Почему ребенок часто плачет 1 год
В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник
Хочу поговорить о том, как важно иметь реалистичное представление о маленьких детях. В современном мире малышей рождается мало, и молодые родители очень часто смутно представляют себе процесс роста и развития ребенка. К сожалению, и нынешние бабушки не являются экспертами в данном вопросе. Ведь сегодняшних мам и пап, чаще всего, взращивали советские ясли и детские сады, а знания по воспитанию ребёнка ограничивались одной книгой доктора Спока. Вопрос, на который я решила ответить, как раз наглядно демонстрирует данную проблему. Перед нами любознательный, хорошо развитый малыш и мама, которая во многом страдает именно из-за того, что её представления о маленьких детях расходятся с реальностью.
ВОПРОС: Наше почтение и уважение к вам, Лариса! С криком о помощи обращаюсь, просто уже не осталось сил, и нервы на пределе. Невролог разводит руками, советуя пережить этот период. Только вот период уж больно затянулся и сводит нас с ума. Проблема следующая…
Моему сынишке сейчас 1 год 7 месяцев. Он постоянно круглосуточно плачет, истерит, орёт! Начался этот плач с 4 месяцев, когда у меня пропало молоко, и, по настоянию ”добрых” бабушек и родственников, я начала кормить малыша козьим молоком (конечно, разводя его водичкой). Была такая возможность, нам его привозили из деревни. В скором времени начались высыпания на лице и теле, педиатр в поликлинике нас лечила от атопического дерматита и аллергии, не беря во внимание то, чем я кормлю ребенка! В общем, мы лечились правильно, а кормились неправильно!
Так продолжалось до 11 месяцев, пока высыпания на лице и теле не превратились в гнойнички. Начались запоры, ребенок орал с утра до ночи, ночи были с постоянными просыпаниями, каждый час он пробуждался и требовал бутылочку, за ночь высасывал по 3 бутылки молока. Молчал ребенок только на улице, когда мы гуляли. Благо климат Краснодарского края позволяет, мы без преувеличения просто жили прошлым летом на улице (и ели, и спали), возвращаясь домой только перед ночным сном.
В 11 месяцев приняли решение обследовать ребенка в Диагностическом центре у педиатров и невролога. После соответствующих анализов нам поставили диагноз – аллергия на белок козьего и коровьего молока. Назначили диету и специальную гипоаллергенную смесь. Невролог назначила нам Атаракс пропить 1 месяц, чтобы успокоить расшатавшиеся нервы малыша. Через 2 недели результат был на лицо – кожа очистилась, сыночек стал спокойнее, начал улыбаться. В том же духе продолжаем до сих пор – кормим правильно, соблюдая все рекомендации, смесь до сих пор на ночь (гипоаллергенная). Но проблема с криками и истериками осталась!!!
Такое чувство, что это вошло у ребенка в привычку. Он сейчас подрос и всё требует криком, заниматься, чему-то учиться, познавать он не хочет. Он воспринимает только свои желания. Учиться кушать самостоятельно, садиться на горшок, снимать с себя элементарную одежду, играть в игры развивающие, умываться, чистить зубки – элементарные вещи, которые детки делают с интересом и увлеченно, мы делать не хотим. Идём умываться, он только играет с водой, а я его сама умываю, даже нет намёков на самостоятельные действия, даже к лицу не прикасается ручками. Если воду выключаю, он начинает орать. Так и стоял бы целый день, играя с водой. Потом он требует пойти с ним на балкон кормить голубей. Ставлю стульчик, чтобы ему видно было, и он сам кидает хлебушек птицам. Отвлечь ребенка от этого тоже невозможно, стоял бы сутками и кормил птиц. С криками беру его на руки и заношу в комнату.
Начинаем завтракать! Только если включен телевизор и только если лежит рядом планшет – мы везде успеваем! И кашу кушать, и на телевизор поглядывать, и в планшете играть. На улице меня не слушает, бежит, куда хочет. Не пугает его и мое отсутствие! Сколько раз пряталась за коляску или за дерево, он не ищет меня и не плачет. Если нашел кошку, лужу, камешки, то до последнего будет трогать, прыгать, пока кошка не сбежит, пока лужа не исчезнет, пока руки от камней и песка не будут по локоть грязными.
У моего ребенка нет предела, нет тормозов, он если чем-то занялся, то пока самому не надоест, не успокоится! Ребенок зацикленный! То, что он любит делать, делает с удовольствием, а нас дома не воспринимает и постоянно истерит. Обстановка дома оставляет желать лучшего. Знаем прекрасно, что все соседи слышат все его крики, думая, что у нас дурдом, что семейка, наверное, “больная”. С 4 месяцев и до сих пор мы не провели ни дня в тишине. Я описала вам малую часть того, что происходит, и как ведет себя мой сынок.
Возможно, меня будут осуждать и ругать за такие слова, но я до конца не ощущаю радость материнства, находясь в постоянной депрессии от этих криков. Все домашние убегают с радостью на работу, а я остаюсь со своим крикливым малышом наедине и не знаю, как его дальше воспитывать, как объяснять, как прививать ему усидчивость, навыки и т.д. Лариса, помогите мне разобраться в этом! Мы все вам будем очень благодарны!
С уважением, Ксения.
ОТВЕТ: Здравствуйте, Ксения! Я очень хорошо понимаю Ваше состояние, и мне хочется помочь!
Сразу скажу, у Вашего сыночка нет никаких проблем. Он прекрасно развивается и делает всё именно так, как и должен делать малыш в его возрасте! Проблема заключается в том, что Вы, Ксения, были не совсем готовы к материнству, а точнее, нарисовали себе неправильную картину материнства. Вы, как и многие другие женщины, были мало осведомлены о том, как обычно развивается ребёнок физически, интеллектуально, а самое главное, эмоционально, и поэтому Ваши ожидания не оправдываются.
Маленький пример: Вы пишете, что сын “зациклен”, а я, хорошо разбираясь в возрастных особенностях психологического развития, считаю, что он очень любознательный и увлечённо изучающий окружающий мир ребёнок! Почему Вы считаете, что игра в специальные развивающие игры для него будет полезнее, чем игра с камушками, песком, лужей или чем общение с кошкой и голубями? И где Вы видели полуторагодовалых деток, которые с радостью, а главное, именно в тот момент, когда их просит об этом мама, умываются, садятся на горшок, чистят зубы и аккуратно едят с помощью ложки?
Вы жалуетесь, что ребенок очень часто плачет. На первом году жизни это, скорее всего, было связано с неправильным вскармливанием и наличием аллергии. Ведь все кожные элементы, описанные Вами, вызывали сильный зуд, а зуд всегда порождает перевозбуждение нервной системы. Отсюда раздражительность и плаксивость малыша. Остаётся лишь пожалеть его и Вас, ведь Вам, Ксения, пришлось всё это терпеть! Жаль, что Вы не обратились к консультантам по грудному вскармливанию и вовремя не наладили естественное вскармливание, но это всё уже позади, и нет ничего такого, что нельзя было бы исправить.
Что касается второго года жизни, полагаю, сегодняшние детские крики и капризы (как Вы их расцениваете) связаны во многом именно с тем, что у Вас завышенные требования к развитию сына. Вы ждёте от него навыков, к которым он ещё не готов, и не хотите замечать то хорошее, что есть в ребёнке! Нужно узнать как можно больше о психологии маленьких детей, иначе всё детство, а также отрочество сына может стать для Вас сплошным разочарованием!
Ситуацию также усугубляет Ваша депрессия и то, что Вам подолгу приходится оставаться один на один с мальчиком. Как так получилось, что другие близкие малышу люди мало занимаются с ним? Где его отец, бабушки и дедушки? Вам, Ксения, обязательно нужно отдыхать и проводить время без ребёнка.
Также советую обратиться за помощью к толковому психологу, ведь нескорректированная послеродовая депрессия может затянуться на долгие годы. Я считаю, Вам просто не хватает эмоциональных сил для того, чтобы выдержать бурное развитие малыша, и именно поэтому Вы “требуете” от него полного послушания, которое, скорее, присуще не процессу воспитания детей, а дрессировке молодых животных. Простите, что так резко высказалась, но похожий подход я встречаю у многих родителей и хорошо понимаю, что это не столько вина, сколько их боль!
Желаю Вам всего самого хорошего! Очень надеюсь, что Вы обратитесь за помощью к психологу, прочитаете хорошие книжки по детской психологии и будете легче и радостней воспитывать сына.
С уважением, Лариса Свиридова
Если Вы сталкивались с подобной проблемой, поделитесь своим опытом в комментариях.
Источник
Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?
Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы — «почти взрослый» человек!
Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.
Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом — настал кризис одного года.
Как проявляется кризис?
- Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
- Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
- Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
- Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Что происходит с мамой и папой?
До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.
Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»
На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.
Как пережить кризис?
Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?
1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.
Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой — право уйти по делам, несмотря на его огорчение.
Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».
2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.
Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам — обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.
3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками — про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»
Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.
4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».
Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет — взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.
Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.
Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.
5. Создайте безопасную развивающую среду.
Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.
Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки — это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.
6. Помните, что в паре «ребенок – родитель» главный — взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?
Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.
7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.
8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.
Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!
Присоединяйтесь к сообществу Тёмы в социальных сетях
Источник