Полезные советы для развития ребенка
Содержание
Развитие технического прогресса неизбежно сказывается на жизни людей и особенно, если они относятся к молодому поколению. Но не всегда это влияние положительно. Современные дети уже в раннем дошкольном возрасте ловко обращаются с гаджетами, но не в состоянии самостоятельно одеться, завязать шнурки, выполнить несложные бытовые поручения. В результате они оказываются совершенно не готовыми к ситуациям, в которых нужно удовлетворять свои потребности без помощи взрослых. Чтобы подготовить малышей ко взрослой жизни и тем самым значительно облегчить ее, родители должны прививать детям навыки самостоятельности и обучать их элементарной бытовой деятельности.
Навыки самообслуживания для детей младшего дошкольного возраста
Начиная примерно с 4-летнего возраста, родители должны активно, но ненавязчиво, прививать детям навыки, благодаря которым ребенок сможет удовлетворить свои элементарные бытовые потребности. К числу таких полезных навыков самообслуживания можно отнести:
- умение одеваться.
Дети раннего дошкольного возраста должны уметь определять изнанку и лицо одежды, застегивать пуговицы, молнии и крючки, завязывать шнурки, а также, по возможности, следить за своим опрятным видом. Обучение этим навыкам начинается примерно с 2-летнего возраста, когда ребенок играет в игры с целью развития мелкой моторики. В результате к 6 годам дети могут самостоятельно одеваться и раздеваться;
- уборка.
Младший дошкольный возраст — время, когда следует прививать ребенку аккуратность и чистоплотность. Сделать это можно, приобщая малыша к уборке собственных игрушек и наведению порядка во всем доме. В 4-5 лет ребенок уже вполне способен вытирать пыль, подметать, убирать посуду со стола. Родителямследует держать чистые губки и тряпки в доступном для ребенка месте, чтобы он мог в случае необходимости убрать за собой. Однако вся бытовая химия должна быть надежно спрятана от детей во избежание использования ее не по назначению. Результаты детской уборки нельзя критиковать, чтобы не отбить желание заниматься такой деятельностью. Следует тактично и мягко корректировать работу, объясняя, что в следующий раз нужно сделать по-другому. Похвала и поощрение инициативы и самостоятельной работы — основа успеха в процессе формирования личности ребенка;
- стирка.
Ранний дошкольный возраст не помеха обучению этому полезному навыку. Дети помладше могут стирать свои мелкие вещи детским мылом. Для них это будет не столько работа, сколько веселая игра. Дети в возрасте 5-6 лет способны помогать сортировать белье по цветам, загружать стиральную машину, нажимать кнопки под руководством родителей. По завершении цикла стирки ребенок может доставать вещи, подавать их маме для развешивания или вешать сушить белье самостоятельно;
- приготовление еды.
Привлекать детей к помощи на кухне можно уже с 3-х лет. Трехлетки в состоянии успешно размешивать, насыпать, накладывать продукты, помогая таким образом родителям на кухне. По мере взросления список навыков, полезных для приготовления еды, должен расширяться. Это может быть, например, умение обращаться с блендером, соковыжималкой или овощечисткой. К 7 годам малыш вполне способен освоить включение и выключение современной индукционной плиты и микроволновой печи и, следовательно, самостоятельно разогревать себе обед уже в первом классе. Конечно, младший дошкольный возраст — не самое лучшее время для знакомства со старыми моделями газовых и электроплит. Отработку этого навыка нужно отложить до момента, когда ребенку исполнится 8-10 лет.
Полезная бытовая деятельность детей в раннем дошкольном возрасте
Кроме всех вышеуказанных полезных навыков самообслуживания, ребенка младшего дошкольного возраста можно обучать следующим домашним делам и привлекать к таким занятиям:
- выращивание и полив растений.
Примерно в трехлетнем возрасте ребенок активно интересуется живой природой. Родителям следует всячески стимулировать этот интерес. Для этого можно купить малышу набор для выращивания растений или приобрести землю, горшок и семена по отдельности и помочь ребенку посадить цветы и ухаживать за ними;
- кормление домашних животных и их выгул по необходимости.
Ранний дошкольный возраст — благоприятное время для развития самостоятельности и ответственности у детей. Даже самые маленькие дети могут кормить рыбок, кота, попугая, небольшую собаку и других домашних питомцев. Шестилетки в состоянии выгуливать небольшого пса. В заботе о других у детей формируется правильное отношение к окружающему миру, поэтому родителям не следует отказываться от просьб завести домашнего любимца;
- помощь в покупках.
Мамы и папы могут привлечь ребенка как к составлению списка покупок, интересуясь желаниями малыша, так и к непосредственному выбору и приобретению продуктов в магазине. Такая совместная деятельность ребенка и родителей учит рациональности и работе в команде и будет наверняка полезна в последующей взрослой жизни.
Советы родителям по развитию самостоятельности у малышей
В процессе приучения к самостоятельности и привития полезных практических навыков родителям следует помнить о мерах безопасности и правилах, которые малыш должен соблюдать, чтобы его деятельность не навредила здоровью:
- все опасные предметы, продукты и средства (ножи, спички, бытовая химия) должны быть изолированы в местах, к которым у ребенка нет доступа;
- родителям при обучении дошкольника навыкам пользования бытовыми приборами необходимо особое внимание уделять объяснению правил пользования ими и рассказывать о последствиях, возникающих при несоблюдении техники безопасности;
- ребенку нужно давать только посильные задания и ставить перед ним выполнимые задачи, чтобы он ощущал успех и удовлетворение от проделанной работы. В противном случае отсутствие результата или чувство неуспешности, особенно если оно сопровождается критикой и наказанием, может надолго отбить у ребенка желание проявлять инициативу и быть самостоятельным.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
- Истоки самостоятельности дошкольника / Теплюк, С.Н. // Дошкольное воспитание. = 1991. — №7
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. // М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. = 2012
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. / Менщикова Л. Н. // Волгоград: Учитель. = 2009
Источник
Алена Лепилина
Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.
1. Позволяйте детям играть чаще
С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.
Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.
2. Стимулируйте любознательность
У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.
Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.
3. Разрешайте ребенку дружить со старшими
В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.
В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.
Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.
4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»
Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.
И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.
Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, — источник
Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.
В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.
Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.
Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.
5. Поддерживайте ребенка
Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.
Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».
Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.
6. Учите детей отличать хорошее от плохого
Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.
Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.
Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.
7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми
Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.
Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.
Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.
8. Обнимайте детей чаще
Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.
Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.
Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.
9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка
Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.
Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.
Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.
Подумайте о своем детстве и вспомните самый счастливый момент. Где вы были? Что делали? Кто был с вами рядом, если был? Правда, приятное чувство? Когда мы становимся родителями, одна из главных наших задач — сделать так, чтобы у ребенка было как можно больше счастливых воспоминаний и умений и навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.
По материалам книг: «Свобода учиться», «Гении и аутсайдеры», «Ультрамышление», «Гормоны счастья»
Обложка поста: pexels
Источник
ирина письмак
Полезные советы педагогов и психологов для развития ребенка
ирина письмак
Полезные советы для развития ребенка
Полезные советы педагогов и психологов.
I. Сегодняшний рынок изобилует разнообразием игрушек для детей разных возрастов. Однако внимание родителей должны привлекать не только качественные, но и полезные для развития ребенка игрушки.
II. В игрушечном хозяйстве и мальчика,и девочки желательно иметь хотя бы одну-две игрушки каждого вида:
— Для развития движений (мяч, обруч и др.);
— Две-три настольные игры (пирамида, конструктор, разрезные картинки);
— Одна-две машины, куклы с «приданым» и набором посуды, игрушечные животные;
— Игрушка-забава;
— Музыкальная игрушка
III. Покупать игрушки лучше заранее, не стоит малыша вести в магазины за покупками (особенно, если это большой магазин с обилием товаров). Он еще мал для того, чтобы среди множества игрушек выбрать то, что ему действительно нужно. Ребенок просит купить первую попавшуюся на глаза игрушку, не понимает, почему ему отказывают. Новая игрушка после длительного поиска уже не приносит радости.
IV. В поле зрения ребенка не должно быть одновременно много игрушек, он их просто не заметит, достаточно двух-четырех, чтобы развернулась интересная игра. Остальные игрушки хранятся в определенном месте. Настольную игру после занятий с ней не следует оставлять на столе, пусть малыш аккуратно сложит ее и уберет в шкаф и только после этого возьмет другую игрушку. Часть игрушек, с которыми ребенок не играет, надо вынести из детской комнаты, а потом некоторые в качестве сюрприза показать.
V. Надо периодически мыть, чистить и чинить игрушки. Сломанные, не поддающиеся ремонту игрушки не стоит хранить, иначе они захламляют комнату, воспитывают небрежность.
VI. Для того, чтобы ребенок научился убирать игрушки самостоятельно,необходимо соблюдать следующие условия:
— Сделайте уборку игрушек самоценным событием. Отведите для этого специальное время, минут 5-10, не позволяя себе торопить ребенка или убирать за него;
— Определите место для хранения игрушек. Ни в коем случае нельзя собирать их в одну общую коробку, в кучу;
— Сделайте так, чтобы ребенку не была в тягость уборка игрушек, занимайтесь этим вместе с ним. Неважно, сколько игрушек уберет на место он и сколько вы, главное – дать почувствовать ребенку, что он участник важного дела;
— Покажите своим поведением теплое, доброе отношение к игрушкам;
— Малыша следует непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал,полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво, какой порядок!»
VII. Взрослые должны давать возможность ребенку играть самостоятельно, но и должны организовывать обучающие игры, которые могут осуществляться только под руководством взрослого. Сейчас мы с вами попробуем поиграть в такие игры.
Публикации по теме:
«Безопасность вашего ребенка». Советы родителям
Безопасность вашего ребенкаСоветы родителям Вывих Вывих – это повреждение сустава конечности, которое сопровождается разрывом связок.
Полезные советы для родителей по развитию изобразительной деятельности детей
Все дети изначально талантливы и все без исключения любят рисовать. Рисование – одно из самых любимых занятий детей дошкольного возраста.
Как научить ребенка одеваться. Советы для родителей
Если вашему малышу от двух до трех лет и вы не знаете как приучить кроху самостоятельно одеваться, тогда мои советы помогут вам сформировать.
Как слушать и слышать ребенка: советы родителям
Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во.
Мудрые советы для родителей «Научите ребенка мыслить позитивно»
Научите ребенка мыслить позитивно Старайтесь сами всегда и во всем концентрироваться на позитивном. Обучите этому и своего ребенка. Заставить.
Полезные советы о том, какие художественные материалы выбрать для изобразительного творчества с детьми
Уважаемые родители и педагоги! Полезные советы о том, какие художественные материалы выбрать для изобразительного творчества с ребенком
Источник