Понятие норма развития личности ребенка
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma) — установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.
В практической психологии и педагогике сегодня широко используемыми являются понятия:
— предметная норма — знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);
— социально-возрастная норма — показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;
— индивидуальная норма — проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова).
Категория норм, психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Закономерно встает вопрос о том, как определить педагогу-предметнику и педагогу социальному общеобразовательной школы степень тяжести нарушения, установить, лежит ли это отклонение в пределах «нормы» или является патологическим? Вряд ли можно найти исчерпывающие и однозначные критерии. Тем не менее, такие критерии есть. Известен «критерий психопатий Ганнушкина — Кербикова», позволяющий определить патологию характера (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Первый признак — относительная стабильность характера во времени, то есть он мало меняется в течение жизни. Если возникшее в детстве нарушение не меняется и не исчезает с возрастом, то это может быть свидетельством патологического нарушения. Примерно то же имеет в виду и В.П. Кащенко, говоря о существенных различиях между «нормальными и ненормальными людьми». Отклоняющиеся черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитательному воздействию и способны к необходимой социальной адаптации.
Второй признак — «тотальность проявлений характера»: одни и те же черты проявляются везде: дома, на отдыхе, на работе, среди своих и среди чужих, то есть при любых обстоятельствах. Если же человек дома один, а «на людях» — другой, то это не патология.
Третий признак — социальная дезадаптация, заключающаяся в том, что у человека возникают постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо тот и другие вместе (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Есть и другие критерии оценки, позволяющие установить отклонения в любом поведении. Крупный английский специалист в области детской психиатрии М. Раттер для оценки отклонений в любом поведении предложил следующие критерии:
1. Необходимо учитывать возрастные особенности и половую принадлежность ребенка.
Некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста. Так, тревога при разлуке с близкими (матерью) типична для малышей, начинающих ходить (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями — возможная причина для беспокойства). Для подростка же болезненное переживание разлуки с близкими — явление весьма редкое и поэтому ненормальное.
Что касается половых различий, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми женскими чертами, а у большинства девочек — некоторыми мужскими. Это вполне нормально. Достаточно редко у мальчика встречается «весь набор женских особенностей поведения», и это — нарушение.
2. Длительность сохранения расстройства.
Почти каждый ребенок в какой-то момент переживает состояние нежелания идти в школу. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или даже лет, то это должно вызывать тревогу.
3. Жизненные обстоятельства могут вызывать временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей. Развитие никогда не происходит гладко. «Психологическая энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое — обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. В одних условиях колебания происходят чаще. Это зависит от обстоятельств жизни ребенка. Для многих детей появление младшего ребенка в семье может стать фактором таких колебаний. Смена школы или класса — событие, которое вызывает переживание стресса, повышает чувство тревожности и зависимости.
4. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной культурной среды. Поэтому важно учитывать социокультурные различия, которые имеют место в обществе.
5. Важно иметь в виду степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требуют дети с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни, когда нарушение одной сферы негативно сказывается на других сферах.
6. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей характернее, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
7. При анализе детского поведения следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует внимательно относиться к тем изменениям в поведении, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития.
8. Ситуационная специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой проявляется нарушение поведения. Хотя это не самый важный критерий, но он может пролить определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание, по убеждению М. Раттера, комбинацию из всех названных критериев. Хотя и в этом случае определение «ненормальности» не является вполне достаточным. Необходимо учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие. Важно помнить, что конкретный ребенок — это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу, предполагающую установление характера нарушений развития личности конкретного ребенка.
Источник
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья — Учебное пособие (Акатов Л.И.)
Понятие «норма» в развитии личности
Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями требует осознания понятий «норма» и «патология». Это важно для
того, чтобы, с одной стороны, эффективно формировать личностные качества,
необходимые для безболезненного вхождения в мир социальных отношений, с другой
— определять, какие негативные свойства личности, сложившиеся у ребенка,
подлежат коррекции.
К сожалению, единого подхода в определении
границы между нормой и патологией в развитии личности не существует. Если в
физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы
(рост, вес, физическая сила и др.), то в определении аномалий личности, в
связи с индивидуальностью и субъективностью психики, наблюдается большая
вариативность.
Особые трудности возникают при определении
нормы и патологии у детей и подростков. Психология детского и подросткового
возраста отличается от психологии взрослого тем, что в этом возрасте,
вследствие некритичности восприятия подростком своего «Я», отсутствует
достаточное понимание сущности изменений, происходящих в их
потребностно-мотива-ционной и эмоционально-волевой сферах. Проблема аномалий
личности в этом возрасте более значима не для самих детей и подростков, а для
родителей, учителей, так как они оставляют за собой право корректировать
поведение ребенка, формировать у него так называемые «правильные» формы поведения.
Подросток часто не подозревает, что, общаясь со сверстниками и другими людьми,
он может заимствовать анормальные способы поведения тех же людей.
Проблема «нормы» и аномалий личностного
развития сводится, по утверждению В.А. Худика, исследовавшего данную проблему,
с одной стороны, к изучению особенностей усвоения ребенком определенных
жизненных нормативов, выдвигаемых тем или иным социальным окружением, а с
другой — к анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствующей
субкультуры.
Подчеркивая важность определения понятия
«норма» в личностном развитии, Л. Пожар считает, что это междисциплинарная
проблема и решить ее с позиций только биологического, либо узко
психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. Поэтому данное
понятие следует рассматривать с точки зрения статистической, функциональной и
идеальной нормы.
Статистический аспект нормы. Нормальным
считается такое состояние, которое находится в рамках средней величины
или*оговоренной меры распределения. Но статистическую норму следует
воспринимать с известной степенью осторожности. Например, если у индивида
интеллект выше, чем норма, это не означает, что он ненормальный, но с точки
зрения развития интеллекта он обнаруживает отклонение от нормы. Иначе говоря,
не всякое отклонение от статистической нормы следует отождествлять с патологическим.
Функциональный аспект нормы принимает во
внимание единичность индивида. Этот вид нормы иногда называют индивидуальной
нормой. В воспитательной практике перед нами стоит не «средний» человек, а
индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями. В
этом случае нормальным считается такой человек, который воспринимает себя
таким, какой он есть. В воспитательной работе с аномальными детьми мы должны
при обсуждении нормальности исходить из возможностей и способностей самого
аномального ребенка или подростка, т. к. именно этот круг потенциально
возможных способностей является для него нормой, а все отклонения от этой
нормы следует считать прогрессом в развитии в зависимости от того, в каком
направлении идет отклонение. То есть функциональная норма является исходным
пунктом в работе с аномальными детьми и подростками.
Идеальная норма — это оптимальный способ
существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на
передний план выступают качественные, а не количественные показатели.
Идеальная норма понимается как бесконечный процесс самореализации индивида в
данных общественных условиях и природном окружении. Но идеальной нормы
достигнуть нельзя, к ней можно только приблизиться. Однако отсутствие
стремления к какому-либо идеалу — это признак ненормальности. Вместе с тем
ненормальным является и то, если у человека много противоречивых идеалов.
Рассмотренные доводы определения понятий
«норма» личностного развития — это лишь крайние полюса сложной проблемы. Между
этими условными полюсами находится обширное поле пограничных с нормой и
патологией уровней развития. К этим пограничным состояниям могут быть отнесены
вредные привычки, стереотипы поведения, эмоционально-личностные реакции и
другие девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые
формируются у детей и подростков как в связи с социальной ситуацией развития,
так и под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.
Таким образом, для нормальной человеческой
психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому
отклонение от среднестатистического варианта поведения не всегда говорит о той
или иной патологии. Например, некоторые гипертрофированные черты характера и
особенности поведения могут проявляться в виде чудачества, но в определенных
условиях этот человек вполне может уживаться с другими людьми.
Представление о норме поведения может
изменяться в зависимости от принадлежности человека к той или иной культуре,
религии, обществу и т. п. Нормальное человеческое поведение далеко не всегда
является продуктом хороню продуманных планов. Значительно чаще поведение
зависит от конкретной ситуации и имеет преимущественно познавательный и
эмоциональный характер, основанный на особенностях личности, ее интуиции, на
усвоенных штампах, образцах поведения. Все это определяет разнообразие нормы
человеческой личности и психики в различные периоды жизни под влиянием разных
обстоятельств, а также болезней.
Однако задачи, стоящие перед социальной
реабилитацией, нуждаются в более четком определении границ нормального и
анормального развития личности. Прежде всего необходимо учитывать, что ребенок
с ограниченными возможностями индивидуален, неповторим, и модель нарушений его
личностного развития надо определять сугубо конкретно. В числе других
признаков, фиксирующих проявления нарушений в личностном развитии, можно
назвать:
— нарушения в мотивационной, эмоциональной и
волевой сферах, так как в них отражаются любые изменения в психическом
развитии личности ребенка. Гармония или дисгармония названных сфер определяет
всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, межличностные взаимодействия,
деятельность;
— нарушения в одной из сфер личности ребенка
оказывают негативное действие на другие сферы, в результате может наблюдаться
либо замедление темпов развития, либо наступает деградация личности в целом;
— психические нарушения приводят к социальной
дезадаптации ребенка. Ребенок замыкается в себе, сужается круг лиц, с которыми
он взаимодействует, нарушаются контакты с социальным окружением;
— психические нарушения оказываются барьером
на пути воспитательных воздействий, ребенок становится невосприимчив к ним;
— наблюдаются нарушения в мыслительной
деятельности, снижение интеллекта, «что при определенных условиях,
особенно при отторжении ребенка из среды сверстников, может способствовать
развитию негативных личностных качеств;
— нарушения психики и личности часто приводит
к психосоматическим заболеваниям;
— нормальные дети поддаются воспитанию, они
видят, как ведут себя взрослые или их сверстники и способны, подражая им,
достичь известного уровня социального приспособления. Дети с отклонениями в
личностном развитии испытывают трудности в вопросах самооценки и приспособления
к ркру-жающим их людям.
Источник
Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо определить сущность понятия «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.
Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
§ когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
§ когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
§ когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).
Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Под дефектом (от лат. Defectus — недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л.С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:
§ первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;
§ вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом. В целом проблема социальной депривации характерна для всех видов отклонений физического и психического развития.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
§ пренатальные (до начала родовой деятельности);
§ натальные (в период родовой деятельности);
§ постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.
Факторы риска недостаточности психофизического развития:
§ биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);
§ генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);
§ соматические (невропатии);
§ социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда);
§ индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);
§ ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия (Л.В. Кузнецова).
Источник