Пэчворк в развитии ребенка

Пэчворк в развитии ребенка thumbnail

И.Г. Шергина,

педагог дополнительного образования

МАУДО «Районный центр

 дополнительного образования детей»,

г. Няндома

Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников.

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

В своей статье об эстетическом воспитании доктор педагогических наук Михаил Аронович Верб выделяет следующие задачи:

  • помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
  • развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника;
  • сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение.

Необходимо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонамдействительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.

Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи

  • выработки у детей непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.

В конечном счете, отмечает М.А. Верб,назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.

Народное декоративно-прикладное искусство — неиссякаемый источник творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. На Русском Севере одним из традиционных ремесел стало лоскутное шитье. Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития школьников служит теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание уделяется приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.

На занятиях по лоскутному шитью делается упор на конструкторскую деятельность учащихся. Составление композиций, выполнение эскизов, подбор ткани — всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем выполнение изделий в материале.

Обучая детей приёмам художественной работы очень важно создавать творческую атмосферу в коллективе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.

Хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического воспитания учащихся.

Лоскутная техника — один из самых доступных способов художественного
самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже очень маленького лоскутного полотна, например одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении.

Для того чтобы создать лоскутную работу, необходимо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях мызнакомимся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работая с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками, погружаемся в мир цвета, раскрываем закономерности цветовых сочетаний, учимся основам построения орнаментов. Практически прорабатываем технику выполнения лоскутных блоков с разными мотивами, фиксируя основные этапы сборки. Выполняя работы ручными и машинными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, учащиеся развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Изготовление лоскутных прихваток, салфеток, панно, составление художественных композиций, картин способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые изделия,  необходимые в быту.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка логопедия

Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Рассмотрим основные воздействия данного ремесла на развитие и формирование учащегося:

Во-первых, при выполнении лоскутных работ происходит развитие художественных и эстетических способностей. Человек с этим не рождается, восприятие красоты формируется только тогда, когда ребенку систематически и целенаправленно прививают умение видения и сравнивания различного рода произведений искусств. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Язык искусства воздействует через эмоции, переживания, поэтому его влияние на юную душу несравнимо ни с чем. Воспитать и развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к ремеслам, показать художественные традиции народов нашей страны – все это просто необходимые элементы художественно-эстетического воспитания детей.

Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание, несущее в себе уважительное и бережное отношение к своим предкам и их традициям, приобщение к истокам народного творчества, культуре, формирование чувства своей связи с народом.Работая над созданием своих работ, дети знакомятся с историей появления ремесла.

В-третьих, трудовое воспитание, являющееся основой привития у детей культуры труда. Прививая любовь к искусству, мы воспитываем трудолюбие. Раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовать свое свободное время.

  Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций:

  • функция инструментальности. Учащиеся используют лоскутное шитье как инструмент для моделирования, который можно проанализировать и в то же время вместе с рукой начинают работать глаза и уши.
  • функция психологическая. Процесс создания лоскутного изделия несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя при этом эмоциональное состояние.
  • функция расширения кругозора. Ознакомление с традициями лоскутного шитья — это выход детей за пределы познанного и постижение неизвестного.

Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности, так как способность человека создавать красивое и влиять на преобразование окружающей среды является составным элементом ценностного отношения к жизни. Все это сказывается на обогащении духовного мира человека, открывает перед ребенком восторг красоты, удовлетворение творчеством.

В.А.Сухомлинский «…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту».

Источник

Екатерина Панова
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности

В эпоху компьютеризации мы совсем позабыли свои народные корни, то чем занимались долгими зимними вечерами наши бабушки и дедушки, то, что было дорого сердцу русского человека — народное творчество. В настоящее время, начинает возрастать интерес и любовь к народному творчеству, фольклору, декоративно – прикладному искусству, традициям и культуре родного края. Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В нем как в виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для всестороннего развития личности. Как показывает практика, начинать создавать лоскутные изделия можно в любом возрасте, в определенной интерпретации лоскутная мозаика доступна и дошкольникам.

Знакомство детей с лоскутной мозаикой может проходить в непрерывной образовательной деятельности как индивидуально, так и коллективно в образовательных учреждениях с трех лет (второй младшей группы) и, постепенно усложняя, продолжать до школьного возраста. Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками.К наиболее распространенным относятся: печворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация и др. Аппликация (от латинского application — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. В аппликациях из разных материалов существуют одни и те же средства художественной выразительности (цвет, линия, цветовой и тональный ритмы). Аппликация, по мнению Комаровой Т. С.- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творческих способностей. Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, в рамках которых детей можно знакомить с техникой лоскутной мозаики.

Читайте также:  Развитие способностей ребенка 3 лет

Творческий потенциал лоскутного шитья как вида декоративно-прикладного искусства многогранен. Узнавая и осваивая технику работы с тканью в непрерывной образовательной деятельности, дети получают возможность познакомиться с народным художественным творчеством и искусством профессиональных художников в области лоскутного шитья. Слушая рассказ педагога, дети узнают об искусстве лоскутной мозаики, его истории, традиционных орнаментах, о народных обычаях и приметах, связанных с лоскутом. Рассматривая картинки, репродукции лоскутных изделий приобщаются к искусству, развивают эстетическое восприятие действительности. Создавая аппликации из лоскутков, разнообразных по форме, цвету и фактуре, воспитанники познают основы цветовой грамоты. Дошкольники учатся правильно называть цвета, подбирать гармоничные цветовые сочетания, различать теплые и холодные цвета, узнают такие понятия как «контраст» и «нюанс». Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.

В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.Знакомятся с основами композиции: учатся компоновать сюжеты творческих работ в предложенный формат, учатся составлять традиционные лоскутные орнаменты;

Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам.Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему, плоскостное или объемное пластическое решение.

Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом. Перебирая лоскут разных фактур, дети развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя собственные композиции и собирая картинки по образцу из маленьких элементов, дети осваивают художественную сторону лоскутного шитья. А также развивают зрительно-двигательную координацию, передвигая кусочки ткани, относительно друг друга. Работая с цветом, получая возможность добиться быстрого, яркого, красивого результата ребята получают положительный эмоциональный настрой, ощущают радость от творческого процесса, что стимулирует ребенка к творчеству. Анализируя готовый продукт своей деятельности, узнавая новые слова, определенные термины, дети расширяют свой кругозор, пополняют свой словарный запас, развивая речь. Работая в технике лоскутной мозаики, дети получают возможность творить не только индивидуально, но и заниматься коллективным творчеством, которое их сближает, учит высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению окружающих, развивает навыки культуры общения, способствует социализации детей. Готовые изделия, выполненные детьми, могут найти применение в ведущей детской деятельности, в игре. Таким образом, развивается определённая смелость и способность совершенствовать усвоенные знания в новых условиях жизни.

Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Особую актуальность лоскутная мозаика на занятиях аппликацией может приобрести в тех регионах, в которых развита текстильная промышленность — Ивановская, Владимирская области, здесь она может выступать частью регионального компонента художественного образования детей.

Библиография

1. Богатеева З. А.Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.

2. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.

3. Гусакова М. А.Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». -3-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.

4. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.: ил.

5. Комарова Т. С.Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Мнемозона, 1995. – 160 с.

6.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.: ил.

Читайте также:  Творчество в социальном развитии ребенка

7. Методические рекомендации по курсу «Художественный текстиль» (раздел «Художественные особенности текстильного орнамента») / Составитель И. Г. Седова. – Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 47 с., 40 илл. 6 таб.

8. Панова Е. А., Курашова Т. Н. ЛОСКУТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 22-23;

9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство.Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.

10. https://www.rae.ru/forum2012/6/1020

Источник

Лучшие образцы использования лоскутной мозаики в творческих занятиях с детьми.

Техника пэчворк во всех её проявлениях: рисование в лоскутном стиле, аппликация с использованием фантиков, бумаги или ткани, «вязаный пэчворк», шитьё несложных игольниц, игрушечных одеял и ковриков, «лоскутные бусы», кинусайг, «пэчворк без иголки»… Все эти разновидности популярного стиля представлены здесь для Вас в виде пошаговых иллюстрированных мастер-классов. Используйте в своём и детском творчестве элементы декоративно-прикладного искусства — лоскутного шитья!

Пэчворк, один из «самых уютных» видов рукоделия!

Содержится в разделах:

  • Поделки из ткани и ниток

Показаны публикации 1-10 из 152.
Все разделы
| Пэчворк. Лоскутное шитье

Новое

Конспект образовательной деятельности (линейная графика с элементами аппликации) «Лоскутное одеяло»
МБДОУ «Детский сад № 28» Конспект образовательной деятельности Тема: «Лоскутное одеяло» (линейная графика с элементами аппликации) Провела: Чернова Т.В. г. Заволжье. Тема: «Лоскутное одеяло» (линейная графика с элементами аппликации) Цель: формирование навыка рисования прямых…

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Лоскутное одеяло» (вторая группа раннего возраста) Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Лоскутное одеяло» (вторая группа раннего возраста)
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Лоскутное одеяло» (2 группа раннего возраста) Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи детей раннего возраста через развитие творческих способностей посредством экспериментирования с разными изобразительными материалами…

Пэчворк. Лоскутное шитье — Коллективная работа старшей группы «Лоскутное одеяло осени»

Публикация «Коллективная работа старшей группы «Лоскутное одеяло…» Коллективная работа старшей группы «Лоскутное одеяло осени»
Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и красотой. Природа осенью полна неповторимым разнообразием цветов и красок, что испокон веков вдохновляет художников и поэтов, а теперь и…

  • Сюжетные картинки

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по аппликации «Открытки в технике пэчворк»
Конспект занятия по аппликации «Открытки в технике пэчворк» Цель: Познакомить детей с техникой «пэчворк», как видом декоративно-прикладного искусства. Задачи: 1. Учить детей технике оформления открытки, используя диагонально-шахматный способ наклеивания элементов (квадратов) на…

Мастер-класс по рукоделию из ткани «Рыбка» с использованием техники «Лоскутная мозаика» Мастер-класс по рукоделию из ткани «Рыбка» с использованием техники «Лоскутная мозаика»
Автор: Игнатович Светлана Васильевна, МБДОУ «Д/с №18″Кораблик» Московской области, Ленинского района, п. Развилка Описание: Мастер-класс по рукоделию из ткани на тему: «Рыбка» с использованием техники «Лоскутная мозаика». Работа с тканью всегда вызывает интерес у детей,…

Интегрированная НОД «Моя малая Родина. Курский край» с элементами хозяйственно-бытового труда «Лоскутное одеяло» Интегрированная НОД «Моя малая Родина. Курский край» с элементами хозяйственно-бытового труда «Лоскутное одеяло»
Ирина Кирюшкина НОД (интегрированное занятие «Моя малая Родина. Курский край» с элементами хозяйственно – бытового труда «Лоскутное одеяло») Цель: Знакомство детей с историей Курского края, с различными формами народной культуры, фольклором, предметами обстановки крестьянской…

Пэчворк. Лоскутное шитье — Лоскутное покрывало к районному конкурсу «Фестиваль клубники»

Статья «Лоскутное покрывало к районному конкурсу «Фестиваль…» Лоскутное покрывало к районному конкурсу «Фестиваль клубники»
История лоскутного шитья интересует многих. А возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани очень- очень давно.Техника шитья из лоскуточков ткани, которые были разного цвета уходит своими корнями в далёкое прошлое и известна во многих страна лоскутного шитья…

Консультация «Лоскутная техника»
В каждом доме время от времени возникает проблема: куда девать старые вещи, вышедшие из употребления. Если на досуге достать весь яркий ворох лоскутков, немного пофантазировать и набраться терпения, то можно из «ничего» создать интересные, неповторимые и нужные в быту вещи….

Консультация «Лоскутное шитье»
В каждом доме найдется хоть несколько лоскутков ткани, иногда это старые, вышедшие из моды ситцевые платья, или отрезки от давно уже сношенных вещей -это бросовый материал, из которого можно создать великолепные вещи. Являясь руководителем творческого объединения «Дизайн одежды…

Конспект открытого занятия по изобразительному искусству «Лоскутное одеяло»
Воспитатель: Ведешкина Задачи: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла. Развить чувство цвета. Материалы и оборудование; Кукла Маша,кот Маркиз,аудиозапись колыбельных песен, клей, кисточки, фантики от конфет у каждого ребенка по одному на столе. Предварительная…

Страницы:
2 3 4 … 16

Источник