Почерк ребенка 5 лет

Некрасивый почерк не только не эстетично выглядит, но и может влиять на успеваемость в школе. Как правило, у детей с плохим почерком низкая скорость письма, они быстрее устают. Все это поправимо, часто нужно просто устранить причину некрасивого почерка и проделать некоторые игровые упражнения.

Возможные причины плохого развития плохого почерка:

-не правильная посадка за столом во время письма;

-ребенок неправильно держит ручку во время письма;

-не правильное положение тетради;

-плохо развитая мелкая моторика рук;

-слабые мышцы спины, плечевого пояса и рук.

-недостаточно развитое пространственное восприятие.

Советы:

-выполняйте регулярно графические упражнения (не мене 3х раз в неделю);

-занятие не более 15 минут, после перерыва (такого же по времени), можно продолжить;

-во время перерывов обязательно устройте пальчиковую гимнастику или массаж для рук (в игровой форме);

-не заставляйте писать сначала на черновик (вызовет только утомление);

-можно подкладывать под страничку тетради специально разлинованный лист с наклонными линиями.

«Зеброчка» разлинованный лист бумаги

С чего начать?

1. Правильная посадка за столом.

Сидеть необходимо прямо, опираясь спиной на спинку стула, ноги прямо, стопы на полу (если не достают до пола, можно поставить их на специальную подставку).

2. Проследить, чтобы ребенок держал правильно ручку во время письма.

Подробно о том, как научить ребёнка правильно держать ручку при письме можно прочитать здесь.

Предложите ребёнку попробовать писать перьевой ручкой это необычно для него, да и если взять её неправильно, писать она не будет.

3. Правильное положение тетради.

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.

Упражнения для мелкой моторики рук.

Если у ребенка буквы разной величины, линии ломаные, изогнутые, возможно причиной такого почерка недостаточно развитая мелкая моторика. Поможет лепка, оригами и многие другие упражнения.

Более подробно о идеях развития мелкой моторики у ребенка здесь.

Упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.

1. Приложить листок к стене и рисовать в таком положении;

2. С положенной на голову книгой, ходить по комнате;

3. Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги;

Упражнения для развития пространственного восприятия.

Если буквы как бы «зависают в воздухе», возможно пространственное восприятие ребенка недостаточно развито.

Помогут графические диктанты, игры в которых необходимо найти что — либо, следуя указаниям взрослого (например, иди прямо, теперь поверни налево и т.д.)

Пример графического диктанта

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма.

Чтобы был виден результат, занятия должны быть каждый день.

Раскраски

Кстати обычные раскраски для детей полезны не только для подготовки руки к письму и правильности письма, но и успокаивают, развивают внимание, воображение, восприятие цвета.

Более подробно о всевозможных раскрасках можно прочитать здесь.

Штриховка

Сначала раскраски обводилки, а затем переходим к штриховке.

Срисовывание

Подойдет срисовывание, как под копирку, так и просто смотря на рисунок. Хорошо развивается внимательность, усидчивость, глазомер.

Вырезание

Начинаем с простых геометрических фигур, постепенно усложняя. Существуют специальные тренажеры для того чтобы ребенку научиться хорошо вырезать.

тренажер для вырезания

Гимнастика для рук

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

Рисование по клеточкам

Во время такого рисования рука подготавливается к письму, а также развивается внимание, аккуратность и пространственное восприятие.

Прописи обычные и каллиграфические.

Ну и конечно же без прописей ни куда.

Графические упражнения для тренировки каллиграфичности письма.

Обращайте внимание, что бы написание букв ребенком соответствовали следующим правилам:

-У букв должен быть одинаковый наклон;

-Между ними должно быть одинаковое расстояние;

— И примерно (учитывается особенности написания букв) одинаковая высота.

Выполнять их лучше на альбомном листе. Начинаем с простого (обычные вертикальные линии), постепенно усложняя узоры и переходя к буквам. Если ребёнок «уходит» вниз или вверх можно поставить точки для ориентировки на листе.

Письмо для ребёнка это действительно сложно. Поэтому наберитесь терпения и помогите своему малышу с помощью игровых упражнений освоить эту науку. Результат не заставит себя долго ждать!

Источник

Фотобанк Лори

Считается, что наука о почерке появилась одновременно с письменностью – нельзя было не обратить внимания на то, что буквы одинаковые, а все пишут их по-разному. Этим интересовался знаменитый древнегреческий философ Платон, а его ученик Теофраст настолько был очарован почерковедением, что смог облечь его в научные формы. С тех пор графология, наука о почерке, обросла многочисленными исследованиями и наблюдениями. Мы попросили эксперта-графолога Светлану Сибирскую помочь нам приоткрыть тайны почерка.

Читайте также:  Методические задания для ребенка 5 лет

– Светлана, расскажите, как и когда у ребенка формируется навык письма?

– Письмо – это комплексное умение, состоящее с одной стороны из графического навыка, а с другой – из личностных особенностей. Графический навык формируется постепенно и зависит от физиологии ребенка и степени сформированности личности. Начальный этап обучения письму для 5-7-летних идет параллельно с формированием костной системы. Никакое форсирование письменных навыков недопустимо. Ребенка нельзя торопить и требовать от него писать быстрее. Нервозность во время этого периода может отразиться на личностных качествах ребенка и его развитии.

К 10-11 годам навык письма сформирован, и почерк становится более-менее стабильным. Однако и этот период еще не повод для полноценного анализа почерка, поскольку личность еще не сформирована. В почерке будет отражена именно эта несформированность. И только когда процесс письма достаточно беглый и неосознаваемый, становится возможным анализировать его. Это происходит приблизительно к 16-17 годам, хотя возраст индивидуален. Одни в 17 лет уже готовы к взрослой жизни, а другие в 20 лет еще дети.

Почерк Мурата (11 лет)

Образец почерка №1. Мурат, 11 лет

В этом почерке видна некоторая напряженность, старательность. Беглости еще нет. Буквы выписаны подробно и старательно. Рука движется негладко, часто останавливается. Подробные буквы, практически без упрощений, указывают нам на то, что мышление ребенка конкретное, приземленное. Он еще не может оперировать абстрактными, отвлеченными понятиями. Поэтому новый материал ему надо подавать с примерами из реальной жизни. Видна замедленная скорость, сжатость в буквах и между буквами. Каждое слово пишет в несколько заходов, часто останавливается, чтобы отдохнуть. Видно, что скорость мыслительных процессов еще невелика. Ребенку требуется основательное время, чтобы что-то понять и усвоить. Он все понимает слишком конкретно, буквально, узко. В то же время просматриваются зачатки аналитического мышления. В целом ребенок эмоционально открытый и мягкий. С ним можно договориться, им можно управлять, что и делается. С дисциплиной его все в порядке. Он старательно исполняет все, что от него требуется, хотя ему это дается с трудом. Можно предположить, что воспитывают его в строгости.

– Кто-то пишет размашистыми буквами, а кто-то угловатыми и колючими. От чего это зависит?

– Вид почерка зависит как от механических навыков руки, так и от личностных особенностей человека. Сам процесс воспитания, история жизни, история формирования личности напрямую влияют на вид почерка. Личности разные – почерки, соответственно, тоже.

– А можно ли по почерку что-то сказать о характере человека?

– Да, но с большей достоверностью начиная с 18-20 лет, когда личность более-менее сформирована. Почерк показывает почти все: стиль мышления, манеру поведения, страхи, комплексы, морально-нравственные принципы, отголоски воспитания, таланты, способности, желания, самооценку. Легче рассказать, что по почерку не определяется. В почерке не выявляются национальность, вероисповедание, пол и биологический возраст. Все остальное в почерке зашифровано.

– Беспокоиться ли маме, если у ребенка плохой почерк? Не говорит ли это о каком-то психическом нарушении?

– Нет, не стоит, конечно. Понятие «плохой почерк» в бытовом и графологическом смысле не одинаков. Не красивый, но разборчивый почерк может говорить о творческом потенциале ребенка. А каллиграфически красивый почерк может свидетельствовать о посредственной, скучной и неинтересной личности. Поэтому красота почерка относительна. И только специалист способен определить, существуют ли вообще проблемы. В графологии все так же, как в обычных науках.

Почерк Ксении (16 лет)

Образец почерка №2. Ксения, 16 лет

В этом почерке сразу виден динамизм, легкость. Буквы более простые, многие лишние элементы убраны, есть беглость. Основные параметры почерка устойчивые и стабильные. Например, ход строки, наклон, высота букв. Наблюдается динамизм письма, хотя и не сильно. Личность, соответственно, достаточно раскрепощенная, открытая, знающая себе цену. Дисциплинированная и самокритичная. Мышление этой девушки также конкретное, приземленное, логичное и узкоспециализированное. Однако эта конкретность отличается от конкретности предыдущего (детского) почерка – она связана с установкой личности на задачу, на поставленную цель. Этот человек, не желая распыляться, сужает свои задачи. Конкретность же почерка Марата связана с личностной несфомированностью, с отсутствием личного опыта. Девушка по поведению целеустремленная, настойчивая и умеющая отстаивать свои интересы. Умеет сказать «нет». Есть карьерные запросы. Желание преуспеть, показать себя, выделиться из толпы.

– Часто в школе учителя рекомендуют заниматься с ребенком правописанием, чтобы улучшить его почерк. Есть даже разные чудо-прописи с алгоритмом написания букв. Как вы считаете, стоит ли на это тратить время?

– В начальной школе действительно стоит обучить ребенка алгоритму написания букв. К тому же такие занятия обучают не столько письму, сколько дисциплине. Умение управлять собой – важный фактор личности. В XX веке многие первоклашки приходили в школу, совсем не умея писать, и их учили по единому стандарту, причем, замечу, достаточно хорошему.

Читайте также:  Ребенок 5 лет косолапит что делать

Современная школа в погоне за западными веяниями сломала хорошо налаженную систему. К тому же многие родители считают своим долгом научить ребенка читать и писать еще до школы. Как они это делают – неизвестно. Поэтому дети учатся писать не по стандартной методике, а кому как придется. Современная школа по-своему приспособилась к такому положению вещей и уже не считает себя обязанной обучать ребенка правильному письму, тем более что половину детей надо не учить, а переучивать.

Почерк Ольги (30 лет)

Образец почерка №3. Ольга, 30 лет

Почерк обладает внутренним динамизмом, абстрактностью форм и изменчивостью некоторых факторов – наклон, размер и форма строк меняются. Эта личность по складу характера очень динамичная, сообразительная и гибкая в поведении. Мыслительные процессы протекают быстро. Мыслит последовательно, но не догматично. Видение мира многооконное, многостороннее, что позволяет ей находить оригинальные решения жизненных задач. Такое мышление обладает определенным запасом прочности в трудных ситуациях. В крайних проявлениях такой человек может увлекаться и перескакивать с интереса на интерес, надолго не задерживаясь на одном и том же. Умеет планировать и действовать последовательно. В то же время свои планы он способен гибко менять под ситуацию. То есть глобальное планирование устойчивое, а тактическое – гибкое. В результате в личности гармонично сочетаются устойчивость и динамичность. Это человек умеет постоять за себя, отстаивать свои интересы без ущерба для интересов окружающих.

– И как же поступать мамам?

– На мой взгляд, лучше вернуться к советским методам обучения письму – они были самые лучшие. Теперь про прописи: они хороши только в самом начале обучения и только на короткий период. Остальное время обучения ребенок должен писать самостоятельно, не опираясь на «костыли-прописи». И если почерк действительно слишком беспорядочный, то имеет смысл немного его подкорректировать. Когда из беспорядочного почерка вы делаете более упорядоченный, тем самым вы учите ребенка самодисциплине, что является положительным моментом. В любом случае целенаправленная коррекция почерка является коррекцией всей личности. И надо смотреть, какую черту характера вы пытаетесь усилить у ребенка, изменяя элемент письма.

– Действительно ли так вредно переучивать левшей, как говорят?

– Да, вредно. Переучивание – это большой стресс для ребенка как будущей личности. И этот стресс навсегда изменит характер ребенка. У такого человека навсегда останется психологический надлом.

– Что вы можете в целом сказать о трех образцах почерка, представленных выше?

Эти три почерка условно можно считать иллюстрацией развития личности. Однако это три разных человека. И у 30-летней Ольги в ее 16 лет вряд ли был почерк, похожий на почерк Ксении. Мышление Ксении более одностороннее, что сказывается на ее способности решать поставленные задачи. Она эффективна в ситуациях привычных и подобных. И ее решения продиктованы наработанным опытом.

У Ольги же иная ситуация. Она способна быть эффективной не только в устойчивой среде, но и в переменчивой, новой. Ее решения продиктованы интуитивным озарением. В стабильных условиях она может уступать таким людям как Ксения, но во времена перемен, когда меняются правила игры, способности Ольги более ярки.

Можно предположить, что почерк Ксении еще изменится, не глобально, конечно, а локально. Что-то уменьшится, что-то увеличится. То, чего нет сейчас, конечно, не появится. Она будет таким же однонаправленным и целеустремленным человеком. У нее может сгладиться угловатость, колючесть, юношеская критичность. Она может стать мягче и податливее, но останется желание быть особенной и заметной. Интенсивность этих качеств в течение жизни меняется, но не исчезает навсегда.

Если родители желают подробно проанализировать почерк ребенка, то имеет смысл делать это начиная с 16 лет. Лучше обратиться к опытному специалисту.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Почерк каждого человека формируется еще в детстве. Многие родители учат своих детей писать уже до школы. Не зная педагогических методик, они могут выучить неправильно. Частенько в школе учителям приходится «переучивать» писать. Они занижают отметки за «грязь» в тетрадях, исправления и неразборчивый почерк. Ученики расстраиваются, родители дома ругают их и за корявые буквы и за плохие отметки. У детей тогда формируется четкое нежелание писать вообще, потому что исправить свой почерк они не могут. А дальше у них вообще пропадает мотивация к учебе. Любая письменная работа, домашние задания и вообще поход в школу вызывают у таких ребят одну и ту же реакцию каждый день: «не хочу, не буду!»

Чтобы начать работу по исправлению почерка ребенка, необходимо знать о его причинах. И работать именно с причиной, а не со следствием. Об этом я подробно рассказывала в своей статье «У ребенка плохой почерк. Не спешите тревожиться — ведь это признак его гениальности».А также в ней объяснила, почему плохой почерк — не всегда является причиной для переживаний и лишних стрессов для ребенка.

Читайте также:  Заявление о выдаче паспорта загранпаспорта на 5 лет для ребенка

Но прежде, чем приступить к методикам исправления письма, обратите внимание на следующие вопросы, и возможно, на этом этапе уже удастся многое изменить:

  • Правильно ли ребенок держит ручку? 
  • Ровно ли сидит?
  • Под каким углом лежит тетрадь? Какое расстояние до глаз?
  • Достаточно ли хороши письменные принадлежности?
  • Какова скорость письма (не спешит ли во время письма)?

Приступать к занятиям по исправлению почерка нужно в спокойном состоянии и точно не «из-под палки». Нельзя заставлять ребенка сразу же просто переписывать в тетрадь большие тексты.

На работу по коррекции почерка нужно уделять по 15-20 минут каждый день. Это будет гораздо эффективнее, чем занятия по часу один или два раза в неделю. При регулярных упражнениях результат можно увидеть уже через два месяца.

Я расскажу о способах исправления почерка, которые успешно применяю на своих учениках. Ребятам начальных классов стараюсь давать игровые задания, чтобы им было не скучно заниматься. К подросткам пытаюсь находить другой подход, ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить его почерк.

1. Мотивирующее письмо.

Начинаем писать с палочек и элементов букв в прописях или в тетрадке в частую косую линейку. Сначала ребенок обводит по точкам, потом пишет самостоятельно по целой строчке.  Я тем временем беру карандаш или ручку зеленого цвета. И подчеркиваю в его тетради те элементы, буквы или слова, которые написаны красиво. Ни в коем случае не красной ручкой, а также не исправляю и не зачеркиваю ничего, чтобы не создавать у ребенка неприятную ассоциацию со школой и учителем. Зеленый же цвет сам по себе располагает к спокойствию и расслаблению, что я знаю из психологии. Когда подчеркиваю только красивые и правильно написанные буквы, я создаю ситуацию успеха, акцентирую внимание только на хорошем. Это придает ученику уверенность и мотивирует его писать и дальше также аккуратно. У него будет цель:  чтобы вся строчка была подчеркнута зеленым карандашом.

2. Обмен ролями. 

Я ставлю ученика на позицию учителя. Сама пишу в черновике какой-нибудь текст и сознательно допускаю в нем ошибки. Делаю неправильные соединения, кривлю буквы, выезжаю за линии — в общем, всё то, что делает неправильно сам ребенок. А потом даю ему ту же зелёную ручку и прошу проверить меня, исправить все ошибки и поставить мне отметку, как учитель. Такой подход помогает ученику встать на место преподавателя и посмотреть на свое письмо со стороны. Детям обычно очень нравится такое задание. И они надолго запоминают ошибки, которые им пришлось исправлять, и стараются их не допускать. 

3. Развитие мелкой моторики и дневник успехов.

Чтобы писать красиво, надо много тренировать пальцы, ладонь, мышцы руки. Я использую массаж руки и пальчиковую гимнастику, уделяя особенное внимание тем трём пальцам, которые держат ручку. Помимо этого, мелкую моторику руки развивают вышивание, рисование, лепка, пазлы, игры с мелкими предметами, лего, тетр теней. Всё это упражнения, благодаря которым рука подготовится к чистописанию и будет меньше уставать при большом объеме письма. А также хорошо помогает в борьбе за красивый почерк дневник, в котором ученик записывает свои результаты и достижения за каждое занятие. Чего он успел, что хорошо удалось, а что не очень. Это мотивирует его на каждое следующее занятие стараться ещё больше, чем за предыдущее.

4. Копирование.

Это самая простая и распространенная методика, первая часть которой применяется в школах. Мы начинаем писать в прописях. Буквы, слова, предложения обводим по точкам или пунктирным линиям. Я даю ученику обвести из прописей несколько предложений. Делать это надо строго и ровно по точкам, без «дрожащей руки».  Потом кладу на обведенные предложения тонкий прозрачный лист. И прошу написать, обводя, этот же текст на листе. Принцип кальки. Далее этот текст ребенок пишет в тетрадке самостоятельно. Этот метод основан на мышечной памяти. То есть рука помнит, что она писала до этого, как обводила. И поэтому после многократного повторения таких упражнений в прописях, почерк постепенно будет улучшаться.

5. Представляем образы.

Этот способ подойдет для детей помладше, не для старшеклассников. Говорю ребенку: «Представь, что твои буквы — это…» машины на парковке  или куклы в очереди в магазин, или солдаты на параде — одним словом, всё, что подскажет ваша фантазия. Потом прошу поставить солдат или кукол в ряд ровно, чтобы они не падали и не танцевали. Обычно дети сначала смеются, а потом стараются «построить» свои буквы в тетрадке или в прописях ровно и красиво. 

Согласитесь, эти методы намного лучше постоянных упреков и ругани из-за плохого почерка. Регулярные упражнения обязательно дадут свои результаты. Но в случае серьезных нарушений письма рекомендую обратиться к логопеду.Ставьте лайк, если статья была для вас полезна, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Источник