Пэчворк в развитии ребенка
И.Г. Шергина,
педагог дополнительного образования
МАУДО «Районный центр
дополнительного образования детей»,
г. Няндома
Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества, ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
В своей статье об эстетическом воспитании доктор педагогических наук Михаил Аронович Верб выделяет следующие задачи:
- помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях;
- развить черты прекрасного в духовном и физическом облике школьника;
- сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение.
Необходимо вызвать у школьников интерес к эстетическим сторонамдействительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она не проявлялась.
Тот факт, что в повседневной действительности ребенок сталкивается не только с красивым, но и с уродливым, вызывает необходимость еще одной задачи
- выработки у детей непримиримого отношения к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем виде, бытовой обстановке и т. д.
В конечном счете, отмечает М.А. Верб,назначение эстетического воспитания состоит в том, чтобы школьник мог сделать себя и все вокруг красивым.
Народное декоративно-прикладное искусство — неиссякаемый источник творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности ремесла. На Русском Севере одним из традиционных ремесел стало лоскутное шитье. Это незамысловатое, искренне радующее глаз и душу народное художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает благоприятные условия для формирования у них творческих способностей. Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием эффективности творческого развития школьников служит теоретическая и методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём. Поэтому основное внимание уделяется приёмам создания лоскутных мотивов с традиционной геометрической основой орнамента и способам организации самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных мотивов.
На занятиях по лоскутному шитью делается упор на конструкторскую деятельность учащихся. Составление композиций, выполнение эскизов, подбор ткани — всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем выполнение изделий в материале.
Обучая детей приёмам художественной работы очень важно создавать творческую атмосферу в коллективе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков.
Хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического воспитания учащихся.
Лоскутная техника — один из самых доступных способов художественного
самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже очень маленького лоскутного полотна, например одного блока, сопряжено с активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в орнаментальном отношении.
Для того чтобы создать лоскутную работу, необходимо очень хорошо чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях мызнакомимся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. Работая с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками, погружаемся в мир цвета, раскрываем закономерности цветовых сочетаний, учимся основам построения орнаментов. Практически прорабатываем технику выполнения лоскутных блоков с разными мотивами, фиксируя основные этапы сборки. Выполняя работы ручными и машинными швами, перебирая лоскутки разных фактур, соприкасаясь с инструментами, учащиеся развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Изготовление лоскутных прихваток, салфеток, панно, составление художественных композиций, картин способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения, умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и самостоятельно создавать красивые изделия, необходимые в быту.
Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Рассмотрим основные воздействия данного ремесла на развитие и формирование учащегося:
Во-первых, при выполнении лоскутных работ происходит развитие художественных и эстетических способностей. Человек с этим не рождается, восприятие красоты формируется только тогда, когда ребенку систематически и целенаправленно прививают умение видения и сравнивания различного рода произведений искусств. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом. Язык искусства воздействует через эмоции, переживания, поэтому его влияние на юную душу несравнимо ни с чем. Воспитать и развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, вызвать интерес к ремеслам, показать художественные традиции народов нашей страны – все это просто необходимые элементы художественно-эстетического воспитания детей.
Во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание, несущее в себе уважительное и бережное отношение к своим предкам и их традициям, приобщение к истокам народного творчества, культуре, формирование чувства своей связи с народом.Работая над созданием своих работ, дети знакомятся с историей появления ремесла.
В-третьих, трудовое воспитание, являющееся основой привития у детей культуры труда. Прививая любовь к искусству, мы воспитываем трудолюбие. Раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с пользой организовать свое свободное время.
Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций:
- функция инструментальности. Учащиеся используют лоскутное шитье как инструмент для моделирования, который можно проанализировать и в то же время вместе с рукой начинают работать глаза и уши.
- функция психологическая. Процесс создания лоскутного изделия несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя при этом эмоциональное состояние.
- функция расширения кругозора. Ознакомление с традициями лоскутного шитья — это выход детей за пределы познанного и постижение неизвестного.
Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности, так как способность человека создавать красивое и влиять на преобразование окружающей среды является составным элементом ценностного отношения к жизни. Все это сказывается на обогащении духовного мира человека, открывает перед ребенком восторг красоты, удовлетворение творчеством.
В.А.Сухомлинский «…человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел голубизну синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, … и голубой колокольчик подснежника – увидел и изумился и начал создавать новую красоту».
Источник
Екатерина Панова
Лоскутная мозаика как средство всестороннего развития личности
В эпоху компьютеризации мы совсем позабыли свои народные корни, то чем занимались долгими зимними вечерами наши бабушки и дедушки, то, что было дорого сердцу русского человека — народное творчество. В настоящее время, начинает возрастать интерес и любовь к народному творчеству, фольклору, декоративно – прикладному искусству, традициям и культуре родного края. Одним из видов народного художественного творчества является лоскутное шитье. В нем как в виде декоративно-прикладного искусства сосредоточен огромный потенциал для всестороннего развития личности. Как показывает практика, начинать создавать лоскутные изделия можно в любом возрасте, в определенной интерпретации лоскутная мозаика доступна и дошкольникам.
Знакомство детей с лоскутной мозаикой может проходить в непрерывной образовательной деятельности как индивидуально, так и коллективно в образовательных учреждениях с трех лет (второй младшей группы) и, постепенно усложняя, продолжать до школьного возраста. Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками.К наиболее распространенным относятся: печворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж, аппликация и др. Аппликация (от латинского application — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. В аппликациях из разных материалов существуют одни и те же средства художественной выразительности (цвет, линия, цветовой и тональный ритмы). Аппликация, по мнению Комаровой Т. С.- один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творческих способностей. Особое значение в формировании творчества имеют специфически детские виды деятельности, в рамках которых детей можно знакомить с техникой лоскутной мозаики.
Творческий потенциал лоскутного шитья как вида декоративно-прикладного искусства многогранен. Узнавая и осваивая технику работы с тканью в непрерывной образовательной деятельности, дети получают возможность познакомиться с народным художественным творчеством и искусством профессиональных художников в области лоскутного шитья. Слушая рассказ педагога, дети узнают об искусстве лоскутной мозаики, его истории, традиционных орнаментах, о народных обычаях и приметах, связанных с лоскутом. Рассматривая картинки, репродукции лоскутных изделий приобщаются к искусству, развивают эстетическое восприятие действительности. Создавая аппликации из лоскутков, разнообразных по форме, цвету и фактуре, воспитанники познают основы цветовой грамоты. Дошкольники учатся правильно называть цвета, подбирать гармоничные цветовые сочетания, различать теплые и холодные цвета, узнают такие понятия как «контраст» и «нюанс». Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемого предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и другими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами.
В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цветовых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.Знакомятся с основами композиции: учатся компоновать сюжеты творческих работ в предложенный формат, учатся составлять традиционные лоскутные орнаменты;
Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам.Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тему, плоскостное или объемное пластическое решение.
Для постижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом. Перебирая лоскут разных фактур, дети развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику кисти и пальцев рук. Составляя собственные композиции и собирая картинки по образцу из маленьких элементов, дети осваивают художественную сторону лоскутного шитья. А также развивают зрительно-двигательную координацию, передвигая кусочки ткани, относительно друг друга. Работая с цветом, получая возможность добиться быстрого, яркого, красивого результата ребята получают положительный эмоциональный настрой, ощущают радость от творческого процесса, что стимулирует ребенка к творчеству. Анализируя готовый продукт своей деятельности, узнавая новые слова, определенные термины, дети расширяют свой кругозор, пополняют свой словарный запас, развивая речь. Работая в технике лоскутной мозаики, дети получают возможность творить не только индивидуально, но и заниматься коллективным творчеством, которое их сближает, учит высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению окружающих, развивает навыки культуры общения, способствует социализации детей. Готовые изделия, выполненные детьми, могут найти применение в ведущей детской деятельности, в игре. Таким образом, развивается определённая смелость и способность совершенствовать усвоенные знания в новых условиях жизни.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Особую актуальность лоскутная мозаика на занятиях аппликацией может приобрести в тех регионах, в которых развита текстильная промышленность — Ивановская, Владимирская области, здесь она может выступать частью регионального компонента художественного образования детей.
Библиография
1. Богатеева З. А.Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. Сада. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
2. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.
3. Гусакова М. А.Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». -3-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.: ил.
4. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.: ил.
5. Комарова Т. С.Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Мнемозона, 1995. – 160 с.
6.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.: ил.
7. Методические рекомендации по курсу «Художественный текстиль» (раздел «Художественные особенности текстильного орнамента») / Составитель И. Г. Седова. – Шуя, Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 47 с., 40 илл. 6 таб.
8. Панова Е. А., Курашова Т. Н. ЛОСКУТ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 22-23;
9. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство.Дизайн : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.
10. https://www.rae.ru/forum2012/6/1020
Источник
Лучшие образцы использования лоскутной мозаики в творческих занятиях с детьми.
