Показатели развития ребенка в возрасте 1 года

Показатели развития ребенка в возрасте 1 года thumbnail

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Содержание статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
  • Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Базовые навыки

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.

  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.

  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
  • Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

Ходить по ступенькам с помощью взрослых.

  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.

  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

Читайте также:  Специфика воспитания ребенка с нарушениями в развитии в семье

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.

Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Читайте также:  Развитие речевой деятельности ребенка в онтогенезе

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус «стратегически важного предприятия»);
  • Промокод — SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник

1 год: основные показатели развития

Рейтинг
19

Показатели физического и эмоционально-когнитивного развития, которых ребенок достигает к году

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

В 12 месяцев ребенок достигает многих важных показателей развития. Он понимает простые указания родителей, может ходить на прогулку и узнает знакомых людей. Годовалый возраст знаменует собой переход от младенчества к детству. В этом возрасте ребенок осваивает множество новых навыков, а для родителей этот период полон сюрпризов. Рассмотрим подробнее, каких показателей развития ребенок достигает к возрасту 1 года.

Показатели развития в 1 год

Достигнутые показатели развития

Появляющиеся показатели развития

Ребенок пытается вставать на ноги.

Ребенок встает без посторонней помощи.

Ребенок может сделать несколько шагов.

Ребенок может пройти небольшую дистанцию без посторонней помощи.

Ребенок произносит простые отдельные слова.

Ребенок может произносить простые фразы.

Ребенок повторяет действия и жесты окружающих.

Ребенок запоминает жесты и самостоятельно их воспроизводит.

Ребенок выполняет простые просьбы родителей.

Ребенок понимает сложные просьбы и указания.

Ребенок имитирует звуки.

Ребенок запоминает звуки и их источники.

Ребенок запоминает место расположения предметов.

Ребенок может положить предмет на место, где он должен лежать.

Хватает руками предметы.

Ребенок может хватать и поднимать предметы.

Показывает пальцами на предметы.

Демонстрирует большую, чем раньше, ловкость пальцев.

У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная координация.

У ребенка хорошо развита зрительно-двигательная и пространственная координация.

Развитие ребенка происходит в трех основных сферах – когнитивной, физической и эмоциональной. Показатели развития ребенка проявляются в каждой из этих сфер.

Когнитивные показатели развития

Эти показатели связаны с развитием познавательных функций, навыков мышления и мозга ребенка:

  • ребенок легко находит спрятанные предметы. Его больше не смущают ситуации, когда вы прячете какой-либо предмет под одеяло. Он знает, что может достать предмет, если приподнимет одеяло;
  • ребенок ищет предметы в местах, где они обычно лежат. Если вы всегда кладете игрушку на одно и то же место, ребенок будет искать ее там. Это означает, что у него развивается зрительная память;
  • у ребенка развивается способность ассоциировать предметы с их названиями. Если вы положите перед ребенком тарелку с фруктами и скажете название одного из них, он возьмет с тарелки правильный фрукт. Дети в этом возрасте легко запоминают названия нескольких предметов;
  • ребенок правильно использует предметы. Чтобы причесать волосы, он берет расческу, а трубку телефона прикладывает к уху правильной стороной. Это происходит потому, что до этого ребенок долгое время наблюдал за тем, как используют различные предметы родители;
  • ребенок повторяет действия и жесты окружающих. Покажите ему движение рукой – и он его повторит. Ребенок может повторять множество действий. Это свидетельствует о значительном развитии его мозга;
  • ребенок пытается повторять звуки. Годовалый ребенок повторяет не только действия, но и звуки (например, сигнал машины или звуки, которые вы издаете, когда играете с ним). Он еще не может правильно воспроизводить все звуки, но запоминает их.

Показатели физического развития

Эти показатели связаны с ростом ребенка и развитием его мышц:

  • ребенок может садиться. Ребенок садится без посторонней помощи, не опираясь на предметы;
  • ребенок становится на ноги с посторонней помощью. Он опирается на посторонние предметы или использует помощь родителей. Мышцы и суставы его ног уже достаточно сильны, чтобы поддерживать вес тела;
  • ребенок пытается ходить, используя поддержку. Он ходит, опираясь на разные предметы мебели;
  • ребенок может пройти несколько шагов без поддержки. Годовалый ребенок отказывается от поддержки и может пройти несколько шагов. Это означает переход от младенческого к детскому периоду;
  • ребенок развивает свою способность хватать предметы. В годовалом возрасте он может брать предметы большим и указательным пальцами или всеми пальцами. Благодаря этому он может доставать предметы из коробок, сосудов и т.д.;
  • ребенок указывает на предметы, которые его интересуют. Он использует для этого указательный палец;
  • к годовалому возрасту у ребенка прорезаются три пары зубов: нижние центральные, верхние центральные и нижние боковые резцы;
  • у ребенка улучшается зрение. У него развивается зрительно-двигательная координация, теперь он лучше может определять расстояние. Ребенок проявляет точность в играх, например, когда ему нужно попасть мячом в цель.
Читайте также:  Книги для внутриутробного развития ребенка

Показатели социального и эмоционального развития

Эти показатели связаны с развитием социальных навыков, моделей поведения, способности эффективно выражать эмоции:

  • ребенок отвечает на простые указания. Когда его просят передать предмет, он делает это. Когда его просят сесть, он садится. Ребенок не только понимает простые указания, но и отвечает на них;
  • ребенок пытается «говорить». Теперь это не просто детский лепет. Когда вы разговариваете с ребенком, он пытается отвечать вам. Его речь может показаться невнятной, но вы отмечаете, что это не лепет, а попытки говорить с вами;
  • ребенок выражает страх. Если ребенок видит что-то, что вызывает у него страх, он хватается за руку кого-то из родителей. Если в комнате темно и ребенок не видит родителей, то он кричит;
  • ребенок стесняется или беспокоится, когда рядом находятся незнакомые люди. Рядом с незнакомыми людьми ребенок начинает паниковать и нервничать, становится застенчивым и нерешительным;
  • ребенок следит за реакциями родителей. Годовалый ребенок следит за тем, как родители реагируют на его действия, например, когда он бросает предметы на пол или отказывается от пищи;
  • ребенок предпочитает проводить время с одним из родителей. Это указывает на то, что у него развиваются социальные связи.

Каждый ребенок индивидуален. Некоторым детям требуется больше времени, чем остальным, чтобы достичь тех или иных показателей развития. Однако следует обращать внимание на определенные симптомы, свидетельствующие о задержках развития.

Поводы для беспокойства

Педиатры выделяют такие симптомы, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии годовалого ребенка:

  • он не становится на ноги даже с поддержкой;
  • он не может самостоятельно принять сидячее положение;
  • он не может сидеть без поддержки;
  • он не может найти предметы, спрятанные в пределах его видимости;
  • он не может повторить даже простейшие жесты (такие как взмах или качание руки);
  • он не говорит даже простейших слов, таких как «папа», «мама» и т.д.;
  • не указывает пальцами на людей и предметы.

Если у ребенка проявляются какие-либо из названных симптомов, покажите его педиатру, чтобы он смог поставить точный диагноз. Эксперты рекомендуют регулярно проводить медосмотр ребенка. Определенные занятия и игры могут стимулировать здоровый рост ребенка.

Занятия для развития годовалого ребенка

Игры и занятия – это занимательный способ сформировать новые навыки. Рассмотрим 5 занятий, способствующих правильному развитию годовалого ребенка.

1. Дотянись до звезды

Какие навыки развиваются: становиться на ноги, хватать предметы.

Что понадобится: картонная фигура звезды.

Как выполнять: повесьте картонную звезду на веревке выше роста ребенка. Поставьте рядом стул, чтобы ребенок мог на него опереться и стать на ноги. Поставьте ребенка под звездой и подергайте за веревку, чтобы привлечь внимание ребенка. Ребенок потянется и станет на ноги, используя опору, чтобы схватить звезду.

2. Телефонный звонок

Какие навыки развиваются: ассоциации между предметом и функцией, правильное использование предметов.

Что понадобится: игрушечный телефон.

Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите игрушечный телефон перед ним. Скажите ему, что этот предмет называется телефоном. Поднимите трубку и объясните ребенку, как правильно ею пользоваться. Ребенок будет повторять ваши действия. Повторяйте это занятие каждый день и смотрите, как ребенок использует телефон. Можно использовать и другие предметы (например, расческу), чтобы научить ребенка ими пользоваться.

3. Перемещение кубиков

Какие навыки развиваются: ловкость рук и пальцев.

Что понадобится: два маленьких пластиковых ведра, несколько кубиков.

Как выполнять: положите кубики в одно ведро, а второе оставьте пустым. Переложите несколько кубиков в пустое ведро и попросите ребенка сделать то же самое. Ребенок будет использовать свои навыки хватания, чтобы переложить их в пустое ведро. Повторите это действие несколько раз.

4. Маленький барабанщик

Какие навыки развиваются: понимание причин и следствий, изучение звуков.

Вам понадобится: игрушечный барабан.

Как выполнять: сядьте рядом с ребенком и положите барабан ему на колени. Дайте ребенку барабанные палочки, держите его за руки и отбивайте ритм. Затем медленно уберите свои руки и дайте ему возможность самому играть на барабане. Годовалые дети любят пробовать новые вещи, поэтому он будет отбивать разные ритмы, чтобы слышать отдельные ноты.

5. Апельсины и лимоны

Какие навыки развиваются: способность ассоциировать предметы с их названиями.

Вам понадобятся: апельсины и лимоны (или два любых других вида фруктов), большая миска.

Как выполнять: возьмите апельсин, скажите: «Это апельсин» и положите его в миску. Возьмите лимон, скажите: «Это лимон» и тоже положите его в миску. Перемешайте фрукты и попросите ребенка указать на лимон. Ребенок легко это сделает. Повторите то же самое с апельсинами. В эту игру можно играть с разными предметами.

Занятия и игры помогают годовалому ребенку развиваться в правильном ритме. Однако не будьте назойливыми. Дайте ребенку достаточно времени, чтобы осмыслить окружающий мир. Если вы подозреваете у ребенка задержки развития, немедленно обратитесь к врачу. Своевременное выявление проблем поможет их решить. Ваши любовь, забота и поддержка помогут ребенку развиваться в правильном ритме.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.75 из 5 на основе
4 оценок.

Развитие ребенка
03.09.2018

Источник