Пять способов развития ребенка
Родители иногда могут быть удивлены, насколько самостоятельно может быть их маленькое чадо, когда за ним не наблюдают родители.
В то время как дома их все еще кормят с ложечки, в каком-нибудь детском саду или клубе, они спокойно едят ложкой, пьют из чашки. Снимают с себя обувь и моют руки.
Несмотря на то, что ваш ребенок всегда будет для вас маленьким, вам необходимо поощрять в нем самостоятельность. И начать развитие самостоятельности можно в очень раннем возрасте.
Почему самостоятельность важна в раннем возрасте.
С точки зрения психологии: развитие самостоятельности стимулирует уверенность в себе и самодостаточность – Чувство «я могу это сделать». Так же это дает понять ребенку, что вы ему доверяете и уверены в нем.
С поведенческой точки зрения: если ребенок активно участвует повседневных делах, то будущая проверка границ дозволенного и борьба за власть с родителями будет более умеренной. Большинство экспертов и опытных родителей считают, что самостоятельность ребенка в повседневных делах и возможность принятия решений снижает количество проблем в поведении.
С точки зрения речевого развития: вовлечение ребенка в повседневную активность очень много даёт для речевого развития. Причем повторение ежедневных дел даёт закрепление новых слов и понятий. Не забывайте задавать ребенку вопросы и дайте возможность ребенку ответить, так как он может, жестами, звуками, словами.
Например, перед чисткой зубов спрашивайте: — «Сейчас надо почистить зубы. Что нам надо чтобы почистить зубы».
С точки зрения развития моторных навыков: помощь в делах от ребенка помогает ему развивать новые моторные навыки, силу и координацию. Так же ребенок получает новые тактильные ощущения.
С практической точки зрения родителя: Позволяет найти ребенку занятие и сделать жизнь ребенка веселее.
Необходимый реквизит для развития самостоятельности.
Стульчик подставка. Очень важный помощник ребенка в том чтобы достать до необходимой высоты. Например неплохим выбором будет «Табурет-лестница БЕКВЭМ» из ИКЕИ.
К сожалению большинство детских стульчиков подставок слишком низкие для того чтобы ребенок мог даже дотянуться до раковины.
Время. Нельзя конечно забывать что «помощь» от ребенка зачастую может увеличить длительность процесса, в котором он помогает. Так что не стоит привлекать ребенка к делу которое прямо горит. Но если время есть, и дело терпит надо обязательно попробовать заинтересовать.
Терпение. Если вы попросите ребенка снять ботинки и отвлечетесь на минутку, то в это время ребенок может уже не только снять ботинки, но и полоскать их в собачьей миске с водой. Если вы просите ребенка сделать что-то, то вам необходимо внимательно следить за ним и при необходимости помочь и направить.
Пять способов поддержать ребенка в развитии независимости.
Я начну, а ты закончишь.
Самое простое это начать что-то делать и дать ребенку закончить за вами. Например: Немного раскрыть кожуру банана и дать стянуть до конца ребенку. Вынуть руки ребенка из рукавов и дать самому снять футболку через голову. Развязать ботики и дать снять их дальше самому.
Ты начинаешь – я закончу.
Очень хорошо подходить для задач по уборке и гигиене. Например: Ребенок начнет чистить себе зубы, а вы поможете закончить. Или дать салфетку, чтобы протереть стол после еды.
Давай делать вместе.
Подходит для сложных задач. Например: Разбивание яиц. Нарезка мягкой еды безопасным ножом. Мытье посуды.
Я покажу тебе как надо, а ты попробуешь.
Подходит для простых задач. Например: Сложить грязное белье в корзину. Нести пакет с покупками.
Выбери сам.
Просто дайте ребенку самому сделать выбор. Например: Выбрать между одеждой, которую он наденет. Между едой которую он хочет.
50 активных способов поддержать развитие ребенка.
Одевание
· Снять футболку.
· Вынуть руки из рукавов.
· Снять носки.
· Снять ботинки.
· Выбрать что надевать.
· Сложить ботинки на место.
· Расстегнуть молнию.
· Застегнуть молнию.
· Снять шапку.
· Снять штаны.
· Надеть штаны.
Уход за собой.
· Почистить зубы.
· Расчесать волосы.
· Вытереть лицо и руки.
· Высморкаться.
· Прополоскать рот.
· Намылить себя.
· Вымыть руки.
· Достать салфетки.
· Подержать чистый подгузник.
· Выбрать полотенце.
· Вытереться после купания.
Домашние дела.
· Вытереть мокрое.
· Открыть или закрыть дверь.
· Подмести.
· Протереть пыль.
· Помыть посуду.
· Отшелушить лук.
· Разбить яйца.
· Засыпать ингредиенты в миску.
· Помешать ложкой.
· Выбросить в мусор.
· Выложить отстиранное белье в корзину.
· Положить грузное белье в корзину.
· Вставить новый пакет в мусорное ведро.
· Положить новые салфетки в салфетницу.
· Собрать игрушки.
· Нести легкую сумку из магазина.
· Выбрать из машины или коляски после того как ремни расстёгнуты.
· Полить цветы.
· Выключить или включить свет.
Прием пищи.
· Выбрать между блюдами.
· Почистить банан.
· Вскрыть упаковку.
· Порезать еду детским ножом.
· Поесть самому.
· Налить из кувшина в стакан.
· Вытереть стол после себя.
· Вытереть руки и лицо после обеда.
· Положить посуду в раковину.
С какого возраста можно начинать развитие самостоятельности?
С первого дня жизни вы можете вовлекать ребенка в его дела. Занимаясь ребенком никогда не лишним будет объяснить что вы делаете, задать вопросы.
Источник
Пять способов развития ребенка.
Для мам, которые очень заняты
Сегодня тема развития ребенка популярна как никогда. Современные родители гораздо больше занимаются обучением малышей, чем наши мамы и бабушки. И это закономерно – изменился мир, изменилось общество, изменилась культура воспитания детей.
Не секрет что развитие малыша отнимает много времени – ведь нужно не только провести с ребенком развивающие занятия и поиграть с ним в обучающие игры, но и потратить немалое количество часов на подготовку к ним.
Как успеть все? Как сделать так, чтобы занятия отнимали как можно меньше времени, но приносили при этом максимальную пользу?
Я хочу поделиться с вами теми способами развития ребенка, которые отнимают у родителей намного меньше времени по сравнению с традиционными обучающими играми и развивающими занятиями и несут в себе не меньше пользы для развития малыша.
1. «Мама, возьми меня с собой!»
Дети получают хорошие стимулы для развития, если участвуют в делах семьи наравне со взрослыми. Берите ребенка во все места, которые посещаете сами. Заходя в аптеки, магазины, различные учреждения, рассказывайте малышу в доступной форме обо всем, что вы сами знаете об окружающем мире. Например:
в магазине можно
- изучать названия овощей, фруктов и других товаров,
- учиться считать (давая поручение положить в корзину две булочки и пять пачек творога),
- учиться читать (читая ценники и упаковки);
посещая поликлиники, ЖЭКи, сберкассы можно
- изучать названия новых профессий,
- рассказывать малышу о том, зачем созданы эти учреждения,
- как работают в них люди,
- как называются техника и приборы, которые они используют для работы (кассовые аппараты, банкоматы, оборудование в поликлинике и т.п.).
Такой способ обучения ребенка может помочь маме скрасить однообразие будней, на которое жалуется большинство молодых родителей. Подумайте сами, как изменится ваша жизнь, если вы хотя бы два раза в неделю будете посещать с ребенком новое место или организацию – сколько новых эмоций и впечатлений вы получите вместе с малышом. А уж о количестве новой информации, которую благодаря вам усвоит малыш, и говорить не стоит!
2. Сделай это сам!
Почаще привлекайте ребенка к домашним делам. Сколько бы лет ни было малышу – в доме всегда найдется дело, которое ему по плечу.
Малыши:
- могут мыть полы специальной шваброй вместе с мамой,
- вытирать пыль и пролитые жидкости,
- складывать свою одежду на стул или вешать ее на крючок,
- помогать маме готовить (перемешивать еду, рвать листья салата, тереть продукты на терке, высыпать и накладывать ингредиенты для блюда),
- выбрасывать не нужное в мусорный контейнер,
- помогать развешивать белье.
Дети постарше могут:
- ходить в магазины,
- оплачивать товары в магазинах (необязательно самостоятельно, мама может стоять рядом и по необходимости помогать; только представьте себе счастливые глаза пятилетки, который сам покупает в магазине хлеб!),
- что-то организовывать (например, попросите ребенка поиграть во взрослого и организовать сборы на пикник – пусть подумает и даст распоряжения другим членам семьи – какие вещи и продукты нужно подготовить и как все это упаковать),
- самостоятельно и без помощи мамы готовить (яичницу, салаты, бутерброды).
Когда ребенок делает что-то сам, это развивает в нем
- чувство уверенности (я могу! у меня получается!),
- логику,
- самостоятельность,
- попутно развиваются и другие навыки (моторика, внимание, память).
3. А ты как думаешь?
Попробуйте вовлекать ребенка в обсуждение важных семейных вопросов. Почаще спрашивайте его: а как ты думаешь? Как будет лучше поступить в этой сложной ситуации? Общайтесь с ним как с полноправным взрослым – объясните, какую проблему у вас не получается разрешить, расскажите почему у вас возникли те или иные жизненные сложности, спросите, что он думает по этому поводу.
В таких обсуждениях ребенок учится
- мыслить стратегически,
- развивает логику,
- начинает лучше понимать людей и их поведение.
4. Подумай сам!
Чем младше ребенок, тем чаще он зовет родителей на помощь: помочь достать мяч, который закатился под диван, починить поломанную машинку, достать книжку с верхней полки. