Помазание на вечерней службе это как объяснить ребенку 5 лет
Помазание — обряд, который проводится в церквях, заключающийся в помазании священником лба служителя или прихожанина. Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости.
История обряда
Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.
С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).
Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.
В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).
Смысл помазания
Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:
- Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
- Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
- Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.
Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.
В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.
На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний.
Читайте о православии:
- Что такое катехизис
- Можно ли не ходить в храм, если Бог в душе
- Что означает слово «Аллилуйа»
Кто такой помазанник
Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание.
«Это Он, Бог, который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и который помазал и нас, — это Он отметил нас Своей печатью и послал как залог Своего Духа в наши сердца» (2-е Коринфянам 1:21-22).
Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим. Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса.
Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс.
Как проявляется помазание
Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами.
Важно! Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере.
Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать. На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего. Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести.
Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды.
В чем смысл помазания освященным маслом на вечерней службе?
Источник
источник
Посещение храма и участие в таинствах должно быть для ребенка светлым событием, но для некоторых детей это время превращается в скучную, непонятную, а порой и тягостную обязанность. Что делать, чтобы привить детям любовь к Церкви? С какого возраста необходимо исповедоваться и как помочь ребенку подготовиться к исповеди?
Особенности детского возраста
Дети в силу различных причин не могут стоять на молитве так же, как взрослые. Поэтому, собираясь с ребенком в храм, родителям необходимо учитывать особенности возраста своего чада.
Детей от рождения до года обычно приносят в храм только для причащения.
Дети от года до 3 лет могут спокойно вести себя в храме не более получаса, и то при условии, что они будут в чем-то участвовать или что-то рассматривать. Поэтому обычно один из родителей приходит в храм с детьми к самым важным и торжественным моментам. Например, на всенощное бдение (вечерняя служба накануне больших праздников) с ребенком достаточно прийти к началу полиелея. Эта часть службы наполнена действиями (выход священства из алтаря, каждение, пение величания или других песнопений, звон колоколов, чтение Евангелия, прикладывание к иконе праздника, помазание елеем). После елеопомазания можно покинуть храм. На литургию нужно приходить за 10-15 минут до начала причащения. Во время причащения священнослужителей в алтаре в храме обычно бывает затишье, во время которого дети могут поставить свечи, поцеловать иконы. После того, как ребенок причастится, лучше достоять с ним до конца службы и только потом отправляться домой. С детьми этого возраста родителям следует стоять позади всех молящихся, чтобы ребенок не привлекал к себе много внимания. Если ребенок ведет себя спокойно, можно проводить в храме больше времени. Уже сама обстановка храма, молитвенное пение хора, возгласы священнослужителей, лики святых, словно глядящих из горнего мира, особый запах ладана благотворно воздействуют на малышей.
Детей следует часто носить в церковь, прикладывать ко кресту, Евангелию и иконам, а дома — подносить под иконы, осенять крестным знамением (как и постельку, и пищу, и все, с чем дитя соприкасается), окроплять святой водой и окуривать ладаном; нужно, чтобы младенца чаще благословлял священник, чтобы по возможности в дом приносили иконы из храма и служили молебны.
Пусть дети дружат с православными детьми из здоровых семей, пусть важнейшим центром интересов для них станет приходский храм. Родители должны поддерживать в глазах детей духовный авторитет пастыря.
Профессор, протоиерей
Глеб Каледа
Дети от 3 до 7 лет уже могут немного управлять собой, поэтому время их пребывания в храме можно постепенно увеличивать от получаса в 3 года до часа или полутора часов (в зависимости от характера и терпения ребенка) к 7 годам. Некоторые дети могут выстоять и два часа, но это исключительные случаи и на них нельзя ориентироваться. Поскольку детям все еще трудно стоять в храме на одном месте более 10-15 минут, можно поручить им поправлять свечи на подсвечниках, привлекать их к пению на литургии «Верую» и «Отче наш» или тихонько подпевать «Господи, помилуй» и «Аминь». Родителям надо стоять рядом с детьми, подсказывать им, как вести себя во время молитвы: когда перекреститься, наклонить голову, совершить земной поклон, делая всё вместе с ними. В этом возрасте с детьми можно стоять в середине или в передней части храма, чтобы лучше видеть службу.
В летнее время в отдельные моменты службы можно выходить на улицу. Например, на Всенощном бдении после помазания можно выйти из храма, чтобы вернуться на пение «Честнейшую Херувим…» Важно не количество времени, проведенного ребенком в храме, а благоговение. Лучше выйти, если ребенок уже не может стоять спокойно, и вернуться тогда, когда он сможет вновь собраться и вести себя тихо. Родители должны научиться чувствовать золотую середину: не перегибать палку и не заставлять ребенка делать то, на что он еще просто не способен, но в то же время не давать ему повода расслабляться. Кстати, первая крайность опаснее, чем вторая.
…Небольшой храм на окраине города. Идет Божественная литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один лет трех, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своем детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, то громко вскрикивает, затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него видит решительно сжатые губы или слышит отповедь: “Как же, Христос сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне»; а вы что, гоните меня с детьми из храма?” У всех взвинчены нервы. Литургия обессмысливается…
Игумен Пётр (Мещеринов)
Дети от 7 до 14 лет постепенно становятся способны выстоять в храме полную службу (два-два с половиной часа). Очень важно, чтобы родители или преподаватели воскресной школы объяснили богослужение, смысл тех или иных действий священнослужителей. Ребенок в этом возрасте должен уметь писать записки о здравии и об упокоении своих близких, знать, для чего он это делает. Можно давать детям постоянные для них послушания: пение на клиросе, дежурство у подсвечника, помощь в алтаре. Однако подобное послушание может дать только настоятель. Назначать определенные послушания детям могут и преподаватели воскресной школы или активные родители, но только с благословения священника.
Родители, которые постоянно ходят в храм с детьми, вынуждены подстраиваться под их уровень развития и в итоге сами проводят в церкви меньше времени, чем хотелось бы. Если родители причащают детей каждую неделю, то допустимо одному из них причащаться с детьми, не выстояв всей службы, но обязательно полностью прочитав Последование ко Святому Причащению, а также каноны: Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.
Возможные трудности
Замечу, что все приведенные выше рекомендации приблизительны. Родители должны сами следить за взрослением ребенка и определять посильное для него участие в богослужении. Крайне опасно заставлять ребенка выстаивать всю службу, если он не способен на это по возрасту, тем более, если ребенок начинает ходить в храм не с раннего детства – в таком случае обязательным условием является его постепенное воцерковление. Если, например, он пришел в храм только в 10 лет, его молитва должна начинаться с непродолжительного пребывания в храме (полчаса) и постепенно, по мере воцерковления, увеличиваться до уровня, соответствующего его возрасту.
Надо рассчитывать и физические силы детей. Например, если ребенок устал во время службы, можно предложить ему сесть на лавочку. Но при этом обязательно объяснить, в какие важные моменты службы обязательно нужно встать.
Итак, как нам приобщать детей к церковности?
Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности — чуть меньше, чем “по силам”; а все внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой, а не рутиной и обязаловкой.
Игумен Пётр (Мещеринов)
Родители должны стараться, чтобы ребенок шел в храм как на праздник – насилие в этом деле далеко не лучший метод. В случае, если ребенок может выстоять определенное для него время, но заупрямился, плохо себя ведет и не успокаивается после соответствующих вразумлений, его можно наказать, выведя из храма или не допустив до причащения. Это правильнее, чем заставлять его молиться или идти на причастие, поскольку он будет воспринимать молитвы или причащение как наказание. Наказанием должно быть лишение права молиться или приступать к тому или иному таинству, а не сама молитва или таинство.
Как правило, серьезные проблемы возникают при разногласии между отцом и матерью в вопросе посещения ребенком церковных служб, особенно если один из родителей категорически против. Поскольку церковная молитва – это не только праздник, но и труд, ребенку часто хочется избавиться от этого труда. Он будет стараться «спрятаться» за того родителя, который дает ему возможность расслабиться. Здесь от воцерковленного родителя требуются мудрость и терпение.
Особое внимание следует уделять детям, вошедшим в подростковый возраст. В их жизни все большую роль начинают играть сверстники, и поэтому очень важно, чтобы в храме были друзья, например, из воскресной школы (хорошо, если при храме организуются паломнические поездки, походы и летние лагеря, работают кружки, выпускается газета и так далее). Конечно, есть опасность, что, оказавшись на богослужении вместе, ребята начнут болтать или хихикать. Мне думается, что до 11-12 лет лучше не оставлять детей в компании с друзьями без присмотра во время службы. А к 13-14 годам, когда дети взрослеют, можно и нужно разрешать им стоять со сверстниками отдельно от родителей.
Протоиерей Илия Шугаев
Назад к списку
Источник
В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.
Миропомазание
Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.
Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”.
Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.
Елеосвящение (Соборование)
Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его.
Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.
В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.
Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.
Елеопомазание
Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.
Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.
Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто “С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.
Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».
Источник
Как вести себя в церкви? Обычно этим вопросом задаются те,
кто только начинает ходить в храм. «Прихожане со стажем» о своем
поведении на службе часто не задумываются — и напрасно. О том, на что
нужно обращать внимание и какие ошибки совершают люди на службе, мы
беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?
- Церковь, по определению Священного Писания,- это Тело Христово. Это
Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их
последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих
евангельские заповеди.
Сам храм — это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами,
благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается
Евхаристия — главное таинство христианской Церкви и где мы получаем
возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради
этого и существует Церковь.
Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся
для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1, 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18,
20). В этих словах — во-первых, обетование создания Церкви и
существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим
нужно собираться вместе ради общения со Христом.
Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе
подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде — в
транспорте, на работе — и чувствуем себя мельчайшими насельниками
огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным
желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми
близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая,
что единство в Церкви, единство в Боге — это совершенно особое,
благодатное состояние.
- Как нужно вести себя в храме? Многие люди, которые только
начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не
так… Как об этом узнать?
- Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная
вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима
Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо
рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит
содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в
любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими
общекультурными моментами, так и с тем, что происходит в храме.
- Так что же все-таки происходит в храме?
- Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными,
основные — это всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого
поста, Страстной седмицы, пасхального периода. Христианину необходимо
знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано
множество пособий для изучения богослужения. Тексты всенощного бдения и
Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах.
Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один
раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что
читается и поется. Для тех, кто хочет познакомиться с богослужением
серьезнее, есть книги и учебники по литургике, богослужебные книги —
Минеи, Октоих, Триоди. Они широко доступны в Интернете. В большинстве
храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается
содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное — это
желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь
Церкви.
Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание
преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом
закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли… Для начала это
простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом
познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем,
который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то
увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.
- Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?
- Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым
рассуждением — ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и
до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные
моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным.
Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен.
Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни
муха пролетит — слышно. Но как только этот момент закончился — все
расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно.
Или на всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся,
кланяются. Но начинается пение канона — и вся церковь приходит в
движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают
друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ
присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный
голос, люди обсуждают важные дела… Я в этот момент часто останавливаю
службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания
служба не закончилась, что читается канон — центральная часть утрени, в
котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится
благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний
хватает, а потом все повторяется. Тем не менее я продолжаю это делать и
стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они
этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к
сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого, и люди предоставлены
сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.
Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И
опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба,
когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не
слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень
много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое
правило: молиться Иисусовой молитвой или другими короткими молитвами.
Если по какой-то причине нужно уйти со службы — перекрестись и молча,
тихо выйди из храма.
Кстати, наблюдение за поведением наших прихожан — для меня самый
весомый аргумент в дискуссии, которая ведется иногда: нужны ли в
православных храмах скамейки? Вот у католиков есть — удобно. Есть у
православных греков, сербов, болгар. А я с ужасом думаю, что начнется в
наших храмах, если поставить скамейки: получится просто большая
завалинка, где ведется обсуждение всех и вся… На самом деле в
богослужении, особенно когда устав исполняется более или менее полно,
есть моменты, когда положено сидеть, особенно во время вечерни и утрени.
Поэтому скамейки в храме уместны. Но, к сожалению, манера воспринимать
храм во время службы как клуб по интересам присутствует в нашей жизни, и
преодолеть ее очень сложно.
— Часто бывает так, что во время всенощного бдения люди
приходят «к помазанию», а потом многие уходят. Это неправильно? Какое
значение имеет это помазание елеем на вечерней службе?
- Помазание освященным елеем — это видимый символ приобщения к
благодати Божией. У нас очень любят этот чин. По уставу помазание елеем
из лампады у праздничной иконы или елеем, освященным на литии,
совершается в конце богослужения, на 1-м часе. У нас в России, особенно
на праздничных всенощных, бывает много людей, и если мы начнем
помазывать их елеем на 1‑м часе, это еще минут на сорок удлинит службу.
Поэтому в нашей традиции помазание перенесено в начало пения канона, но
на службе это сказывается самым негативным образом. Плюс в сознании
нашего народа присутствует некое стихийное желание что-то взять из
храма. Не принести, а получить. К сожалению, потребительское отношение
ко всему господствует в наше время в человеческом, в том числе и в
церковном, обществе.
Все это приводит к тому, что помазание превратилось в «кульминацию»
вечернего богослужения, которой оно по своему смыслу не является. И
действительно — порой до половины прихожан приходят «к помазанию» и
потом с чувством исполненного долга уходят домой. Это неправильно.
Никакого особого таинственного смысла помазание елеем не имеет.
Нужно приходить на всенощную для того, чтобы прославить Бога и
подготовиться к завтрашней Литургии, особенно, если человек собирается
причащаться. Во время Божественной литургии совершается таинство
Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя и
причащение верующих. Вот почему Литургия — это завершение и вершина
суточного круга богослужения.
- Нужно ли стоять на коленях во время Херувимской, Милости мира?
- Есть разные обычаи и традиции. Но по уставу — нет, не нужно. Можно сделать земной поклон во время Тебе поем,
когда совершается таинство, на возгласе «Святая святым» и во время
выноса Даров для Причащения мирян. Не положено по уставу делать земные
поклоны в храме на святки (между Рождеством и Крещением) и на Святую
Пятидесятницу (от Пасхи до Троицы).
- Владыка, а как вести себя мирянам после «Святая святым»?
- Точно так же, как и на протяжении всей Литургии. Для меня это
второе больное место после канона на утрене. В пасхальную неделю в одном
из наших храмов мне пришлось остановить службу, прервать пение хора и
обратиться к людям, потому что начинается то же самое: ходьба, шум,
разговоры. Почему-то в этот момент все вдруг идут прикладываться к
праздничной иконе и начинают общаться. Я всегда пытаюсь объяснить, что
после «Святая святым» происходят очень важные священнодействия —
раздробление Агнца и Причащение сначала духовенства, потом народа.
Странно, что когда поется Херувимская, в общем-то, просто
сопровождающая перенесение Даров с жертвенника на престол, все стоят как
вкопанные, молятся со страхом и трепетом, а когда совершается
священнодействие со Святыми Дарами, в храме слышится шум. Часто, когда
произносится «Святая святым» и закрывается завеса, мне приходится
отправлять старшего иподиакона успокаивать народ, но это вызывает у
людей недоумение. И опять-таки, это происходит там, где священники не
учат своих прихожан. Повторю — к сожалению, это наша большая проблема.
- Обычно прихожане в храме знают друг друга, радуются,
встречаясь друг с другом. Это ведь хорошо. Но вместе с тем мы знаем и
слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме посылаются
скорби». Как же правильно людям общаться в храме?
- Это очень верное замечание преподобного Амвросия говорит о том, что
проблема не нова. Конечно же, храм может и должен быть таким местом,
где верующие люди встречаются и общаются между собой — но только не в
богослужебное время. Конечно, можно с кем-то поздороваться, спросить,
как дела, поинтересоваться здоровьем детей или родственников — но это
надо делать до начала чтения часов или после службы. В благоустроенных
храмах обычно предоставляют людям возможность пообщаться, особенно на
праздники. При многих наших храмах есть парки, скверы, устраиваются
встречи и чаепития. Священнику нужно позаботиться об этом, стараться
перенести эту очень хорошую социальную активность прихожан на
внебогослужебное время.
- Владыка, Вы часто цитируете блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»…
- Это очень точное выражение самой сути взаимоотношений человека с
Богом. Действительно, невозможно быть настоящим христианином, если Богу
отводится лишь незначительная часть нашей жизни. Бог должен быть на
первом месте, и тогда все остальное совершенно естественным образом
выстроится в правильном распорядке.
Газета «Православная вера» № 10 (534)
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Беседовала Наталья Горенокhttps://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sluzhba-bogu-trebuet-vnimaniya
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Источник