Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка презентация
1. Методика развития связной речи
Понятие связной речи и ее
значение для развития ребенка
2. План:
Понятие связной речи.Значение связной речи
Основная функция связной речи
Диалогическая речь
Монологическая речь
3. Понятие связной речи.
Связная речь – это смысловое
развернутое высказывание,
обеспечивающее общение и
взаимопонимание.
Связная речь – это такая речь, которая
отражает все существенные стороны
своего предметного содержания.
Связная речь – это единое смысловое и
структурное целое, включающее
связанные между собой и тематически
объединенные, законченные отрезки.
4. Значение связной речи
Связная речь выполняет важнейшие
социальные функции: помогает ребенку
устанавливать связи с окружающими
людьми, определяет и регулирует нормы
поведения в обществе, что является
решающим условием для развития его
личности.
Обучение связной речи оказывает влияние
и на эстетическое воспитание: пересказы
литературных произведений,
самостоятельные детские сочинения
развивают образность и выразительность
речи, обогащают художественно-речевой
опыт детей.
5. Основная функция связной речи
Основная функция связной речи –
коммуникативная. Она осуществляется
в двух основных формах – диалоге и
монологе.
Эти две формы отличаются мотивами.
Монологическая речь стимулируется
мотивами, ее содержание и языковые
средства выбирает сам говорящий.
Диалогическая речь стимулируется не
только внутренними, но и внешними
мотивами
6. Диалогическая речь
Диалогическая речь представляет собой особенно
яркое проявление коммуникативной функции языка.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника с
прослушиванием и последующим говорением другого.
В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь.
Устная диалогическая речь протекает в конкретной
ситуации и сопровождается жестами, мимикой,
интонацией. речь в диалоге может быть неполной,
сокращенной.
Для диалога характерны: разговорная лексика, и
фразеология; краткость, недоговоренность,
обрывистость; простые и сложные бессоюзные
предложения; кратковременное предварительное
обдумывание.
7. Монологическая речь
Монологическая речь – связное, логически
последовательное высказывание, протекающее
относительно долго во времени. Она выражает мысль
одного человека.
Высказывание содержит более полную формулировку
информации, оно более развернуто. В монологе
необходимы внутренняя подготовка, более
длительное предварительное обдумывание
высказывания, сосредоточение мысли на главном.
Здесь также важны неречевые средства (жесты,
мимика, интонация), умение говорить эмоционально,
живо, выразительно.
Для монолога характерны: литературная лексика,
развернутость высказывания, законченность,
логическая завершенность.
8. Ситуативная и контекстная речь
Связная речь может быть ситуативной и контекстной.
Ситуативная речь связаны с конкретной наглядной
ситуацией и не отражает полностью содержания
мысли в речевых формах. Она понятна только при
учете той ситуации, о которой рассказывается.
Говорящий широко использует жесты, мимику,
указательные местоимения.
В контекстной речи в отличие от ситуативной ее
содержание понятно из самого контекста. Сложность
контекстной речи состоит в том, что здесь требуется
построения высказывания без учета конкретной
ситуации, с опорой только на языковые средства.
В большинстве случаев ситуативная речь имеет
характер разговора, а контекстная речь – характер
монолога.
9. Вопросы для повторения:
Раскройте содержание понятия
«связная речь» и ее значения.
Какие существуют формы связной речи?
Что представляет собой диалогическая
речь, монологическая речь?
Раскройте содержание ситуативной и
контекстной речи.
10. Литература
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
развития речи и обучения родному
языку дошкольников.Москва, 1997 г.
Н.А.Стародубова Теория и методика
развития речи дошкольников. Москва,
2007 г.
Источник
Слайд 1
Презентация «Формирование связной речи у дошкольников» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме. Вооружить практическими навыками работы» Выполнила Воспитатель МБДОУ Д/С № 8 Данилова Т.О.
Слайд 2
Первое занятие: Методика связной речи. Понятие связной речи и её значение для развития ребенка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Л.С. Рубенштейн , это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Слайд 3
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ — ЭТО ТАКАЯ РЕЧЬ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ ВСЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; Либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Слайд 4
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела этой деятельности по развитию речи. Связная речь- единое смысловое и структурное целое, включающее между собой и тематические объединения, законченные отрезки.
Слайд 5
Основная функция связной речи- коммуникативная. Функция связной речи осуществляется в двух направлениях диалог монолог
Слайд 6
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Отличаются они и по своей коммуникативной направленности.
Слайд 7
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания .
Слайд 8
Для диалога характерны: Разговорная лексика Фразеология Кратность Недоговоренность Обрывистость Простые и сложные бессоюзные предложения Кратковременное предварительное обдумывание.
Слайд 9
Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно и более развернуто, требует длительного предварительного обдумывания.
Слайд 10
Для монолога характерны: Литературная лексика Развернутость высказывания Законченность Логическая завершенность
Слайд 11
Эти две формы речи отличаются и мотивами Монологическая речь Стимулируется внутренними мотивами, и её содержание выбирает сам говорящий Диалогическая речь Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) Следовательно, монологическая речь является более сложным, производным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания
Слайд 12
Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь- связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи – содержание понятно из самого контекста. Сложность данной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Слайд 13
Развитие обоих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития его личности.
Слайд 14
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Подготовительный период развития речи, происходит на первом году жизни ребенка, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым. Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи. Зарождается намеренность голосовой реакции, формируется речевой слух,. Произвольное произношение
Слайд 15
К концу первого – началу второго года жизни Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому; Появляются первые предложения из двух слов Появляются первые осмысленные слова; Речь выступает как средство познания и как средство установления контакта.
Слайд 16
На третьем году жизни Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь; Возрастает словарный запас; Усложняется структура предложений Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь Речь связана с непосредственным опытом детей
Слайд 17
Дети 4-5 лет Активно вступаю в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого
Слайд 18
Дети старшего дошкольного возраста Активно участвуют в разговоре, беседе; Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы; Достаточно хорошо участвуют в диалоге Монологическая речь развивается: дети осваивают разные типы связных высказываний(описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Слайд 19
Задачи, содержание обучение связной речи. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Слайд 20
Пять основных групп диалогических умений: Собственно речевые умения : вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно. Умение речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, просьба и тд . Умение общаться: в паре, коллективе ; Умение общаться для планирования совместных действий; Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов
Слайд 21
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Ранний возраст Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых (кто это?, что делает? Какая?) Побуждают обращаться к взрослому Младший дошкольный возраст Необходимо чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослым и детьми, выражал свои мысли словами, понятно отвечал на вопросы, делился своими впечатлениями, прививать привычку пользовать речевым этикетом, здороваться, говорить спасибо, стимулировать попытки детей задавать вопросы (кто?, где? ,что делаешь, зачем?)
Слайд 22
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Средний дошкольный возраст Детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поведу предметов, их качества, действий с ними; педагог поддерживает стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Постепенно приучает детей к участию коллективной беседе, продолжается воспитание культуры общения детей: приветствовать знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета.
Слайд 23
Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Старший дошкольный возраст Следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание следует уделить умению ребенка формулировать вопрос; следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога .
Слайд 24
Задачи и содержание монологической речи В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – рассказу и пересказу . Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, в во втором материалом для высказывания служит художественное произведение
Слайд 25
Пересказ — это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)
Слайд 26
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: Целостность (единство темы) Структурное оформление (начало, середина и конец) Объем высказывания Связность (логические связки между предложениями и частями монолога) Плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания)
Слайд 27
Для достижения связной речи необходим ряд умений : Умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; Отбирать необходимый материал; Располагать материал в нужной последовательности; Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами задачами высказывания; Строить речь преднамеренно и произвольно
Слайд 28
В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте : Цепная – наиболее распространенная связь при которой основными средствами являются местоимения и синонимическая замена. Параллельная – при данной связи предложения не сцепляются, а а сопоставляются или противопоставляются. Лучевая – данная связь чаще всего используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект.
Слайд 29
Связанные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения По функции (назначению) описание повествование рассуждение контаминацию (смешанные тексты) Источнику высказывания по картине из опыта по игрушкам и предметам творческие рассказы Ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок по восприятия по памяти по воображению
Слайд 30
В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов описание повествование рассуждение контаминацию
Слайд 31
В зависимости от ведущего психического процесса выделяют три типа монолога монолог Рассказывание по восприятию Рассказывание по памяти Рассказывание по воображению
Слайд 32
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Ранний возраст Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице. Вторая младшая Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).Детей подводят к составлению коротких описаний игрушек и картин.
Слайд 33
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных. Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа. Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании, дается представление о разных значениях рассказов («Однажды, «Как то раз») средствах связи между предложениями.
Слайд 34
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Старшая группа Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине –придумывать последующие действия.
Слайд 35
Особенности развития монологической речи в возрастных группах Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание,, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.
Слайд 36
Желаю творческих успехов в работе над развитие связной речи у детей!
Источник
Слайд 1
Развитие связной речи дошкольников . Советы неравнодушным родителям
Слайд 2
«Связная речь, — подчеркивал Сохин Ф.А., — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Слайд 3
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Слайд 4
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми . Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребёнка к письму.
Слайд 5
ИГРАЯ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЕМ В играх «Опиши, не называя», « Кто больше назовёт?», «Цвет и оттенки», «Кто больше расскажет о предмете?», «Что из чего сделано ?», «Сравни предметы», «Что бывает мягким (пушистым, лёгким, жёстким и т.д.)?»и другие (их можно придумать вместе с ребёнком ) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать , перечислить признаки и качества, детали. Родители вместе с ребёнком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа.
Слайд 6
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ» или ГУЛЯЕМ С ПОЛЬЗОЙ Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком: Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев ( берёза , дуб, клён , сосна, ель, липа). Предложите ребёнку спрятаться за липу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом . Например , в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в лес . Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в лесу. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите . Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
Слайд 7
Загадку отгадай, потешку получай По дороге в детский сад, во время прогулки предложите ребёнку несколько загадок. Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится . Разучивайте с детьми потешки , прибаутки, детские песенки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребёнком.
Слайд 8
УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Художественная литература воспитывает в ребёнке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребёнку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребёнку . Читать надо неторопливо , чётко , выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребёнка , о чём читали , что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций. Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам : « Как ты считаешь, правильно ли поступила Лиса? Как ты думаешь, почему она так сделала?» и т.д
Слайд 9
«ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ» Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам. Постарайтесь подобрать серию сюжетных картинок Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку самостоятельно определить последовательность картинок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнок затрудняется, помогите ему с помощью наводящих вопросов, но сами старайтесь не произносить предложения. Нет сюжетных картинок, не беда — возьмите самую обыкновенную открытку. Поинтересуйтесь у ребёнка , что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Слайд 10
«ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТЯШКИ» ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ Просмотр мультфильмов – мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника!
Слайд 11
«МАЛЕНЬКИЙ ЖУРНАЛИСТ» или «ИНТЕРЕСНЫЙ РЕПОРТАЖ» Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д. Вы с реб ё нком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребёнку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов . А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти , что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать , не останавливайте. Речь малыша развивается независимо оттого , какие события — реальные или вымышленные — им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребёнку , если он затрудняется в выражении мысли.
Слайд 12
Если обобщить всё сказанное выше, родителям нужно знать «маленькие хитрости», а именно: Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет)в день. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте. Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается. Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка . Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Слайд 13
Список использованных источников: 1. Бордич , А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед . институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1974. — 288 с. 2. Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности » Психология».М ., 1997. 3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред . Ф.А . Сохина. — 2-е изд., испр . — М.: Просвещение, 1979. — 223 с., ил., 4 л. ил. 4. http ://ciur.ru / . Картинки: 1 . http ://www.vseodetyah.com/article. 2 . https://read.ru/id/1200997/. 3 . http ://www.kuponika.ru/action/. 4 . http ://soc.cap.ru/news/details/18443. 5 . http ://picsfab.com/search. 6 . http ://wastetimepost.com. 7 . http ://microgorodvlesu.livejournal.com. 8 . http ://www.metodsilva.org. 9 . http ://ru.depositphotos.com. 10. https://333v.ru/image .
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник