Почему ребенку 5 лет ничего не интересно

Почему ребенку 5 лет ничего не интересно thumbnail

Всем привет! Если хотите узнать, что делать, если ребенку ничего не интересно, то попали по адресу. Но давайте сразу определимся:

  • ребенок еще не подросток (как быть с подростками это отдельная тема для обсуждения);
  • сейчас здоров.

Все дети по натуре исследователи. Поэтому, если пропадает интерес к любой деятельности, это плохо. Однозначно надо что-то делать.

Хочу на примере показать, как одинаковая проблема, с которой сталкиваются большинство семей, имеет 3 разных причины. А, соответственно, 3 способа решения.

Самая распространенная ситуация: ребенку 6-10 лет, ничего, кроме современных гаджетов, его не интересует. Зовете в театр, но телефон интереснее. Предлагаете заняться рисованием или музыкой, но в ответ опять отказ и т.п.

План действий:

  1. Понять, почему пропал интерес ко всему;
  2. Определить как заинтересовать ребенка;
  3. Реализовать задуманное.

Почему ребенок не хочет заниматься

Очень важно понять причину апатии. Выясняем детали. Посмотрите, чем конкретно он занят, что делает. Вот здесь уже возможны 3 варианта:

Чем занят

Почему отказывает вам

Другими развивающими занятиями. Сейчас это просто, например, Викиум. Это онлайн-платформа для развития внимания, памяти, мышления. Кстати, занимательная штука, советую посмотреть, подходит как взрослым, так и детямЕму действительно не интересно
Смотрит мультики, “сидит” в интернетеПодражает взрослым
Просто “залип”, не концентрируя внимания на чем то конкретномУ него есть свои детские сложности

Как заинтересовать ребенка которому ничего не интересно

Вопрос тот же: что делать, если ребенку ничего не интересно. Причину определили. Теперь давайте для каждого случая посмотрим как заинтересовать ребенка и чем.

Случай первый, когда ему не интересно то, что вы предлагаете

Задайте себе следующие вопросы:

  • Чем конкретно ребенок не хочет заниматься?
  • Что вы хотите от него, почему именно это предлагаете?
  • Чем до этого увлекался, почему пропал интерес?

Честные ответы должны помочь отделить ваши цели от желаний ребенка. Не навязывайте свои мысли, выслушайте его.

И уже по этим пунктам поставьте себе цель его заинтересовать.

Как исправить?

В данном примере, если ребенку предложить совместную логическую игру, то, скорее всего, телефон будет отложен. Лучше пусть сам выберет ту, которая нравится.

Случай второй, когда он подражает вам

почему ребенку ничего не интересно

Мы хотим быть примером для своих детей. Но, к сожалению, достаточно часто нам не хватает на них времени и сил.

Вспомните, возможно недавно, ребятенок просил вас поиграть с ним, но вы были заняты. Например, всегда берете работу на дом. Или сильно устаете, доползаете до дивана, включаете любой фильм и больше ничего не хотите.

Подражание не наступает мгновенно, дети впитывают наше поведение годами. Мы просто поздно это замечаем.

Как исправить?

Меняйте свой распорядок, ломайте привычки. Начните, хотя бы с того же Викиума.

Случай третий, у него свои проблемы

Иногда нам кажется, что детские трудности это чушь. Мы говорим им “забудь, это глупости” и т.п.

Но для него это важно сейчас! Когда вырастет, конечно поймет, что все проблемы были решаемы. Но именно сейчас формируется его отношения с миром и людьми. Сегодня он нуждается в вашей помощи. Это время для укрепления вашей связи, сохранения теплых отношений. Или же, наоборот, можно отдалиться, что в подростковом возрасте принесет много проблем.

Как исправить?

Надо обязательно выяснить, что его волнует. Самый быстрый и простой способ – заинтересовать через игру. Как именно обсудим ниже.

Как начать заниматься с ребенком

Итак, подходим к самому важному шагу решения вопроса: что делать, если ребенку не интересно.

Также 3 варианта, зависят от причины апатии.

Вариант 1: вы выяснили, что интересы ребенка отличаются от ваших планов на него

как заинтересовать ребенка играть

Возможно, мальчик увлекался футболом, а вам кажется, что ему надо рисовать.

После того, как определите, что нравится вашему ребенку, возьмите таймаут, не обещайте ничего. Подумайте на каких условиях готовы его поддерживать и развивать в этом направлении.

Например, если ребенку хочется на плавание, но вы были против, так как ближайший бассейн далеко. Тогда, в первую очередь, решите: кто, как, когда будет его туда водить. А только потом договаривайтесь с сыном или дочерью на ваши условия: бассейн + продолжать занятия по-английскому, ведь у него там явные успехи.

Или второй пример: если киндер играет на планшете в архитектора. Предложите купить новый конструктор, но на определенное время ограничьте доступ к гаджетам и отправьте убираться в своей комнате.

Такой подход учит способности искать компромиссы в любой ситуации. А ваши взаимоотношения не пострадают от очередного “не хочу, отстань”.

Вариант 2: копирует поведение взрослых

Меняйте свои привычки. Это сложно, но возможно. Согласовано устройте день без телевизора и гаджетов (по телефону отвечайте только на действительно срочные звонки). Если ребенку 5-8 лет, предложите ему в этот день какие-то совместные развлечения (день творчества, спорта, игр в машинки или кукол).

Только продумайте заранее сценарий дня. Вы лучше знаете свое дитя и его интересы, чем кто-либо.

Затем все чаще устраивайте такие дни, но постепенно разграничьте совместное времяпрепровождение и личные дела.

Сделала игру для детей “Найди клад”. Понравится любому ребенку, море положительных эмоций обеспечено. Подробное описание здесь. Скачайте по ссылке ниже. Распечатайте и играйте!

Важно, чтобы ребеночек продолжал играть или заниматься чем-либо. А вы сами при этом не смотрели фильм, а тоже поменяли свои привычки (займитесь каким-нибудь хобби). В дальнейшем, можно придумывать занятия на ходу, освободится время на повседневные дела. У вас бонусом появится новое полезное хобби.

Вариант 3: у него проблемы или обижен

Попробуйте поговорить. Скорее всего, с первого раза ничего не получится… но попытаться стоит.важность игры родителей с детьми

Если разговор с треском провалился, действуйте через игру. Опять же, только вы хорошо знаете своего ребеночка. Что его завораживало, чем увлекался, до того как впал в уныние?

Возвращайте его к старым интересам. Покажите, что вы разделяете эти увлечения. Очень тонко пытайтесь понять, что действительно его волнует, отчего грустит. И уже в процессе игры попытайтесь помочь ему с решением этих вопросов. Только не говорите: “это глупости, просто ты еще маленький”. Так еще сильнее оттолкнете его. Обыграйте ситуацию с самого начала и до решения. Постепенно пытайтесь вовлечь ребенка, чтобы он больше говорил, а вы слушали.

Как вариант, можно попробовать сказкотерапию. Об этом очень хорошо написано здесь.

Через совместную игру можно решить многие проблемы. Именно в это время можно заглянуть в мир детей. Понять, где надо поменять курс детских мыслей, а где поддержать и усилить мотивацию.

Резюме:

Наша задача – что делать, если ребенку ничего не интересно.

Как заинтересовать ребенка – план действий:

  1. понять, почему пропал интерес ко всему;
  2. определить как заинтересовать ребенка;
  3. реализовать задуманное.

3 варианта развития событий:

  1. Ему не нравятся ваши предложения->отделите свои цели от интересов сына или дочери->развивайте их таланты.
  2. Подражает вам->будьте реалистом, признайте->меняйте свой распорядок, ломайте привычки.
  3. У него есть свои детские проблемы->выясните через игру, что его волнует->помогите ему самому с этим разобраться, будьте наставником и другом.

Надеюсь, я дала вам новые идеи для размышления о том, что делать, если ребенку ничего не интересно. Поделитесь в комментариях, что пробовали и что получилось. Возможно столкнулись с другими трудностями. Пишите, обсудим.

Подписывайтесь. Будьте в курсе, когда выйдет новая статья. Впереди много интересного!

А на сегодня все. Удачного дня!

Любите своих детей так, чтобы они это чувствовали и понимали!

Источник

Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры. Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.

— Мам, поиграй со мной! – раздается голос из детской.
— Мне некогда, ты уже большая, сама играй.

Дитя, вздыхая, плетется на кухню, к маме, которая просит не путаться под ногами. Тогда ребенок выдвигает контраргумент: «А можно я тогда в компьютер поиграю, чтобы тебе не мешать?»

Так часто начинается то, что может развиться в целую проблему. Родители приводят школьника к психологу с жалобой, что ничто его не увлекает, скучно, интересуют только телевизор и компьютерные игры.

Начинаем выяснять, как он проводил время до школы. Выясняется: до школы всё время просил, чтобы с ним поиграли, а родителям было некогда.
— Мы такого и не знали, играли все во дворе, а сейчас одного не выпустишь, дети гуляют с родителями. С ребенком играла, конечно, потому что надо, но мне это скучно было. Ну сколько я могу в эти гонки играть?! Папа – да, с удовольствием, но у него времени почти не было. А я это не люблю. Я вот предлагала Мише дом построить, мягких игрушек туда поселить, но он как-то не оценил. А сейчас тем более, уже второклассник, учился бы лучше, а он до сих пор пытается играть, правда, уже не просит меня.

В разговор вступает Миша:
— А чего просить-то? Всё равно услышу, что некогда маме. Да и неинтересно ей со мной. А у Вас компьютера нет поиграть, пока Вы с мамой разговариваете? – спрашивает Миша у меня. Я говорю, что нет, но есть разные игрушки, арт-материалы, а еще много камней-самоцветов, спилов деревьев, ракушек.
— Да, поиграть не во что, – грустно резюмирует Миша. Но всё же начинает уныло перебирать имеющийся арсенал игрушек и игр в моем кабинете. Через десять минут я замечаю, что Миша выстроил из ракушек и камней что-то большое и красивое.
— Это город, в котором я хочу жить. Я о нем часто мечтаю.
— А что в этом городе?
— Да всё как обычно, только школ, как у нас, нет там. Дети много играют, гуляют, общаются.
— Ну вот, видите, ему только бы не учиться! – восклицает мама.
— А как дети учатся?
— Они выбирают то, что им интересно, и занимаются, а потом ходят в школу, только не каждый день, а когда подготовятся. И тогда следующее задание получают от учителя. Только задания интересные, поэтому хочется скорее выполнить. Чтобы следующее получить.
— А это не вредно, такие фантазии? – испуганно спрашивает мама.

Город маминой мечты

Я предлагаю ей тоже попробовать построить город своей мечты. Миша уже с большим интересом начинает смотреть, что строит мама, даже задает вопросы. Мама, увлекшись, начинает улыбаться и получать удовольствие от игры.
Потом она рассказывает о своем городе, назидательно подчеркивая, что в ее городе есть школы, правда, в которые дети ходят каждый день и хотят учиться. А у родителей работа так построена, что есть время на отдых с детьми. Миша удивленно смотрит на маму.
— А тебе это было бы интересно?
— Если бы меньше работала и хозяйством надо было меньше заниматься, то да.
Даю домашнее задание: дома втроем построить свои города, сфотографировать, описать и принести на следующую встречу фотографии и описание. Через неделю пришли мама, папа и Миша вместе. Мама удивленно рассказывает, что в выходные Миша без напоминания сделал домашние дела, за которые он отвечает, маме помог, потому что хотел, чтобы они быстрее начали играть. На удивление все увлеклись, выяснилось, что есть много общего в этих городах, но есть и совсем свое, что тоже было интересно.
На второй встрече мы играли в мяч. По-разному кидали и ловили, родители вспоминали игры своего детства с мячом. Например, «Съедобное – несъедобное» превратилось в игру на английском языке, решив тем самым проблему заучивания словарных слов. Еще через некоторое время папа заметил, что Миша стал меньше играть на компьютере, легче переключается, зная, что даже учеба может быть интересной.

Победить крокодила

Конечно, про важность игр написано много книг, статей, сделано передач. Многие родители уже знают, что детям важно играть не только до школы, но и в школьные годы. Игры меняются, но их задачи остаются прежними: освоение мира, тренировка разных социальных ролей, умение управлять предметами, развивать навыки общения, замечать и понимать устройство мира, обращать внимание на детали.
И при этом родителям важно знать и понимать, почему же им так важно играть с детьми. Что дает совместная игра ребенку и самим родителям?

Налаживание контакта друг с другом, понимание друг друга. Согласитесь, это очень важная составляющая семейного общения.
Удивительное открытие, которое делают дети, играя со своими родителями: родители – тоже живые люди, с которыми интересно. А не только «существа, которым важно одно: сделал ли ты домашние задания и вынес ли мусорное ведро», как сказал один 11-летний мальчик, который перестал делать домашние задания и выполнять обязанности по дому в знак протеста.

В моей практике был пример, который я люблю рассказывать своим студентам. Когда я начинала работать психологом, я вела развивающие занятия для 5-летних детей. Мы рисовали, лепили, играли в подвижные игры, сочиняли ролевые сценки. И вот на одном занятии, когда дети рисовали свои настроения, чувства, один мальчик нарисовал изумительную по сочетаниям цветов картину, рассказывая о том, как он гулял с родителями (что бывало редко) в выходные у красивых прудов и был счастлив.

Я очень порадовалась, мечтала, как после занятия Ваня сможет показать картину своим родителям, которые переживали, что он совсем не любит рисовать, а вот «другие дети уже вон как рисуют», чтобы они увидели результат и оценили. Затем я стала говорить с другими детьми, переключив внимание, а когда бросила взгляд через несколько минут на рисунок Вани, увидела, что он всю картину начинает зарисовывать черной краской.

Первая реакция была остановить его, чтобы сохранить «красоту». Но я увидела, с какой силой он это делает, и что-то меня остановило. Когда Ваня закрасил полностью картину в черный цвет, он выдохнул, просиял и сказал:

— Ух, победил, ура!
— Кого? – осторожно спросила я.
— Крокодила, конечно. Представляешь, я смотрел, смотрел на пруды, любовался, и вдруг вижу – крокодил там внутри, и может наброситься на меня, я понял, что если я не буду сражаться с ним, он меня съест, пришлось закрасить его.
Тут он взглянул на меня и, видимо, понял, как мне жалко его картину.
— Ты не расстраивайся, я тебе еще нарисую пруды. Тут просто мне нужно было победить крокодила.
Вот так я со своими установками чуть не нарушила важный психологический процесс для ребенка – он осваивал свою силу и учился взаимодействовать со своими страхами. Забери я рисунок раньше, кто знает, какой страх мог остаться внутри ребенка непобежденным.

В игре родители могут много понять про то, что на самом деле происходит с их ребенком. Для этого важно учиться наблюдать игры, быть рядом, даже не вмешиваясь. Как вы иногда позволяете присутствовать ребенку, когда готовите праздничный фамильный торт, и это напоминает священный ритуал. Тут то же самое – это важный символический ритуал, важно его не нарушать. Например, в игре вдруг появляется угроза. Мама пытается тут же предложить мирное решение, изменить игру. Но тогда ребенок лишается возможности испытать свои силы и найти выходы из сложных ситуаций!
Через игру родители могут тоже поделиться своими ценностями, взглядами, и это будет в живой творческой форме, не вызывающей протеста.

В игре часто решаются довольно сложные вопросы. Это способ научиться справляться с жизненными проблемами, порой совсем не легкими. Тут поддержка родителей очень важна.
В живой совместной игре может происходить психологическое оздоровление. Игра помогает отпустить напряжение, разобраться с переживаниями, освоить новые качества. Играя, ребенок создает миры, в которых чувствует себя хозяином. Он учится брать ответственность за те дела, которые делает в жизни. Почему важно делать это вместе с ним?

Потому, что каждому из нас порой не хватает взгляда со стороны.
Родители, позволяющие себе искренне и увлеченно играть с детьми, черпают в этом силы. А их сыновья и дочери на всю будущую взрослую жизнь усваивают вот что: общение с детьми – это не каторга, не тягостная обязанность, а то, что дарит силы, интерес к освоению окружающего мира, взаимопонимание и уважение между взрослыми и детьми.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Источник

Ребенок — еще не подросток и, кажется, рано говорить о трудностях переходного возраста. Начальная школа, столько возможностей и пока еще не так много ответственности, а проблемы уже начались: не слышит или не хочет слышать родителей, ленится и ничем не интересуется, а в ответ на замечания взрослых может нахамить. Разбираемся с частыми проблемами воспитания младших школьников в диалоге с детским психологом Анфисой Беловой.

Ребенку уже 7-10 лет, его ровесники вовсю интересуются хоть чем-то: футболом, музыкой,  планетами, танцами. А нашему только бы дома сидеть, в игрушки играть, мультики смотреть и слоняться по двору без дела. На все инициативы реагирует вяло, соглашается пробовать новое из великого одолжения. Родитель в этот момент переживает: «Вот если бы мне в его возрасте такие возможности! Вот если бы мои родители предлагали подобное и были рядом, готовые помочь — да я бы! А мой — ну ничего ему не интересно, так и вырастет бездельником».

Фразу родителей «ничем не интересуется» можно перевести так: «мой ребёнок не интересуется тем, чем я хочу, чтобы он интересовался». Другими словами, он не хочет заниматься продуктивными, полезными и развивающими с точки зрения родителей вещами. 

На деле же оказывается, что интересы у ребёнка есть, только они не соответствуют ожиданиям родителей.

По-настоящему ничем не интересоваться — это лежать целый день на кровати и смотреть в потолок, и это уже действительно тревожный знак, который означает, что с ребенком что-то не так и стоит обратиться к специалисту.

Младший школьник — это всё еще ребенок, поэтому совершенно нормально, что в свободное время ему хочется позаниматься любимыми вещами: поиграть или посмотреть мультфильмы, «помаяться дурью» (а последнее, кстати, развивает фантазию и воображение). Кроме этого, для ребенка в таком возрасте всё ещё важна игровая деятельность, и ее нельзя запрещать. 

Если родителям кажется, что ребенку ничего неинтересно, то стоит в первую очередь задать себе вопросы: «Почему меня это так волнует?», «Что я жду от своего ребёнка?», «Какие свои желания я на него проецирую?»

Мы хотим лучшего будущего для ребенка, хотим, чтобы он был конкурентоспособен среди других ребят, которые интересуются и развиваются уже сейчас.

А чего хочет сам ребенок? Каковы его желания? Дело в том, что, беспокоясь о лучшем будущем для своего ребенка, родители часто забывают о нескольких вещах: во-первых, ребенок — это отдельная личность, пусть и маленькая. У него свой характер, свои желания и свои мечты. И это всё может не совпадать с ожиданиями родителей, поэтому не стоит проецировать на ребенка собственные желания, нужно постараться прислушаться к нему.

Во-вторых, все дети разные, поэтому сравнение собственного ребенка с другими не приводит ни к чему хорошему, но может привести к завышенным требованиям, чрезмерной критике и разочарованию. А в-третьих, будущего не знает никто и предугадать, станет ли ребенок успешным и легко достигнет высоких результатов в работе или у него возникнут проблемы, невозможно. Но то, что действительно родители могут дать — это поддержку, интерес и уважение к личности ребенка.

У ребенка есть конкретные несложные задачи: убери за собой со стола, унеси свою одежду на место, заправь постель. Он ленится их выполнять и даже огрызается, когда заставляют. «Сложи одежду, а то будет мятая и некрасивая» — «Ну и ладно». «Почисти зубы, чтоб не заболели» — «Плевать, потом почищу». «Не хочу читать, какой-то дурак придумал чтение».

Такого человеческого качества, как лень в природе не существует. Лень — это отсутствие желания, отсутствие серьёзной причины что-то делать. А таких у ребёнка действительно ещё нет. Кроме этого, те аргументы, которые приводят родители, не имеют ещё для ребёнка никакого значения ввиду отсутствия соответствующего опыта.

Будут болеть зубы? Но для ребёнка это нечто эфемерное, так как вряд ли он в своей жизни сталкивался с серьёзной зубной болью. Одежда помнётся? Но ребёнок ещё действительно может не придавать значения своему внешнему виду.

Все дети разные, с разными характерами и разными отношениями с родителями, поэтому то, что работает с одним, может совсем не работать с другим. Но общая рекомендация может быть такая: у ребёнка должна появиться веская причина делать что-то скучное. Например, появятся естественные последствия. Только не нужно путать с наказанием.

Ребёнок не сложил одежду и она помялась, поэтому теперь её придется самому погладить. Что касается рутинных действий, то придется признать, что это просто данность, к которой стоит привыкнуть. В этом может помочь последовательность действий: сначала почистить зубы, а потом завтрак, а не наоборот и т.д. Ну и, конечно, стоит разговаривать с ребёнком и объяснять, зачем все эти скучные занятия нужны, чтобы ему это было понятно.

Что касается чтения, то тут скажу однозначно: если заставлять ребёнка читать, то это разовьёт в нём нелюбовь к чтению, читать можно только заинтересовать.

Он не слышит взрослых. Делаешь ему замечание, а он будто не слышит. Продолжает делать свое, неправильное. Ему говоришь, что цифра 9 пишется в другую сторону, а он продолжает писать неверно, при этом совершенно спокоен. Почему так происходит и как можно исправить ситуацию?

Часто дети игнорируют замечания тогда, когда их становится слишком много, и поэтому они воспринимаются, как белый шум. Кроме этого, ребёнку может хотеться сделать так, как он считает нужным, и это нормально.

Гораздо эффективнее в тех случаях, когда ребёнок что-то делает неправильно, остановить его и спокойно, без агрессии, объяснить, что не так и почему, как сделать так, чтобы было правильно. Кроме этого, некоторым детям важно самостоятельно понять, что они ошиблись, таким образом приобретается очень важный опыт.

Что делать, если ребенок может ответить: «Тебе надо — ты и делай»?

Возможно, это следствие каких-то проблем в отношениях, возможно, копирование поведения кого-то из взрослых, возможно, начинающийся подростковый возраст, когда ребёнок не может контролировать свои эмоции и реагирует излишне грубо, а, возможно, попытки самоутвердиться и обрести независимость. Тем не менее, разобраться в том, почему ребёнок ведёт себя таким образом, действительно важно, так как от причины зависит и способ реагирования: поговорить, объяснить, переждать.

Единственное, чего не стоит делать в таких случаях (и это касается любого агрессивного поведения ребёнка, хоть большого, хоть маленького), — это реагировать агрессией на агрессию.

Есть ли какие-то правильные работающие методы мотивировать ребенка в этом возрасте? Как создать у ребенка познавательный интерес, если кажется, что все тщетно?

Мотивацию к какой-либо деятельности можно разделить на отрицательную и положительную. Отрицательная заключается в том, что ребёнок делает что-то из страха перед наказанием или негативными последствиями: отругают, накажут, отберут значимую вещь, поставят двойку, станет стыдно. 

Положительная мотивация, соответственно,  основывается на  положительных эмоциях: желание порадовать родителей, собственный интерес к какой-то деятельности, желание узнать что-то новое, награда за успех.

Малоэффективной всегда оказывается отрицательная мотивация, ведь как только пропадает страх, желание что-то делать пропадает.

Поэтому, чтобы поддерживать в ребёнке желание узнавать что-то новое, лучше всего делать это в позитивном ключе: акцентировать внимание на его успехе, заинтересовывать, заниматься вместе какими-то увлекательными и для родителя, и для ребёнка делами.

Если ребёнок не хочет включаться в деятельность, которую придумал для него родитель (и которая кажется родителю очень полезной и продуктивной), можно подойти с другой стороны и сначала постараться заинтересоваться тем, что любит делать сам ребёнок, даже если это просмотр видеороликов, а через это уже найти какое-то общее занятие.

Оказывается, выход — быть на стороне ребенка и проявлять особенное терпение в особенно «нервных» ситуациях. 

Почему ребенку 5 лет ничего не интересно

Источник