Почему ребенок 5 лет боится
В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?
У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.
Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.
Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся… Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии.
Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх.
РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.
От 6 месяцев до 2 лет
Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.
В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.
В 2-3 года
В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.
Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.
Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.
Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”
В 4-7 лет
Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.
Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.
Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи — упадешь”, “не гладь — укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.
Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи — все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.
Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх — глубинный страх смерти — своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.
Что усугубляет детские страхи
Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:
конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;
смерть или болезнь кого-то из родственников;
напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);
высокая тревожность самих родителей;
слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;
гиперопека со стороны родителей;
изоляция малыша от общения со сверстниками;
И особенности психики самого ребенка.
Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.
Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.
К чему приводят детские страхи
Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?
К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:
заниженная самооценка, неуверенность в себе;
безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;
вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);
нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);
Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ
Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:
Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.
Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.
Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:
Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.
Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.
Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.
Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.
Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.
Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.
Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!
Источник
Консультация для родителей детского сада. Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.
Шароварина Людмила Викторовна, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад №113», г.Краснодар.
Описание материала: Предлагаю вам конспект консультации для родителей на тему: «Детские страхи детей 4-5 лет и способы борьбы с ними.» Данный материал будет полезен как воспитателям, так и родителям, у которых дети 4-5 лет. Консультация о том, с какими страхами борятся дети в этом возрасте и какими методами можно побороть эти страхи.
Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно развиваться, начинает открывать для себя окружающий мир с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности — самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок начинает активно копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно то поведение, которое вызывает интерес у окружающих.
Так же этот возраст характерен тем, что у ребенка отлично развивается фантазия – замечательная почва для зарождения страхов.
Страх считается естественным состоянием человека — защитной реакцией здорового организма на определенные раздражители. Все дети чего-нибудь боятся. Как ни странно, многие страхи детям необходимы, это естественный фактор развития. Но если взрослые научились за долгие годы контролировать свои страхи и взаимодействовать с ними, то дети — не защищены знаниями от неизвестных и пугающих вещей. Поэтому грамотным родителям важно научиться своевременно различать моменты, когда естественная реакция организма грозит перерасти в навязчивость или даже фобию. Тема детских страхов и методов борьбы гораздо серьезнее, чем кажется взрослым. Мы говорим: «Ты же уже большой мальчик, ну как тебе не стыдно бояться такой маленькой собачки (воды, машин, строгой соседки и т. п.)?» — часто говорим мы, отмахиваясь от «пустяковых» страхов ребенка. То ли дело наши страхи: здоровье близких, безденежье, грозный шеф, невыполненный квартальный план…
Но от того, как ребенок переживает свои детские страхи и методы борьбы в детстве, во многом зависит, насколько счастливым и уверенным он вырастет. И в родительских силах ему помочь.
И сегодня мы рассмотрим наиболее характерные страхи для этого возраста:
1. Страх темноты:
Один из важных детских страхов — боязнь темноты. Бурная фантазия малыша развивается бурно, и придумывает чудовищ, страшных персонажей из мультфильмов, сказок, книг, забравшихся в шкаф или под кровать. монстров и чудищ, сидящих под кроватью, прячущихся в шкафу или под столом. Лично я в детстве жутко боялась опустить руку, лежа в кровати. Мне казалось, что кто-то за нее потянет и утащит. Сейчас это смешно – тогда это было страшно.
Главным условием для борьбы с боязнью темноты и вымышленных персонажей является спокойная психологическая атмосфера в доме. Возьмите за правило перед сном спокойно беседовать с ребенком в его комнате, читайте книги, слушайте вместе спокойную музыку. Уместны телесные контакты, нежные слова. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за страх или бросать равнодушные фразы, вроде такой: «Там нет ничего страшного». Нужно убедить ребенка в том, что он находится в полной безопасности. Для этого можно оставлять дверь в его комнату открытой, можно купить красивый детский ночник, также можно нарисовать или слепить того, кого он боится, затем придать герою комический вид и вместе посмеяться над ним. А еще можно придумать сказку с этим чудовищем, где он занимает роль положительного персонажа и концовка в сказке будет позитивная.
Еще один из методов борьбы со страхом темноты – игра «эмоциональные качели». Вы вместе с малышом забегаете в темную комнату, еще лучше будет, если вы будете это сопровождать веселым гиканьем и также быстро выбегать. Таким образом, малыш, испытывая эмоции от негативной до положительной со временем избавится от страха.
2. Клоутрофобия (страх замкнутого пространства).
Чаще всего этим страхом страдают дети, у которых нет пока ни братьев, ни сестер, которые имеют ограничения в общении со сверстникамии еще страдают ею дети, которые получают чрезмерную порцию ласки и любви.
Самое главное, нельзя ругать за это ребенка и нельзя идти от противного, т.е.закрывать в комнате одного. В детской комнате необходимо оклеить стены в более светлые тона, освободить пространство от ненужных предметов мебели, а на ночь не закрывать дверь в его комнату.
Специалист в области детской психики А. И. Захаров предлагает психологическую игру «Проникновение и выход из круга».
Суть игры заключается в том, что взрослые и дети становятся в круг, сцепляют руки и зажмуривают глаза. При этом вслух заявляют, что в их круг никто не сможет проникнуть — они тщательно его охраняют и никаким смельчакам там нет места. Уже сама эта фраза подсознательно подстрекает ребенка попасть в круг. Игроки ходят снаружи круга и стараются незаметно проскользнуть под одной из пар рук. Проскочивший в середину, громко хлопает в ладоши и все удивленно открывают глаза. Вторая часть игры предусматривает такой же выход из круга.
3. Ребенок боится спать один.
Психологи объясняют, что вероятнее всего не хватает вашей любви – он посещает детский сад, всевозможные кружки, секции,родители допоздна на работе – отсюда и возникает недостаток внимания. Для того, чтобы преодолеть этот страх можно сделать ремонт в комнате ребенка по его желанию, т.е. он может выбрать себе кровать, пастельное белье, также можно повесить на стену постеры с изображением его любимых героев, предложить брать ему с собой любимую игрушку. Уделяйте больше внимания своей крохе. Каждый день, перед сном, читайте вместе сказку – таким образом, малыш будет чувствовать себя защищенным, нужным, любимым. Не стесняйтесь говорить ему, как крепко вы его любите, как скучали за ним весь день.
4. Страх перед человеком, в белом халате.
Мы все прекрасно понимаем, что этот страх зарождается ребенком, после сделанного укола, человеком в медицинском колпаке и белом халате, или осмотр неприятными инструментами, который надолго оставляют у ребенка ассоциацию с неприятными ощущениями. Дети начинают панически бояться врачей и этот страх намного сильнее и опаснее самой боли, вызывемой процедурой.
Чтобы снизить эту боязнь можно рассказать малышу о работе врача. Поиграйте с ним в доктора, используя максимум специальных врачебных инструментов: послушайте его, осмотрите ротовую полость, проделайте другие возможные манипуляции. Обязательно поменяйтесь с ним ролями.
Общаясь с врачом и медсестрой из процедурного кабинета, будьте обходительны и вежливы, следите за своими эмоциями: доброжелательно улыбайтесь, ведите себя непринужденно — ребенок должен видеть ваше спокойствие и уверенность в том, что ему ничего не грозит.
Если вы посетили стоматолога либо прививочный кабинет, не забудьте похвалить малыша за его терпение и смелость, даже если его состояние было противоположным. Выйдя из поликлиники, постарайтесь сразу же переключить внимание крохи на другие объекты: расскажите ему интересную историю, сказку.
5. Страх наказания
Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это. Строгие мама и папа контролируют жизнь ребенка путем накладывания запретов на «все и вся». Таким образом, ребенок со временем просто боится сделать лишний шаг, познакомиться с новыми сверстниками на детской площадке или играть с новой игрушкой.
Даже самое безобидное наказание ребенка может привести к неожиданным последствиям. Благодаря мероприятиям по закрыванию расшалившегося малыша в темной комнате, чулане или в другом месте, имеющем мало света, у него могут развиться сразу несколько страхов: боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества, появление кошмаров во сне.
Кроме того, такие наказания обрывают психологическую связь малыша со взрослыми, он чувствует отчуждение родителей, которое в дальнейшем может привести к возникновению проблем в браке уже у взрослого человека.
Стоит вспомнить, что любая оплошность ребенка — это, прежде всего, именно родительское упущение в воспитании. А, значит, и наказывать нужно себя, а не его. Любое порицание всегда должно быть высказано в форме любви к малышу. Иначе, он начнет ассоциировать злую маму с Бабой Ягой из сказки, а отца — со Змеем Горынычем, что породит, кроме обозначенных выше страхов, еще и фантазийные.
Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры. (Н-р: Пятнашки, Жмурки).
Игра: «Сердитый утенок» Очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. . Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).
Давайте теперь подведем итоги. Мы уже с вами поняли, что с любыми детскими страхами можно справиться используя различные методы, самые популярные из них это Игротерапия и Арт-терапия.
Игротерапия:
способ борьбы со страхами с помощью игры, отличное средство поднять настроение, избавиться от комплексов, подавленности и скованности. Однако продолжать игру более 30 минут, если это подвижная и активная игра, не стоит – перевозбуждение нервной системы совершенно ни к чему. Один из видов игротерапии – ролевая игра. Придумайте сюжет, основываясь на тот или иной страх, выберете главного героя – пусть его подберет малыш, и проиграйте от начала до конца, заложив в финал тот результат, к которому вы идете в борьбе. (Например, ваш малыш – супер-герой, который отважно сражается с темнотой и спасает вас от нее.)
Арт-терапия:
(это и рисование, и лепка, и аппликации – словом все, что создается своими руками) – не менее замечательный способ побороть свои страхи, путем прорисовки или лепки. Заодно и мелкая моторика будет задействована. Предложите ребенку нарисовать то, что он больше всего боится, пусть проговаривает, что он рисует (или лепит из глины, пластилина). Затем предложите малышу зарисовать, порвать, если это глина – скатать в шарик, то, что он сделал – и выбросить в мусорное ведро. А можно не ломать, не выбрасывать – попробуйте изменить рисунок, превратив его более красочный и добрый персонаж, с которым можно подружиться.
И в самом конце я хочу напмнить, что ваша любовь, теплота, участие, внимание к страхам своего ребенка, совместный поиск решения возникшей проблемы, поддержка малыша – это самое лучшее лекарство. Ни в коем случае не отмахивайтесь от просьб крохи, не закрывайте глаза, говоря: «Это ерунда! Проблемы нет, я ее не вижу – ты все придумал!». И уж точно ругать, бороться методом от противного в данном случае нельзя. Большую часть страхов можно преодолеть совместно, без помощи специалистов. Особенно это касается возрастных страхов. Тут достаточно переключить внимание и вовлечь его в игру, направленную на избавление от боязни чего-либо, чтобы малыш «переключился» и со временем поборол свою боязнь.
Рекомендуем посмотреть:
Маршрут выходного дня для родителей с ребенком средней группы по теме: Весна
Сказкотерапия детских страхов посредством сочинения сказок детьми
Проект по изучению сказочной героини Баба Яга
Консультация для родителей в средней группе по трудовому воспитанию
Похожие статьи:
Развитие ребенка 4 лет в домашних условиях
Уровень развития ребенка 4 лет. Тесты
Источник