Почему важно речевое развитие ребенка

Почему важно речевое развитие ребенка thumbnail

Дети находятся в процессе постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей.

Почему развивать речевые навыки у ребенка так важно?

Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.

Полезно знать: если коммуникативная деятельность ограничена, то ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, напротив, драчуном, не находя иного способа выразить свои эмоции.

Причем из-за легкой возбудимости еще несовершенной нервной системы негативизм со стороны детей проявляется чаще.

Развитая речь - развитый ребенокНесовершенство речевых умений создает трудности в познании окружающего мира, отрицательно сказывается на словесно-логическом мышлении, даже если изначально малыш обладает всеми предпосылками для освоения мыслительных операций. Если ребенок мало разговаривает, то его языковые навыки не совершенствуются, возникают трудности с овладением различными понятиями, обобщением, классификацией, выполнением анализа. При этом малыш теряет возможность восприятия информации, полученной от окружающих.

Полезно знать: дети, неспособные связно выражать свои мысли, часто импульсивны, при этом увещевания взрослых на них практически не действуют. Интеллектуальные операции у таких малышей вызывают определенные трудности.

Им сложно сосредотачиваться, поэтому они не могут последовательно выполнить поставленную задачу, совершают множество ошибок в процессе, но даже не замечают их, часто забываю конечную цель, которой необходимо достичь.

Таким образом, пробелы в речевых навыках препятствуют развитию основных функций речи, а именно коммуникативной и познавательной, обобщающей и регулирующей.

Первые шаги на пути освоения речи

В развитии речи своего ребенка родители принимают участие с первых дней его жизни. Благодаря врожденной способности к имитации дети уже с двухмесячного возраста стараются воспроизводить речь и мимику человека, который находится с ними в близком контакте, то есть обеспечивает уход и заботу, как правило, матери. Доказано, что речевое развитие ребенка стимулирует речь, которую он слышит. Но важно, чтобы эта речь была обращена именно к нему. Разговоры взрослых между собой, звуки, которые издает радио или телевизор, не способны заменить ребенку такого живого общения.

Развитая речь - развитый ребенокПервым проявлением способности младенцев к имитации является гуление. Произнося еще совсем непонятные звуки, малыш надеется вызвать ответную реакцию, улыбку. В ответ на такие призывы малыша нужно не только улыбаться, но и повторять звуки, которые он произносит, говорить, можно комментировать все происходящее. При этом кроха должен видеть лицо говорящего с ним человека.

Со временем гуление превратится в лепет, станут различимыми отдельные слоги вроде «ба», «па», «ма». Такие слова можно заканчивать, договаривать, превращая их в «мама» или «папа».

На этой стадии следует активно использовать игрушки, картинки и книжки с изображениями животных и различных механизмов и озвучивать их. Так, показывая на собачку, следует говорить «ав-ав», на коровку – «му-у», на самолет – «у-у-у-у», на поезд – «ту-ту» и так далее. Самое время начать изучать части тела. Развитая речь - развитый ребенокИх проще всего показывать на куклах и мягких игрушках. Например, можно задать вопрос малышу – «где у зайки ушки?» и дать на него ответ – «вот они» (показать). Пройдет совсем немного времени и кроха сам начнет отвечать на подобные вопросы, сначала жестами, а затем и словами.

Не только полноценное общение важно для развития речи ребенка.

Развитие мелкой и крупной моторики также влияет на этот процесс, поскольку в человеческом мозге двигательный и речевой центры находятся в непосредственной близости.

Для развития мелкой моторики малышам предлагаются различные книжки-шнуровки, конструкторы, пазлы, лепка из пластилина, нанизывание бусин. Но такие игрушки больше подойдут ребенку после двух-трех лет. Годовалому карапузу можно предложить складывать пирамидку или в качестве динамичных игрушек использовать кастрюли, различные баночки, коробочки. Малыш будет в восторге, если ему позволят поиграть с «взрослыми» вещами.

Накопление словарного запаса

Дети все разные. Одни начинают ходить в девять месяцев, а другие в полтора года. Одни уже вовсю бегают, а другие опасливо передвигаются у опоры или за руку с родителями. Аналогично можно говорить и о речевых способностях малышей, хотя родители в силах поспособствовать развитию речи своего чада. Одни дети относятся к «говорунам», а другие к «молчунам». Если первые начинают разговаривать очень рано, задают много вопросов, то вторые впервые заговаривают поздно, но в их речи практически не встречаются дефекты.

