Почему нельзя торопить развитие ребенка

Почему нельзя торопить развитие ребенка thumbnail

Бесполезное беспокойство

Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Ведь в глубине души они желают, чтобы их ребенок раскрыл весь свой потенциал. Действительно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но… Нельзя забывать, что между реальным и воображаемым ребенком непременно есть разница. Стремления родителей далеко не всегда совпадают с реальными детскими возможностями. Именно эта маленькая нестыковка и рождает такие большие тревоги.

Взглянуть со всех сторон

Любой родитель знает, что ребенка воспитывать трудно. Вот почему малейшее отставание от средней скорости развития вызывает у нас тревогу. Часто мамы упрекают себя: «Это из-за меня дочка не говорит так же хорошо, как другие дети, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания».

Специалисты считают, что мы бы беспокоились гораздо меньше, если бы помнили, что новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение детьми новых навыков идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показаться, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску», и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим детям: от них зависит гармоничность развития малышей.

Как ни странно, отец или мать не лучшие судьи способностей собственного ребенка − ведь они слишком субъективны! Если есть вопросы, ими лучше поделиться с врачом или психологом, который сможет сказать, заслуживает ли внимания обнаруженный вами «сбой программы».

Все в комплексе

Каждая особенность развития ребенка должна рассматриваться в контексте его семейных обстоятельств. Какая-то нестандартная ситуация: рождение младшего братика, переезд, развод родителей, болезнь − может замедлить продвижение вперед и даже на некоторое время повернуть события вспять.

В конечном итоге важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области − интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ − интеллектуальный коэффициент. Общительный, довольный собой, обладающий чувством юмора и окруженный друзьями ребенок так же хорошо «стартует» в жизни, как и тот, кто с 5 лет умеет читать. Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на школьный успех.

Источник

В моде раннее развитие. Не успеет малыш появиться на свет, как целеустремленные родители начинают развешивать над кроваткой карточки с буквами и цифрами. Учить буквы – полезно и нужно, но одна мама так увлеклась развитием годовалого сына, что прикрепила к мебели большие надписи: «Стул», «стол» и так далее. Ну, вдруг кто-нибудь забудет.

Развивать малыша – дело хорошее, полезное и стоящее. Но с этим главное не торопиться. Одни мои знакомые учили сына читать по «Истории французской революции». Чадо буквы складывало, но понимать – ни слова не понимало. Мозг-то в 4 года созрел только до «Репки». И неужели ребенку будет хорошо, если он научится читать в 2 года?

Врачи прежупреждают, что раннее развитие может грозить проблемами. Если начать раньше времени и заставлять делать то, что трудно, можно отбить охоту развиваться в будущем. Заставляли сказать: «Крокодил» – попробовал сказать – не получилось – мама расстроилась – больше не хочу и пробовать не буду – замолчал! Вот такая схема может заработать. Лучше уж подождать, поиграть в то, что положено по возрасту, хвалить и видеть, какую радость такая игра принесет крохе!

Вот, что советует Елена Добробабенко, популярный психотерапевт, автор книги «Как воспитывать ребенка от 0 до 16»:

– Есть такая забавная история. В одной семье родители просили сына Ярослава произнести слово «Эфиопия». Друзья утверждали, что, если он научится выговаривать это слово, ему будет легче произносить другие сложные слова. Прошло время. И вот однажды, вставая с горшка и пытаясь самостоятельно натянуть штаны, ребенок философски изрек: – «Эфиопия» говорить научился, а штаны надеть не могу!!!

Читайте также:  Фома аквинский природа ребенка и его развитие

Родителям часто советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Я же, наоборот, призываю не растить ребенка вундеркиндом. Почему? В чем опасность раннего развития?

Давайте определимся. Действительно, тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте.

В последнее время специалисты стали уделять пристальное внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.

Но если родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать, то последствия такой родительской поспешности могут оказаться не столь уж безобидными. Например, заикание чаще встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Поэтому хороший логопед всегда порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.

Ребенок должен делать только то, что может на данном этапе. Не ждите большего. Даже самый маленький всегда чувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, возможно, вызванный им невроз.

Три простых правила общения с детьми

1. Не требуйте слишком многого от ребенка. Однако при этом не забывайте, что есть дети, которых обязательно нужно подтолкнуть. 2. Не перегружайте малыша, но и не забывайте помочь ему в развитии.

3. Любите ребенка таким, каков он есть, радуйтесь любым его маленьким достижениям.

Взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности.

Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя.

Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в 1 год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.

Кстати о модных системах обучения. Приведу в пример прекрасный метод Г. Домана, заключающийся в том, что ребёнку постоянно демонстрируются и зачитываются карточки с буквами-слогами-словами. Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Она хорошо подходит для работы с отстающими в развитии детьми. Да и обычный ребенок благодаря ей может научиться читать к двум годам. Вроде бы все чудесно, если бы не одно очень большое “но”. Чтобы следовать указаниям авторов, а скрупулезно следовать им обязательно, иначе результата не добиться, вам потребуется дьявольское терпение и много свободного времени. Увы, это как раз те вещи, которыми редко обладает мама малыша. Изготовить трафарет и написать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку – по 5 наборов из 5 слов – изо дня в день по пять раз… Оцените сами свои силы!

Дорогие мамочки, как вы считаете, вредно ли раньше времени развивать малышей? Как вы помогали своим детям начать говорить, читать, писать?

Источник

Раннее развитие ребенка стало очень популярной темой в последние годы – некоторые мамы как будто соревнуются друг с другом по количеству занятий, которые посещает их малыш чуть ли не с годовалого возраста.

При этом не все задумываются о том, что у раннего развития есть не только вполне понятные плюсы, но и некоторые не совсем очевидные минусы. Действительно, как у, казалось бы, благой цели – как можно раньше стимулировать интеллектуальное развитие ребенка, могут быть негативные последствия? Рассказываем подробнее.

Память или интеллект?

Конечно, если ваш ребенок в 2 года знает названия животных, может без труда и правильно показать на картинках многочисленные овощи и фрукты, причем не только на русском, но и на английском языке – это родительская гордость. Хорошо развитая память малыша – залог того, что он будет и дальше прекрасно запоминать и с легкостью заучивать стихотворения в детском саду и школе. Хорошая память – это прекрасно, но показатель ли это интеллекта? Таким образом, вы приучаете ребенка «зубрить», но нравится ли ему самому это? Не помешают ли строгий родительский контроль и «зубрежка» ребенку определить круг своих интересов?

Читайте также:  Развитие индивидуальности ребенка через игру

Психологи рекомендуют не настаивать, если ребенок не хочет, условно, запоминать названия овощей и фруктов, капризничает и раздражается. Вполне возможно, что сама тематика – овощи и фрукты, ему просто не интересна (пока не интересна). Известнен случай, когда малыш в течение месяца наотрез отказывался запоминать буквы и цвета, но всего за неделю, гуляя с мамой по району, выучил все марки автомобилей.

Предоставьте малышу некоторую свободу, не «давите», он сам покажет, что ему интересно на данном этапе – это «направление» и стоит мягко, но настойчиво развивать родителям.

Ученые считают, что в разном возрасте у ребенка по-разному развиваются участки мозга, и излишнее давление, например, на интеллектуальное развитие в раннем возрасте может негативно сказаться на эмоциональной сфере – то есть, если родители делают акцент на развитие логики с помощью интеллекта, когда ребенку всего 2-3 года, то эмоциональное развитие может несколько затормозиться.

Мнение ученых

Интересно мнение специалистов Вальдорфской педагогической школы, которые считают, что до 7 лет у ребенка активнее всего развиваются ощущения собственного тела и эмоции, после 7 – развивается интеллект, а после 13 лет ребенку уже доступно абстрактное мышление.

Согласно этим выводам, до 7 лет следует больше внимания уделять общению с ребенком, потому что именно в этот период будут заложены основы хороших и добрых отношения между родителями и ребенком, которые могут остаться таковыми всю жизнь. Также нужно уделить время физическому развитию малыша – отдать его в спортивную секцию или на танцы.

Это подтверждается и исследованиями развития мозга ребенка. Например, если в раннем возрасте малышу предлагать активно развивать интеллект и логику, то участки мозга, ответственные за координацию и движения, будут задействованы меньше, поэтому у таких детей могут впоследствии наблюдаться неуклюжесть и скованность в движениях, сложности с физическим развитием.

Это подтверждается и простым наблюдением за поведением детей раннего возраста – они с гораздо большей охотой будут бегать, кувыркаться и лазать на турниках, чем учить буквы русского или английского алфавита. Всему свое время!

Особое внимание в раннем возрасте следуют также уделять полноценному отдыху и восстановлению сил ребенка, особенно если он посещает спортивные секции — следите, чтобы он достаточно спал и полноценно питался.

Читайте также: 3 способа сделать детский рацион питания более полезным 

Источник

Проведенный выше анализ проблем, связанных с развитием человека, позволяет сделать интересные педагогические выводы.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто­ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди­видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:

органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми;

задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;

врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;

жизненным опытом, важным для критического и конструк­тивного отношения к окружающему миру;

набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок; внешним видом и т. д.

В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз­ные.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн­ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че­ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду­ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

(В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли­тельное.);

— биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворны только при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

Читайте также:  Закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз­можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со­зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив­ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ­ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

4. Каждый период жизни — особая целостность и самостоятель­ная ценность — имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ­ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра­ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти­мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте­ресов — эти возрастные особенности младшего школьника в под­ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7—10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро­вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский.

5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из­менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга­низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе­циалистам по детской психологии, родителям.

6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем — сверст­никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого — научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе­дагогика сотрудничества — это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.

Вопросы и задания

‘• Охарактеризуйте филогенез человека. — Раскройте основные характеристики онтогенеза. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентации процесса развития.

4. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции и объекту педагогической антропологии. • Опишите пространственно-временное бытие человека.

6. Как связаны развитие человека и его представления о пространств и времени своего бытия?

7. Назовите основные современные идеи пространственно-временно го бытия человека.

8. Почему нельзя торопить развитие ребенка?

9. Какая педагогическая стратегия наиболее оптимально способствует развитию ребенка?

Литература для самостоятельного изучения

Абульханова-Славская К, А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф, Особенности восприятия пространства > детей. — М., 1964.

Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: Истоки, эволю­ция, перспективы. — М., 1982.

Блонский П. П. Педология. — М., 1999.

Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 3.

Вернадский В. И. Пространство и время в живой и неживой природе. — М., 1975.

Вернадский В.И, Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982. — Т. 3.

Габричевский А. Г. Пространство и время // Вопросы философии. — 1994. — № 3.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1989. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномалийного развития лично­сти. — М., 1980.

Зинченко В.П. Проблемы психологии развития: Читая О.Мандель­штама // Вопросы психологии. — 1991. — № 4, 5; 1992. — № 5—6.

Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспек­тива. — М., 1988.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. МирокянА. И. Психология пространственного восприятия. — Ереван, 1990. Моисеев Н. Н. Вернадский и современность// Вопросы философии. — 1994.-№ 4.

Моисеева Н, И. Время в нас и время вне нас. — Л., 1991.

Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей до­школьного возраста. — М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

Чудновский В. Э. К проблеме соотношения внешнего и внутреннего в психологии // Психологический журнал. — 1993. — № 5.

Лекция четвертая



Источник