудности в освоении времени;.

— речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

— начинает проявляться произвольное запоминание;

— развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

— способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

— полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

— формируется произвольное внимание;

— внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;

— развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;

— развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

— появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

— мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

— способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

— могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

— начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

— речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

— активно развивается фантазирование;

— воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

— воображаемые образы далеки от реальности;

— в процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

— могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

— задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

Читайте также:  Долфин ребенку 4 года

— преобладает вопрос «Почему?»;

— могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

— оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

— ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

— проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

— конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

— взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

— появляются постоянные партнёры по играм;

— в группах начинают выделяться лидеры;

— появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

— возникает потребность в уважении взрослого;

— повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

— авторитет взрослого;

— взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

— под влиянием взрослого появляется целепологание — способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

— понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

— начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

— выражен познавательный мотив и познавательная активность;

— задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

— начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;

— осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

— содержанием игры становятся отношения между людьми;

— роли ярко очерчены и выделены;

— называют роль до начала игры;

— появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

— действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

— игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

    1. Личностные характеристики

— формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

— стремление к самостоятельности;

— повышенная обидчивость;

— поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

— более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

— появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

— поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

— начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Источник

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

на родительском собрании 2-ой младшей группы «Звездочки»

МБДОУ № 50 детский сад «Родничок» по теме:

«Психологический портрет ребенка 4-х лет:

любознательные «почемучки»

(от 31 мая 2013 года).

Цель:

1. Познакомить родителей с особенностями психического развития детей средней группы (как развиваются в познавательной и личностной сферах).

2. Побеседовать о задачах воспитания родителями детей среднего дошкольного возраста (аксиомы воспитания)

3. Активизировать интерес родителей к теме собрания (на 2013 – 2014 год дети будут воспитываться в средней группе).

Способствовать активному участию родителей на собрании: задавать вопросы, обсуждать  общие проблемы в организации развивающей среды на группе и др.

     Пособия:

Выставка литературы по теме; папки – передвижки «Этот средний дошкольный возраст, возраст «почемучек»; практические рекомендации родителям; Выставка детских работ («Вот и стали мы на год взрослей…);

Поощрения родителей: за активность в жизни детского сада (субботники, подделки, приобретении игровых пособий, детской литературы, участие в праздниках, в конкурсах, соревнованиях по физическому воспитанию, в оригинальных  работах, работа в родительском комитете и др.)

Выступление:

На следующий 2013 – 2014 учебный год ваши дети пойдут в среднюю группу.. (вот и стали мы на год взрослей…»)

Сегодня я хочу рассказать кратко  о достижениях, трудностях которые приобретет ваш малыш в средней группе. «Психологический портрет ребенка от 4 до 5 лет, в среднем дошкольном возрасте!

Этот возраст называют любознательные «почемучки».

Потому что детей в этом возрасте становятся интересны  внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др.Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..

Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.

Читайте также:  Репетитор ребенку 4 года

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения: «солнышко желтое, поэтому все должно быть желтым» и др. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребенка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический у взрослого недопустим.

Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная  правильная  реакция  на подобные «фантазии» — спокойное и заинтересованное внимание.

В этот период интенсивно идет развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребенка.

Именно в этом возрасте надо читать и рассказывать  волшебные сказки.

Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир».

После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счету, но не зацикливайтесь на нем.

Развивается и внимание ребенка – по норме в среднем дошкольном возрасте ребенок может спокойно высидеть до 20 минут, обьем внимания – до 2 предметов, т.е. можно рассматривать сразу 2 предмета, учиться сравнивать их по величине, форме, цвету и другим признакам.

Но зависимость внимания от интереса сохраняется – т.е. если ребенка не интересует предмет, занятие, его не заставишь делать неинтересное дело.

Память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.

И, конечно, ребенок хорошо запоминает только в игровой форме.

Речь продолжает развиваться:

Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой – в занимательной форме учат малышей правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь, речевые обороты.

Ребенок  в  4 года развивается как личность:. 

Это возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. Возраст романтической любви к родителям, причем девочки обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Иногда проявляется ревность к родителям. В 5 лет у ребенка обычно проявляются выраженные страхи перед сказочными персонажами, этот возраст пик страхов и малыш при неправильном  отношении родителей (которые позволяют в этом возрасте смотреть и ужасники,  триллеры и др.) очень вредят психике ребенка, это влечет за собой различные невротические проявления: тики, энурез, вредные привычки и др. Ребенок отделяет себя от взрослых, ребенок желает стать самостоятельным и независимым везде, даже в абсурдных примерах: требует от мамы, чтобы он сам расплатился с продавцом, хочет мыть посуду, полы и др.  Не препятствуйте ребенку в развитии  трудовых навыков, но главное к 4-5 годам он должен уметь сам:

  • Зашнуровывать ботинки даже завязать шнурки;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы;
  • Заправлять свою кровать;
  • Есть, пользуясь приборами: вилка и ложка, использовать салфетку;
  • Привычка перед едой мыть руки;
  • Уметь пользоваться расческой и носовым платком;
  • Оказывать помощь родителям в уборке комнаты, или мытье посуды и может выполнить до 2-3 поручений сразу.

Он учится переживать такие чувства как любовь и  вражда (первые привязанности и влюбленности), страх и помощь, справедливость и несправедливость. Если раньше эмоции и чувства были у ребенка импульсивными и нестойкие, недолгие, то в этом возрасте огорчения, страдания , радость  надолго остаются в детской душе, вот почему этот возраст наиболее ранимый и эмоционально чувствительный.

Это  возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре (ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте).

Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми  (до 5 человек).

И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя,  ребенок  учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.

Игра – школа жизни. Наблюдая за игрой, педагогу и психологу уже известно: какой ребенок лидер, какой ребенок справедливый, и др. в чем слабости и сила характера.

К концу 5 года по уровню усвоения программы детского сада можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшей жизни. Это обследование проводит специалист – психолог.

31.05.2-13 год                                   Педагог – психолог: Киселева И.П.

Источник