Понятие физического развития ребенка процесс акселерации
Пропедевтика детских болезней: конспект лекцийО. В. Осипова
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.
Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).
В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).
Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.
Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.
Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.
В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.
Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).
В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
16. Физическое развитие
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения. Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в
5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия
«Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к
6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
2.1. Развитие мышления детей
Для успешного воспитания детей следует иметь представление о том, как развивается их мышление и в чем его отличие от мышления взрослого человека.Психологи отмечают, что становление мышления проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Под
5.1. Духовное развитие детей
Занятия, связанные с психологическим и духовным развитием детей, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому необходимо ориентироваться по состоянию группы и выбирать темы, доступные для детей. Такие
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Физическое развитие
Тюрчев Владимир Заниматься физическим развитием ребёнка мы начинаем с самого рождения. Начинается всё с массажа и упражнений. Вы двигаете его руками, ногами, туловищем. Потом малыш научится сам управлять своим телом: махать ручкой, ножкой, качать
Как предупредить развитие плоскостопия у детей
Признаки плоскостопия внимательные родители могут заметить уже у 2 – 3-летнего малыша: после непродолжительной ходьбы (30 минут и более) ребенок быстро утомляется, просится на руки или предпочитает передвигаться в коляске.
Физическое развитие
Физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет существенно отличается от его развития в первые несколько месяцев жизни. После своего первого дня рождения малыш растет не так быстро, как вы привыкли наблюдать. Ритм роста становится неравномерным. Вам
Источник
Ïîíÿòèå è îñíîâíûå âèäû àêñåëåðàöèè. Õàðàêòåðèñòèêà ýïîõàëüíîé è âíóòðèãðóïïîâîé àêñåëåðàöèè. Ïîäãðóïïû ñ ãàðìîíè÷íîé è äèñãàðìîíè÷íîé àêñåëåðàöèåé ñðåäè äåòåé ñ óñêîðåííûì ðàçâèòèåì. Èçìåíåíèÿ â ïèòàíèè êàê ïðè÷èíà è ôàêòîð âîçíèêíîâåíèÿ àêñåëåðàöèè.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò
íà òåìó:
«Àêñåëåðàöèÿ,ïðè÷èíûèôàêòîðûóñêîðåíèÿðàçâèòèÿäåòåé«
Ïëàí
- 1. Ïîíÿòèå «àêñåëåðàöèÿ»
- 2. Âèäû àêñåëåðàöèè
- 3. Ïðè÷èíû àêñåëåðàöèè
- 4. Ôàêòîðû è ãèïîòåçû àêñåëåðàöèè
- Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
àêñåëåðàöèÿ ïèòàíèå óñêîðåíèå ðàçâèòèå
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Äîëãîâðåìåííûå, ïðîñëåæèâàåìûå íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷åëåòèé è ñòîëåòèé èçìåíåíèÿ ðàçìåðîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, ôîðìû ÷åðåïà è ìàññèâíîñòè ñêåëåòà. Îñíîâíûå ïðè÷èíû àêñåëåðàöèè, ìåòîäû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî è íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ è øêîëüíèêîâ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [20,4 K], äîáàâëåí 28.05.2016
Ñóùíîñòü, öåëè è çàäà÷è ïîëîâîãî âîñïèòàíèÿ. Ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ è ýòàïû ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ ó äåâî÷åê. Ïðè÷èíû óñêîðåíèÿ ðàçâèòèÿ è ñîçðåâàíèÿ äåòåé — ÿâëåíèå àêñåëåðàöèè. Îñîáåííîñòè ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ è ñìåíû èíòåðåñîâ ó ìàëü÷èêîâ 13-14 ëåò.