Развитая речь - развитый ребенокНа бытовом уровне родную речь малыши осваивают достаточно быстро. Уже в год они понимают, что от них хотят. Так, если попросить ребенка сесть, бросить мячик, дать ручку, то он сможет это выполнить. В этот момент можно начинать задавать ребенку вопросы, на которые можно односложно ответить. Сначала он буде кивать головой в знак согласия или отрицания, а затем начнет употреблять эти простые слова «да» и «нет».

Читайте также:  Высокое физическое развитие ребенка

Но ребенку важно освоить все богатство языка, а для этого на первом этапе становления речи ему необходимо накопить словарный запас. Как и при изучении иностранного языка в этом деле важна регулярность.

Полезно знать: заниматься с ребенком лучше ежедневно по 15 минут, чем целый час, но раз в неделю. Можно и нужно использовать для этого песенки, сказки, потешки, стихотворения, скороговорки, которые являются прекрасными средствами речевого развития и тренировки памяти.

Успех обучения зависит от настроения малыша, а также от атмосферы и эмоционального контакта, которые царят между взрослым и ребенком. Отношения между ними должны быть доверительными, а настрой как у малыша, так и у взрослого – позитивным. Дети очень тонко чувствуют, насколько искренен с ними взрослый, поэтому если последний не буде получать радости от общения, играя в развивающие игры или занимаясь с крохой, то такие занятия не возымеют желаемого эффекта.

Не стоит ограничиваться познанием мира только по книжкам или с помощью игрушек. С момента, когда кроха научится сидеть и перестанет засыпать во время прогулок на свежем воздухе, следует показывать ему небо, деревья, траву, песок, снег, птиц, собак, кошек, коров и коз, если есть такая возможность (например, в сельской местности). Как только малыш научится хорошо ходить, ему нужно дать возможность босиком пройтись по песку, траве. Следует познакомить ребенка с временами года, объяснить, что летом жарко, а зимой холодно, показать как ведет себя вода под воздействием различных температур. Можно, например, принести домой сосульку и дать ей растаять. Все действия ребенка обязательно нужно сопровождать комментариями.

Развитая речь - развитый ребенокНа втором году жизни ребенок стремится разговаривать все активней и, несмотря на то, что способности у всех разные, словарный запас двухлетки в среднем составляет 150 слов. Он уже сможет называть еду и питье, некоторые основные действия. В этом возрасте дети начинают задавать первые вопросы. Сначала они ограничиваются лишь ориентировочными (где?, куда?), но затем превращаются в настоящих почемучек.

Возникновение у ребенка вопроса «почему?» свидетельствует о том, что его умственное развитие перешло на новый этап. Если этого не происходит, то познавательную деятельность ребенка родители обязаны стимулировать, задавая этот вопрос самостоятельно и тут же отвечая на него.

Отмахиваться от маленького почемучки ни в коем случае нельзя. Ответы на вопросы – источник знаний. К трем годам количество слов, которыми может оперировать ребенок может возрасти в десять раз. Это зависит от условий его жизни и того, как много с ним общаются взрослые, а если с ним заниматься по указанной выше схеме, то он также научится строить короткие предложения. Если трехлетнего малыша не понимают даже близкие люди, то это повод обратиться к специалистам – педиатру, логопеду, отоларингологу (для слабослышащих детей), неврологу.

Дети четвертого года жизни склонны вести разговоры с самим собой. Это еще один этап развития речи, очень важный этап. С помощью этих разговоров дети учатся строить планы и искать пути их осуществления. Помимо бесед с игрушками они озвучивают свои действия, которых в реальности может и не быть. Так, сидя на стуле, малыш может сказать «поехали», а через время «приехали». Действия при этом он не совершает, но называет и считает его свершившимся на самом деле.

Развитая речь - развитый ребенокПосле трех лет словарный запас накапливается с приобретением ребенком нового жизненного опыта. Параллельно с этим пока на подсознательном уровне, но уже довольно активно развивается грамматический строй речи. Задача родителей на этом этапе исправлять ошибки ребенка и ни в коем случае не критиковать его за неправильное произношение, не смеяться. В некоторых случаях ребенок может сам исправить ошибку в собственном произношении, поскольку уже воспринимает их на слух. То есть у него начинает формироваться фонематическое восприятие.

Составляем рассказы

На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства.

Начать следует с коротеньких рассказов-описаний. Малышу следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется. А когда необходимо рассказать о живом объекте, то следует для начала сказать о ком пойдет речь, дать его описание, где он живет и чем питается, описать особенности этого объекта.

Развитая речь - развитый ребенок

Так, рассказ о кошках, например, может иметь следующее содержание:

«Кошки – хищники по своей природе. Они бывают домашние и дикие. К диким относятся тигры и львы, которые живут в природе. Рядом с человеком живут домашние кошки. Они тоже бывают разных видов. Одни имеют длинную шерсть, а другие бесшерстные, среди них есть маленькие кошки карликовых пород, а есть настоящие гиганты. Поскольку кошки являются хищниками, то они питаются мясом или специальным кормом. Диким кошкам для добычи пропитания нужно охотиться, а домашних кормят люди. В сельской местности от кошек большая польза, они ловят мышей и крыс.»

Читайте также:  Такое эмоциональное развитие ребенка по фгос

Совет: следует обучить ребенка составлять рассказы по серии картинок и затем только при наличии одной картинки.

Поскольку любое действие имеет начало и конец, даже такое простое, как почистить зубы или вскипятить чайник, то малышу нужно научиться раскладывать картинки в определенной последовательности, создавать логическую цепочку и выстраивать по ней свой рассказ. Если же картинка одна, то малышу нужно придумать начало и конец истории самостоятельно. Изображенных на рисунках детей и предметы необходимо отождествлять с реальными детьми и предметами. Главным героем при этом должен выступать сам ребенок. Пусть он рассказывает, что сделал бы на месте персонажа, что сказал или почувствовал. Однако, если малышу незнаком род деятельности изображенного персонажа, то ему нужно рассказать о нем, а лучше показать. Так, если на картинках нарисованы рыбаки, то лучше всего отправиться на речку, где их можно увидеть, а заодно и поучаствовать в процессе ловли рыбы.

Развитая речь - развитый ребенокСложнее всего детям дается умение составлять рассказы о природе по единственному изображению, например, лесной поляны весной. Но тут на выручку должно прийти воображение, которым не обделен ни один ребенок. В этом случае рассказывать можно не только о том, как шумят деревья или распускается листва, а и о лесных жителях, о том, что происходит в чаще леса.

Рассказ может выглядеть и так:

«Хорошо весной в лесу. Все длинней становятся дни, ярче светит солнце. На деревьях и кустарниках появляется молодая листва, на полянках пробивается зеленая травка. Уже прилетели птицы и их пение слышится в каждом уголке леса. Зайцы сбрасывают зимние белые шубки, а из берлоги вылезает медведь.»

Такие занятия помогают дошкольнику приобрести необходимые знания и навыки, которые ему обязательно пригодятся в школе. Таким образом, к семи годам дети учатся не только излагать свои мысли, но и аргументировать свои убеждения, желания, приводить доводы, давать оценку происходящему.

Развитие речи школьника

Развитие речи у детей в школьные годы имеет одну особенность в сравнении с годами дошкольного детства. Ранее речь ими воспринималась неосознанно, а теперь им предстоит сознательно использовать все языковые средства, осваивать письменную речь. Если малыши до семи лет не приобрели необходимых навыков, то в будущем им будет значительно сложнее овладевать звуковым анализом, усваивать грамматические правила, новые понятия и определения. Развитая речь - развитый ребенокВ школе дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, если не умели делать этого раньше, то учатся пересказывать и рассказывать, их словарный запас обогащается прилагательными, наречиями, местоимениями.

У ребенка с недостатками речевого развития в школьные годы, помимо сложностей в общении, возникают трудности с изучением предметов, которые требуют пересказа, как история или география, затруднения с восприятием звуков на слух вызовут осложнения с освоением письма и чтения, а неумение обобщать неминуемо создаст проблемы на уроках математики. Родители должны сделать все возможное, чтобы их малыш не столкнулся с подобными проблемами. В их силах уделять 15 минут времени в день для развития его речевых навыков, а при наличии отклонений обратиться за помощью к специалистам.

Как развивать речь ребенка? Видео

Источник

Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.

— Ребенок вырастет, сам начнет говорить.

— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.

— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.

Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.

Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить.
Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.

Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.

Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.

  • Речь неразрывно связана с мышлением, развитием психических процессов (памяти, внимания) и является общим инструментом развития ребенка.
Читайте также:  Функциональное развитие ребенка это

Кроме того она является «важнейшей функцией культурного поведения ребенка», что неоднократно подчеркивал в своих трудах Л. С. Выготский.
Лев Семенович ВыготскийЛев Семенович Выготский
Фото: ru.wikipedia.org

Не откладывайте развитие речи у ребенка на потом. Это «потом» наступило уже сейчас. Развитие ребенка в раннем возрасте — залог успешного формирования и становления зрелой личности.

  • Поэтому, играя с ребенком, оречевляйте весь процесс игры, разговаривайте с малышом постоянно: «Сейчас мы будем кушать. Я даю тебе ложку. Посмотри, какая ложка. Это твоя ложка».
  • Но в разговоре с ребенком ни в коем случае не допускайте искажений речи, не «сюсюкайте», так как такой речью вы выкладываете прямой путь своему ребенку на занятие к логопеду, где специалист будет исправлять эти искажения.
  • Чаще повторяйте простые слова и словосочетания, и ребенок скорее начнет узнавать их в вашей речи и знакомые словесные конструкции начнет повторять за вами.
  • Рассказывайте детям стишки-потешки, читайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в книжках, задавайте ребенку простые вопросы по картинкам.

Зачем развивать речь ребенка?Фото: Depositphotos

Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.

Источник

Зульфия Бородаева
Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста.

Уважаемые родители!

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всём.

Тогда учите вашего ребёнка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребёнок учится логически мыслить. Задержка речевого развития отрицательно влияет и на характер ребёнка: он становится раздражительным, замкнутым, обидчивым, некоторые дети начинают безобразничать, баловаться. Неправильное произношение приносит ребёнку много огорчений и трудностей, а в школе эти трудности ещё возрастают.

А если ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли вы должное внимание тому, чтобы ребёнок вовремя научился чётко выговаривать все звуки и овладел правильной речью?

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. Эта серия брошюр «Волшебная логопедия» — для вас, любящие родители! Она поможет вам понять специфику речевого развития ребёнка и овладеть необходимыми навыками оказания логопедической помощи своему малышу.

Даже при нормальном речевом развитии, ребёнок не сразу овладевает нормативным произношением. Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4х лет естественно, но не позднее чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, исправлять которые очень трудно. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать» с ним.

С детьми нужно говорить всегда правильно и таким образом давать малышу речевой образец для подражания.

Как образуются звуки.

Речевой аппарат человека — сложнейшая структура с центром в головном мозге. Родители должны знать, какие органы речи участвуют в образовании того или иного звука, чтобы не путать ребёнка, объясняя ему правильную артикуляцию.

Чтобы образовался нужный звук, язык, губы, зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу, а именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных р, л. Самым подвижным органом речи является язык. Он состоит из корня, спинки и кончика. Также в образовании звуков большую роль играет подвижность губ. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной. Дети овладевают нужными речедвигательными навыками постепенно и поэтому формирование звуков, особенно трудных, происходит в несколько этапов.

Этапы усвоения трудных звуков.

Возраст ребёнка — звуки: 1-2 года-А О Э П Б М; 2-3 года-И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Г Й; 3-5 лет -С З Ц Ш Ж Ч Щ; 5-6 лет — Л Р.

Сколько лет вашему ребенку? Его неправильная речь-это «возрастное» или уже «дефекты произношения»? Не пора ли забить тревогу?

Разобравшись, почему не даются ребенку трудные звуки, вы сможете вовремя забить тревогу, обратиться к логопеду. А поняв систему логопедической работы, имея под рукой конкретные методики, рекомендации специалиста, вы сможете дома уверенно заниматься с ребенком. От вас, любящие родители, потребуется «совсем немного» — набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу.

При этом нельзя забывать:

* Ребенок должен учиться, играя.

* Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

* Обучающий может научить обучаемого, если сам владеет материалом, сам говорит правильно!

Источник