Подборка игр и упражнений по речевому развитию ребенка

Елена Жвакина
Подборка игр и упражнений по речевому развитию для детей дошкольного возраста

Упражнения и игры по воспитанию чистого и правильного произношения

«Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается», пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т. д.).

дуть на кораблик в тазу с водой, произнося звук «ф» — тихо плывёт, звук «п-п-п» — при сильном ветре — на развитие речевого дыхания. Здесь необходимо следить за тем, чтобы дети не надували щёки. в) игра «Позови мишку играть с собой» — следить, чтобы ребёнок говорил громко, а не кричал –на развитие силы голоса. г) на одном выдохе произносить 3-4 слога (ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га). игра «Вьюга» — изменение силы голоса

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах используются считалки, в которых ритмический акцент сопровождается движением руки. «Белый снег, белый мел, (руками показываем на снег вокруг)

Белый заяц тоже бел. (прыгаем,как зайчики)

А вот белка не бела, (показываем на хвостик у белки)

Белой даже не была». (Мотаем головой, отрицаем и указательными пальцами одновременно)

Ребенок вместе со мной прохлопывает все слоги чистоговорки так, чтобы на один слог приходился один хлопок. Этим приёмом я не только помогаю ребёнку автоматизировать звуки, но и учу делению слов на слоги.

Произносим каждую из них не спеша, отчётливо и без запинок. Регулярное использование чистоговорок позволяет добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков и полностью (или частично) избавиться от «каши во рту». Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

(прохлопываем каждый слог, произносим сначала медленно,затем несколько ускоряя темп. Можно произносить текст попеременно хлопая по коленочкам)

Игры и упражнения на развитие точных движений пальцев рук для детей раннего возраста

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”

(мишке или т. п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!

Умой зайке личико,

Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”,

Умой зайке ротик,

Умой зайке носик,

Умой зайке хвостик!

И поехал зайка к ребятишкам в гости.

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации:педагог показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого.Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

Топал долго топ-топ, топ-топ;

И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,

Положили на плечи.

Спрятали за спину,

Положили на живот”

Ладошки вниз,

Ладошки вверх,

А потом на бочок

И сжимаем в кулачок,

Постучали”.

Методические рекомендации: педагог читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток

Мы сожмем его разок

Тук-тук-тук!”

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой

Скачет быстрая лошадка.

Чок-чок, чок –

Скачет быстрый табунок”

“ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ БАНОЧКИ”

Цели: закреплять умение детей проталкивать плоские геометрические фигуры в специальное отверстие. Продолжать формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев. Совершенствовать координацию и точность движений.

Материал:баночки с прорезями:

1) для геометрических форм;

2) для разноцветных крышек;

3) для колпачков от фломастеров.

“ПОЙМАЙ ШАРИК”

Цели: закреплять умение вылавливать шарик сачком из воды. Развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и меняющими свое положение в пространстве.

Материал: таз с водой, шарики 4-х основных цветов, сачок.

Источник

Игры и упражнения по развитию речи.

   Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

   Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

   Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

   Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помощь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из  двух- трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

Читайте также:  Творческое развитие ребенка консультация для родителей детского сада

   В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную деятельность детей.

В этом возрасте важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предложения.

   Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизирует мыслительную и словотворческую деятельность.

Логический ряд.

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

   Что изображено на картинке? (Роза.)

    Какая роза? (Роза красная.)

   Что еще бывает красным? ( Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

   Какой еще бывает ягода? (Сочный, вкусный, сладкой.)

   Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.)

   И так далее.

   Примеры:

Белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост — длинный хвост и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса — красивая девочка — маленькая девочка- маленькая кукла — и т.д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама- дорогая мама — и т. д.

   На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Отгадай-ка.

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: Набор предметов или картинок.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.

   Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.)

   Все остальные дети отгадывают предмет, в котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Домашние и дикие животные.

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных. Если он живет в лесу, то  и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Ни шагу назад, ни шагу на месте.

Цель игры: Развивать речь.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстояние 3-4 м. обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

   Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов  (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильный ответ ребенок  шаг вперед.

   Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

   Примерные вопросы.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и       т.д.)

2. Что может быть сладким? ( Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.).

3. Что может быть круглым? ( Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

   Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? ( Доброй, любящий, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, зубастым, страшным и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? ( Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т д.).

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, есть траву, дает молоко, пасется, ест сено и т.д.).

Рифмоплеты.

Цель игры: Научить рифмовать слова.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается с подгруппой детей (3-5 человек). Детям предлагается послушать аудиозаписи песню «33 коровы»

   Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

   Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифмовку.

Свою маму я  люблю,

                                                Помогаю, чем могу:

Пол подмету метлой,

           Потому, что я …(большой).

                                                Владик и Илюша

                                                Жили  очень дружно,

       Играли, конфеты кушали,

       Песни Кеши…(слушали).

   В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров.

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «Острова Незнаек».

Первоначальное все дети находятся на «Острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Незнаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

   Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается. Используется обобщающие слова типа « птицы», « дикие звери», « воздушный транспорт» и т. д.

Читайте также:  Природа в умственном развитии ребенка дошкольного возраста

Цепочка слов.

   Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному.

Ход игры: дети становятся вкруг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

 большой — маленький

длинный – короткий

                                                 широкий – узкий

                                                 глубокий – мелкий

                                                 белый – черный

                                                 умный – глупый.

  красивый – страшный

                                                 веселый – грустный

 храбрый — трусливый

                                                 сладкий — горький

                                                 рано – поздно

                                                 холодный – горячий

Цепочка предложений.

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события

( по 5 карточек)

Ход игры: дети делятся на 2-3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй, и т.д. Затем проверяется правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждой ребенок говорит по одному предложению по своей  карточке. Таким образом, получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Сосчитай братьев и сестер.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулки для фишек.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова «холодный» есть такие братья и сестры, как слова   «прохладный», «зябкий», « морозный», «ледяной», «пронизывающий» и т. д.

Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

   Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер слова « ходить».

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.)

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-нибудь аксессуары — заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны отвечать предложениями типа «было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3-5 человек.

Источник

Дыхательные упражнения

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси»,               «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Читайте также:  Двигательная активность ребенка условие общего развития

Мыши водят хоровод    Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод 
На лежанке дремлет кот. 
«Тише, мыши, не шумите, 
Кота Ваську не будите. 
Как проснётся Васька кот 
Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).  

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

— О-о-о (разболелся зуб,удивление).

— У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Игра «Коровка, дай молочка»

Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.

 Ход игры

Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка». Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у- у!» Тогда ребенок просит молока еще раз. Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками; катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе)

Игра «Лисичка, пляши»

Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик), называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук- тук-тук! динь-динь-динь!). Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, спляши под…». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то лисичка не выходит плясать.

Дид. игра «Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход игры

 У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дид. игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход игры

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О- О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках — И-И- И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                      

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Источник