Подготовить ребенка 5 лет школе
Основа успешного обучения в школе – хорошая и своевременная дошкольная подготовка. Лучше начинать этот процесс в 3,5-4 года, ведь сегодняшние требования к первоклассникам достаточно высоки. А если ребенку уже исполнилось 6 лет и до этого с ним никто не занимался, то будет сложнее подготовить его. Есть перечень навыков, обязательных для будущего ученика, которыми за малый срок овладеть непросто. И тут становится актуальным вопрос как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6, 7 лет?
Что нужно уметь первокласснику?
Что-бы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим, какие конкретно требования к сегодняшнему первокласснику существуют. Ребенок, собравшийся я в первый класс, должен:
- уметь представляться, рассказывать что-то о себе, чем он увлекается, называть имена членов своей семьи;
- уметь писать печатные буквы, хорошо различать гласные и согласные, уметь прочесть легкий текст;
- выучить дни недели, названия месяцев, времен года, говорить какое сейчас время года;
- различать утро, обед и вечер;
- выучить простые математические действия: сложение и вычитание;
- разбираться в простых геометрических фигурах, таких как квадрат, круг, треугольник, уметь их нарисовать;
- уметь пересказывать небольшие тексты;
- уметь исключать лишний из ряда предметов и объяснять свой выбор;
- уметь ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, поддерживать порядок на рабочем месте;
- уметь вести себя в обществе, уважать старших:
- выучить цвета и желательно их оттенки;
- описывать картинку;
- уметь считать до двадцати и от двадцати до одного;
- выучить части тела человека и уметь правильно его рисовать;
- уметь отвечать на вопросы, «Когда?», «Почему?», «Где?»;
- различать одушевленные и неодушевленные предметы;
- уметь отстаивать свою точку зрения, не вступая в драку с теми, кто не согласен;
- уметь вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми;
- уметь тихо сидеть на занятиях, без капризов и игр с другими учениками;
Как видим, список достаточно обширный и приобрести эти навыки в короткий срок весьма сложно. Ведь при подготовке к школе нужно соблюдать некоторые правила:
- нагрузки увеличивать постепенно, только когда малыш усвоил пройденный материал;
- уроки
- должны продолжаться 15 минут с перерывами 15-20 минут между ними. В перерывах стоит позволить ребенку размяться, дать ему какую-то физическую нагрузку;
- нужно чередовать разнообразные занятия, чтобы избежать излишнего умственного напряжения;
- проводить занятия следует в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка. Очень важно не наказывать его за отказ заниматься, тем более бить. Нуж-но назвать причины, по которым человеку стоит быть образованным.
- •для обучения желательно взять пособия с большими, яркими иллюстрациями. Также сами тексты должны быть интересны будущему ученику.
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет
Ясно, что для того, что-бы подготовиться к школе недостаточно просто выучить цифры и буквы. Важно всесторонне развивать ребенка, чтобы он мог общаться с одногодками на нужном уровне, но как правильно подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 5, 6, 7 лет и при этом не отбить желание учиться?
Зная что-то интересное будет намного легче хорошо зарекомендовать себя среди одноклассников. И наоборот: будучи слабо подготовленным в этом плане, ребенок может стать аутсайдером в коллективе. Конечно детям, из дошкольных учреждений легче привыкнуть к школе, чем тем, у кого эта подготовка проходит дома. Но если Вы все-таки приняли решение готовить ребенка к школе в домашних условиях, предлагаем Вашему вниманию наши рекомендации по этим занятиям.
Занятия чтением
- эти занятия первостепенны относительно всех остальных, ведь освоив чтение ребенку будет проще заниматься остальными предметами (подробнее о том, как легко и быстро научить ребенка читать можно почитать в этой статье);
- буквы следует учить в алфавитном порядке. Для наглядности можно вылепить их из пластилина и предположить на что похожа буква. К примеру, «ж» – на жука, «о» – на очки и так далее. Также заинтересовать ребенка можно показывая буквы руками или всем телом. Идеи о том, как легко и играя выучить с ребенком все буквы смотрите здесь
- прочитайте будущему ученику несложный текст и попросите отыскать в нем только что изученную букву;
- предложите малышу ответить на вопросы по тексту, рассказать, о чем в нем говорится, пересказать его;
Занятия математикой
- хорошо начинать эти занятия со счета простых, привычных предметов, таких как игрушки, конфеты, фрукты. Позже можно постепенно перейти на счетные палочки или специальные карточки. Учитесь считать целыми числами;
- эффективно изучать цифры парами. Например, 1 и 2, 5 и 6. Так ребенку будет легче понять, что если к пяти яблокам прибавить одно, то получится шесть яблок. За один урок нужно изучать одну числовую пару, а в начале следующего повторить изученное и только тогда приниматься за новые числа.
- •чтобы заинтересовать ребенка геометрией, можно изучать геометрические формы на примере печенья. Сегодня в магазинах Вы найдете и квадратное, и круглое, и треугольное печенье.
- когда простые фигуры изучены, можно приниматься за их чертеж с помощью линейки;
- все перечисленные виды деятельности полезно чередовать между собой.
Занятия письмом
- руку малыша следует готовить к письму, ведь она еще не готова к такому виду деятельности;
- очень хорошо в этом плане сказываются занятия по развитию мелкой моторики. В два-три го-да для этого можно использовать крупы, макароны, бусины; учитесь завязывать шнурки;
- научи-те ребенка пользоваться детскими безопасными ножницами с закругленными концами – это тоже хорошо готовит руку к письму;
- сначала нужно научиться писать печатные буквы, и только получив первые результаты в этом направлении, стоит приниматься за прописные буквы;
- научите ребенка писать аккуратно, не выходя за линии;
- пользуйтесь ручкой, которая будет удобна Вашему малышу;
- большую помощь в подготовке к письму оказывает пальчиковая гимнастика. Будет эффективно, если Вы будете делать ее вместе с ребенком, приговаривая «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мы немного отдохнём и опять писать начнём».
- Тетрадь, в которой вы собираетесь писать, должна соответствовать современным школьным требованиям. Магазины предлагают широкий выбор всяческих пособий по письму;
Занятия творчеством
- научите ребенка пользоваться кисточкой с красками, карандашами, фломастерами и т.п.;
- хорошо, если малыш научится заштриховывать формы, не выходя за их границы. Используйте для этого раскраски с крупными деталями на рисунках;
- эффективно совмещать творческие занятия с изучением геометрических фигур. К примеру, вы сделали аппликацию арбуза и сразу же подметили что он напоминает круг;
- и наоборот: можно рисовать, вырезать и лепить буквы и цифры. Так ребенок лучше усвоит изучаемое;
Психологическая готовность к школе
Психологи утверждают, что адаптация ребенка в школе пройдет более мягко, если у первоклассника развиты определенные навыки. Вот их перечень:
- желание заниматься, интерес к знаниям;
- умение анализировать и делать выводы, сравнивать предметы и понятия;
- понимание целей обучения в школе, осознание своего «я», коммуникабельность;
- сосредоточенность на том, что изучается в данный момент;
- преодоление сложностей, умение заканчивать начатое.
Что-бы подготовить ребенка к школе с психологической стороны, родителям следует:
- общаться с будущим учеником, вместе читать и обсуждать прочитанное;
- при обсуждении прочитанной сказки или рассказа, склонять ребенка к обдумыванию описанного в тексте, учить его делать выводы и высказывать собственное мнение о прочитанном;
- покажите ребенку что такое школа в игровой форме, по ходу игры хвали-те ребенка, давайте аккуратные советы. Хорошо, если вы будете меняться ролями «ученик» и «учитель»;
- не доделывайте задания вместо ребенка, учите его делать это самостоятельно или с небольшой помощью с Вашей стороны;
- не ограничивайте самостоятельность Вашего чада. Излишняя опека может только навредить ему. Если вы не позволите ребенку в свое время научиться самостоятельно выполнять такие простые действия, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, одевание и раздевание, аккуратное складывание своей одежды на место и т.п., возможно он станет предметом насмешек в детском коллективе. И наоборот: здоровая самостоятельность поможет ребенку самоутвердиться в новом обществе и завоевать необходимый авторитет.
- учите ребенка общаться со сверстниками: устраивайте игры с другими детьми во дворе или дома, сами принимайте участие в этих играх и по ходу мягко подсказывайте своему чаду как лучше общаться со сверстниками и не ссориться.
- постарайтесь никогда не смеяться над своим малышом наедине, а особенно в присутствии других детей. Это может породить в ребенке низкую самооценку, от чего развивается неуверенность в себе;
- для того, чтобы стимулировать ребенка к обучению, используйте положительную мотивацию. Расскажите ему как много нового, полезного и интересного он может узнать на уроках в школе;
- •учите малыша быть дисциплинированным, поясните ему зачем нужна тишина в классе во время урока.
- научите ребенка задавать вопросы учителю, если что-то из сказанного не понятно. Пусть боится чего-то не знать, чем уточнить это у преподавателя. Объясните малышу, что о своих знаниях он должен заботиться сам.
- помогите ребенку научиться самоуважению, понять, что излишняя агрессия или наоборот боязливость могут навредить ему. Ведь свою точку зрения нужно уметь отстаивать спокойно, без крика и драки. Попробуйте проиграть типичные ситуации, которые складываются между детьми в школе. В ходе игры Вы сможете увидеть, насколько Ваш ребенок готов к таким ситуациям, сможете дать ему совет, научить правильно вести себя. Так-же можно предложить малышу свой вариант выхода из сложившейся ситуации, но только после того, как Вы выслушаете мнение ребенка на этот счет. Конечно нужно побуждать ребенка в любом случае поступать хорошо.
Вопросы здоровья и школа
Особое место в подготовке к школе занимает вопрос здоровья будущего ученика.
Очень важно в ходе этой подготовки и в ходе самого обучения суметь и научить будущего ученика чему-то и не навредить его здоровью.
В возрасте 6 -7 лет у ребенка происходят такие важные изменения как смена зубов и интенсивный рост всего организма. Это возраст, когда потребность в движении у детей очень велика. И если появляется возможность сесть за парту в 7 лет, то с точки зрения здоровья — это намного лучше для ребенка. Если же Вам приходится отдавать ребенка в школу именно в 6 лет, то отдельное внимание стоит уделить качеству физической подготовки, которую Вам предлагает Ваше будущее учебное заведение. Очень хорошо, если в школе есть оборудованный спортзал и бассейн. Ведь кроме получения новых знаний, ребенку нужны частые уроки физкультуры, чтобы активно работали сосуды, сердце, чтобы была соответствующая нагрузка на суставы и т.д. Также для здоровья учеников полезна произвольная физическая активность на переменах и очень хорошо, если во время отсутствия учеников класс проветривается.
Со стороны родителей одной из составляющих здоровой подготовки к школе является правильный летний отдых перед учебой. Как известно, отдыхать ребенку нужно:
- от общения с большим количеством людей и соответственно от контактов с источниками различных инфекций;
- от огромного количества бытовой химии и выхлопных газов;
- от общепита.
Доктор Комаровский так описывает идеальный отдых для ребенка: «дача в деревне, где минимум людей, где мама или бабушка приготовили вот с грядки что-то и где уж точно нет никакой бытовой химии». То есть идеальный отдых для ребенка с точки зрения врача – это «надувной бассейн с колодезной водой, рядом самосвал высыпал песок, грязный, голодный ребенок лазит из воды в песок и кричит «Мама, дай есть!» Если ребенок так проведет лето, то у него будут прекрасно работать сердце, сосуды, слизистые оболочки и он будет готов к встрече с новыми друзьями и соответственно новыми инфекциями.
Развивая естественное любопытство Вашего чада, познавай-те окружающий мир, людей и общение с ними. Учитывая советы психологов, педагогов и врачей о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях в 6 лет, не забывайте проявлять личную заинтересованность процессом, что еще больше вдохновит будущего ученика. Если первоклассник подготовлен к школе, если он владеет главными навыками для обучения, у него расширен кругозор, и он умеет общаться с одногодками, то ему будет гораздо легче учиться в школе, чем в обратном случае, если он не будет соответствующе подготовлен.
Как подготовить ребенка к школе: видео
Оказалась полезной статья «как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 5, 6, 7 лет»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.
Источник
С какого возраста нужно начинать задумываться об обучении ребенка в школе? Сколько времени нужно уделить подготовке к обучению, 1 год или 2 года? И какая подготовка должна быть?
Подготовка к школе при школе, детском центре, клубе (обычная подготовка).
Обычная подготовка к школе включает в себя занятия по обучению чтению, каллиграфии, развитию речи, математике и логике, иногда дополнительно дети изучают иностранный язык, посещают занятия по рисованию, конструированию.
Нужно ли ее посещать с 5-ти лет?
Существует мнение, что если дети раньше начнут учиться, то они раньше привыкнут к учебному процессу, раньше начнут читать, больше узнают. Конкуренция в школе высокая, современная школа предъявляет слишком большие требования к первоклассникам, поэтому в школу нужно идти подготовленным. Но при этом родители часто сталкиваются с проблемами:
— «ребенок ленится, выполняет домашнее задание из-под палки!»;
— «забрала с занятий, так как преподаватель сказала, что ребенку еще рано, он не готов»;
— «было не интересно»;
— «нам подготовка навредила, потому что ребенку было скучно в первом классе».
Основной плюс занятий подготовки при школе — привыкание к школьной обстановке, знакомство с будущими одноклассниками и педагогом, который будет вести уроки в первом классе. Если ребенок усидчивый, способен концентрировать внимание в течение 25 -30 минут, ему интересно на занятиях, при этом у него остается время гулять и играть, что крайне важно в этом возрасте, почему бы и не посещать занятия в течение года перед школой?
Но если ребенку «неинтересно», он не может удерживать внимание, быстро устает, отвлекается, слишком медлительный, или наоборот, чересчур подвижный, в тому же у него есть речевые нарушения (не произносит все звуки, путает их на слух, неразборчивая речь, бедный словарный запас и др.), есть смысл готовиться к обучению по-другому. И такую подготовку можно начинать с 5 лет.
Подготовка к школе с логопедом и нейропсихологом
К 5 годам головной мозг ребенка достигает 90% размера мозга взрослого человека, а нейронные связи (связи между клетками мозга) почти сформированы. Мозг — это командный центр человеческого тела. Различные области мозга ответственны за разные способности, такие как движение, речь и эмоции, и развиваются они с разной скоростью. Нейронные связи позволяют нам двигаться, думать, общаться. В ранние годы формируются связи, необходимые для важных высокоуровневых способностей, таких как мотивация, саморегуляция, решение проблем и общение. 5 лет – это важный рубеж в развитии ребенка. Нейропсихологи рекомендуют пройти нейропсихологическое обследование всем детям, достигшим этого возраста. Нейропсихологическая диагностика позволяет оценить сформированность различных областей мозга ребенка, особенности его развития. Основываясь на диагностике нейропсихолог составляет план действий или коррекционную программу занятий для ребенка
Речь ребенка полностью формируется к 5 годам. Если у ребенка 5 лет речь неразборчива, он испытывает трудности при описании события, произносит неправильно звуки, до начала обучения в школе необходимо сосредоточиться на занятиях с логопедом. Развитая речь — основа чтения и письма в будущем.
Можно заниматься с логопедом и отдельно посещать занятия нейропсихолога.
Также существуют занятия по подготовке к обучению, которые проводят совместно логопед и нейропсихолог для детей от 5 лет: рассчитанные на 2 года и 1 год занятий. Такие занятия направлены на развитие:
• внимания, способность сосредотачиваться; слушать и слышать объяснения педагога;
• регуляции, возможности контролировать своё поведение;
• памяти;
• тонкой моторики и основ письма;
• пространственного мышления;
• речи, как средства общения и обучения;
• взаимодействия между двумя полушариями головного мозга.
Одновременное использование логопедических и нейропсихологических методов и приёмов позволяет добиваться более быстрых и устойчивых результатов.
Выбор занятий по подготовке к школе важный момент. Подготовка к школе – хорошая база для успешного обучения в будущем.
Центр детской психологи Август
www.avgustcenter.ru
Ростовская набережная, д. 3, Москва
+7 499 252 71 52, +7 925 186 97 77
Центр детской психологии Август объединяет свыше 20 специалистов: психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, нейропсихологов, дефектологов, логопедов, специалистов по раннему развитию, неврологов и психиатров. Все сотрудники центра имеют высшее психологическое или педагогическое образование, регулярно повышают свою квалификацию в России и за рубежом.
Услуги и стоимость консультаций
Подготовка к школе с логопедом и нейропсихологом
Источник
Что нужно, чтобы подготовить ребенка к школе? Современные психологи отвечают на этот вопрос совсем не так, как родители дошкольников. И готовить к школе предлагают начать года за два до первого сентября. Чем же, по их мнению, надо заниматься с ребенком все это время?
Для начала экспресс-тест для родителей. Что вы чувствуете, когда на детской площадке вас спрашивают: «А ваш уже сколько букв знает?», «А как считает?». Когда говорят: «Вы же знаете, что считать подряд бессмысленно, нужно вразнобой? А вот мы занимаемся по специальной системе, уже в год мой ребенок знал все буквы, а теперь уже читает…»
Давайте по-честному: даже если ваш ребенок вундеркинд, вы испытаете легкое тревожное покалывание. Ой, а у меня-то все в порядке? А мой-то точно так умеет? Я точно выбрала правильную систему? Хорошо, если тут же ваш мозг вам напомнит, что все в порядке. Тогда вы быстро успокоитесь и продолжите общение.
Если же мозг запоздает или будет занят другими проблемами, ваша тревога начнет расти, и вы начнете защищаться доступными для вас способами. Например, расскажете всем, какой у вас уникальный ребенок, и таким образом окажетесь в том же белом пальто, что и все собеседники. Или сделаете вид, что эти темы вас не касаются, и покажете, как вы пофигистичны и безразличны к делам ребенка (а это ведь тоже не совсем правда). А может быть, вы ночь спать не будете, придумывая новый план срочного развития вашего ребенка и турбо-подготовки к школе за неделю.
Эта зарисовка нужна нам для того, чтобы понять несколько простых вещей:
- Все родители хоть немного да беспокоятся по поводу подготовки детей к школе.
- Беспокойство проявляется по-разному и в большинстве случаев заражает точно таких же родителей, которые тоже в группе риска по предшкольному ажиотажу.
- Болезненная реакция на подобные истории говорит о том, что, возможно, вашему эмоциональному интеллекту требуется специальная «прокачка». Позже мы дадим для этого несколько.
- Тревога — не лучший помощник в подготовке ребенка к школе. Чтобы спокойно, без перекосов и резких движений прийти к первому классу, не нужно волноваться, беспокоиться, сверяться с кем-то, достаточно просто понять, что такое вообще подготовка к школе и из чего она состоит.
Так что давайте сразу к делу: готовность к школе — что это? В чем ее измерить, как ее увидеть?
Самый современный тест на готовность ребенка к школе
Перво-наперво давайте забудем эти странные критерии: умеет читать, писать, считать, знает десять видов животных… Если к семи годам ребенок будет все это уметь — о’кей, будем побеждать с этим, если нет — это почти ничего не говорит о его готовности к школе.
Эксперты Института возрастной физиологии РАО утверждают, что готовность ребенка к школе лучше всего оценивать по трем глубоким универсальным критериям: эмоции, движение и речь.
То есть если эти три больших пласта умений выведены на уровень, соответствующий возрасту, значит, ребенок вполне готов к школе. Если в каком-то из пластов есть «недобор» — прописи и таблица умножения не помогут.
Что полезно уметь ребенку в 5 лет, чтобы спустя два года с радостью пойти в школу?
Эмоции:
- Знать, что у людей бывает разное настроение, не только хорошее; по возможности не страдать от того, что у близкого взрослого сегодня настроение не самое радужное (при условии, что взрослый держит себя в руках, а не превращается в огнедышащего дракона).
- Различать эмоции человека по тону голоса и выражению лица.
- Уметь определить свое настроение и назвать его: я грустный, я веселый, я спокойный, я волнуюсь, я зол, я боюсь и т.д.
- Уметь (хотя бы отчасти) взять эмоции под контроль: не причинять вреда себе и другим, не впадать в оцепенение.
Движение:
- Владеть своим телом: уметь прыгать, бегать, ползать, лазать, менять направление в беге, двигаться приставными шагами, менять скорость движения.
- В игре — двигаться в соответствии с данной командой («побежали», «прыгаем вниз» и т.д.).
- Точно и аккуратно действовать с мелкими предметами (бусины, пуговицы, детальки лего, желуди и т.д.): собирать, раскладывать, опускать в прорезь и т.д.
Речь:
- Связно говорить, описывать свое состояние.
- Выражать свою мысль или желание через речь.
- Отвечать на вопросы, не только закрытые (да, нет, не хочу, Ваня и т.д.), но и содержательные, требующие подробных описаний, логических умозаключений.
- Соблюдать нормы вежливости.
- Уметь строить предложение, доводить мысль до конца, правильно интонировать (старайтесь расширить словарный запас ребенка, говорите с ним на самые разные темы).
И это еще не все! Кроме того, что ребенку для подготовки к школе нужно стать хозяином своего тела, мыслей и языка, ему нужно еще подобрать ключи к миру других людей — иначе далеко не продвинешься.
Какие навыки общения тренировать у ребенка перед школой?
Жить среди людей — невероятно сложная работа, которая может отнимать у ребенка все силы. Семья, детский сад, родной двор и иногда магазин — все это не такой уж большой мир. Школа по сравнению с предыдущей ойкуменой — как большой континент по сравнению с маленьким островом. Все как-то сразу стало больше, значительнее, где-то проскользнула враждебность, где-то тебя напугал чужой взгляд, а может быть, ты просто устал идти и срочно нужен привал…
В общем, думаю, вы согласитесь: можно отпустить ребенка на большую землю без умения считать до ста, даже без знания отличий хвойных деревьев от лиственных… А без социальных инструментов — никак нельзя.
Десять социальных навыков, необходимых каждому ребенку, особенно накануне школы:
- Знакомиться, представляться.
- Попросить помощи. Надо сказать, взрослые обычно не очень в этом сильны. Задача наших детей — не повторять наших ошибок. Просить о помощи — не стыдно, не обидно, это не разрушает нашего достоинства, особенно если мы делаем это вежливо и с пониманием того, что наша просьба законна.
- Следовать инструкции. Мы отточим это умение в подвижных играх, а потом перейдем к более сложным алгоритмам, которые нужно уметь удерживать в голове.
- Концентрироваться на задании. Не сосед, не птичка за окном, не навязчивая мысль занимает все мое внимание — а то, что я делаю здесь и сейчас. Это высший пилотаж, и от первоклассника требовать полной концентрации нельзя, но мы будем постепенно тренировать внимание и обучать навыкам концентрации.
- Выражать свое несогласие. Если ребенок его не выразит, в нем начнет бушевать эмоция, которую придется гасить, если не сразу, то потом, дома. Не лучше ли сразу привыкнуть говорить словами, вежливо и пока еще спокойно: я так не считаю, мне так не кажется, я думаю по-другому, может быть иначе… Сказать и дать таким образом своим мыслям право на существование.
- Принимать отказы. Ну не будут тебя сегодня спрашивать. И на улицу во время урока не пойдем. И дружить с тобой почему-то вон та девочка отказалась. Ну что ж, нет так нет, а зато…
- Выражать признательность. Просто «спасибо» за то, что тебе дали карандаш или подвинулись в раздевалке, — это очень много. Гораздо больше, чем любые прописи.
- Извиняться. Это очень сложная компетенция! Только с определенным уровнем эмоционального интеллекта мы можем сказать: «Прости меня». Только понимание того, что это не ты плохой, а ситуация такая, что твой гнев, твоя застенчивость, веселая шалость, упрямство — законные эмоции, просто ты не справился с управлением, — позволяют извиняться и не испытывать при этом горьких чувств.
- Управлять эмоциями. Честно говоря, с этим пунктом я согласна не вполне. Слишком уж сильное это заявление: управлять эмоциями, да еще в семь лет! Пусть это будет задание «на вырост»: пока главная задача — понимать свои эмоции, понимать причины, уметь сказать о них. Как результат: просто не лезть с кулаками к детям, которые «явно не правы», и не плакать весь день, если с утра реальность чуть разошлась с картинкой в голове. Если это получается — уже прекрасно.
- Принять последствия своих действий и критику. Еще одно задание «на вырост», которое пока не обязательно выполнять до конца. Ну да, у меня не все получается гладко. Ну да, я ошибся, да, можно было разрулить ситуацию иначе. О’кей, учту. А когда ваш ребенок придет к вам не просто с очередным «Я разбил стекло», а с тирадой «Я разбил стекло, подошел к учительнице, сказал, что я случайно, извинился и теперь прошу тебя помочь мне все исправить» — честное слово, это будет веский повод выпить шампанского!
Так что же, учить чтению и счету не нужно?
Вот такие планы на ближайшие два года. Внимательно посмотрите на эти родительские чек-листы. Вы согласны с тем, что у вашего ребенка полно работы? Что для выполнения этой программы нужен фактически полный рабочий день в течение двух лет — тренировать, напоминать себе, слушать, думать, пробовать, искать, попадать в истории, бегать, прыгать, плакать, не плакать, злиться, не драться и т.д.?
Может быть, вы согласитесь со мной, что прописи и академические знания в области ботаники и зоологии в эту насыщенную жизнь могут просто не поместиться?
Уставшая мама:
— А если мне все равно хочется подготовить ребенка к предстоящей учебе? Если я хочу его чему-то поучить, да и сам он постоянно ищет, чем бы заняться? Что же теперь, буквы не учить?
Если вы уверены, что успешно осваиваете физиологическую и социально-психологическую «программу», а учеба доставляет удовольствие и вам, и ребенку, — конечно, занимайтесь!
Только прошу вас, не садитесь раньше времени за парту больше чем на 10 минут. Это вредно и для тела, и для эмоций. Читайте вывески, изучайте математику, рисуя цифры на асфальте и прыгая по ним. Пересчитывайте горки, с которых скатились, снимайте на виртуальный «волшебный фотоаппарат» все деревья, которые встретите по дороге домой из магазина. Хорошо укладывается в голове дошкольника только то, что он прочувствовал телом.
Скептик:
— Вот вы говорите, что не надо учить ребенка читать, а надо учить его извиняться. А что я скажу педагогам, которые на прослушивании будут просить его читать, соединять, считать? Я буду краснеть со стыда, что ребенок не готов?
О, я слышу в этих словах классическую родительскую тревогу: а вдруг мой ребенок покажет себя недостойно?
Смотрите! У нас ведь и у самих есть тысячи способов опростоволоситься. Не тому позвонить, неправильно решить задачу, сжечь кастрюлю… А выход из всех этих положений один на всю жизнь: управлять эмоциями, принять свою ошибку, сделать выводы, спокойно извиниться, попросить о помощи, сказать спасибо.
Чувствуете? Перед нами зачастую стоит выбор: либо сделать все, чтобы ребенок не «посыпался» на жалком, неважном, совершенно ничего не значащем собеседовании в первый класс (которое, кстати, не вполне легально и является больше знакомством, чем отборочным испытанием), — или дать ему роскошный страховочный крюк, который всю жизнь будет вытягивать его из любых неловкостей.
Если вы можете дать и то и другое, при этом от усилий не заработать себе невроз — прекрасно. Если нужно выбирать — советую выбрать крюк. Множество исследований моих коллег в США, Китае, Сингапуре, Великобритании, Финляндии (не последние государства в плане качества образования) показывают, что метапредметные навыки, мягкие методики, универсальные человеческие умения работают лучше любых жестких академических знаний — и в школе, и за ее пределами.
И уж поверьте мне, когда на встрече с педагогами ребенок говорит открыто, спокойно, вежливо, дружелюбно, на хорошем русском языке: «Простите, я пока совсем не умею считать, только знаю числа» — это в разы сильнее, чем безучастно промямлить правильный ответ.
Что нужно запомнить о подготовке к школе
- К школе действительно нужно готовиться, но не совсем так, как предлагают модные книги и детские клубы. Работать нужно в первую очередь над движением, эмоциями и речью ребенка, и для этого ни в коем случае не нужно садиться за парту. Просто живите активной, наполненной жизнью, как жили раньше.
- Кроме того, есть целый ряд социальных навыков, которые ребенку хорошо бы освоить до школы. Для этого ему тоже нужно просто жить, а вам — просто обратить на эти навыки внимание.
- Учиться читать, писать, считать, запоминать разные факты и накапливать знания о мире — можно, но необязательно. Надо сказать, на хорошую физическую и эмоциональную почву знания сами отлично «прилипают».
- Не занимайтесь с ребенком тем, что приносит вам негативные эмоции. Если математика в радость — считайте на здоровье, если каждый урок приносит вам нервы, слезы, беспокойство, злость, чувство опасности — пусть математика подождет. В конце концов, подобные занятия вы можете всегда делегировать другим.
- Сидеть за партой — вредно. Сидеть перед экраном телевизора — тоже вредно, даже если показывают обучающий мультик на трех иностранных языках. Выходите на улицу и учитесь через тело, через движение, через игры, через эмоциональное восприятие мира.
О том, как это сделать, — в следующий раз.
Источник