По европе с ребенком 5 лет на машине

В маршруте Польша (Варшава, Краков, Величка), Германия (Бад Виндсхайм, Ротенбург-об-дер-Таубер, Гюнцбург/Леголенд, замок Нойшванштайн, Обераммергау), Австрия (Клагенфурт), Италия (Клёс, Соттомарина, Кьоджа, Венеция), Чехия (Микулов, Леднице).
Всем доброго дня и хорошего настроения!
Наше путешествие состоялось в июне 2015. Времени проходит все больше, текучка затирает воспоминания, поэтому откладывать больше нельзя, нужно писать, пока больничный дал немного свободного времени.
В моем отчете не будет красивых описаний, восхищений и лирики. Опытные путешественники вряд ли найдут что-то интересное в нем, маршрут стандартный для этого форума.
В заголовок я вынесла ключевые моменты своего отчета. Впервые. В Европу. На авто. С детьми. Если это про вас — то читайте. Подготовка для меня было очень сложной, поэтому хочу поделиться практической информацией для новичков. И, конечно, мой отчет — знак уважения и благодарности к участникам форума, которые проявили искреннее участие в этой подготовке и обсуждении маршрута.
Итак. Впервые. Так сложилось, что опыта путешествий по ряду бытовых и материальных причин у нас практически нет. Впервые мы поехали в отпуск всей семьей только в прошлом году. Это была Анапа.
В Европе я была только в детстве и 5 лет назад в странах Скандинавии.
На авто — NISSAN QASHQAI, 2013 года, пробег 46,6 тыс.км с плановым ТО за 2 недели до выезда. Водитель один. Это я, стаж вождения не большой, и до сих пор боюсь ездить в незнакомые места.
С детьми — их у нас трое. Старшему 13, младшим двойняшкам в Леголенде отмечали 7. В этом году они пошли в первый класс. Мы считали, что это путешествие поможет им набраться уверенности в себе перед школой. А кто мы — это я и мой супруг.
Исходя из этого и строила маршрут, чтобы было попроще для неопытного водителя и не напряжно для перемещений с детьми.
Как появилась идея для поездки. После того, как съездили в Анапу, мы поняли, что путешествия реальны, в машине все сидеть могут, а я могу ее вести. Решили поискать новое направление. До событий на Украине напрашивался Крым, но в новый Крым уже не хотелось. Стали смотреть ближайшее европейское побережье, изучая особенности оформления визы. Остановились на Италии. Это уже потом, начитавшись форумов, я узнала, что можно оформлять итальянскую визу, а ехать совсем в другие места. Просто гнать до Италии не хотелось — не интересно и тяжело. Поэтому начала думать о маршруте. Это сейчас я понимаю, сколько интересных мест на каждом направлении. А год назад я смотрела на карту Европы примерно так же, как в школе на уроке географии — понимала только, кто с кем граничит, и где какая столица. Ну еще рельеф местности отличается…
Из знакомых мест на карте был только Ротенбург-на-Таубере (далее просто Ротенбург) и бывшая Чехословакия из пионерского детства. Недалеко от Ротенбурга оказался Леголенд, который был на слуху у детей. Из итальянских курортов остановилась на Соттомарина. Проложив кратчайший маршрут от Леголенда до Соттомарины, мы увидели, что не далеко от трассы еще один побратим города Суздаля — итальянский Клёс (Cles). И туда решили заехать. Почитав форумы, добивала Нойшванштайн и Обераммергау. Из Соттомарины съездили в Венецию, просто потому что рядом. Обратный маршрут рисовала как кратчайший, но с остановками. Остановки были выбраны по местным советам — Клагенфурт с парком миниатюр Минимундус, Микулов в Чехии с посещением Леднице и Краков. Краков был моим выбором по очень теплым отзывам о нем — единственный крупный город в нашем маршруте, не считая транзитной Варшавы. Еще бы попробовать вставить карту…. Туда:
https://www.google.ru/maps/dir/%D0%91%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82,+%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C/D%C3%B6lzig,+Deutschland/%D0%91%D0%B0%D0%B4+%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BC,+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Rothenburg+ob+der+Tauber,+Deutschland/Hohenschwangau,+Deutschland/Oberammergau,+Deutschland/Valles,+39037+Valles+BZ,+%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F/Cles,+TN,+Italia/Sottomarina,+VE,+Italia/@53.5669748,8.2861026,5z/data=!4m56!4m55!1m5!1m1!1s0x47210c0223630975:0x4d319ea41f64ae99!2m2!1d23.7340503!2d52.0976214!1m5!1m1!1s0x47a6f5ba73ed904d:0xa21b1cdd677b270!2m2!1d12.2106102!2d51.3532571!1m5!1m1!1s0x47989e4b50a3bee3:0x41eda32beb60450!2m2!1d10.4147863!2d49.5031221!1m5!1m1!1s0x47988efdf06dff37:0x41eda32beb5f5c0!2m2!1d10.1867388!2d49.3801834!1m5!1m1!1s0x479cf63688fd82e7:0xa1e48b04cf707c0!2m2!1d10.7416654!2d47.5583801!1m5!1m1!1s0x479dab099e172f7f:0xb3a682a0f0a67535!2m2!1d11.072352!2d47.5956599!1m5!1m1!1s0x477802276d70ad3f:0x51cc617d62c16e14!2m2!1d11.6310469!2d46.8321118!1m5!1m1!1s0x47828bfbb3320d99:0xdf70a169e2adee5f!2m2!1d11.0355046!2d46.3645084!1m5!1m1!1s0x477e98555a934de9:0xa070989abe56730!2m2!1d12.294207!2d45.216488!3e0?hl=ru
И обратно:
https://www.google.ru/maps/dir/30015+Sottomarina+VE,+%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F/Klagenfurt+am+W%C3%B6rthersee,+%C3%96sterreich/Mikulov,+%C4%8Cesk%C3%A1+republika/Krak%C3%B3w,+Polska/Radom,+Polska/Bia%C5%82a+Podlaska,+Polska/Brest,+Brest+Region,+Belarus/@48.2812633,8.4290659,5z/data=!3m1!4b1!4m44!4m43!1m5!1m1!1s0x477e98555a934de9:0xa070989abe56730!2m2!1d12.294207!2d45.216488!1m5!1m1!1s0x47707345308f7e65:0x687eb6df8c618d2b!2m2!1d14.3122246!2d46.6364598!1m5!1m1!1s0x4712cd37b01c9625:0x400af0f661572c0!2m2!1d16.6376881!2d48.805283!1m5!1m1!1s0x471644c0354e18d1:0xb46bb6b576478abf!2m2!1d19.9449799!2d50.0646501!1m5!1m1!1s0x4718592aa02cdbc7:0xe530d6c89ff4d21b!2m2!1d21.1471333!2d51.4027236!1m5!1m1!1s0x472191265ba66957:0x596d837e3d7ee093!2m2!1d23.1445026!2d52.0387126!1m5!1m1!1s0x47210c0223630975:0x4d319ea41f64ae99!2m2!1d23.7340503!2d52.0976214!3e0
Документы на визу подали в марте непосредственно в Консульство Италии, сэкономив значительную сумму визового сбора на 5 человек. Для этого пришлось очень заблаговременно записаться. К моменту подачи документов был составлен маршрут, оформлены страховки и грин-карта. Думала об оформлении расширенного на Европу КАСКО. Отговорила страховой агент. Оформить его можно, а вот получить возмещение по заграничным документам очень сложно (читай невозможно). По крайней мере, из практики той страховой компании.
Навигация. Россия и Беларусь — освоенный ранее Навител, остальные страны IGO Primo на том же навигаторе. IGO молодец, не косячил, общее впечатление гораздо лучше, чем от Навитела. Была одна особенность — если он говорил поверните через 100 метров, надо понимать, как поверните немедленно. Эту особенность я раскусила на первом съезде с автобана в Германии, благо до разворота было всего 5 км. Больше никаких претензий, карты актуальные, нигде не обманул и не запутал.
Из доп.оборудования машины купила только жилеты. Международное ВУ не оформляла. Посчитала свои расходы на оформление медицинской справки и ВУ, включая 2 дня прогула на работе. Они оказались сопоставимы с размером штрафа за отсутствие МВУ. А с размером штрафа, скорректированным на вероятность его получения, расходы уже были не сопоставимы.
Все точки ночлега были забронированы на booking, включая приграничную Польшу. Правда при оформлении визы я накинула по одному дню в начале и в конце маршрута, которыми потом удлинили пребывание в Кракове и Ротенбурге. И вот тут я поняла плюсы от раннего бронирования приграничных гостиниц. При изменении бронирования цена выросла на 50%, также как и стоимость альтернативных вариантов, которых для пятиместного размещения оказалось совсем немного.
Продолжительность поездки 20 дней, с 6 по 25 июня. Бюджет поездки с визами, страховками и без покупок, привезенных домой, 2900 евро.
Источник
Коротко:
5400 км, 16 дней.
Москва — Брест — Острава — Инсбрук — Аугсбург — Вена — Москва.
Это было наше первое путешествие не машине, да еще и с ребенком. Но нам очень понравилось!
Хочу поделиться опытом с сообщниками:-)
Давно мы хотели попутешествовать на машине, Европу давно и нежно любим, 2 катальных сезона не выезжали в горы — понятное дело из-за Майи. В общем, все звезды были расположены так, чтобы в очередной отпуск мы поехали зимой кататься на досках в Альпы на машине. Вопрос, куда деть Майю не стоял, естесвенно с нами — нужно ребенка приобщать к хорошему и правильному отдыху.
Машине была куплена зимяя «резина-липучка», взят напрокат багажник THule. Ох как он нас выручил, спасибо ему.
Маршрут наш лежал из РОсии, через Белоруссию, Польшу в Чехию и далее в Австрию.
Выехали мы 17.02 в 6 утра. За этот день мы проехали Россию и Белоруссию. В Белоруссии мы были первый раз, но ехать по ней одно удовольствие — автобан с хорошим покрытием, 120 км/ч. Немного заблудились в Бресте — надо было свернуть влево, а мы почесали прямо. На границе провели 2 часа — 1 час Белорусская таможня, 1 час — Польская. На заметку: на Белорусской границе с детьми до 3 лет можно без очереди проезжать — мелочь, а приятно.
В 20 км от границы нашли приятный отельчик «Pod Debami» и за 50 евро за все переночевали в удобной теплой комнате с душем и всеми делами, а также вкусно позавтракали.
18.02 — Польша — Чехия. По польше ехать тяжело — скорость 90-50. Трасса проходит по тысяче населенных пунктов и в каждом фоторадар. А штраф по почте получить не хочется, вот и соблюдали в основном. Плюс большая часть дороги по 1 полосе в каждуй сторону и много круговых, на которые если въезжает фура, то все стороны астревают, пока она там развернется. Поблудились немного в Katowice — у них там покруче нашего МКАДа дорога с кучей съездов, а навигатр не все знал, вот и петлял нас. И тем не менее около 8 по Чешскому времени мы приехали в деревню Хуквалды, где нас поджидал чешский коллега и столик в ресторане «У поморника», где по показаниям Г. подают обалденные стейки. Да, стейки действительно достойные и «пивечко» очень вксное. В общем приятно ровели время компании Романа С. и его беременной жены чешки Даши, я только так и не поняла это у нее чешское имя или русский вариант. Майя носилась по ресторану, разве что в очаг, где жарились стейки, не залезала, как Буратино, а все остальные помещении иследовала. Это был ее первый настоящий ресторан!
19.02 — Чехия — Австрия, где нас уже ожидало дружественное нам семейство немцев в домике, который мы с ними заранее сняли. Не дорога — одно сплошное удовольствие, быстрая, ровная дорога, с кучей указателей, чем не очень грешат наши, да и польские дороги…
Дорогу Майка перенесла отлично — спала, ела, играла, читала книжки, смотрела мультики — все по ходу движения на заправах регулярно выходили прогуливаться и разминать косточки. Я поняла, что главное для нее это постоянная смена дейтельности, пусть даже в автомобильном кресле.
Жили мы в 6 км от Инсбрука, на склоне горы. Целую неделю отдыхали на курорте Patcher — Kofel, где в 1964 и 72-м годах проходили зимние олимпийские игры.
Сутра выезжали все вместе на гору и там по очереди катались и гуляли с Майкой, благо там ей очень нравилось и всегда было чем заняться. За это время она отказалась от детской еды и перешла на взрослую, так как обедали мы почти всегда в кафешке на горе.
После обеда она с удовольствием спала прямо там в коляске на свежем воздухе. Мы докатывали до 3-4 часов и ехали домой отдыхать…
Ски-пасс на день стоил 29 евро, на 2 часа 16. Трассы были разные — чем выше, тем круче и сложнее. Хотя и на 3 очереди из 4 было несколько отрезков приятного «синего» оттенка…
Инсбрук прекрасный город, лежащий в расщелине между гор. В один из дней мы решили днвное катание заменить прогулкой о городу и не пожалели…
В Инсбруке, кстати, посетили еще бассейный комплекс. Маюня бултыхалась в детских басейнах с горками и водопадами, а взрослые катались с горок, грелись в сауне и плавали под открытым небом:-) В общем, всем было клево!
А по четвергам и пятницам на Кофеле вечернее катание — с 17 до 21, освещают трассу и катайся себе на здоровье.
26 числа мы распрощались с таким приветливым Olympia House и Австрией и отправились в Аугсбург поностальгировать.
Там мы были 2 дня. В воскресенье так как ничего не работает отправились в зроопарк. Маюн, кстати, была в зоопарке впервые, но ей понравилось, хоть мне понравилось больше:-) сто лет не была в зоопарке… особенно жирафы — они огромные!
Жаль, что в феврале всего 28 дней.
1 марта мы выехали в Вену. Вена встретила нас хорошей погодой и ужасной звукопрницаемостью стен в отеле. Нам удалось побродить по дворцам и кафешкам, покушать венский шитцель и знаменитый торт Захер, которй на поверку оказался обыкновенной «Прагой», покататься на колесе обозрения, несколько раз заблудиться, посетить Museum Quartier и все за 2 дня. Вена как-то странно построена, что мы часто не могли понять где находимся и как-то терялись на карте. Это ужасно бесило Г. поэтому ему там не понравилось, а мне понравилось — карсивые дворцы, парки. Еще первыйраз наткнулись на детский музей, где есть представления для детишек вообще от 0. Но мы опоздали на наше педставление про подводный мир… С удовольствием вернулась бы в Вену, только летом или весной.
3.03 не рано сутра мы выехали из Вены. Сутра неожиданно обнаружили квитанцию на уплату штрафа под дворничком. На 21 Евро. Но не нашли, где оплатить, и решили потом как-нибудь решить этот вопрос…
К вечеру были на Польско-Белорусской границе. Решили Пересечь границу сутра, а переночевать в Польше. И правильно сделали.
04.03 Сутра — мы приехали туда около 9.30 — мы провели на обеих таможнях всего 35 минут и с радостью въехали в дружественное пространство Белоруссии. А в 12 вечера уже были дома.
За всю 5-тысячную поездку мы не испачкали машину так, как за последние 15 км по МКАДу. Welcome Home!
Источник
Поскольку детей у нас много, то покупать одновременно 5-6 билетов на самолет нам было не по карману — и мы решили путешествовать на машине! Мы ездили разными составами, с детьми разного возраста, на трех разных машинах, сталкивались с разными проблемами, по-разному их решали. Как, зачем и почему мы выбрали именно такой вариант, я и попробую рассказать.
Наш колумнист, многодетный отец Иван Федоров рассказывает, как путешествовать даже в тех случаях, когда покупка билетов на самолет на большую семью находится за пределами возможностей вашего бюджета.