ïðåçåíòàöèÿ [1,9 M], äîáàâëåí 26.12.2012
×åëîâåê êàê áåëêîâûé îðãàíèçì. Îñîáåííîñòè áàëàíñà àçîòà ïðè ðàöèîíàëüíîì ïèòàíèè äåòåé, ïîñëåäñòâèÿ åãî íàðóøåíèé. Èçìåíåíèÿ ïðè íåäîñòàòêå èëè èçáûòêå áåëêîâ â ïèùå. Æèðû êàê îáÿçàòåëüíûé ýëåìåíò ñáàëàíñèðîâàííîãî ðàöèîíà. Ðîëü óãëåâîäîâ â îðãàíèçìå.
ïðåçåíòàöèÿ [5,4 M], äîáàâëåí 11.10.2016
Óòîìëåíèå — çàùèòíàÿ, îõðàíèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ îò ÷ðåçìåðíîãî èñòîùåíèÿ îðãàíèçìà, îñîáåííîñòè åãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Âèäû è ïðèçíàêè óòîìëåíèÿ è ïåðåóòîìëåíèÿ. Ôèçèîëîãî-ãèãèåíè÷åñêèå îñíîâû ðåæèìà äíÿ äåòåé êàê âîññòàíîâèòåëüíàÿ ïðîôèëàêòèêà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [43,8 K], äîáàâëåí 21.01.2014
Ñòîëêíîâåíèå Çåìëè ñ äðóãèìè íåáåñíûìè òåëàìè è åñòåñòâåííûé îòáîð â áèîñôåðå. Ãëîáàëüíûå êàòàñòðîôû äëÿ íåìíîãèõ âûæèâøèõ — ïîäàðîê ñóäüáû, ìîùíûé óñêîðèòåëü èõ ýâîëþöèè. Äèíàìèêà ìàãíèòîñôåðû Çåìëè êàê ôàêòîð óñêîðåíèÿ ýâîëþöèè ñóùåñòâóþùèõ âèäîâ.
ðåôåðàò [22,3 K], äîáàâëåí 13.04.2008
Âûÿâëåíèå è îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà äâèæóùèõ ñèë áèîëîãè÷åñêîé ýâîëþöèè êàê íåîáðàòèìîãî ïðîöåññà èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îðãàíè÷åñêîãî ìèðà. ×. Äàðâèí è òåîðèè ïðèñïîñîáëåíèÿ è èçìåíåíèÿ ãåíåòè÷åñêîãî ñîñòàâà îðãàíèçìîâ. Àíàëèç çíà÷åíèÿ ôàêòîðîâ ýâîëþöèè.
ðåôåðàò [12,3 K], äîáàâëåí 20.01.2012
Ïðîáëåìà ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Îïðåäåëåíèå ñòåïåíè «øêîëüíîé çðåëîñòè» ïî òåñòó Êåðíà-Èðàñåêà. Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Îñíîâíûå ïîêàçàòåëè è ìåòîäû îïðåäåëåíèÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äîøêîëüíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [532,4 K], äîáàâëåí 25.12.2015
Îïèñàíèÿ ñïåöèôè÷íîãî êîìïëåêñà óðîäñòâ è ïîðîêîâ ðàçâèòèÿ ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ îò ðîäèòåëåé, çëîóïîòðåáëÿþùèõ ñïèðòíûìè íàïèòêàìè. Èññëåäîâàíèå òÿæåëûõ íàðóøåíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé âîçíèêíîâåíèÿ àëêîãîëüíîãî ñèíäðîìà ïëîäà.
ïðåçåíòàöèÿ [1,6 M], äîáàâëåí 02.10.2014
Èññëåäîâàíèå ðàñïîëîæåíèÿ è îòäåëîâ ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà. Èçó÷åíèå ôóíêöèé ïðîìåæóòî÷íîãî, ñðåäíåãî è ïðîäîëãîâàòîãî ìîçãà. Ñòðîåíèå ìîçæå÷êà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâûõ ëåò æèçíè. Îðãàíû çðåíèÿ è ñëóõà ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé.
