Поиск развитие новорожденного ребенка
У вас родился малыш. И когда решены базовые вопросы сна, кормления, многие родители задумываются — что умеет ребенок, и может быть, с ним нужно уже как-то заниматься? Развивать его? У меня, к примеру, были такие вопросы: «что делать с малышом? как с ним проводить время?» — потому как новоиспеченной маме довольно тяжело адаптироваться к новой жизни.
Знаю, что сейчас в моде естественное родительство, и частично его поддерживаю, но все же приведу для примера рекомендации детских психологов и педиатров о развитии новорожденного и ребенка 1-3 месяцев. Малышу важно эмоциональное общение с близкими, но вместе с этим можно организовать несколько полезных занятий.
Исследования показывают, что возможности ребенка раннего возраста велики.
Двухнедельный ребенок уже следит за перемещающимися предметами. В три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает близкие цвета. По-разному реагирует на грустную и веселую музыку. Поэтому нужно не упустить момент и позволить запустить функционирование органов чувств своевременно.
Как можно заниматься с новорожденным?
- Показывать разнообразные игрушки на настоянии 60-70 см. Источник света должен находиться у новорожденного за головой. Игрушки должны быть на вытянутой руке или на стержне, чтобы ребенок не отвлекался на лицо. Размер игрушек примерно 5-7 см в диаметре.
- Приближаем игрушку к глазам ребёнка на расстояние 20-30 см и постепенно удаляем её на расстояние вытянутой руки. Перемещать игрушку нужно тогда, когда малыш её увидит. Также можно перемещать вправо/влево, возвратить в центр, затем вверх/вниз. Малыш может заметить игрушку только с 3-4-го раза, поэтому не нужно расстраиваться. Надо продолжать заниматься, даже если он не ответил на ваши действия.
- Тренируем слух. Перемещаем не только яркие предметы, но и звучащие-погремушки, колокольчики.
Все эти игры можно проводить с двух недель, и уже к концу месяца можно заметить поисковые движения малыша на звучащую игрушку.
Игрушки менять по цветам нужно каждые 3-4 дня.
Помимо этих упражнений можно включать разнообразную приятную музыку.
Также специалисты рекомендуют проводить легкую гимнастику для запуска адаптивных функций. Сейчас хочу упомянуть наверное самое основное физическое упражнение — выкладывание на живот. Каждый день, чем чаще, тем лучше. Наш неонатолог и педиатр советовал 5 раз, но я знаю от ортопедов, что можно и чаще.
Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
Как и в предыдущем периоде здесь самое главное — качественный эмоциональный контакт. Это важно для будущей самооценки, самостоятельности, уверенности в себе, независимости ребёнка.
Занятия в этом периоде должны быть направлены на движение рук. Надо создать условия для того, чтобы малыш разжал кулачок и выпрямил руку в локтевом суставе. Если в периоде 1-3 месяца помочь ребёнку освоить такие движения- это будет способствовать нормальному развитию общих движений и речи в будущем.
Занятия:
- Усложним упражнение с игрушкой. Подвесить игрушку на высоте 7-10 см от груди ребёнка, привлечь внимание другой, уже знакомой ему игрушкой, на расстоянии 60-70 см. Когда малыш оживится и вскинет ручки-он случайно заденет ближайшую игрушку (или колокольчик). Желательно, чтобы эти игрушки были связаны — и при задевании нижней, верхняя тоже приводилась в движение. Я такой механизм не придумала, можно маме махать верхней игрушкой, когда малыш задевает нижнюю, а можно просто использовать цепь из однотонных погремушек в люльке/коляске.
- Работаем с кулачком. Нужно улыбнуться, погладить ручки малыша с тыльной стороны-ладошки рефлекторно раскроются! В этот момент положить ребёнку в ладошку ленту, привязанную к погремушкам над кроваткой. Затем кулачки естественно закроются, и малыш будет с радостью двигаться и приводить в движение погремушки. Так у него будут развиваться и слух, и зрение.
- Положить ребёнка на живот, поместить перед ним игрушку на расстоянии 80-100 см. Сконцентрировав внимание ребёнка на этой игрушке, допустим, собачке, нужно сказать что-то вроде -вот собачка, она идёт, топ-топ. Малыш будет поворачиваться в ту сторону, в которую мама поворачивает игрушку.
Если ребёнок уже начинает гулить-это большая радость для мамы и папы-обязательно нужно отвечать положительной реакцией на его первые звуки!
В этом периоде также нужно не забывать включать во время бодрствования различную музыку, отдавая предпочтение классике (если родители любят, конечно).
Носить ребёнка на руках вертикально для укрепления мышц шеи, а также продолжать выкладывать малыша на живот. Если ребёнок уже хорошо держит голову, нужно развивать упор ног. Можно брать малыша под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твёрдой поверхности, но не ставить его. Как только он коснётся стола, тут же поднять его. Позже он начнёт отталкиваться от твёрдой поверхности.
В этом периоде уже можно класть ребёнка на развивающий коврик с дугами и игрушками. Желательно использовать однотонные игрушки и менять их раз в 3-4 дня.
Источник
Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.
В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно
Изменения на 1 неделе жизни
Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: когда впервые начинают видеть и слышать новорожденные дети?).
У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым – таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.
Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.
Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью – малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.
Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.
Первое купание – экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры
Поводы для беспокойства
Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.
Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: таблица с нормами веса новорожденного ребенка). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.
Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет – это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.
Иногда у младенца в первые дни шелушится кожа. Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.
Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни
Вторая неделя жизни
Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.
Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.
Третья неделя жизни
К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку – хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.
Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.
На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу
Четвертая неделя жизни
Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.
Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:
- ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
- он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
- поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
- узнает родителей и реагирует на их появление.
С 5 по 8 неделю
Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:
- он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
- переворачивается с бока на спину;
- приподнимает голову, лежа на животе;
- приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
- если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
- доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.
С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей
С 9 по 12 неделю
Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в два месяца?).
Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: каких еще врачей проходят в 3 месяца?). К умениям можно отнести:
- перевороты со спины на живот;
- поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
- активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.
С 13 по 16 неделю
К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.
Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:
- удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
- гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
- реагирует, когда кто-то произносит его имя;
- на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
- хватает и пробует на вкус различные предметы;
- пытается приседать.
В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы
С 17 по 20 неделю
Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:
- может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- приподнимает верхнюю часть тела на руках;
- понемногу начинает ползать;
- может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
- его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.
С 21 по 24 неделю
У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:
- ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
- он успешно ползает;
- он смеется, бормочет и лепечет, поет;
- кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.
С 25 по 28 неделю
Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.
Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).
С 29 по 32 неделю
У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.
У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.
Ребенок умеет:
- садиться без помощи взрослых;
- играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
- делает первые шаги, держа маму за руку.
Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю
С 33 недели по 36
Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).
Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:
- пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
- умеет пить из кружки или поильника;
- берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
- садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
- ползает и ходит, держась за опору;
- его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.
С 37 недели по 40
Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:
- играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
- постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
- кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
- сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
- несколько смазано произносить отдельные слова.
Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы
С 41 недели по 48
В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:
- он ходит без поддержки;
- кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;
- разговаривает на своем языке, пока непонятном взрослым;
- он коммуникабелен – любит общаться с родителями и не любит, когда они уходят;
- несколько минут может поиграть один своими игрушками;
- понимает и запоминает названия предметов, может их показать или взять в руки;
- пытается повторить за мамой названия предметов;
- он любопытен – с удовольствием перебирает вещи в шкафу;
- ему нравятся животные, он может за ними наблюдать некоторое время, улыбаться и выражать свое восхищение.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник