Полисенсорное развитие ребенка с нарушением зрения
Полисенсорное развитие детей с нарушением зрения
Тарских Светлана Дмитриевна, доцент, к.п.н.
Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.
Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества или недифференцированного и неопредмеченного впечатления от окружающего. В этом случае ощущение и восприятие различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятии, таким образом, едины и различны.
Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, и чтобы человек ни воспринимал, он неизменно «имеет дело» не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств и синтез отдельных ощущений как сложных комплексных систем. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких, где под модальностью понимается совокупность сходных сенсорных впечатлений, обеспечиваемых определенным органом. В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходя от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.к. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество: существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность восприятия играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия.
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в предметной деятельности человека – с другой. И.М. Сеченов подчеркивал, что целостность и структурность восприятия – результат рефлекторной деятельности анализаторов.
Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяются в перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.
Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.
Восприятие – это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятие от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем детальнее его восприятие, тем больше он увидит в предмете.
Восприятие требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства) тех основных признаков (с одновременным отвлечением от несущественных), и сопоставление их с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение – временное, пространственное. Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи, в пределах разных анализаторов.
Процесс восприятие осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. Тактильный и кинестетический анализаторы участвуют в осязательном восприятии. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в частном виде. Они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие предметов включает в себя зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Взаимодействие восприятий является полисенсорным восприятием, которое определяется как комплексное отражение действительности через различные уровни модальности.
Зрительно воспринимаемые предметы могут иметь для нас особое значение или же быть безразличными, создавать эмоциональное впечатление или же не вызывать никакой реакции. Зрительное восприятия является дистантным восприятием. С помощью него мы воспринимаем целостность предмета, расстояние до него. В состоянии пассивного восприятия мы «отбираем» наш зрительный мир произвольными и непроизвольными движениями глаз; их амплитуды и направление зависят не только от внутреннего состояния ЦНС (внимания, интереса), но также от характера зрительного стимула.
Кожа не является однородной чувствительной поверхностью. Внутри нее, варьируются по плотности, располагаются рецепторы трех независимых модальностей: давление / прикосновения (ликанореценция), тепла и холода (терморецепция) и боли. Общим свойством этих модальностей является то, что их рецепторы не сгруппированы и не образуют органов чувств, а как правило широко разбросаны и не сходятся в специализированные нервы (такие, как зрительный или слуховой), а включаются в многочисленные нервы тела и многие центральные тракты. Вместе с тем их работа вполне сопоставима с работой систем, обслуживающих любую из других модальностей. Для появления тактильного ощущения, входящего в механорецепцию, на внутренней стороне руки достаточно небольшого вдавливания кожи. С помощью тактильных ощущений мы можем определять поверхность предмета.
Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. При помощи слуха человек отражает также качество звука, как громкость, высота, тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве. Человеческий слух имеет социальный характер и существенно отличается от слуха животных – помимо шумов, человек различает речевые и музыкальные раздражители. Будучи дистантным, слуховой анализатор на расстоянии отражает многочисленные пространственные и временные отношения. Кроме того, звук имеет предметный характер, т.е. является признаком, присущим определенному предмету. Важной функцией слуха, для людей с патологией зрения, является локализация источника звука в пространстве. Способность локализовать звуки развивается в процессе пространственной ориентировки, которая развивается в деятельности.
Наиболее очевидно влияние выпадения или глубокого нарушения зрения на процессы развития ощущения и восприятия. Их специфика заключается в отражении меньшего качества свойств предметов и явлений, в преобладании ощущений иных модальностей, чем у зрячих, и в построении нервного механизма по компенсаторному принципу.
Потеря зрения как мощного дистантного анализатора частично восполняется у детей с нарушением зрения взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязание, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов, воспринимаемых дистантно. Все же наиболее конкретную информацию о форме, величине, протяженности, свойствах материала и других качествах предметов ребенок с нарушением зрения получает посредством осязания. Являясь контактным анализатором, осязание позволяет ребенку с нарушением зрения непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметных представлений.
Осязание работает более активно, чем у зрячего, доставляя большое количество ощущений, в известной мере компенсируя отсутствие зрения. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов. Оно дает возможность адекватного отражения формы предметов и других свойств. В процессе обучения с накоплением сенсорного опыта происходит развитие восприятия изображений и предметов.
Слух в условиях отсутствия зрения остается наряду с обонянием сохранным дистантрецептором, в то время как возможности осязания ограничиваются его константностью. Согласно исследованиям М.И. Земцовой, развитие ориентировки на звуки происходит в несколько этапов. Тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия у детей с нарушением зрения формируется в младшем дошкольном возрасте. В тоже время соотносимость звуков с предметностью восприятия в раннем возрасте еще низка по сравнению с восприятием детьми среднего и старшего дошкольного возраста .
Важную роль в развитии детей с нарушением зрения имеет остаточное зрение. Оно дает большое облегчение в ориентировке в пространстве. В условиях труда или учебной деятельности остаточное зрение может применяться лишь кратковременно и с соблюдением необходимых гигиенических условий, в первую очередь достаточной освещенности рабочего места.
Особым видом восприятия у детей данной категории является так называемое чувство препятствия. Это явление заключается в том, что при приближении к какому либо предмету достаточных размеров ребенок тотальной слепотой чувствует, что перед ним находится препятствие. В состав этого восприятия, несомненно, входят самые разнообразные ощущения, в том числе зрительные; ощущения обонятельные, когда препятствие обладает соответствующими свойствами; ощущения температурные, когда разница температур препятствия, воздуха, окружающих предметов и человеческого тела допускает это. Однако, одновременное, при всех условиях, участие всех перечисленных и других компонентов в образовании восприятия препятствия вовсе не обязательно. Наоборот, в каждом отдельном случае ощущения эти могут возникать и возникают в самых разнообразных сочетаниях. В этом описании восприятие препятствия очень хорошо показана зависимость чувства препятствия от свойств предмета; показано, что все раздражители от препятствия с точки зрения физиологического механизма, действуют как один комплексный раздражитель. По закономерностям действия комплексных раздражителей одни их компоненты могут быть замаскированы, а другие выступать как ведущие, почему и могут получаться данные в одних случаях о восприятии препятствия с помощью слуха, в других — с помощью кожной чувствительности, в зависимости от ведущего компонента комплексного раздражителя, каким является воздействующее на органы чувств препятствие. В восприятии могут присутствовать раздражения, не обнаруживаясь самостоятельным ощущением, но влияя на общий эффект воздействия других, связанных с ними временной связью раздражений. Какие именно качества, свойства предмета является ведущими, существенными, зависит от всей совокупности условий, в которых протекает процесс восприятия.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961.
2. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //Дефектология. – 2000. №3.- С. 3-15.
3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2001.
Источник
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Неполноценное зрение оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка, на формирование его познавательной деятельности, восприятий, представлений, мышления и речи. Знакомство с природой, целенаправленные наблюдения ее объектов и явлений с помощью всех сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и органа вкуса помогут детям с нарушением зрения лучше воспринимать окружающий мир. Занятия на воздухе сопровождаются большой двигательной активностью ребенка, что благотворно влияет на укрепление глазодвигательного аппарата глаза и общего оздоровления органа зрения.
К тому же на прогулке отсутствует искусственное освещение, что весьма важно с позиций нейрофизиологии: поступление через мозг «натурального» спектра солнечной энергии необходимо для гармоничного процесса цветотерапии и профилактики функциональных нарушений организма. [5]
Занятия на улице могут быть более комфортными, чем в помещениях. «Визуальная среда – это такой же экологический фактор, как и другие компоненты среды обитания человека… Она может считаться комфортной, если в ней большое разнообразие элементов, наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность. Все это соответствует характеристике природной среды, которая должна окружать ребенка на прогулке» [3].
Все перечисленные аргументы положительно влияют на эмоциональное настроение детей и создают предпосылки для эффективного проведения коррекционно-педагогической работы на участке или в лесопарковой зоне, расположенной рядом с дошкольным учреждением. Несомненно, важнейшее значение имеет активная роль педагога, который руководит целенаправленным зрительным восприятием детей.
Коррекционно-педагогическая работа на прогулке, в основном, направлена на восприятие ребенком биологических объектов. По нашему мнению, можно условно выделить два направления, которые тесно взаимосвязаны:
- Пейзажное, когда необходимо направить зрительное восприятие ребенка вдаль, дать почувствовать единение с природой;
- Подробное изучение природных объектов.
На прогулке по территории детского сада или экскурсии по лесу мы учим детей искать различные цветовые оттенки, темные и светлые тона, воспринимать кроны деревьев и кустарников, как некоторую «форму одежды» (первое направление).
Остановимся подробнее на втором направлении, в котором мы используем методические рекомендации Еремеевой Е.Ю. и модифицируем их в соответствии с особенностями контингента детей.
- Выбор биологических объектов.
Педагог вместе с детьми отбирает интересующие детей группы биологические объекты (шишки, ветки, листья, цветы и т.п.) Главное – выбирать объекты, которые различаются не только по форме, размеру, но и по окраске, по фактуре поверхности. Это позволит педагогу дать ребенку образец полисенсорного изучения объектов. Можно использовать следующие игры и упражнения: «Найди дерево (куст) по описанию», «Назови и покажи цвета осени (зимы, весны, лета)», «Опиши признаки весны (лета, зимы, осени), которые ты увидел, услышал, почувствовал», «Узнай цветок по запаху», «Узнай дерево (куст, плоды, семена) на ощупь», «Повтори звук, который слышал» и т.д.
- Сбор биологических объектов.
К процессу сбора надо относиться серьезно, так как порой приходиться срывать ветки, листья, цветы. Эти действия должны быть аргументированы детям, чтобы не был нарушен процесс экологического воспитания дошкольника. Процесс сбора можно превратить в игру и соревнование между детьми, что будет развивать пространственную ориентировку, двигательные качества и способности к зрительному поиску. Мы используем следующие игры: «Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, семена», «Собери букет из листьев желтого (красного, оранжевого, коричневого) цвета», «Собери букет из листьев разного цвета. Назови цвет», «Найди самое высокое (низкое) дерево», «Найди самое толстое (самое тонкое) дерево» и т.д.
- Выделение и описание признаков.
Дети изучают собранный материал, обсуждают характеристики объектов, высказывают свои идеи. Основная задача – разглядеть особенности объектов. Этому способствует использование таких оптических средств как лупа.
- Сравнение и описание различий, обобщение и сортировка признаков.
На этом этапе работа может проводиться индивидуально или в малых группах. Каждому ребенку предлагается проделать самостоятельную работу: найти максимальное количество различий между двумя объектами (например, два листа разных видов деревьев).
- Использование биологических объектов на занятиях тифлопедагога.
Представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются на занятиях. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумывают загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.
Связь с природой, внимательное и бережное отношение к ней, способствует экологическому воспитанию ребенка. Целенаправленная зрительная работа в природе благотворно влияет на функции зрения и улучшает психическое здоровье ребенка. Использование сохранных анализаторов значительно обогащает представления слабовидящих детей и способствует получению ими адекватных представлений об окружающем мире.
Литература:
- Еремеева, Е.Ю. Создание игрового определителя биологических объектов вместе с детьми. / Е.Ю. Еремеева // Естествознание в школе.- 2005.-№2.-С.34-40.
- Подколзина, Е.Н. Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения. / Е.Н. Подколзина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.-2006.- № 7.- С.48-57.
- Рагимова, Э.Б. Развитие творческих способностей ребенка. / Э.Б. Рагимова // Методология йоги.//.- М.: «Саттва». 1993-416с.
- Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методическте рекомендации. / О.А. Соломенникова.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.
- Тетерина, Т.Н. Глаз и мозг. Основа цветотерапии. / Т.Н. Тетерина.- Калуга.:ГУП «Облиздат»,2001.-364с.
- Тюбекина, З.Н., Голоскова, Л.И. Использование биологических объектов на специальных занятиях тифлопедагога / З.Н. Тюбекина, Л.И. Голоскова // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.- 2005.- №6.- С.31-42.
Источник