Почему ребенок в 1 5 года часто просыпается ночью и орет
Беспокойный детский сон в ночное время – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Почему же ребенок в 1,5 года плохо спит ночью, отчего он плачет, постоянно просится на ручки и не дает выспаться маме и папе? Причин нарушения режима отдыха немало, причем не все из них требуют немедленного обращения к доктору. Разберемся, когда нужно записываться к специалисту, а с чем могут справиться сами родители.
Возрастные особенности ребенка в полтора года
Главные достижения ребенка в 1 год 5 месяцев – хождение прямо, общение речью и направленная предметная деятельность. Последняя подразумевает умение нести что-то в руках, тянуть на себя или толкать предметы, поднимать ножки на следующую ступеньку. Неплохо, если ребенок уже может совершать следующие действия:
- выстраивать из 2-5 кубиков пирамидку;
- кушать самостоятельно;
- раздеваться, хотя бы частично;
- подражать действиям родителей.
В этом возрасте малыши копируют то, что делают взрослые: «говорят» по телефону, смотрят телевизор, перелистывают книги, журналы. Доктор Е. Комаровский особенно подчеркивает, что в 1,5 года ребенок уже не просто должен сказать «дай», а произнести «дай мне, мама». Пусть словарный запас еще невелик, но понимает кроха намного больше, чем может говорить.
Нарушения сна у детей в 1,5 года
Все слышали расхожее утверждение: ребенок растет, пока спит. Это на 100% верно для малышей в возрасте 0-7 лет. В период отдыха вырабатывается гормон соматропин, отвечающий за рост всего организма. Уменьшение количества сна приводит к недостаточности образования элемента, а в результате может проявиться целый перечень отклонений:
- отставание в интеллектуальном развитии;
- уменьшение умственных способностей;
- замедление мозговых мыслительных процессов;
- запоздалая реакция;
- проблемы в общении и многое другое.
Если ребенок в полтора года плохо спит ночью, постоянно просыпается и подолгу не может снова уснуть – это сигнал для обращения к педиатру.
Понятие нормы сна в этом возрасте
Нормальный сон включает в себя достаточную длительность и продуктивность ночного отдыха, после которого человек восстанавливает свои силы, чувствует себя бодрым и энергичным. Для раннего детского возраста медицина устанавливает следующие нормативы:
- В возрасте от полугода малышу нужно 14 часов сна, из которых 8-10 приходится на ночное время.
- Крохам от 12 месяцев, чтобы расти и развиваться нормально, требуется 13 часов сна, 9-10 из них – в ночное время.
- В 18-24 месяца детки должны спать примерно 12 часов, из которых 8-10 приходится на ночной период суток.
Проявления нарушений
Ночью ребенок может не просто плохо спать, беспокойно ворочаться, выгибаться, дергать ножкой. В такой ситуации родители могут также наблюдать следующие явления:
- сильное вздрагивание;
- недержание мочи;
- задержка дыхания.
Вздрагивания обычно не относятся к патологическим феноменам сна, как и дерганье ногой. Это физиологические движения, проявляющиеся при засыпании. Дело в том, что до 18-20 месяцев сон крохи поверхностный, малыш часто просыпается и засыпает снова, при этом, не пробуждаясь окончательно.
Важно знать! Частые повторные вздрагивания у деток с тяжелым перинатальным анамнезом могут быть признаком эпилепсии.
Ночные страхи выражаются в нервном возбуждении, возникающем внезапно. Проявляется симптом от 1,5 до 8 лет, чаще у мальчиков. Страдают страхами впечатлительные детки, они плачут, начинают вскрикивать, кататься по кровати, звать маму. Если страх проявился один раз, длился не более 2 минут, причин для беспокойства нет, но при частых повторах, высокой длительности приступа, следует немедленно обратиться к доктору.
Чаще всего ночные страхи устойчивы к лечению и проходят сами к возрасту 9-10 лет. Иногда явление становится ответом на дневной сильный испуг.
Предпосылки
Если малыш не спит нормально 1-2 ночи, не нужно сильно беспокоиться, бить тревогу следует после 4-х и более ночей бессонницы. Выделяется несколько причин беспокойного, нарушенного отдыха:
- Длительный дневной сон. Очень часто мама не будит дитя в положенный срок после обеда, поэтому ребенок не устал и попросту не хочет спать ночью. Он будет упорно вертеться, просить кушать, пить, хныкать, но не спать.
- Поверхностный сон. Малыш просыпается от внезапного шума, луча света, шороха. Именно поэтому родители, изначально приучающие детей спать при любых негромких звуках, поступают верно.
- Особенности темперамента. Термин «гиперактивные дети» подтвержден педиатрами и обозначает малышей с высокой возбудимостью, вспыльчивостью, неугомонным характером.
- Малая активность. Ребенок не устает, отдыхать не хочет и даже если уснет, быстро проснется.
- Эмоциональное состояние. Иногда малыш не может заснуть потому, что рядом нет любимой игрушки.
- Плохое самочувствие. В полтора года малыш еще не в состоянии внятно объяснить, что и где болит – это может стать причиной бессонницы.
Причин нарушения отдыха у ребенка предостаточно, главное – не просмотреть начало болезни и вовремя помочь крохе.
Варианты решения проблемы
В зависимости от причин бессонницы существует несколько способов решения. Главное – не паниковать и спокойно выявить, устранить факторы, мешающие выспаться. Если ребенок не температурит, у него нет диареи, не режутся зубки, осмотрите помещение: жара, сухость, повышенная влажность, слишком холодный воздух или луна, бьющая лучом в окно – все это может вызывать беспокойство.
Успокаивающие средства
Данную группу можно разделить на два типа препаратов: медикаментозные и народные. К первым относятся:
- «Глицин» – мягкое успокоительное, не вызывающее привыкания.
- «Персен» – безопасный для детей препарат, который можно давать от 12 месяцев.
- «Фенибут» – лекарство, с широким спектром воздействия.
Важно знать! Категорически запрещено давать медикаменты без предварительного обсуждения с педиатром. Все лекарства всегда имеют побочные эффекты, сказывающиеся на развитии, эмоциональном фоне малыша.
Вторая группа – народные и фитопрепараты, она довольно обширна. Сюда входят эфирные масла, сборы трав, аптечные составы:
- Лавандовое масло завоевало самые положительные отзывы. Добавлять до 5 капель в воду для купания. Обладает успокоительным свойством.
- Сбор мелиссы, лимонника, мяты, чабреца – заварить, влить отвар в воду для купания.
- Сбор крапивы, чистотела, ромашки аптечной заварить, добавить в воду для купания. Средство не только успокаивает, но и снимает кожный зуд, раздражение.
- Сладкие горошины гомеопатических средств, например, «Леовит», «Нотта» содержат натуральные препараты и безопасны для малышей.
- В фитосборы таблетированные, например, «Баю-Бай», «Сладко-сон» также входят природные компоненты.
Все лекарственные формы – это последняя мера успокоения, которая применяется при отсутствии эффекта от других вариантов решения проблемы.
Соблюдение режимных моментов
Очень важный фактор для здорового развития ребенка – режим сна. И тут на заметку родителям пригодятся некоторые советы:
- Расставить приоритеты сразу, как малыш появился дома. Придется постараться, но определить время для сна всей семьи. Безусловно, маленький ребенок будет просыпаться от голода, но временные рамки укладывания на дневной, ночной сон, а также пробуждения от отдыха, сдвигаться не должны.
- Определить место для сна. Доктора считают, что до 3-х лет дети должны спать в своей маленькой кроватке, пусть даже она стоит в комнате родителей.
- Поддерживать строгий режим дневного сна. Конечно, пока чадо отдыхает, мамочка успевает сделать много дел, но «дополнительные полчасика» днем могут обернуться часом-двумя бодрствования ночью. Поэтому, будить без сожаления. Есть время, отведенное на сон, его нужно придерживаться.
Достаточная двигательная активность
Чем занять малыша в полтора года? Пожалуй, это тот возраст, когда чадо уже познает мир, но еще не может далеко убежать. Родителям нужно лишь продумать, что именно будет интересно ребенку: прогулки, подвижные игры, пирамидки, различные пакеты-шарики, мелкие и крупные звуковые игрушки. В 1,5-2 года кроха интенсивно впитывает все новое, учится распознавать запахи, формы, цвета, подражает взрослым и с удовольствием принимает участие в любых играх.
Пребывание на открытом воздухе
Сколько времени должны занимать прогулки? Как можно больше. Дневной полуторачасовой сон на улице в парке – это намного лучше, чем комната дома. Если нет возможности выйти погулять, выносите коляску на балкон, но защитите от солнца, ветра, дождя.
Эмоциональное равновесие
Чтобы ребенок хорошо заснул вечером, за 30-60 минут до купания нужно создать спокойную атмосферу. Никаких быстрых игр, бурного веселья. Почитать, поиграть в пирамидку, скушать что-то полезное и вкусное, сделать массаж малышу – простые советы, помогающие стабилизировать эмоции ребенка.
Советы по питанию и питьевому режиму
В этом возрасте ребенка приучают к питанию за общим столом, комбинируя меню таким образом, чтобы кроха получал достаточно витаминов и продукты, удобные к жеванию, питью. Дабы обеспечить нормальный сон, ребенку нужно питаться часто, примерно пять раз в день, но малыми порциями. Последний ужин за 30-40 минут до купания, а состоять перекус должен из легких продуктов, которые быстро усваиваются. Это может быть бифидок, кефир, немного творожка, йогурт, яичные кушанья, вареные овощи. Категорически нельзя предлагать фрукты, мясо, каши – первые начинают бродить, вторые – плохо усваиваются, а каши имеют высокий гликемический индекс.
В зависимости от индивидуальных особенностей, в 1,5-2 года ребенок должен выпивать в день 750-1100 мл воды в день.
Устранение проблем со здоровьем
Если малыш не спит 3-5 ночей кряду, немедленно к доктору! Выявит проблему со здоровьем, определит причину бессонницы только педиатр. В случае, когда кроха начинает плакать, кидаться из стороны в сторону по кроватке, не просыпаясь ночью или пробуждаясь с криком, в поту – причина может крыться в заболеваниях мочеполовой, сердечнососудистой, эндокринной систем.
Создание комфортных условий для сна ребенка
Кроме достаточного уровня тишины, темноты, детям необходим свежий воздух, чистота и комфортное по ощущениям белье. Педиатры советуют придерживаться таких параметров: температура в комнате +18..+20 С, влажность 50-70%. На радиаторы отопления необходимо установить задвижки, регулирующие уровень нагрева.
Совместный сон с родителями: польза или вред
В этом вопросе мнения докторов разделились. Одни считают, что до 2-3 лет спать с родителями – хорошо и полезно, другие – вредно.
Польза заключается в том, что кроха чувствует маму и папу рядом, ощущает тепло и безопасность. К тому же маме легче покормить малыша, успокоить. Но кормление по ночам в 1,5 года – не норма, поэтому ребенка уже пора переселять в кроватку.
Вред в сохраняющейся зависимости ребенка от родителей. В дальнейшем будет намного сложнее переселить чадо в кроватку. Не помешает вспомнить и о том, что родителям нужно время для общения, нормального сна.
Совет! Как считает Е. Комаровский, после 12 месяцев от рождения, ребенку обязательно отвести не только отдельную кровать, но и комнату (по возможности). Малыш должен привыкать спать один. Если сон плохой, можно оставить включенным ночник, открытую дверь, но из общей кровати все же лучше отселить.
Заключение
Выяснить, почему ребенок в 1,5 года плохо спит ночами необходимо для устранения риска развивающихся патологий. Контроль режима питания, сна, активности поможет наладить отдых как детям, так и родителям. И помните: маленький человек приходит в большую семью, в которой есть свои правила, приоритеты.
Менять все параметры кардинально – это неверно. Потребуется терпение, будет много слез и усталости, но если приучить кроху к режиму, в дальнейшем можно избежать множества проблем.
Источник
27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок
Рассказывает Монтессори-педагог.
Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.
Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.
Не хочу спать!
Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.
Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!
Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.
Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.
В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает.
Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».
Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.
Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.
Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.
Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну
Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.
Не хочу одеваться!
Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!
Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.
Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.
Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.
Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!
Если шарф колется — найдите другой шарф.
Если не нравится футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.
Не хочу есть!
Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.
Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.
Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.
Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов
Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.
Не хочу выключать планшет!
Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.
Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.
Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.
Не хочу идти на улицу!
Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.
Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.
Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.
Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.
Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.
Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута
Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.
В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.
Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)
А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.
Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.
Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.
Не хочу убирать игрушки!
Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.
Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.
С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.
Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.
Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.
Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.
Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.
Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?
Не хочу выкидывать сломанную игрушку!
Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.
Не хочу умываться!
Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.
Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.
Не хочу слушать сказку!
Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.
Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод
Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.
Не хочу в гости!
Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.
Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.
Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.
Не хочу уходить из гостей!
Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.
Не хочу делиться игрушками или вкусным!
Ребенок не обязан делиться.
Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!
Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.
Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.
Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.
Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.
Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!
У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.
Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.
Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.
Не хочу пристегиваться в автокресле!
Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.
Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.
Продолжение на сайте Chips Journal
Источник