Показателем развития ребенка среднего дошкольного возраста является
Малыш пережил период кризиса трех лет, и теперь он готов вступать в средний дошкольный возраст. Это дети 4-5 лет.
Средний дошкольный возраст
Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью.
В разных видах деятельности ребенок начинает действовать соответственно поставленной цели, пытается придерживаться ее. Но из-за неустойчивости психических процессов, малыш может забыть о цели и легко переключиться на другую деятельность. При этом кроха может даже не заметить, как уже поставил новую цель и радуется ее достижению.
Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры. Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Малыш предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал. Ориентирует кроха на взрослого, как на образец для подражательства.
В рисовании и конструировании ребенок все чаще обдумывает изображение предметов, хотя способы их реализации еще не доскональные. Со временем увеличивается круг графических образов, шире становится диапазон изображаемых предметов. Период времени, когда малыш рисует или конструирует, увеличивается. Становятся разнообразнее сюжеты рисунков, четче задумки, более стойкими – намерения и планы. Не смотря на это, процесс и результат продуктивной деятельности зависит от условий ее организации и настроения ребенка.
На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.
В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается любознательность, особенно это касается выяснения причин разных явлений жизни. В этом возрасте значительно активизируется словарный запас, появляются элементарные суждения по поводу окружающего. Диалог начинает превращаться в основную форму взаимодействия с людьми. Малыш все больше интересуется сверстниками, проявляет инициативу в общении с ними, демонстрируя свои возможности. Появляются начальные формы избирательности.
Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литературным, музыкальным, изобразительного искусства, театральной деятельности. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество.
4-5 летний дошкольник уже может выполнять определенные задания на протяжении определенного взрослым времени. Растет его самостоятельность, стремление и способность действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию, ответственно. Общение со взрослым начинает переходить от практического, делового к познавательному: ребенок все чаще расспрашивает о том, что видит вокруг себя, стремится получить конкретные ответы на свои вопросы, воспринимает взрослого как источник новой информации. Малыш становится более чувствительным к тональности обращения к нему взрослых, их отношению. Зарождается чувство ревности к близким взрослым, когда те уделяют внимание другим.
Ребенок среднего дошкольного возраста имеет представление об основных частях своего тела, соотносит свое телосложение с телосложением других людей, сравнивает их между собой, обогащается элементарными обобщениями. В данном возрасте кроха интересуется строением человека, отличием между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами; начинает понимать, что с возрастом человек меняется. Малыш уже способен отличить здоровое и болезненное состояние.
На протяжении среднего дошкольного возраста растет умение ребенка слушать другого. Ваше чадо начинает понимать сам себя, делает открытие: то, что нравится ему, может не нравиться другим (еда, игрушки, сказки). Кроха ориентируется в природном, предметном и человеческом окружении, определенным образом к нему относится, знает, что от него можно ожидать.
Психологическое развитие
Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. У малыша появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности, возрастные новообразования.
Социальная ситуация развития.
Ребенок выходит за границы узкого и обычного для нее семейного круга в широкий мир, стоит перед необходимостью устанавливать взаимоотношения с миром чужих взрослых и сверстников. Основным жизненным контекстом становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш стремится войти и который превращается на центр, вокруг которого кружится его жизнь. Меняется характер общения крохи со взрослым: на смену общей предметной деятельности приходит познавательная деятельность, что связано со стремлением к самостоятельности, выросшими психофизиологическими и социальными возможностями ребенка. Общая со взрослым познавательная деятельность направлена на установление свойств предметов ближайшего окружения, на овладение методом «проб и ошибок» как способом ознакомления с природой, людьми, самим собой. Ведущим мотивом становится познавательный, ребенок становится активным потребителем новой информации. Взрослый для крохи – самый авторитетный источник знаний, эрудиции, поставщик неизвестного и непонятного, толкователем всего, что интересует. Дошкольник ставит неисчислимое количество вопросов, стремясь удовлетворить свои выросшие познавательные потребности.
Ведущий вид деятельности.
На протяжении среднего дошкольного возраста на основе сюжетно-отображающих игровых действий с предметами развивается сюжетно-ролевая игра. Поскольку центром жизни малыша в этот период остается взрослый, вектором, который определяет его интересы – социальные отношения людей, а ведущим мотивом – познавательный, сюжетно-ролевая игра является той деятельностью, которая помогает моделировать взрослую жизнь, овладевать ее нормы и правила, раскрывать причинно-следственные связи. Сюжетно-ролевая игра становится для дошкольников 4-5 лет ведущей деятельностью, поскольку создает самые благоприятные условия для развития, становления личности, прежде всего для формирования социальной компетентности как важной ее характеристики. Спецификой сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности является то, что вона принадлежит к символико-моделировочному типу: в ней операционно-техническая сторона минимальна, а отображение сущности реальной жизни (содержательного наполнения) – максимально важным для ребенка. В игре он овладевает игровым действием, основными игровыми умениями и условным предметно-игровым действием, учится выполнять игровую роль. На протяжении среднего дошкольного периода игровые действия совершенствуются, объединяются сначала простым, а под конец возрастного периода более развернутым сюжетом.
Совершенствуется мотивационный компонент игровой деятельности, в ней реализуются мотивы, которые связаны с самовыражением, самоутверждением, стремлением ребенка быть признанным другими, способностью обходиться собственными усилиями в достижении игровой цели, склонностью к независимости и инициативности. Малыш стремится быть похожим на отца, мать, идентифицировать себя с мужской или женской ролью, он способен разделить игровые роли по признаку половой принадлежности.
Содержательный компонент игры заключается в том, что ребенок постепенно переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий к отображению человеческого взаимодействия, овладения ролевым поведением. В конце этого возрастного периода сюжеты игр усложняются, происходит приращение, расширение сюжетной линии от отображения в игре деятельности семьи и детского сада к событиям ближайшего социального окружения. Сюжеты становятся более стойкими и логичными. Растет количество участников игры, появляются элементы творческого взаимодействия, дети опираются не только на собственный опыт и реальную жизнь, но и на впечатления от героев книг, виртуальных действующих лиц (мультфильмов, видеофильмов). Особенность таких игр – ролевая эмоциональная выразительность, возникновение ролевых реплик, стремление четко придерживаться «правды» (как в жизни, как было на самом деле).
В процессуальном компоненте творческих игр взрослый сосредоточивает внимание на формировании у ребенка умения называть свои игровые роли, распределять игрушки соответственно им; способствует выполнению им выбранной роли; расширяет и разнообразит ролевые действия соответственно их реальной жизненной последовательности, поддерживает подражание малышом бытовых действий (варит, готовит, утюжит и т.д.), помогает обогащать игровые сюжеты действиями людей знакомых профессий (врач, воспитатель, повар, водитель и т.д.); учит самостоятельно составлять элементарный план творческой игры, соответственно ему разворачивать сюжет, брать на себя определенные роли, качественно их выполнять; поддерживает способность ребенка разыгрывать разные роли своего пола, ставить себя на место другого, испытывать идентичные чувства; побуждает кроху прикладывать волевые усилия ради реализации игровой задумки.
В данном возрасте ребенок использует предметы для игровой деятельности, может переименовывать их, наделять их другими свойствами. Обогащается опыт ребенка переживанием радости общения со сверстниками.
В 4-5-летнем возрасте детей привлекают к разным видам игр: сюжетно-ролевых (ребенок сочетает в них роли активного субъекта предметно-практической, коммуникативной и познавательной деятельности); конструкторско-строительных (малыш учится различать и правильно использовать детали строительного материала, также появляется желание строить вместе); игр-драматизаций, инсценировок (у крохи обогащается ролевое общение, эмоционально окрашенное, с помощью настольного театра, театра-рукавички, образных игрушек); игр по правилам – подвижных, хороводных, народных, дидактических.
Возрастные новообразования сознания и личности.
Средний дошкольный возраст – промежуточный, переходный между младшим и старшим дошкольным детством, что сказывается на новообразованиях сознания и личности. К ним принадлежат: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; моральные чувства; самодеятельность и самые простые формы творчества.
Советы родителям для гармоничного развития 4-5-летнего ребенка:
- Необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
- Уделяйте внимания ребенку в игре, придумайте сюжет вместе.
- Развивайте творческие способности малыша.
- Поощряйте желание малыша к получению новой информации.
- Показывайте ребенку положительный пример поведения.
Таким образом, в этот возрастной период накапливаются силы, ребенок обогащается жизненными впечатлениями, дифференцируется и детализируется его личный опыт, начинается постепенный переход на новый виток личностного роста.
Источник
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Дети 4—5 лет не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам, а может и раньше дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, купания, одевания, приема пищи, уборки помещения. Дети знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, щётку для зубов, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
В этом возрасте ребенок способен сам охарактеризовать свое самочувствие или привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа, а не длинные волосы как у девочек»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. («Я мама и я кормлю своих деток»).
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин.
Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за куклой, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие по правилу —первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?). Ребёнок стремится получить от взрослого новую информацию познавательного характера. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи, в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замышляют будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Возросли физические возможности детей: дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся не послушными и капризными. Поэтому важно наладить двигательный режим детей, наполнить их жизнь разнообразными подвижными играми и т.д. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Они общаются по поводу игрушек, совместных игр. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Особенно внимательно относится воспитатель к тем детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость) не могут найти себе в группе друзей. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям. В таких случаях воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контактов с ребенка со сверстниками.
На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло – укрепляет доверие дошкольника ко взрослому. Это способствует чувства уважения к старшим. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.
Предметно-развивающая среда. Игровой опыт каждого ребёнка становится предметом осмысления педагога. Ребёнок придаёт большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для детей этого возраста должны быть различные по размеру и форме игрушки.
В процессе развития детей решающим является трудовое воспитание. В труде совершается развитие всех сторон личности ребенка
Совершенствование движений и самостоятельность пятилетних детей позволяют им значительно шире и разнообразнее участвовать в труде. Трудовая деятельность детей этого возраста становится более сложной и осмысленной и оказывает заметное влияние на развитие ребенка.
Детям доступно самообслуживание и бытовой труд. Особое значение в приучении детей среднего дошкольного возраста к труду имеет введение дежурств. Включение ребенка в посильную для него трудовую деятельность сказывается на его физическом, умственном и нравственном развитии. Расширяются и уточняются знания ребенка. Дети знакомятся с новыми для них инструментами и материалами: они работают кисточкой, линейкой и карандашом, лопаткой и граблями, тряпкой и щеткой. Каждая вещь имеет свое определенное назначение, свою форму, свое строение, которые так хорошо соответствуют назначению предмета, — дети узнают многие новые качества предметов труда.
Все, что узнает ребенок в своей практике, играет огромную роль в раскрытии, тех связей и отношений, которые существуют между предметами и явлениями окружающего его мира. Накрывая на стол, дети незаметно для себя учатся считать: они считают тарелки, ложки, стулья и салфетки. Стараясь к каждой тарелке положить по одной ложке, а против каждого стула поставить по одной тарелке, дети подходят к освоению одного из самых основных математических отношений — к понятию «столько-сколько», «больше-меньше», «поровну».
Включение в жизнь детей средней группы новых и разнообразных видов трудовой деятельности является необходимым условием дальнейшего развития всех сторон личности ребенка, в том числе развития у него общего умения трудиться. Эта способность необходима каждому человеку.
Успехи в обучении детей осуществляются в процессе развития пяти линий развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, речевое [8].
Результаты представлены в Таблице 1. Анализ программных задач по линиям развития детей 5-го г. ж.
Таблица 1.
«Социально-коммуникативное развитие»
Образовательные задачи:
Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми.
Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр.
Формирование у детей понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой.
Обучение детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
Продолжение Таблицы 1.1
«Познавательное развитие»
Образовательные задачи
Воспитывать у детей узнавать новое, задавать вопросы, формирование познавательной мотивации.
Развитие умений детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине), выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов.
Развитие умений различать пространственные характеристики объектов.
Формирование умения анализировать объекты в определенной последовательности.
Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире.
Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
«Речевое развитие»
Развитие речи как средства общения и культуры. Развитие речевого взаимодействия со взрослым, диалогического общения со сверстниками.
Расширение активного словаря; правильное понимание и употребление слов; стимулирование словесного творчества.
Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи, подведение к элементарному словотворчеству,
Продолжение Таблицы 1.1
экспериментирование со структурой предложения.
Развитие правильного произношения, фонематического восприятия, умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи.
«Художественно-эстетическое развитие»
Обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет (в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста и т.д.
«Физическое развитие»
Формирование умений правильно выполнять основные движения.
Развитие элементов произвольности во время выполнения двигательных заданий.
Развитие координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия, ритмичности, глазомера.
Стимулирование естественного процесса развития физических качеств — ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости.
Воспитание личностных качеств (активность, самостоятельность, инициатива).
Знакомство с некоторыми правилами охраны своего здоровья.
Представление необходимости выполнения правил личной гигиены.
Создание условий для выполнения всех выполнения всех видов движений, вызывающих у детей мышечное и эмоциональное чувство радости [2].
Продолжение Таблицы 1.1
Количество и счет.
Учить считать до 5
Дать детям представление о том, что множество («много»)
Формировать представления о порядковом счете.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз)
Ориентировка во времени.
Расширять представления детей о частях суток.
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
«Речевое развитие»
Развивающая речевая среда.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям, доброжелательно общаться со сверстниками.
Формирование словаря.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем мире.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Грамматический строй речи.
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
«Художественно-эстетическое развитие»
Приобщать детей к восприятию искусства.
Поощрять выражение эстетических чувств
Продолжение Таблицы 1.1
Учить выделять и называть основные средства выразительности
«Музыкальная деятельность»
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему
развитию основ музыкальной культуры.
Слушание.
Формировать навыки культуры слушания музыки.
Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
Пение.
Обучать детей выразительному пению.
Развитие танцевально-игрового творчества.
Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
«Физическое развитие»
Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.
Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием
и состоянием организма, самочувствием [3].
Л.А. Парамонова в программе «Истоки» отмечала, что содержание дошкольного уровня образования, обеспечивает разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Н. Е. Веракса в программе «От рождения до школы» отмечает, что особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Источник