Почему летают птицы как объяснить ребенку 5 лет
Наблюдая за удивительным животным миром, малыши не могут понять, как летают птицы. Юным исследователям кажется странным, что эти пернатые создания парят в воздухе и не падают вниз. Как же маме и папе объяснить своему любознательному малышу, почему птицы умеют летать? Начнем по порядку.
- Строение птиц
Будет удобно, если у родителей под рукой окажется иллюстрированная энциклопедия. В противном случае придется нарисовать птицу от руки, чтобы малыш мог наглядно увидеть, из чего она состоит и какое имеет строение.
На сегодняшний день существует больше 9000 видов различных птиц. Все они имеют похожее строение, приспособленное для полета, и отличаются только некоторыми особенностями.
Существует мнение, что птицы произошли от мелких динозавров. Раньше это были хищные создания, которые имели крепкие задние ноги и неразвитые передние конечности. Охотясь на летающих насекомых, этим динозаврам приходилось отталкиваться от земли при помощи своих мощных ног, а короткими конечностями захватывать добычу. Чешуя со временем превратилась в перья, а хвост значительно сократился в размерах и покрылся длинными перьями. Постепенно преображаясь, такие динозавры научились летать.
- Крылья
Крылья у птиц устроены таким образом, что служат некоторым «разграничителем» давления воздуха. Над крылом – одно давление, под крылом – другое. За счет этой разницы образуется подъемная сила. Именно эта сила и позволяет птицам парить в воздухе.
- Перья
Птичьи перья очень легкие, а внутри полые («пустые»). Перья отличаются большой прочностью и теплостойкостью. Покрыты они специальной смазкой, благодаря которой они не мокнут под дождем. Сложенные друг на друга перья образуют равномерно уложенный слой, который повторяет контуры их тела. Этот слой оберегает птиц от переохлаждения и служит защитником от пагубного влияния окружающей среды (ветер, сырость, перегрев).
Из-за перьевого покрова птицы имеют гладкую и обтекаемую форму, благодаря которой не происходит сопротивления с воздухом. А это позволяет им свободно летать и регулировать направление своего полета.
- Кости
Кости птиц легкие, но довольно прочные. На костях имеются стенки, которые так же, как и перья полые внутри. По этой причине птицы имеют очень небольшой вес. Благодаря легкому скелету и развитой мускулатуре основных мышц птицы могут удерживаться в состоянии полета долгое время.
- Дыхание
Чтобы летать, птицам необходим большой объем кислорода. Для его размещения в их теле (помимо легких) предусмотрены специальные воздушные мешки. Сначала птица вдыхает воздух, потом воздух попадает в легкие через бронхиолы, затем уже в воздушные мешки. «Возвращаясь» обратно, воздух снова проходит через легкие, образуя повторный газообмен. Этот процесс называется «двойное дыхание». Оно позволяет птицам иметь в запасе необходимое количество кислорода для совершения полета.
- Хвост
Для птиц хвост – это своеобразный механизм, который выполняет функцию тормоза и руля в полете.
- Сердечная и кровеносная система
Птицы имеют довольно крупное для своих размеров сердце, которое обеспечивает отличную циркуляцию крови в сосудах (сердечное сокращение доходит до 1000 ударов в минуту). По этой причине у птиц высокая температура тела и очень быстрый обмен веществ. Именно поэтому птицам необходимо хорошо питаться. Объясните своему малышу, что кормить птиц зимой очень важно. Зима – это такой период, когда добыть корм самостоятельно им бывает очень трудно, и они могут погибнуть.
Читаем также: почему птицы улетают на юг
Тема про птиц должна стать вызвать у ребенка интерес к изучению их жизни и желание помочь выжить им в суровых условиях климата. Разговаривая с ребенком на интересующую его тему, старайтесь отвечать четко, ясно и на доступном для него языке. Ваш ответ должен заинтересовать ребенка, побудить в нем желание изучать этот мир еще активнее.
Киножурнал “Хочу всё знать”. Почему летают птицы?
https://www.youtube.com/watch?v=O8OFblooNzg
Источник
Ирина Смирнова
Конспект НОД познавательное развитие «Почему птицы летают?»
Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности.
Задачи: побудить детей к исследовательской деятельности, учить высказывать свои предположения, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Оборудование,наглядный материал: картинки птиц, перья, лупы, энциклопедия «Птицы», аудиозапись «Пение птиц», маска кота, сердечки, вырезанные из картона, различная крупа.
Ход.
Воспитатель читает стихотворение:
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками, хлебом пшеном.
Воспитатель: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, чем сегодня необычна наша группа?
Ответы детей (по всей группе «летают» птицы)
Воспитатель: Интересно, а как птицам удается летать? (Ответы детей)
Воспитатель: А чтобы узнать, как им это удается, давайте узнаем, что такое воздух?
Для этого нам потребуется полиэтиленовый пакет. Давайте попробуем «поймать» им воздух резким движением.
А что случилось с пакетом? (он раздулся как шарик)
Почему он раздулся, как шарик? (потому что мы «поймали» воздух)
Что сейчас находится в пакете? (воздух)
Какой он? (невидимый)
Какой можно сделать вывод? (воздух можно «поймать»)
Когда можно ощутить воздух? (при резких движениях)
Значит, может воздух помогать птицам при взлете? (да, может)
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, только воздух помогает птицам летать?
Ответы детей (птицам помогают летать крылья, строение их тела, хвост)
Воспитатель: Самый главный инструмент при полёте – крылья. Крылышко птицы имеет выгнутую форму, а это позволяет птице сильное отталкиваться от воздуха.
На столе лежат перья. Давайте их рассмотрим.
Дети рассматривают перья птиц под лупой.
Какие перья? (гладкие, легкие, пушистые, разные по величине и форме)
Перья придают телу птицы гладкую и обтекаемую форму. Это делает полёт легче, так как нет большого сопротивления со встречным воздухом.
Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие.
А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое.
У птицы есть перья, которые регулируют направление полёта (рулевые перья на хвосте). Кроме того, они плотно прилегают друг к другу, что защищает тело птицы от неблагоприятных условий среды (дождь, ветер, жара, холод и т. д.).
Для чего птицам нужны перья?
Хотите проверить, почему птицы летают, парят и не падают?
Для этого нам понадобится перо и камешек. Бросьте их одновременно с одинаковой высоты.
Что вы заметили? (ответы детей)
Какой предмет упал быстрее? (ответы детей)
Какой предмет воздух пусть ненадолго, но все-таки удерживает?
Ребята, какой мы сделаем вывод?
Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз.
Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью
Вот поэтому птицы умеют летать.
Предлагаю посмотреть презентацию «Полет птицы»
Просмотр презентации «Полет птицы»
Беседа по ходу просмотра презентации. Комментирование воспитателем.
Посмотрите, как складываются и раскладываются крылья и хвост у птиц. Когда они взлетают и садятся.
С раскрытыми крыльями птица опирается о воздух и отталкивается от него взмахами крыльев.
На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, а крылья прижимает к телу.
Гимнастика для глаз.
Сегодня из библиотеки я вам принесла очень познавательную энциклопедию, которая называется «Птицы».
В этой энциклопедии очень много интересной информации о птицах. Есть иллюстрации разных птиц, их птенцов, гнезд. Но больше всего я бы хотела показать вам картинку скелет птицы. Давайте внимательно рассмотрим его.
Скелет птицы очень прочный и лёгкий, а это помогает подниматься в воздух и сопротивляться окружающей среде. Прочность скелета достигается благодаря срастанию его костей.
Ребята, теперь мы можем ответить на вопрос, что помогает птицам летать?
Дети с помощью воспитателя подводят итог «Почему птицы летают?»
Предлагаю поиграть в подвижную игру «Воробушки и кот»
Воспитатель: А чем птицы могут удивить людей? (ответы детей)
Давайте послушаем, как птицы красиво поют.
Аудиозапись «Пение птиц»
Какие прекрасные голоса мы сейчас услышали! Хочется, чтобы птички всегда пели свои любимые песенки и никогда не знали, что такое холод и голод!
Ребята, как мы можем зимой помочь птицам? (ответы детей) (подкармливать их)
Давайте, мы сейчас приготовим угощение для птичек и повесим наше угощение на ветки деревьев, когда выйдем на прогулку.
Дети намазывают картонные сердечки клейстером, приклеивают крупу.
Подведение итога НОД.
Источник
Детям нравится наблюдать за животным миром, отсюда они познают много нового и весьма полезного для собственного развития. Однако, наблюдая за полетом птиц, они зачастую не понимают, как же это происходит, какая неведомая сила поднимает птиц ввысь, вообще почему летают птицы. Давайте попробуем дать совет родителям, как в процессе воспитания ребенка лучше разъяснить детишкам столь сложный механизм птичьего полета.
Как устроен организм птицы — как правильно объяснить ребенку?
Идеально, если в процессе объяснения ребенку у вас под рукой окажется энциклопедия с иллюстрациями, потому как в противном случае вам придется самому выступить в роли художника и изобразить птицу так, чтобы ребенок смог разобраться в строении ее тела, которое схоже у всех существующих разновидностей птиц. А их сегодня насчитывается свыше 9 тысяч видов. Как объяснить ребенку, почему летают птицы, вам поможет знание их происхождения и структуры тела.
Есть предположения о том, что предками современных птиц были динозавры небольших размеров, которые обладали сильными задними конечностями и, напротив, недоразвитыми передними. Будучи хищниками, эти животные охотились на насекомых, парящих в области, а для этого им требовалось отталкиваться от поверхности земли задними ногами, отсюда и их сила. Передние же короткие и не развитые нужны были чтобы схватить свою добычу. По прошествии определенного период времени чешуйчатое покрытие тела трансформировалась в перья, уменьшился в размерах хвост и также покрылся перьями большой длины. И так, претерпевая определенные изменения, эти маленькие динозавры начали летать.
Чтобы объяснить ребенку, почему летают птицы, нужно разобраться в их строении.
Птичьи крылья устроены очень интересно. По сути, они как бы разделяют давление воздуха сверху и снизу. А благодаря этой разнице в давлении создается подъемная сила, которая и дает возможность птице парить в облаках.
Перья в свою очередь отличаются особой легкостью, прочностью и возможностью удерживать тепло. При этом внутри они пустые. Покрыты перья смазкой, защищающей их от промокания во время дождя, когда птицы летают. Равномерно уложенные друг на друга перья формируют некую теплую оболочку, повторяющую контуры тела птицы, защищающую от переохлаждения и неблагоприятного воздействия окружающей среды. Такой перьевой покров придает телу птицы ту самую обтекаемость, которая позволяет ей летать не испытывая сопротивления воздуха.
Что касается костей, то они у птиц, также как и перья, очень прочные и легкие, и полые внутри. Именно поэтому птицы мало весят, а благодаря сильной мускулатуре еще и так легко удерживаются в воздухе во время полета. При этом хвост, когда птицы летают, выполняет функции тормоза и руля.
Для полета птице нужен значительный объем кислорода, который помимо легких размещается в теле птицы в специальных воздушных мешочках, в которые попадает уже из легких. Также на обратном пути кислород снова проходит через легкие, т.е. происходит как бы двойное дыхание, обеспечивающее птицу необходимым запасом кислорода в полете. Вот почему летают птицы так долго, не приземляясь.
Что касается сердечно-сосудистой системы, то здесь стоит отметить тот факт, что при своих незначительных размерах птицы имеют довольно большое сердце, обеспечивающее циркуляцию крови по сосудам с очень хорошей скоростью. Отсюда высокая температура тела птиц и поражающий своей скоростью обмен веществ. Вот почему птицам требуется часто и хорошо есть. Таким образом, в процессе воспитания ребенка он должен понять, почему так важно подкармливать птиц в холодное время года, когда найти корм в достаточных количествах своими силами птицам не удается, что может привести к их гибели.
Источник
«Почему птицы умеют летать» Старшая группа
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; — — активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Развивающие:
— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);
— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Воспитательные :
— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.
— формировать желание помогать птицам зимой;
Материалы к занятию: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, бумага, лупы, оборудование для аппликации
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек
Ход образовательной деятельности:
— Ребята, нам сегодня в детский сад пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.
«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел много птиц. Посидели птицы на дереве и полетели. Полетели так красиво, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!
Не могли бы вы мне подсказать, что за птицы встретились мне на прогулке?
Почему птицы летают, а человек нет?
И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» (Достаю из конверта картинки с изображением птиц) Провожу рассматривание и беседу.
-Дидактическое упражнение «Посади на дерево зимующих птиц»
На столе лежат изображения птиц, нужно прикрепить к дереву только тех птиц, которые будут у нас зимовать. Обобщение: это зимующие. Остальные — перелетные, они осенью улетают в теплые края. Почему? (они питаются насекомыми. Им страшен не только холод, но и голод)
— А как вы думаете, птицы умеют разговаривать?
Дидактическое упражнение «Кто как говорит»
Кукушка – кукует
Воробей – чирикает
Голубь – воркует
Сорока — стрекочет
— Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
— Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию. (дети одевают халатики). На столах у детей перья птиц и лупы, по 2 листа бумаги.
— Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни — мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.
А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое. Они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.
— Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)
— А другое — называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
— Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)
Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)
— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?
(Ответы детей)
Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.
— Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
— С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Вот мы и ответили на вопросы, которые нам задавал Незнайка.
— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.
— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)
— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?
(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)
— А нам пора возвращаться в группу.
Физкультминутка «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
Дети выполняют аппликацию «Сорока»
Источник
Несомненно, отвечая на всевозможные вопросы ребенка о природе, обществе, людях и различных предметах, взрослые дают ему новые знания, обогащают его представление о мире, который он не может еще понять, но в котором он живет. Старайтесь отвечать на вопрос ребенка правдиво, не выдумывая несуществующих вещей.
Если ответ на поставленный ребенком вопрос вызывает у вас затруднение, вместе посмотрите или почитайте книгу на интересующую тему, это вызовет интерес ребенка к дальнейшему изучению чего-либо.
Наблюдая за живой природой, ребенок часто задается вопросом, почему птицы летают и не падают, почему летать не умеет человек? Интересно, как объяснить детям, почему летают птицы? Хорошо, если у вас будет хорошая энциклопедия о живом мире или птицах, чтобы ребенку можно было ответить на его вопрос наглядно, показывая иллюстрации и картинки. Подойдите к выбору книг серьезно и тщательно. Для ознакомления ребенка с окружающим миром подберите книжки с хорошо прорисованными рисунками и яркими иллюстрациями.
В мире насчитывается более 9800 видов птиц и почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Прежде всего расскажите ребенку о тех приспособлениях для полета, которые имеются у птиц. Почти все птицы имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую, природа специально так устроила, чтобы крыло создавало силу, противодействующую другой силе – силе тяжести. Это обозначает, что поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя часть крыла является вогнутой, воздушный поток над крылом будет двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и под ним, тем самым создавая силу, направленную вверх, которая и противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета – это крылья. Перо – это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное.
Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете воздух легко его обтекает. Также с помощью перьев птица может регулировать и изменять направление полета. Перья легко сохраняют тепло, создают слой, который защитит птицу от вредных факторов окружающей среды, от холода, сырости, ветра и перегрева. Кроме того, летать птица может в виду особенностей строения скелета. Кости в скелете птицы срастаются друг с другом, делая его очень жестким. Если в скелете млекопитающих кости позвоночника состоят из отдельных позвонков, образуя цепочку, то в скелете птицы они прочно срастаются друг с другом. Кости птиц тонкие и пористые, за счет чего скелет птиц очень легкий. Когда птица вдыхает воздух, он быстро поступает через бронхиолы в легкие, а оттуда в воздушные мешки. Выдыхая воздух, возвращается из воздушных мешков через легкие, где повторно образуется газообмен. Это двойное дыхание снабжает организм кислородом, что является очень важным при полете. У птицы крупное сердце, и это позволяет крови быстрее циркулировать в сосудах птицы. Большое содержание эритроцитов в крови птицы позволяет больше переносить кислорода, что необходимо во время полета. Сердце птицы сокращается с частотой 1000 ударов в минуту, кроме того, у птиц высокое давление, около 180 мм. рт. ст. , для сравнения давление человека всего 100-120. Благодаря отлично развитой дыхательной и кровеносной системам, птица имеет высокую температуру тела и быстрый обмен веществ. Чтобы получать больше энергии, птица потребляет много пищи, объясните ребенку, почему важно кормить птиц зимой, когда естественной пищи становится мало и ее поиски затруднены. Еще в нервной системе птиц имеется мощный мозжечок, отвечающий за координацию движений, которая необходима в полете.
Но не все птицы летают. Например, пингвины. Это единственная птица, не умеющая летать, но способная плавать. Они живут в основном в воде и их крылья стали похожими на ласты, с помощью которых они плавают. Самая крупная птица в мире тоже не умеет летать. Это страус, для полета он слишком тяжел.
Необходимы огромные крылья, чтобы подняться в воздух с такой массой тела. Вообще птица может летать, если масса ее тела не более 20кг. Некоторые птицы перед полетом разбегаются, например дрофы и куры. Расскажите детям о птицах-рекордсменах. Например, Горный гусь способен пролететь через горы Гималаи на высоте 10 километров, этих птиц видели даже над самой высокой горой в мире – Эверестом. Обладателем самого высокого полета стал гриф Рюппеля, однажды он столкнулся с самолетом на высоте около 11271 метра. Полярная крачка способна преодолеть расстояние в 40000 километров в один конец, а за всю жизнь пролетает, 2, 5 миллиона километров. Птица-долгожитель – большой желтохохлый какаду. Продолжительность его жизни составляет более 80 лет. Ребенку будет интересно узнать, что и у птиц есть свой праздник – 1 апреля. В этот день отмечается международный день птиц. Именно с начала апреля птицы начинают возвращаться с мест своих зимовок. Объясните детям, что птицы, которые в холодные сезоны улетают в теплые края, знают и помнят направление, в котором им нужно лететь, к тому же они способны выбрать самый лучший маршрут. Если ветер попутный, птицы летят очень высоко, где ветер дует еще сильнее. А если ветер встречный, птицы стремятся лететь низко, используя деревья и крупные здания как перекрытие ветру. Совместные прогулки с ребенком – хорошая возможность понаблюдать и расширить знания ребенка об окружающем мире, более того, наблюдая, ребенок сам может найти ответ и объяснение многих интересующих его вещей.
Отвечая на вопросы детей, не стремитесь сделать их полными и исчерпывающими. Ответы должны быть, в первую очередь, краткими, ясными и доступными, содержать в себе определенность ответа. Объясняйте детям, используя простые понятные ему слова. Пусть ваш ответ побудит ребенка к новым наблюдениям и размышлениям, своими ответами воспитывайте в нем тактичность и чуткость. К вопросам ребенка относитесь уважительно, не старайтесь «уходить» от ответа, ведь общение с ребенком на различные темы, разъяснение ему непонятных ему вещей развивает любознательность и кругозор ребенка.
Источник