Техника пэчворк во всех её проявлениях: рисование в лоскутном стиле, аппликация с использованием фантиков, бумаги или ткани, «вязаный пэчворк», шитьё несложных игольниц, игрушечных одеял и ковриков, «лоскутные бусы», кинусайг, «пэчворк без иголки»… Все эти разновидности популярного стиля представлены здесь для Вас в виде пошаговых иллюстрированных мастер-классов. Используйте в своём и детском творчестве элементы декоративно-прикладного искусства — лоскутного шитья!
Пэчворк, один из «самых уютных» видов рукоделия!
Содержится в разделах:
- Поделки из ткани и ниток
Показаны публикации 1-10 из 152.
Все разделы
| Пэчворк. Лоскутное шитье
Новое
Конспект образовательной деятельности (линейная графика с элементами аппликации) «Лоскутное одеяло»
МБДОУ «Детский сад № 28» Конспект образовательной деятельности Тема: «Лоскутное одеяло» (линейная графика с элементами аппликации) Провела: Чернова Т.В. г. Заволжье. Тема: «Лоскутное одеяло» (линейная графика с элементами аппликации) Цель: формирование навыка рисования прямых…
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Лоскутное одеяло» (вторая группа раннего возраста)
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Лоскутное одеяло» (2 группа раннего возраста) Цель: способствовать развитию звуковой культуры речи детей раннего возраста через развитие творческих способностей посредством экспериментирования с разными изобразительными материалами…
Пэчворк. Лоскутное шитье — Коллективная работа старшей группы «Лоскутное одеяло осени»
Публикация «Коллективная работа старшей группы «Лоскутное одеяло…»
Осень – прекрасное время года, наполненное таинственностью и волшебством, воспоминаниями и переживаниями, радостью и грустью, счастьем и красотой. Природа осенью полна неповторимым разнообразием цветов и красок, что испокон веков вдохновляет художников и поэтов, а теперь и…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия по аппликации «Открытки в технике пэчворк»
Конспект занятия по аппликации «Открытки в технике пэчворк» Цель: Познакомить детей с техникой «пэчворк», как видом декоративно-прикладного искусства. Задачи: 1. Учить детей технике оформления открытки, используя диагонально-шахматный способ наклеивания элементов (квадратов) на…
Мастер-класс по рукоделию из ткани «Рыбка» с использованием техники «Лоскутная мозаика»
Автор: Игнатович Светлана Васильевна, МБДОУ «Д/с №18″Кораблик» Московской области, Ленинского района, п. Развилка Описание: Мастер-класс по рукоделию из ткани на тему: «Рыбка» с использованием техники «Лоскутная мозаика». Работа с тканью всегда вызывает интерес у детей,…
Интегрированная НОД «Моя малая Родина. Курский край» с элементами хозяйственно-бытового труда «Лоскутное одеяло»
Ирина Кирюшкина НОД (интегрированное занятие «Моя малая Родина. Курский край» с элементами хозяйственно – бытового труда «Лоскутное одеяло») Цель: Знакомство детей с историей Курского края, с различными формами народной культуры, фольклором, предметами обстановки крестьянской…
Пэчворк. Лоскутное шитье — Лоскутное покрывало к районному конкурсу «Фестиваль клубники»
Статья «Лоскутное покрывало к районному конкурсу «Фестиваль…»
История лоскутного шитья интересует многих. А возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани очень- очень давно.Техника шитья из лоскуточков ткани, которые были разного цвета уходит своими корнями в далёкое прошлое и известна во многих страна лоскутного шитья…
Консультация «Лоскутная техника»
В каждом доме время от времени возникает проблема: куда девать старые вещи, вышедшие из употребления. Если на досуге достать весь яркий ворох лоскутков, немного пофантазировать и набраться терпения, то можно из «ничего» создать интересные, неповторимые и нужные в быту вещи….
Консультация «Лоскутное шитье»
В каждом доме найдется хоть несколько лоскутков ткани, иногда это старые, вышедшие из моды ситцевые платья, или отрезки от давно уже сношенных вещей -это бросовый материал, из которого можно создать великолепные вещи. Являясь руководителем творческого объединения «Дизайн одежды…
Конспект открытого занятия по изобразительному искусству «Лоскутное одеяло»
Воспитатель: Ведешкина Задачи: Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла. Развить чувство цвета. Материалы и оборудование; Кукла Маша,кот Маркиз,аудиозапись колыбельных песен, клей, кисточки, фантики от конфет у каждого ребенка по одному на столе. Предварительная…
Страницы:
2 3 4 … 16
Источник