Показателем двигательного развития ребенка не является
Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.
Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.
Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.
Значение двигательного развития ребенка
Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.
Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.
От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.
Средства развития двигательной активности детей
Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.
Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:
- не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
- основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)
Средства развития двигательной активности для дошкольников:
- закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
- гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
- подвижные игры
- активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
- прогулки, походы
- игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)
Средства развития двигательной активности для школьников:
- продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
- танцы
- хождение в спортивную секцию
Диагностика двигательного развития детей
Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.
Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.
Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.
Показатели двигательного развития ребенка
Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.
- Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
- На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
- К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
- В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
- К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
- Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить
После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.
Двигательное развитие ребенка до года
Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:
- Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
- Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
- Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье
Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста
Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:
- Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
- Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
- Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость
Двигательное развитие детей с ДЦП
Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:
- Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
- Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
- Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
- Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте
Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения
Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.
Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.
В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.
Причины задержки и нарушений двигательного развития ребенка
- Патологии мышечного тонуса
- Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
- Наследственные нервно-мышечные болезни
- Миастения (мышечная слабость)
- ДЦП
Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.
Видео: Двигательная активность детей
Источник
Двигательное развитие дошкольника является одним из основополагающих условий его физического, психического, эмоционального благополучия и важнейшим показателем общего развития. Вот почему педагогам дошкольных учреждений необходимо владеть вопросами организации и руководства двигательного развития ребенка.
Критерии оценки двигательного развития дошкольников
Двигательное развитие традиционно рассматривается как формирование двигательных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень физической подготовленности (ФП) детей. Уровень её во многом отражает функциональные возможности систем организма, определяет здоровье и развитие ребенка. Поэтому внимание, уделяемое этой проблеме в практике дошкольных учреждений, оправданно и заслуживает одобрения. Однако феномен ФП стал постепенно превращаться в самоцель и выступать чуть ли не единственным критерием оценки не только двигательного развития детей, но и физического воспитания в целом. В детских садах появилась тенденция «подтягивания» детей к установленным нормативам без учета особенностей их здоровья и физического развития. В научных исследованиях по физическому воспитанию дошкольников увеличение показателей ФП часто рассматривается в качестве основного доказательства их успешности.
Критика по этому поводу все чаще стала появляться в научной литературе. Отмечается, что рекомендуемые нормы ФП являются усредненными и рассчитаны на здоровых детей. Однако, по данным статистики, от 40 до 60% детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в здоровье, физическом развитии. Поэтому вряд ли к этим детям могут быть применены средние стандарты нормативных оценок.
Заметим, что и у здоровых детей ФП имеет значительные индивидуальные различия, которые также указывают на то, что оценка двигательных умений на основе средних показателей является условно объективной. К тому же данные ФП детей одного и того же возраста у разных авторов оказались существенно различными. По этим и целому ряду других причин имеющиеся нормативы ФП дошкольников могут служить лишь ориентирами, а показатели ФП не могут быть главными, а тем более — единственными в оценке двигательного развития ребенка. Таким образом, очевидна необходимость переосмысления подходов к оценке двигательного развития дошкольников и поиска дополнительных критериев, отвечающих современной концепции развивающего образования.
Одним из информативных критериев оценки двигательного развития, а главное — необходимых в современных условиях гиподинамии, является двигательная активность (ДА) ребенка. Задача формирования ДА выделена во всех образовательных программах для детей дошкольного возраста («Пралеска», «Истоки», «Радуга» и др.), а также в учебных пособиях для студентов.
В настоящее время общепризнанными критериями оценки суточной ДА являются: её продолжительность, объём, интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это даёт определённые ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей. Однако указанные характеристики строятся на усреднённом подходе, задача же состоит в определении индивидуального оптимума ДА. Ведь большая подвижность детей, в зависимости от их индивидуальной потребности в движении, может выступать в качестве и оптимальной, и чрезмерной, а средняя — для кого-то оказаться недостаточной. В этом плане более точно характеризуют степень подвижности понятия: «Оптимальная ДА» (рассматривается как индивидуальная норма); «Недостаточная» (гипоподвижность или малоподвижность); «Чрезмерная» (гиперподвижность). Двигательное поведение малоподвижных и гиперподвижных детей совпадает с характеристиками «медлительных» и «гиперактивных», на которых серьёзное внимание обращается со стороны физиологов, психологов и врачей (М.М. Кольцова, В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова, М. Пассольт), что ещё раз убеждает в важности оценки уровня подвижности ребенка.
Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.
Однако при всей огромной общей значимости ДА основной развивающий эффект определяет содержание двигательной деятельности. Овладение разнообразными движениями свидетельствует о развитии мозга, играет большую роль в разностороннем развитии ребенка, обогащении операционального состава всех специфически дошкольных видов деятельности и особенно игры. Кроме того, разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что обеспечивает их развитие и предупреждает утомление, способствует положительному эмоциональному тонусу. Значит, имеется необходимость ввести в оценочный аппарат двигательного развития ещё один важный критерий оценки — определение того состава движений, которым ребенок активно пользуется в своей самостоятельной деятельности и который становится для него источником саморазвития и самовыражения.
Известные ученые В.А. Шишкина и М.Н. Дедулевич выделяют следующие основные критерии оценки двигательного развития дошкольника:
- · уровень подвижности (с позиции оптимальности);
- · состав движений ребенка в его самостоятельной деятельности;
- · уровень физической подготовленности.
Источник
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука — рука — рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука — стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник
Появившийся на свет малыш овладевает двигательными навыками постепенно, по мере своего физического и интеллектуального становления. Эта «учеба» будет продолжаться долгие-долгие годы, и следить за ее показателями должны не только педиатры, но и родители. Двигательное развитие детей – важный лакмусовый тест здоровья ребенка. Оно отражает не только состояние его физического здоровья, но и этапы формирования (по сути «дозревания») головного мозга. Это означает, что данные показатели отображают не только совершенствование центральной нервной, опорно-двигательной систем, но и здоровья в целом.
Правильное развитие детей во многом зависит и от создаваемых для этого условий и окружающие малыша взрослые должны заботиться об этом. Для этого необходимо заниматься с ним гимнастикой, плаваньем, направленными на совершенствование опорно-двигательного аппарата и координации движений играми, соответствующими возрасту. Однако при создании этих самых условий не следует забывать, что фанатизм не уместен, так как нередко некоторые родители напрасно полагают, что чем больше и упорнее они будут заниматься плаваньем, массажем или гимнастическими упражнениями, тем быстрее их дитя начнет сидеть, ползать или ходить.
Если ваш ребенок пошел или заговорил раньше своих сверстников, то это не значит, что он лучше и успешнее других деток. Всему свое время! Для малыша намного полезнее, чтобы родители просто создавали условия для его двигательного совершенствования и, наблюдая за ним, помогали ему в освоении этих новых навыков, а не с фанатичным рвением с утра до вечера учили его гимнастическим трюкам на грани фола или тренировали его координацию с упорством тренера олимпийской сборной по баскетболу.
Двигательное развитие детей дошкольного возраста – от 3 до 7 лет
Двигательное развитие детей раннего возраста крайне важная часть их становления и воспитания. Ребята этой возрастной категории развиваются очень быстро и родители и близкие буквально не успевают удивляться и радоваться их достижениям и победам.
Нормальные показатели двигательных навыков в возрасте 3-7 лет:
- 3 года. В этот период малыш все еще совершенствует свою координацию движений и достигает успехов, изумляющих родных и близких. Он может иногда ловить мячик, перешагивает различные преграды, спускается по лестнице приставным шагом, воздвигает башни из 4 и большего количества кубиков, переливает жидкость из одной емкости в другую.
- 3–4 года. В этом возрасте растущее чадо может делать автоматические движения – это указывает на правильное двигательное развитие, которое способствует освоению все большим количеством полезных навыков. Он может долго стоять на одной ноге, отбивать мячик, раскатывать пластилин и т. п.
- 4–7 лет. За этот период «малыши неловкие» преображаются в умелых и ловких.
Они с каждым годом все увереннее двигаются, пластичной и плавной, дети учатся помогать по дому маме и папе, все лучше и лучше рисуют и начинают осваивать навыки письма, их походка становится ровной.
Все параметры развития ребенка раннего и дошкольного возраста оцениваются педиатром и врачом неврологом во время прохождения планового медосмотра. При выявлении отставания в развитии доктор обязательно дает ряд рекомендаций и назначает консультации профильных специалистов.
Как развивать двигательные способности детей дошкольного возраста?
Движения развивают в малышах умение жить в окружающем его мире. Осваивая их, они познают мир, начинают его любить и целенаправленно взаимодействовать с ним. Сложно себе представить, чтобы развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста происходило только в детском саду. Оно должно продвигаться в соответствии со способностями ребенка и большая часть двигательных навыков приобретается не в детском саду или в кружках и секциях, а в жизни.
Именно поэтому родители должны пытаться создавать все условия для планомерного и постепенного совершенствования этих навыков, а опытные педагоги и врачи могут помочь им в этом. Наблюдая за своим чадом, каждый родитель может заметить то, к чему его малыш проявляет интерес и, пользуясь этим, обучать сына или дочку навыкам в игровой форме. Ребята этого возраста охотно идут на такой контакт, они жаждут получения навыков и доверяют взрослым.
Развитию деток дома могут помогать:
- игры разной направленности: прятки, бросание мяча в цель и т. п.;
- несложная помощь по дому;
- физкультура или спортивные секции;
- музыка;
- рисование;
- просмотр видеоматериалов в виде мультфильмов (в том числе и обучающих);
- прогулки на свежем воздухе.
Родители должны позаботиться, чтобы познавание мира происходило в полной мере. Для этого малыш должен иметь доступ к развивающим игрушкам, спортивным снарядам и самое главное – к общению с взрослыми, которые помогают освоить каждый новый навык.
Игровая деятельность позволяет с быстрым прогрессированием осваивать новые навыки. При этом важно учитывать характерные особенности личности и физические способности мальчика или девочки. На сайте казино Эльслотс лучшие слоты онлайн украина для игры на деньги Наличие в доме необходимого снаряжения, помощь родителей и правильный выбор детского сада для дошкольника – триада успешного детского развития.
Лучшие упражнения и игры, кружки и занятия для совершенствования функций двигательного аппарата:
- физкультура: утренняя зарядка, разминка днем, развитие навыков на спортивных снарядах (лестницы, брусья, барьеры, беговая дорожка и пр.);
- танцы;
- театральный кружок;
- рисование, аппликация, рукоделие, моделирование;
- занятия с конструктором;
- компьютерные игры на ловкость и скорость реакции;
- плаванье;
- спортивный секции: стрельба, спортивная и художественная гимнастика, фехтование, фигурное катание, футбол, хоккей, единоборства и др.;
- музыкальная школа.
Принимая решение о занятиях в кружках и секциях, родители должны ориентироваться на предпочтения сына или дочери. Только при таком условии целенаправленное совершенствование двигательных навыков принесет свои плоды.
Влияние двигательной активности на развитие ребенка сложно переоценить. Если ваш малыш будет гиподинамичным, то ему будет сложнее осваивать новые знания в школе, общаться со сверстниками, обеспечивать свою безопасность в социуме. Именно поэтому каждый родитель должен понимать, что правильно организовать досуг своего сына или дочки – первостепенная задача и она не менее важна, чем организация правильного питания, освоения интеллектуальных навыков и воспитания.
Источник