ïðåçåíòàöèÿ [1,7 M], äîáàâëåí 18.03.2015
Ðîëü äâèæóùåé è ñòàáèëèçèðóþùåé ôîðì îòáîðà. Ôàêòîðû è ïðè÷èíû èçìåíåíèÿ ãåíîôîíäà. Ïîíÿòèå äðåéôà ãåíîâ â ìàëîé ïîïóëÿöèè è åãî ïîñëåäñòâèÿ äëÿ íåå. Ýêñïåðèìåíò Ñ. Ðàéòà. Ïîïóëÿöèîííûå âîëíû (âîëíû æèçíè) — ïåðèîäè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ÷èñëåííîñòè îñîáåé.
ïðåçåíòàöèÿ [2,5 M], äîáàâëåí 21.10.2011
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Основными
признаками физического развития являются
рост, вес, окружность грудной клетки,
окружность головы. В последние десятилетия
происходит значительное, ускорение
физического развития детей по сравнению
с их сверстниками, жившими 30—40 лет
назад.
Измерения
роста грудных детей проводят с помощью
горизонтального ростомера: теменная
часть головы уложенного ребенка плотно
соприкасается с неподвижной планкой
ростомера, а подошвы выпрямленных ног
(надавить рукой на колени) — с подвижной
планкой.
Измерение
роста детей старше года проводится с
помощью вертикального ростомера. Ребенок
ставится на площадку так, чтобы пятки
его касались вертикальной стойки
ростомера, а голова находилась в
положении, при котором наружный край
глазницы и верхний край козелка уха
располагались бы на горизонтальной
одной линии. Подвижная планка прикладывается
к голове без надавливания. Антропометрия
проводится утром.
Рост
новорожденного в среднем равен 50,5 см,
в первые 3 месяца жизни ежемесячное
увеличение роста составляет 3 см, во
второй четверти года — 2,5 см, в третьей
— 1,5 см, в четвертой — по 1 см в месяц.
Рост в годовалом возрасте должен
составить в среднем 75 см. Нормальный
рост ребенка до 4 лет можно рассчитать
по формуле:
100
— 8 х (4 — п), а старше 4 лет:
100
+ 6 х (П — 4), где п — возраст ребенка в
годах.
Ребенок
рождается с массой 2800—4000 г. Массу тела
ребенка до 6 месяцев можно определить
по формуле:
Мр+
800 х п,
где
Мр — масса при рождении, 800 — средняя
месячная прибавка, п — число месяцев
жизни.
Для
детей второго полугодия:
Мр+(800х
6) + 400(п-6).
Масса
ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на
каждый недостающий месяц вычитается
по 800, на каждый последующий — прибавляется
600 г.
У
детей старше года ориентировочную массу
тела можно определить так: 10,5 + 2п, где
10,5 кг — масса тела годовалого ребенка,
п — возраст от 2 до 11 лет.
Более
точную оценку нарастания массы тела и
ее соответствия росту можно составить
по специальным цен-тильным таблицам.
Взвешивание
детей до 2-х лет проводят в утренние часы
на весах с лотком, более старших — на
рычажных медицинских весах. Дети должны
быть раздеты.
Окружность
грудной клетки у детей раннего возраста
измеряется в положении лежа, у детей
старше года — в вертикальном положении.
Сантиметровую ленту накладывают сзади
под углами лопаток, спереди — на
околососковые кружочки. У девочек-подростков
лента проходит под нижними углами
лопаток и под грудными железами. Измерение
окружности грудной клетки проводят на
высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной
паузы у детей старшего возраста, которые
могут задержать дыхание. По разности
окружности грудной клетки во время
максимального вдоха и выдоха определяют
амплитуду экскурсий грудной клетки.
Как
происходит прирост окружности грудной
клетки у здорового ребенка?
Окружность
грудной клетки при рождении в норме
32—34 см, в 6 месяцев — 45 см. Для
ориентировочного определения окружности
грудной клетки у детей до 1 года
используется следующий расчет: на каждый
недостающий месяц, до 6 месяцев надо из
45 вычесть 2 см, на каждый последующий
месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см.
Например, для определения окружности
груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем
2 х 2 см и получаем 41 см.
Окружность
груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х
0,5 см) = 46 см.
Окружность
груди для детей до 10 лет определяется
по формуле: 63 см — 1,5 см (10 — п), где 63 см —
средняя окружность груди ребенка 10 лет,
п — число лет. Окружность груди в
сантиметрах детей старше 10 лет:
63
+ 3 (п — 10).
Измерение
окружности головы проводится с помощью
сантиметровой ленты по максимальному
периметру головы. Ленту сзади накладывают
на наиболее выдающуюся часть затылка,
а спереди на надбровные дуги. В целях
соблюдения асептики у новорожденных
ленту перед употреблением обрабатывают
дезинфицирующим раствором, через месяц
постоянного употребления ее заменяют
новой.
Окружность
головы при рождении составляет 34— 36
см; окружность головы ребенка 6 месяцев
равна 43 см. Для детей до 1 года окружность
головы определяется так: на каждый
недостающий месяц из 43 см надо отнять
1,5 см, на каждый последующий прибавить
0,5 см. Так окружность головы ребенка в
4 месяца равна: 43 см — (1,5 см х 2) = 40см; в 8
месяцев — 43 + (0,5 х 2) = 44 см. Для определения
окружности головы у детей старше года
за основу берется окружность головы
ребенка 5 лет — 50 см; на каждый недостающий
год из 50 вычитают по 1 см, на каждый
последующий — прибавляют 0,6 см. Так
окружность головы ребенка в 3 года
составляет 50 — (1 х 2) = 48 ем, а в 7 лет — 50 +
(2 х 0,6) = 51,2 см.
Сущность
акселерации заключается в раннем
достижении определенных этапов развития
организма:
1) Ранняя
смена зубов
2) Раннее
половое созревание
3) Раннее
окостенение скелета и завершение роста
Акселерация проявляется в том, что в
настоящее время к одному и тому
же
возрасту ребенок достигает более высоких
показателей роста и развития чем в
прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики
на 15 см выше чем 100 лет назад.
Акселерацию
не следует путать с так называемой
вековой тенденцией. Это — тенденция к
постепенному изменению с течением
времени биоморфизма человека, которое
заключается в увеличении продолжительности
жизни и более позднем наступлении
климакса.
Акселерация
— часть вековой тенденции, охватывающая
только период созревания.
Причины
акселерации:
Существует
несколько теорий, объясняющих причины
акселерации.
1) Гелиогенная
(солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет
вызывает синтез активной формы витамина
D и ускорение роста. Эта теория не
выдерживает критики так как акселерация
наблюдается не только в солнечных
регионах, но и в северных районах, где
мало солнеч¬ной радиации.
2) Алиментарная
теория. Говорит, что современные дети
больше едят белков, жиров, углеводов,
витаминов. Но повышенное потребление
пищи и витаминов характерно только для
последних 40 лет, а акселера-ция наблюдалась
и раньше.
3) Радиоволновая
теория. Она говорит, что в связи с
развитием техники появилось большое
количество радиоволн, которые действуя
на гипофиз, вызывают увеличение синтеза
и секреции гормона роста, а сле-довательно
ускорение роста.
4) Урабанизационная
теория. Согласно ей жизнь в больших
горо¬дах всегда сопряжена с шумом,
нервными стрессами. Все стрессы
раздра¬жают нервную систему, что
способствует ускорению роста и развития.
Однако, в тихих, спокойных регионах
акселерация также наблюдается.
5) Генетическая
теория.
Таким
образом, единой теории, объясняющей
причины акселерации в настоящее время
не существует.
Следует
заметить, что в развитых странах
акселерация постепенно идет на убыль,
а в развивающихся, наоборот, увеличивается.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник