Портрет моего ребенка 3 года
Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.
Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?
У детей какого возраста можно анализировать рисунки
До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.
В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Анализируем рисунок семьи
Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.
Кажется, в этой большой семье ближе всего ребенку собака…
И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.
Мама занята малышом и, кажется, у нее нет времени ни на папу, ни на старшего сына.
Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.
” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!
Изображение себя
Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».
Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?
Руки на этой картинке достались только психологу — очевидно, в семье есть проблемы, с которыми родители не в силах справиться.
Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.
Члены семьи так тесно прижались друг к другу, что слева свободны пол-листа. Детям под такой опекой буквально не шевельнуться.
Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!
Ребенок повис между небом и землей — у него нет символической опоры.
Страх и агрессия на детских рисунках
Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.
Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.
Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.
У счастливой семьи на прогулке четко прорисованы зрачки. Одежда дочки заштрихована мягко, а у родителей и брата — с нажимом.
Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.
Секс и детские рисунки
Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.
А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»
Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.
темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.
В счастливой семье головоногов есть красный ребенок с кулаками и без глаз.
Рекомендации родителям
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Обратите внимание на следующие факторы.
Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.
Какие цвета использует ребенок.
Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.
Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).
Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Автор: Анна Первушина
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
Источник
Ольга Савинкина
Мастер-класс по составлению портрета ребенка для портфолио дошкольника
Составили воспитатели Савинкина О. Л. и Сапрыкина И. Е
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА РЕБЕНКА ДЛЯ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
Цель: Совершенствовать умение педагогов выявлять сильные стороны личности ребенка и всячески помогать их развитию совместно с родителями.
Задачи:
1. Вызвать активный интерес к написанию портрета ребенка у педагогов;
2. Способствовать пониманию образа ребенка педагогом и передачи его внутреннего состояния, максимальному раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка
Ход мероприятия.
(на столах лежат структура портрета ребенка и лист для написания портрета)
Добрый день, уважаемые педагоги! Вы ознакомились с методикой и технологией составления портфолио дошкольника. Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.
Сегодня оформление портфолио – это требование новых стандартов и одна из составляющих системы оценивания подготовки ребенка к школе.
То есть все то, что может дать индивидуальную и личностную характеристику воспитанника и его успехов.
Это — оригинальный метод регистрации индивидуальных достижений, который помогает передать и упорядочить важные моменты в жизни воспитанника ДОО, его положительные эмоции, цели, достигнутые в различных видах жизнедеятельности, и впечатления от этого. Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора.
Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио, вы вместе с родителями на родительском собрании выбираете ту редакцию, которая вам всем понравится.
Для того, чтобы составить портфолио дошкольника необходимо поставить цель, для того, чтобы вам было понятно
Алгоритм работы над портфолио.
1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Мы хотим представить несколько вариантов портфолио, которые были созданы нами при активном участии родителей, педагогов-специалистов и детей.
Показываются портфолио. Обратить внимание педагогов на то с каким интересом и энтузиазмом подошли участники к созданию портфолио.
Перед Вами еще одно портфолио, где педагог не совсем верно понял идею создания портфолио дошкольника. Ошибка педагога в том, что всю работу выполнил он сам, в связи с этим никакого взаимодействия с родителями и детьми не произошло.
Во многих редакциях «Портфолио» есть раздел — “Портрет моего ребенка”. Вы должны уметь и донести до родителей как создать и как правильно написать сочинение о своем ребенке.
Сейчас мы вам предлагаем обратить внимание на структуру портрета ребенка.
«Портрет моего ребенка» (структура)
1. Как ребенок относится к Вам? К другим членам семьи?
— с любовью,
— уважением,
— равнодушно,
-грубо,
— другое
2. Какие черты характера проявляет ваш ребенок особенно ярко?
Какова главная черта его характера?
3. Что отличает вашего ребенка в
-поведении,
-привычках,
-состоянии здоровья
4.Что больше всего действует на него:
-ласка,
-просьба,
-требование,
-угроза,
-наказание
5. Какова роль ребенка в семье:
-его обязанности,
— его права,
-разовые и постоянные поручения
6. Есть ли у ребенка друзья? Да, нет
Охарактеризуйте круг близких друзей сына (дочери)
7. Где, как и с кем проводит ребенок свободное время?
8. Рассказывает ли Вам ребенок о своей группе? Что нравится ему в детском саду, а что – нет?
9. Кто из взрослых является для него авторитетом?
10Какой ваш ребенок в коллективе?
общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняет, конфликтный, неконфликтный, уступчивый, неуступчивый, помогает другим, не помогает, обманывает, не обманывает, эгоистичный, не эгоистичный
11 .Что бы Вы хотели изменить в вашем ребенке?
12. Нравятся ли Вам его увлечения? Да, нет. Каковы они?
13. Удовлетворены ли Вы тем, как проводите с ребенком свое свободное время? Да, нет. Как это обычно бывает?
14. Помогаете ли Вы ребенку в организации его свободного времени? Каким образом?
15. Является ли ваш ребенок полноправным участником проводимых вами совместных семейных дел? Какие это дела?
Предлагаем вам прослушать портрет ребенка составленный по данной структуре. Зачитывается. Есть ли у вас вопросы по данной структуре.
Предлагаем вам написать самостоятельно портрет ребенка. В Вашем распоряжении 10 минут.
Самостоятельная работа педагогов. После практической работы педагогов предлагается на выбор зачитать 2-3 сочинения.
Какие у вас возникли трудности?
Уважаемые педагоги, мы надеемся что предложенная нами технология, алгоритм составления и написания одного из разделов портфолио : «Портрет дошкольника» вам была интересна и актуальна, и вы сможете использовать в своей работе.
Благодарим за сотрудничество.
Источник
Средством преодоления кризиса, возникшего на пороге первого и второго года жизни, является построение новой социальной ситуации развития ребенка, а именно — совместной деятельности ребенка со взрослым. Главная задача совместной деятельности — усвоение способов использования предметов, которые создало общество.
Ведущая деятельность ребенка в этот период
Ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Наряду с этим интенсивно развивается общения, без которого было бы невозможно усвоение того, как надо правильно пользоваться ложкой, пользоваться карандашом, мыть ручки, садиться на стул. Общение, как и в раннем возрасте, имеет две формы: эмоциональное и речевое. Сейчас эти формы существуют параллельно в жизни ребенка, и основное значение приобретает именно развитие речи.
Без преувеличения можно сказать, что именно в этот период ребенок овладевает системой орудийного действия с предметами (получить удаленную игрушку можно, потянув за веревку, копать нужно лопаткой, есть с помощью ложки, носить воду ведерком). Ребенок использует предметы как орудия своей деятельности, как средство воздействия одного предмета на другой, как способ познания одних предметов и их свойств (не только поверхностных, но и скрытых) через другие предметы, и такое открытие назначения предмета и способа его использования происходит постепенно. Еще в конце первого года жизни ребенок начал узнавать о физических, динамических, пространственных свойствах предметов: игрушка имеет постоянную величину, цвет, определенную форму, она может двигаться, находиться над, под, за, близко или далеко от ребенка. Игрушку можно разобрать на части, а потом собрать (формирование элементарных представлений о целом и часть). Однако новым для ребенка к концу 1-го – в начале 2-го года является то, что в процессе манипулирования игрушкой, предметом и общения со взрослым у него складываются представления о постоянном функциональном назначении предметов (ложкой едят, из чашки пьют воду).
Однако ребенок еще несовершенно владеет способами действия с этими предметами, так как возникают реакции сравнения своих действий с действиями взрослого, познания его действий в собственных. С психологической точки зрения, то, что ребенок несовершенно владеет способами действий с предметом, не так уж и важно, главное, что он усвоил принцип действия с предметом.
В целом процесс овладения детей действиями с предметами охватывает следующие три фазы: с предметом выполняются любые действия; предмет применяется только по назначению; предмет применяется свободно; ослабляется жесткая связь определенного действия с определенным предметом, действия могут переноситься с одного предмета на другой, но ребенок знает основные функции этого предмета.
В процессе развития предметной деятельности усложняются действия ребенка. Особое значение приобретают действия, которые возникли еще в раннем возрасте. Так, теперь ребенок может расположить предметы в достаточно сложные пространственные отношения: сложить пирамидку, построить башню.
Появление нового предмета в жизни ребенка вызывает желание узнать, как его можно применить. С предметной деятельности незаметно вырастает игровая, а вернее, в предметной деятельности формируются предпосылки возникновения игры. Так, ребенок постепенно не только подражает отдельным действиям взрослого с предметами, но и воспроизводит отдельные сюжеты повседневной жизни: строит домик, кормит ребенка и тому подобное. Желание делать все самому, познавать мир взрослых, копировать их, развитие предметной деятельности ведут к возникновению сюжетно-отражательной игры. Большое значение в возникновении и развитии этого вида игры имеет знакомство ребенка с предметами-заменителями: палочка используется как ложка, деревянные брусочки — как строительные материалы, школьный пенал старшего брата может стать автомобилем. Игрушка, по сравнению с предметом-заменителем, имеет конкретное сходство с реальным предметом,
В течение преддошкольного возраста развиваются и другие виды игры. Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных учебных и двигательных играх. Дети отражают в игре не просто действия взрослых, а действия конкретных взрослых. Впервые проявляется инициатива ребенка в выдвижении игрового задания, что является признаком творческого развития ребенка.
Другие виды продуктивной деятельности
Под влиянием ведущей деятельности формируются другие виды деятельности: сюжетное конструирование, художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая). Характерными особенностями художественной деятельности в этот период является ее синкретичность и импровизация. Так, ребенок одновременно рисует, составляет сюжет того, что он изображает, и поет. Собираясь что-то нарисовать, ребенок сначала не знает, что именно он конкретно будет рисовать, и замысел, и название того, что он нарисовал, может изменяться несколько раз: «Это котик … Это мячик … Нет — это окно. ..».
Возникновению деятельности рисования предшествует простое манипулирование карандашом и бумагой (1-2 года). Ребенок подражает взрослому и водит карандашом по листу бумаги. Он замечает, что карандаш оставляет следы на бумаге. Сначала — это просто неуклюжие линии, затем каракули, которые ничего не значат. Это изобразительная стадия художественного развития ребенка. В 2-3 года у ребенка появляется интерес к процессу рисования. В этот период и возникает собственно изобразительная стадия, которая генетически включает: опознание предмета в случайном сочетании линий; умышленное отражение в рисунке предметов, людей, окружающей среды, часто сопровождается словесной формулировкой замысла.
Рисование и словесное оформление того, что ребенок изображает, происходит почти одновременно у двухлетнего ребенка, поэтому этот феномен можно назвать собственно замыслом.
Необходимо отметить, что запас графических образов, то есть изображений, которые действительно отражают сходство предмета на рисунке, у ребенка в этот возраст очень мал. Поэтому иногда ребенок, особенно в конце раннего возраста, может отказываться нарисовать по просьбе взрослого нечто такое, что он не знает, как рисовать. Такие отказы свидетельствуют о том, что ребенок от импульсивного отражения предметов и явлений окружающей среды переходит к более сознательному. Однако индивидуальные различия в количестве графических образов у детей уже в этот период их возрастного развития весьма значительны.
Для детей этого периода характерна высокая эмоциональная отзывчивость, что и проявляется в том, что они уже в 1-2 года внимательно слушают музыку, ведут себя тихо, а некоторые даже пытаются танцевать. В 2-3 года дети различают звуки по высоте и тембру, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Эмоциональная отзывчивость влияет также на то, что дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки. Они любят многократно слушать сказки, с радостью узнают героев, снова и снова переживают счастливый конец.
Развитие познавательной сферы ребенка
В указанный период продолжают развиваться сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и тому подобное.
Наиболее интенсивно в этот период развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и вместе с тем тесно связано с развитием практических действий, речью и мышлением. Так, примерно до 1 г. 9 м. Ребенок многократно повторяет одни и те же действия с предметом и путем проб и ошибок постепенно достигает цели своих действий. Он может бесконечно сравнивать величину, форму, цвет предметов, подбирать части предмета. Однако вследствие развития зрительного восприятия и мышления в такой его функции, как оценка отношений между предметами, с 1 г. 9 м. Резко уменьшается количество предыдущих действий по «апробации». Развитие предметной деятельности, речи создает условия возникновения слов-названий предметов, что также способствует становлению восприятия, обобщению чувственной информации.
В период от 2-х до 3-х лет возникают оценочные действия восприятия. Свойства одного предмета становятся эталоном, образцом, меркой, с помощью которых измеряются, оцениваются свойства других предметов.
Мышление в этот период имеет все признаки наглядно-действенного мышления. В результате практического экспериментирования с предметами ребенок открывает для себя не только новые свойства предметов, новые формы передвижения, но и новые средства достижения цели. Так, достать мячик из-под стола можно не скользя животом по полу, а с помощью палки, папиной удочки, дедушкиной трости. К концу 3-го года жизни в процессе мышления дети перестают опираться только на внешние воздействия, а могут опираться на внутренние образы, представления, фантазии. Зарождаются элементы внутреннего плана действий, окончательное формирование которого заканчивается на пороге вступления ребенка в школу. Этому также способствует формирование широкого спектра средств определения предметов и явлений мира, а именно: действий, имитирующих действий взрослого, игрушек, предметов-заместителей, картинок из книг, собственных рисунков. Однако главную роль как средства определения начинает играть слово. Предметы-заместители и языковые знаки (слова) является «строительным материалом», на основе которого формируется символическая функция мышления, то есть замещение реальных предметов окружающей среды и действий человека символами, абстракциями. Символическая функция не открывается самостоятельно ребенком, а усваивается под руководством взрослого в игре и других продуктивных видах деятельности. Таким образом, возникновение внутреннего плана действий, средств определения, в том числе и символических, способствуют появлению наглядно-образного мышления.
class=»eliadunit»>
На 2 года приходится появление вопросов ребенка: «Что это?», «Как это называется?». При этом ребенка интересует не название, а сам предмет. К концу 3-го года жизни происходит расширение познавательной активности, десятки детских вопросов («Что это?», «Почему так?») Способствуют построению собственных представлений об окружающей среде. Ознакомление с миром приобретает познавательный характер.
В структуре мышления 1-2-летнего ребенка также появляются обобщения — сочетание с предметами и действиями, имеющими общие признаки. Сначала дети сочетают между собой достаточно удаленные предметы. Так, ребенок может называть словом «Джек» и лохматую собаку по имени Джек, который имеет густую шерсть; и мягкую игрушку из синтетического меха; и мамину шубу; и шерстяное одеяло, так как все они имеют ворс и дают одинаковые тактильные ощущения. Постепенно ребенок переходит от единичных, ситуативных обобщений к более широким, точным, существенным.
Речь ребенка
Со второй половины второго года жизни резко возрастает словарный запас ребенка. В 2 года он оперирует 200-300 словам, в 3 года — около 1500. Сначала слова достаточно несовершенны в фонетическом отношении и означают достаточно широкий спектр значений. В начале первого года жизни у детей отсутствуют предложения. Часто одно слово означает по смыслу целое предложение, поэтому эту стадию развития речи называют стадией «слов-предложений». Необходимость быть понятным взрослому заставляет ребенка говорить правильно. Другая движущая сила развития речи — желание познать мир, а это невозможно без общения со взрослым.
Понимание речи взрослого в начале 2-го года жизни зависит от ситуации, в которой общается взрослый и малыш, но к концу этого периода оно все меньше зависит от контекста, а ориентируется на содержание сказанного взрослым. Этому также способствует формирование фонематического слуха.
Параллельно формируется активная речь ребенка. Во второй половине 2-го года жизни ребенок сам инициирует общение. Происходит переход к фразовой речи, усвоение грамматического строя родного языка, появляются формы множественного числа, ряд падежей существительных, уменьшительные суффиксы, повелительное наклонение, прошедшее и настоящее время глаголов. В 2-2,5 года этот перечень дополняется прилагательными, причастиями, местоимениями, новыми падежам, временам глагола, но здесь еще отсутствует согласование прилагательного с существительным. Значительное достижение — появление сложных предложений с союзами. В 3 года предложения состоят из главных и подчиненных частей предложения (языковые суждения), в которых оказываются причинные, целевые, условные и т.д. связи (с помощью союзов «потому что», «чтобы», «если бы» и т.д.).
Для детей конца 3-го года жизни характерна творческая направленность речи. Появление новых слов имеет достаточно случайный характер. Так, под влиянием радостных чувств возникает игра со звуками, что дает начало элементарному словообразованию. Развитие языка и речи в этот период происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Так, ребенок в 3 года может рассказать о своих отдельных впечатлениях, не опираясь на наглядную ситуацию, что свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.
Воображение ребенка.
Появляется среди других психических процессов в конце 2-го — начале 3-го года жизни ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром, обогащение жизненного опыта, усвоения языка открывает возможность для анализа и синтеза предыдущих впечатлений преддошкольника. Сначала воображение опирается на восприятие. Так, лепестки цветка напоминают ребенку яркую бабочку, и он называет ее «летающим цветком». В 3 года ребенок может слушать сказки об отдаленных и незнакомых для него событиях и явлениях. Это свидетельствует о развитии воображения.
Эмоциональное развитие ребенка
Эмоции с началом овладения ребенком речью могут возникать не только под влиянием реальных объектов, но и их словесных описаний. Эмоциональные процессы все больше дифференцируются. Так, появляется симпатия, сопереживание, стыд, вина, удовлетворение от достигнутого, огорчение от неудачи, формируется приверженность к другим людям. Однако преимущественно эти эмоции неустойчивы и возникают под влиянием общения со взрослым. В целом для детей 1-3 лет характерна высокая эмоциональная чувствительность.
Развитие волевой сферы ребенка
Характерно импульсивное возникновение целей под непосредственным влиянием эмоционально окрашенных желаний, недостаточная осознанность поведения. В связи с развитием самостоятельности возникает акт постановки собственных целей, но ее достижение возможно только с помощью взрослого. Ребенок не в состоянии намеренно длительное время контролировать свои действия. Однако начинает вырабатываться умение сдерживать свои желания, задерживать действия. Ребенок приучается сопровождать свои действия словесной формулировкой их цели. Под влиянием развития словесного мышления и активной речи начинают формироваться осознанные произвольные действия.
Психологический портрет ребенка 4 лет
Ребенок не осознает общеобязательности правил поведения, а требования взрослого относит только к себе.
Развитие личности
В 2-3 года происходит развитие самосознания. Ребенок без устали исследует себя. После полутора лет он узнает себя в зеркале, в 2 года выделяет свое тело из физического мира, на 3-м году жизни хорошо знает свое имя, узнает себя на фотографии, осознает себя как источник различных желаний и действий. Растет стремление к самостоятельности. Желание ребенка и взрослого могут не совпадать, и это может вызвать протест со стороны ребенка. В этот период происходит переход от обозначения себя в третьем роде к собственному местоимению «Я». Проявляется инициативность. Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. Любое недовольство взрослого болезненно переживается. Дети этого возраста выделяют свою половую принадлежность по внешним признакам. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с другими. Общение охватывает не только систему «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстник», хотя отношения в первой системе ведущие. В период с 2-х до 3-х лет появляются реакции подражания детьми друг друга, а также первые речевые диалоги между ними.
Переход от семейного воспитания, узкого круга общения с близкими людьми к воспитанию в детском саду может происходить очень болезненно. Наступает перелом обычного образа жизни. Его психологическими причинами являются: восприятие мира в его конкретике, ситуативности, статике и высокая эмоциональная чувствительность детей. Они могут чувствовать себя брошенными навсегда родителями и горько это переживать.
Возможны кризисные периоды
Кризис этого возраста возникает в результате противоречивых тенденций развития личности ребенка. Желание быть самостоятельным, вести себя как взрослый сталкивается с опекой родителей. Негативизм, упрямство, протест, повышенная уязвимость, деспотизм — вот симптомы нарастания кризиса. Выходом из этого кризиса служит расширение свободы ребенка, чувствительность к оценке со стороны взрослого и дальнейшее развитие игры – «игры во взрослого». Этот комплекс детского поведения получил название «гордость за достижения» (М. И. Лисина). Результатом преодоления кризиса 3-х лет выступают новообразования: отделение ребенком себя от других, сравнение с людьми, которые его окружают.
Новообразования преддошкольного возраста
Возникновение речи и наглядно-действенного мышления (переход от манипулятивной к предметной деятельности). Овладение элементарными формами поведения. Возникновение начальных форм самосознания (формирование системы «Я»).
Источник