Многие, узнав, что мы едем на автомобиле, интересуются, как это вообще возможно, тем более с маленькими детьми. Всё-таки до Италии, где мы предпочитаем отдыхать, три с лишним тысячи километров. На вопрос «как?» я отвечу в другой раз, а в этот расскажу «зачем?».
Когда мы первый раз планировали поездку — это выглядело некоторым сумасшествием. За год до мы уже съездили на машине в Европу, но без детей. До последнего не верилось, что мы сможем это реализовать. Перед отпуском мы только забронировали апартаменты на море. И к моменту, когда надо было идти в посольство за визами, до предполагаемой даты отъезда оставалось около месяца. Покупка билетов на самолет была за пределами нашего бюджета, поэтому иного варианта, кроме как сдавать документы в варианте «поездка на личном автомобиле», у нас не было. Как оказалось потом, всё было не так уж страшно, а плюсов намного больше, чем минусов.
Первое и самое главное преимущество автомобиля — это, конечно, свобода. Свобода выбирать даты, а главное иметь возможность практически без потерь перенести их. Если в паспорте уже есть многократная шенгенская виза, то для пересечения границы надо только купить страховки на каждого из путешественников и «зеленую карту» на машину, что можно сделать за день или вообще в день выезда. Даже если для поездки надо получать визу, то всегда есть шанс уехать позже заявленной даты, если вдруг возникли какие-нибудь обстоятельства, не позволяющие выехать в планируемую дату. Потери в этом случае составят стоимость страховки здоровья за один день, которая обычно стоит около 1€ на человека. В случае с билетами на самолет перенос даты будет стоить совсем других денег.
При желании можно задержаться в Европе, если возникло желание продлить себе отдых. Докупить страховку здоровья можно через интернет, но страховку на машину лучше иметь с запасом. Так как мы три из четырех раз ездили больше, чем на месяц, имея годовые визы, то проблем не было: «зеленая карта» продается минимум на две недели, а дальше с интервалом в месяц. Уезжая, например, на 40 дней, мы всё равно покупали страховку на два месяца. Но если она поджимает, то вариантов нет, надо возвращаться, так как через интернет купить её невозможно, а на границе её обязательно проверят.
Но кроме свободы выбирать время поездки, автомобиль позволяет увидеть намного больше, чем если лететь на самолете, ехать на поезде или автобусе. Немного нудная дорога через Россию, Белоруссию и Польшу и частично Германию полностью реабилитирует себя в Австрии и Италии. За пару сотен километров через Альпы можно получить впечатлений на весь год. Прилетев на самолете, мы вряд ли побывали бы в таком количестве мест, как на машине. Плохая погода на море? Не проблема, можно сесть в машину и поехать посмотреть ближайшие города и деревни. Можно провести часть отпуска в одном месте, а потом за полдня доехать в другое. «Но подожди», — скажете вы, — «можно же взять машину в прокате».
И будете правы, но есть один момент: цена. Аренда машины подходящего класса на тот срок, что мы проводим в отпуске, с детскими сидениями стоила бы около двух с половиной тысяч евро. Сколько будет стоить автобус с возможностью вместить шестерых человек, я боюсь представить. Или придется ограничивать срок пребывания, чего совсем не хотелось бы.
Поэтому второй плюс, который дает поездка на машине, — это экономия. Средний размер расходов на дорогу можно посчитать очень примерно. Они зависят от большого количества факторов: цена на топливо меняется (последние годы в Европе она неуклонно падает), курс евро к рублю не стоит на месте (постоянно растет), по дороге можно останавливаться разное количество раз и в разных гостиницах, есть в Макдональдсе или в нормальных ресторанах, ехать по платным или бесплатным дорогам, разными маршрутами, отличающимися на сотни километров.
Например, в первое наше путешествие мы ехали из Москвы прямо в Тоскану, а обратно сделали небольшой крюк и заехали в гости к моей сестре на север Италии. В другой раз мы заезжали к друзьям в Цюрих, потом ехали в Тоскану, а потом через долину Аоста в Берлин. Если было достаточно времени, то в Швейцарии и Австрии ехали, избегая магистралей, что дольше, но не надо тратить деньги на покупку виньеток, дающих право проезда по платным дорогам. С учетом всего этого, в среднем за несколько лет, если взять стоимость топлива, платных дорог, по две остановки на ночь в гостиницах в ту и другую сторону и питание в течение этого времени, у нас получалось около 1000–1200€.
С такой стоимостью могут конкурировать только рейсы с пересадками в популярные города вроде Милана, а, например, билеты во Флоренцию, от которой до моря всё-таки ближе, уже будут стоить практически столько же, и это без трансферов до аэропорта и гостиницы и прочих сопутствующих расходов. В отличие от полета на самолете, стоимость поездки на автомобиле практически не меняется, несмотря на увеличение количества пассажиров.
Имея в своем распоряжении автомобиль, у нас есть возможность арендовать дом или апартаменты немного дальше от моря, и либо снять их дешевле, либо получить по цене жилья на берегу намного больше пространства и удобств. Справедливости ради, замечу, что все четыре года мы снимаем одни и те же апартаменты, в которых есть всё, что нам нужно: площадь полторы сотни метров, отличный вид на тосканские холмы, хорошо оснащенная кухня, несколько отдельных спален и многое другое, о чем я напишу в другой раз.
Конечно, из окна моря не видно, и дорога до пляжа занимает около двадцати минут, но жизнь в доме с отдельным входом в квартиру с улицы в средневековой деревне в холмах, с булочной-пекарней за углом, с парой фермерских магазинов и обширной культурной программой, сложно назвать неудобной.
Ещё одно преимущество путешествия на машине — это возможность взять с собой столько вещей, сколько хочется, а иногда (точнее почти всегда) это больше, чем реально необходимо. Багажник тоже имеет ограниченный объем, но он не сравнится с тем, что могут вместить чемоданы семьи, где нести что-то тяжелое могут только двое из шестерых. Можно не особо задумываться, что берешь что-то лишнее. Лучше у детей и у нас будет одежды с запасом, включая теплые вещи, чем чего-то не хватит. Однажды мы из летней Германии с температурой под тридцать приехали в Австрию, где температура была чуть выше плюс пяти, а в Швейцарии, куда мы планировали ехать позже, вообще было чуть выше нуля и шел снег. Пришлось одеваться в толстовки и куртки и менять планы.
Плюс мы можем взять с собой коляску, рюкзак для ребенка, игрушки для пляжа, чтобы не тратить каждый раз на них деньги, и много чего еще. В этом году, например, у меня был шанс сходить с товарищем в Италии покататься на горных лыжах на леднике в Червинье, но не сложилось, однако, сноубордические штаны, куртка и шлем проехали с нами весь путь. На обратном пути можно по максимуму загрузить багажник вином, пивом, прошутто, сырами и оливковым маслом, что особенно актуально сейчас, когда в Москве многого не найти.
Единственный минус — это, собственно, долгая дорога. Тысяча сто километров до границы с Польшей, где ты никогда не угадаешь, сколько будешь стоять на пограничном контроле. Можно и за 30 минут всё пройти, а можно потерять несколько часов, и после отправиться на дополнительный досмотр. Потом еще почти две тысячи километров до Тосканы по дорогам Польши, Германии, Австрии и Италии. Но самое неприятное –ехать обратно, где на той же границе всегда есть шанс надолго зависнуть в очереди с теми, кто стоит оформлять возврат НДС, а белорусские пограничники не сказать, что очень расторопные ребята. Хотя тут кому как, мне лично нравится сидеть за рулем и ездить на дальние дистанции, поэтому для меня это не совсем минус. Но всё равно, в определенные моменты возникает желание оказаться сразу в пункте назначения, особенно на обратном пути.
Вторая часть материала, в которой Иван рассазывает, как они готовятся к поездке, что берут с собой, где останавливаются и какие дороги выбирают!
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник