Показатели физиологической нормы зубочелюстной системы ребенка в 1 год

Показатели физиологической нормы зубочелюстной системы ребенка в 1 год thumbnail
МегаПредмет



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Прорезались 8 молочных резцов, верхние зубы, перекрывая нижние, соприкасаются при смыкании, язык за зубами, при глотании упирается в твердое небо и передние зубы, дыхание носовое.

2) прорезались нижние резцы, нижняя челюсть смещена кзади на 1 см, язык при глотании прокладывается между альвеолярными валиками, дыхание носовое.

3) прорезались резцы нижние и верхние, первые молочные моляры — 12 зубов, верхние зубы при смыкании челюстей смыкаются, язык за зубами, дыхание носовое

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ МИНЕРАЛИЗАЦИЯ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ?

1) на 6 — 7 неделе беременности матери

С 5-го месяца антенатального периода

3) после рождения ребенка

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОРНЕЙ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ?

1) в возрасте 4,5 — 5 лет

К концу 1-го года жизни ребенка

3) к 2,5 — 3 годам

УКАЖИТЕ СРОКИ ЗАКЛАДКИ ПЕРВЫХ II МОЛЯРОВ 6:6

На 5 м месяце внутриутробной жизни

2) сразу после рождения ребенка

3) на 6 — 7 неделе внутриутробного развития

КОГДА, ПОЧЕМУ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОТСРОЧЕННЫЙ МЕТОД ПЛОМБИРОВАНИЯ II ЗУБОВ У ДЕТЕЙ ПО ПОВОДУ КАРИЕСА?

1) в незрелых зубах в полостях III, IV кл. до созревания зуба

В связи с обильной саливацией у пациента

3) при недостатке времени у врача

КАКИЕ ПАСТЫ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ПРИ АМПУТАЦИОННОМ МЕТОДЕ ЛЕЧЕНИЯ ПУЛЬПИТОВ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ ДЕВИТАЛЬНЫМ МЕТОДОМ?

1) пасты, содержащие антисептики, кортикостероиды

Формалиносодержащие пасты

3) цинк-эвгеновую пасту

УКАЖИТЕ СРЕДСТВА ЭТИОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ОСТРЫХ ГЕРПЕТИЧЕСКИХ СТОМАТИТОВ

Противовирусные мази

2) противогрибковые мази

3) кератопластические средства

КАКАЯ ФОРМА ПУЛЬПИТА НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ ВРЕМЕННЫХ ЗУБОВ?

1) острый диффузный пульпит, т.к. процесс у детей распространяется быстро

Хронический фиброзный пульпит

3) хронический гангренозный пульпит

КАКИЕ ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ У ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ СРЕДНЕГО КАРИЕСА БЕЗ ПРОКЛАДКИ?

Поликарбоксилатный цемент, лактодент

2) силикофосфатные цементы

3) эпакрил, др. компазиты

ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДЕКОМПЕНСИРОВАННОЙ ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ КАРИЕСА У ДЕТЕЙ

Локализация кариозных плоскостей в имунных зонах

2) наличие пигментированного плотного дентина

3) поражение только жевательных зубов

ПРИНЦИП ОКАЗАНИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРОМ ГНОЙНОМ ПЕРИОСТИТЕ У ДЕТЕЙ

1) вскрытие периостального абсцесса и удаление «причинного зуба»

2) удаление «причинного зуба»

3) раскрытие полости зуба и апикального отверстия

4) периостотолия

ПРИЧИНЫ ЛОКАЛЬНОГО ПАРАДОНТИТА У ДЕТЕЙ

1) низкий уровень гигиены полости рта

Мелкое преддверие полости рта, аномалии уздечек

3) гормональные дисфункции

КАКОВ КРИТЕРИЙ ИЗЛЕЧЕНИЯ ХРОН.ВЕРХ.ПЕРИОДОНТИТА?

Восстановление костной ткани в области разрежения

2) обтурация корневого канала до верхушки

3) отсутствие клинических признаков воспаления

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЛОМБИРОВАНИЯ КОРНЕВЫХ КАНАЛОВ М ЗУБОВ

1) резорцин-формалиновая смесь

2) жидкий фосфатцемент

Пасты: серебряная, рез.формалиновая, эвгеноловая

ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАСТИКИ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

Сразу после рождения ребенка

2) в возрасте 5 лет

3) в школьном возрасте

ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ПЛАСТИКИ УЗДЕЧКИ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ

В стадии прорезывания 2:2 вторых верхних резцов, в возрасте 8-9 лет

2) в возрасте 5-6 лет

3) после 13 лет

ПРИ НАРУШЕНИИ КАКОЙ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ УЗКИЕ НОЗДРИ, ПЕРЕНОСИЦА ШИРОКАЯ, ГУБЫ НЕ СОМКНУТЫ, КОНТУР ПОДБОРОДКА ДВОЙНОЙ?

Функции дыхания

2) функции жевания

3) функции глотания

4) функции речи

КАКАЯ АНОМАЛИЯ ПРИКУСА ХАРАКТЕРНА ПРИ ПАТОЛОГИИ В ТРАНСВЕРСАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

1) прогнатия ложная

2) открытый

3) глубокий

Перекрестный односторонний

КАКАЯ АНОМАЛИЯ ПРИКУСА ХАРАКТЕРНА ПРИ ПАТОЛОГИИ В ВЕРТИКАЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ?

Глубокий

2) дистальный /прогнатия /

3) перекрестный 2-х сторонний

4) алентия

ИМЕЮТСЯ ЛИ РАЗЛИЧИЯ В СТРОЕНИИ КОРНЕВОЙ И КОРОНКОВОЙ ПУЛЬПЫ?

1) нет, ибо корневая пульпа является непрерывным продолжением коронковой

2) корневая пульпа значительно отличается от коронковой по строению, ибо она является промежуточной между коронковой пульпой и периодонтитом

Корневая пульпа незначительно отличается от коронковой, по строению она ближе к ней, чем к периодонтиту

Источник

Протоколы оценки физиологического развития зубо-челюстной системы, основных признаков патологии, мероприятий по профилактике и коррекции их у детей в различные возрастные периоды: методическое пособие для педиатров и врачей стоматологического профиля. /Составители: А.Л. Соколова, И.Л.Гольцова/.
Настоящие протоколы направлены на реализацию программы профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения РО. Цель их – познакомить педиатров, медсестер комнат здорового ребенка детских поликлиник, медперсонала детских дошкольных учреждений, домов ребенка, а также врачей стоматологического профиля с указаниями, которые они должны дать родителям и проконтролировать их выполнение во все последующие периоды наблюдения. Представленные протоколы разработаны на основе методических указаний МЗ РФ №444/10 от 23.10.1996 года.

Читайте также:  Нужны ли санки для ребенка 1 года

Оценка физиологического развития зубочелюстной системы, основные признаки патологии, мероприятия по профилактике и коррекции ее у детей в различные возрастные периоды.

ВозрастПоказатели физиологического развития челюстей и зубовПризнаки отклоненийМероприятия по первичной профилактике и лечениюдо 3-х мес. 1. Беззубый рот (выражены зубные валики). Альвеолярные отростки челюстей имеют полукруглую форму. Нижняя челюсть находится позади верхней на расстоянии до 1,5 см.1. Зубные валики на альвеолярных отростках не выражены.
Определяются:
-пороки развития (расщелина губы, альвеолярных отростков, неба),
-врожденные аномалии развития челюстей (изменение размеров).1. Направление на консультацию к стоматологу.
Cпециализированное лечение.2. Язык в покое свободно располагается за челюстными валиками.2.1. Язык располагается между челюстями, губы полуоткрыты.
2.2. Аномалии прикрепления уздечек языка.2. Консультация стоматолога.3. Сформирован рефлекс сосания.
Глотание свободное.3. Нарушение функции сосания (не берет грудь, медленно и мало сосет).
Проглатывание молока не совпадает с его поступлением в рот.3. Обеспечение правильной техники кормления:
— полный захват соска при естественном вскармливании,
— применение упругой соски с маленьким отверстием при искусственном вскармливании и докорме.4. Дыхание не затруднено (спит с закрытым ртом)4. Дыхание через рот.
Во время сна рот открыт.4. Консультация ЛОР-врача и стоматолога.5. Отсутствие вредных привычек.5. Появляются признаки вредных привычек (сосание языка, губ, пальцев, пустышки и т. д. ).5. Выявление и устранение вредных привычек.
Дозированное применение пустышки (не более10-15 мин):
— после кормления в случае насыщения пищей, при продолжении действия сосательного рефлекса,
— детям с повышенной возбудимостью перед засыпанием.6. Лицо симметрично. Кожные покровы лица, шеи чистые. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, влажная.6. Любые нарушения формы и симметрии лица, гемангиомы, лимфангиомы, врожденные свищи (на губе, шее), предушные и дермоидные кисты, кисты шеи, ретенционные кисты слюнных желез.
Синдром Робена.
Молочница.6. Наблюдение и специализированное лечение у стоматолога.3-6 мес. 1. Сосание активное.1. Сосание вялое.1. Применение упругой соски с маленьким отверстием.2. Дыхание через нос свободное.2. Затруднено носовое дыхание. Рот открыт.2. Консультация ЛОР-врача и стоматолога.3. Синдром прорезывания зубов (слюноотделение, зуд в области десен, насморк, возможно реактивное повышение температуры и др. ).
3.1. Прорезались два нижних резца к 6-ти месяцам.
3.2. Зубы белые, блестящие.3.1. Отсутствие зубов на нижней челюсти к 6-ти месяцам.
3.2. Изменение цвета прорезавшихся зубов.3.1. Консультация стоматолога.
3.2. При синдроме прорезывания массаж десен с помощью пальца матери, резинового кольца.
3.3. Обучение матери гигиене полости рта ребенка.
3.4. Ограничение приема подслащенной пищи.4. Нижняя челюсть перемещается вперед до нейтрального положения.4. Несоответствие размеров верхней и нижней челюсти.4.1. Соблюдение техники докорма и прикорма:
— дозированное пользование пустышкой с тенденцией к его ограничению;
— пользование ложкой при употреблении сока, пюре, яичного желтка и др.
4.2. Консультация стоматолога.5. Кончик языка располагается за челюстями (зубами).5. Кончик языка располагается между челюстями (зубами).5. Консультация стоматолога.6. Вредные привычки отсутствуют.6. Формируются вредные привычки.6.1. Консультация стоматолога.
6.2. Выявление и устранение вредных привычек.6-9 мес. 1.1. Угасает функция сосания.
1.2. Активно вводится прикорм.
1.3. Кормление с помощью ложки, пьет из чашки.
1.4. Формируется функция жевания.1.1. Функция жевания не формируется.
1.2. Не пользуется ложкой и чашкой.1. Для формирования функции жевания включение в меню пищи густой консистенции с использованием ложки.2.1. К 9 мес. прорезались 2-4 резца на нижней и 2-4 на верхней челюсти.
2.2. Зубы белые блестящие.2.1. Отсутствие зубов к 9-ти месяцам.
2.2. Нарушение сроков, последовательности и места их прорезывания.
2.3. Изменение цвета прорезавшихся зубов.2.1. Совместно со стоматологом назначение фторосодержащих препаратов («Витафтор»), реминерализующей терапии.
2.2. Гигиенический уход за полостью рта ребенка.
2.3. Ограничение употребления пищи богатой углеводами.3. Свободное носовое дыхание.3.1. Затруднено носовое дыхание.
3.2. Спит и бодрствует с открытым ртом.3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога.4. Язык располагается за зубами.4. Язык располагается между зубами.4.1. Консультация стоматолога.
4.2. Устранение вредных привычек.5. Отсутствие вредных привычек.5. Вредные привычки (сосание пальцев, посторонних предметов, языка, губы, сосательные движения вне кормления).5.1. Консультация стоматолога.
5.2. Устранение вредных привычек.9-12 мес. 1.1. Функция сосания угасла.
1.2. Функция жевания активизируется.1.1. Сохранение функции сосания.
1.2. Функция жевания формируется вяло.1.1. Исключение питания с помощью соски.
1.2. Обучение методике правильного пережевывания пищи: при жевании рот закрыт, губы сомкнуты, пища равномерно распределяется во рту.2.1. Мышцы губ не напряжены.
2.2. Нижняя челюсть переместилась вперед до контакта нижних резцов с верхними, верхние зубы несколько перекрывают нижние.
2.3. Кончик языка находится за зубами, его боковые поверхности спокойно располагаются в области альвеолярных отростков.2.1. Язык в покое располагается между зубами (зубы не сомкнуты).
2.2. Неполное смыкание губ.2. Консультация стоматолога.3. Дыхание через нос свободное.3.1. Затруднено носовое дыхание.
3.2. Спит с открытым ртом.3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога.4.1. К 12 месяцам прорезываются все центральные и боковые резцы на нижней и верхней челюсти.
4.2. Зубы блестящие, белые, гладкие.4.1. Отсутствие одного или нескольких зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания.
4.2. Изменение цвета зубов.4.1. Консультация стоматолога.
4.2. Обучение матери приемам чистки зубов ребенка.
4.3. Использование средств профилактики кариеса (ремтерапия и др).5. Вредные привычки отсутствуют.5. Вредные привычки (сосание пальцев, губы, посторонних предметов, пустышки, прием пищи с помощью соски) закреплены и сочетаются с аномалиями положения зубов и формы челюсти.5.1. Консультация стоматолога.
5.2. Устранение вредных привычек.1-2 года 1.1. Прорезываются клыки и первые временные моляры.

Читайте также:  Детские торты на день рождения ребенку 1 год

54 53 52 51 61 62 63 64
84 83 82 81 71 72 73 74

1.2. Зубы белые блестящие, гладкие.1.1. Отсутствие одного или нескольких зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания.
1.2. Изменение цвета зубов.
1.3. Наличие кариозных зубов.1.1. Консультация стоматолога.
1.2. Регулярная гигиена полости рта ребенка. Обучение ребенка навыкам чистки зубов — к 2 годам.
1.3. Использование средств профилактики кариеса (реминерализующая терапия и др.).
1.4. Наблюдение и лечение у врача-стоматолога.2. Вредные привычки отсутствуют.
Остальные признаки аналогичны предыдущему возрасту (9-12мес. )2. Вредные привычки, в т. ч. прокладывание языка между зубами, прикусывание губы, щеки и др.2.1. Консультация стоматолога.
2.2. Устранение вредных привычек.2-3 года 1.1. Прорезываются все 20 зубов временного прикуса к 3 годам.

55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75

1.2. Эмаль белого цвета, гладкая, блестящая, форма коронок не изменена.1.1. Нарушение сроков, последовательности и места прорезывания зубов.
1.2. Врожденные пороки развития зубов.
1.3. Изменение цвета зубов.
1.4. Кариес зубов, осложненные формы кариеса.1.1. Консультация стоматолога.
1.2. Обучение навыкам чистки зубов.
1.3. Использование средств профилактики кариеса (ремтерапия и др. ).
1.4. Своевременная санация полости рта.
1.5. Исключение бесконтрольного употребления сладостей.
1.6. Ограничение употребления углеводов2.1. Отсутствие вредных привычек.
2.2. Правильное соотношение челюстей:
— нижняя челюсть находится позади верхней;
— верхние зубы перекрывают нижние на 1/3;
— контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении.2.1. Вредные привычки.
2.2. Неправильный прикус:
— дистальный (чрезмерное выстояние верхней челюсти);
— глубокий прикус (верхние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 высоты коронок);
— мезиальный (чрезмерное выстояние нижней челюсти);
— открытый прикус (отсутствие контакта между верхними и нижними зубами).2. 1 Консультация и наблюдение у врача-ортодонта.
2.2. Устранение вредных привычек.3. Дыхание носовое, губы сомкнуты.3.1. Носовое дыхание затруднено.
3.2. Спит с открытым ртом.3. Консультация ЛОР-врача и стоматолога.4. Ест самостоятельно с ложки, пьет из чашки, развиты навыки самостоятельного приема густой пищи.4. Навыки самостоятельного приема пищи не развиты.4. Выработка навыков самостоятельного приема пищи.5. Ребенок чистит зубы под контролем родителей.5. Неудовлетворительная гигиена полости рта.5.1. Регулярный гигиенический уход за полостью рта ребенка родителями.
5.2. Обучение ребенка навыкам гигиены полости рта.6. Слизистая полости рта бледно-розового цвета, влажная.6. Стоматиты, в т. ч. герпетической природы.6. Специализированное лечение у стоматолога и педиатра.3-6 лет1.1. Появление диастем и трем (промежутков между молочными зубами).
1.2. Прорезывание первых постоянных моляров на нижней, а затем на верхней челюстях к 6-ти годам.

16 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 26
46 85 84 83 82 81 71 72 73 74 75 36

1.1. Отсутствие диастем и трем.
1.2. Отсутствие постоянных зубов, нарушение сроков, последовательности и места прорезывания.1.1. Консультация стоматолога.
1.2. При прорезывании первых постоянных моляров — герметизация фиссур с целью профилактики кариеса.2.1. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, целостность коронок зубов сохранена.
2.2. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении.2.1. Врожденные пороки развития зубов.
2.2. Изменение цвета эмали, кариес и его осложнения.2.1. Консультация стоматолога.
2.2. Использование средств проф-ки (ремтерапия, фторид натрия, «Кальцинова» и др. ).
2.3. Сбалансированное питание, включение в рацион продуктов с повышенным содержанием кальция, фосфора.
2.4. Санация полости рта.3. Целостность зубного ряда.3. Раннее удаление одного или нескольких зубов временного прикуса.3. Направление к врачу-ортодонту для проведения заместительного протезирования с целью предупреждения челюстно-лицевых деформаций.4. Отсутствие вредных привычек и аномалий прикуса.4.1. Наличие сформировавшихся вредных привычек.
4.2. Аномалии прикуса.4. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта.5.1. Ребенок чистит зубы под контролем родителей.
5.2. Oстальные признаки аналогичны предыдущему возрасту (2-3 года).5. Неудовлетворительная гигиена полости рта.5. Санпросветработа с родителями, воспитателями ДДУ, педагогами с целью закрепления гигиенических навыков по уходу за полостью рта.6-12 лет1. Смена всех временных зубов постоянными, кроме клыков (к 12 -13 годам)

16 15 14 53 12 11 21 22 63 24 25 26
46 45 44 83 42 41 31 32 73 34 35 36

1.1. Задержка смены временных зубов, отсутствие одного или нескольких постоянных зубов.
1.2. Нарушение прикрепления уздечек верхней и нижней губ, языка.1. Консультация стоматолога.2.1. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, целостность коронок зубов сохранена.
2.2. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении.2.1. Изменение цвета эмали, нарушение формы коронки зуба.
2.2. Врожденные пороки развития зубов.
2.3. Кариес и его осложнения.2.1. Консультация стоматолога.
2.2. Использование средств проф-ки (ремтерапия, эндогенное назначение преператов кальция, витаминов, герметизация фиссур).
2.3. Санация полости рта.
2.4. Сбалансированное питание с включением продуктов с повышенным содержанием кальция, фосфора и ограничением углеводов при высокой интенсивности кариеса3. К 11-12 годам у ребенка вырабатываются устойчивые навыки гигиены полости рта.3.1. Неудовлетворительная гигиена полости рта.
3.2. Наличие зубных отложений.3.1. Санпросветработа с родителями, воспитателями ДДУ, педагогами с целью закрепления гигиенических навыков.
3.2. Проведение профессиональной чистки зубов стоматологом.4. Отсутствие вредных привычек, аномалий развития зубов, аномалий прикуса.4.1. Наличие вредных привычек.
4.2. Аномалии формы, положения, размеров зубов.
4.3. Нарушение прикуса.4. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта.5. Отсутствие заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.5. Рецидивирующий афтозный стоматит. Гингивит. Хейлит. Заеды.5.1. Исследование функции ЖКТ и иммунного статуса при рецидивирующих воспалительных процессах полости рта.
5.2. Назначение общеукрепляющих средств.
5.3. Наблюдение и лечение у стоматолога.12-17 лет1. Сформирован постоянный прикус (28 зубов)

Читайте также:  Вязать спицами для ребенка 1 год свитер

17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27
47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37.

Возможно прорезывание зубов мудрости – 18,28,38,48.1.1. Задержка смены временных зубов, отсутствие одного или нескольких постоянных зубов.
1.2. Нарушение прикрепления уздечек верхней и нижней губ, языка.1. Консультация стоматолога.2. Эмаль зубов белого цвета, блестящая, без дефектов.2.1. Изменение цвета эмали, нарушение формы коронки зуба.
2.2. Кариес и его осложнения.2.1. Профилактические мероприятия.
2.2. Сбалансированное питание.
2.3. Санация полости рта.3.1. Контакт между зубами-антагонистами на всем протяжении.
3.2. Передние верхние зубы перекрывают нижние на 1/3 их длины.
3.3. Кончик языка в спокойном состоянии располагается за передними верхними зубами.
3.4. Губы сомкнуты.
3.5. Вредные привычки отсутствуют.3.1. Наличие сформированных устойчивых вредных привычек.
3.2. Патология прикуса.3. Наблюдение и лечение у врача-ортодонта.4. Отсутствие заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.4. Гингивит. Пародонтит. Стоматит. Хейлит. Заеды.4.1. Клиническое и лабораторное обследование при наличии упорных воспалительных, язвенных процессов полости рта с целью исключения специфических процессов.
4.2. Специализированное лечение у стоматолога.5. Целостность зубного ряда5.1. Отсутствие одного или нескольких зубов.
5.2. Травматические повреждения зубов и челюстей.5. Специализированное лечение у стоматолога, в т. ч протезирование.6. Выработаны устойчивые навыки гигиены полости рта.6.1. Неудовлетворительная гигиена полости рта.
6.2. Наличие зубных отложений.6.1. Рациональная гигиена полости рта с использованием профилактических, лечебных (по показаниям) зубных паст, зубных нитей (флоссов), ополаскивателей полости рта.
6.2. Профессиональная чистка зубов стоматологом.

В истории развития ребенка с 6 месяцев должна быть отметка о рекомендациях по профилактике кариеса, челюстно-лицевых деформаций, об обязательном посещении детского стоматолога. Во время последующих посещений педиатра и комнаты здорового ребенка необходимо контролировать эту часть лечебно-профилактической работы.

Педиатром с целью профилактики кариеса по показаниям могут быть назначены препараты, содержащие фтор. Специфическая первичная профилактика кариеса в значительной мере основана на эндо- и экзогенном воздействии фтора на твердые ткани зуба в период первичной и вторичной минерализации, т. е. до прорезывания зубов и после их прорезывания. Препараты фтора способствуют интенсивному включению кальция в твердые ткани зуба, фтор обладает бактерицидным действием, тормозит ферментативную активность микроорганизмов.

Эндогенное введение фтора должно проводиться с учетом концентрации его в питьевой воде.

«Витафтор» — комбинированный препарат, в 1 мл которого содержится натрия фторида 0,1 мг, витамина А – 600 МЕ, витамина Д2 – 80 МЕ, вит. С – 12 мг. Назначается при сниженном содержании фтора в питьевой воде (ниже 0,8-1,0 мг/л) для улучшения внутричелюстной минерализации зубов всем детям, имеющим факторы риска, а также детям с диагностированными пороками твердых тканей зубов. Препарат можно назначать с 6-8 месяцев по 1 капле на 1 кг массы тела ребенка в течение 150-180 дней в году, а для детей от года до 6 лет – по 1/2 чайной ложки, в 7-14 лет – по 1 чайной ложке в течение 30 дней с перерывом в 2 недели. Препарат назначают ежедневно внутрь через 10-15 минут после еды или во время еды 1 раз в день. Рекомендуют проводить 4-6 курсов в год с перерывом на летние месяцы и периоды болезни ребенка. Нельзя назначать «Витафтор» в зонах с повышенной концентрацией фтора в питьевой воде, при симптомах А и Д – гипервитаминоза, при диатезе, при дискинезии кишечника. Стоматолог, назначая препарат, согласовывает свое назначение с педиатром с целью коррекции дозы витаминов А и Д.

«Видехол» или витамин Дз, регулирует обмен кальция и фосфора, назначается с года жизни ребенка по одному курсу (1,5 месяца) в год.

При применении «Видехола» следует обязательно соблюдать общеукрепляющий режим, режим рационального сбалансированного питания, дополнительно вводить препараты вит. А, С, гр. В.

В любом возрасте педиатр направляет к стоматологу ребенка в случае обнаружения у него новообразований и свищей челюстно-лицевой области, асимметрии лица, ограничения открывания рта, «щелканья» в височно-нижнечелюстном суставе, стойкого лимфаденита, кандидоза.

Назначения, являющиеся компетенцией стоматолога, также как и проведение специальных методов обследования, профилактики и лечения будет проводить детский стоматолог.

Источник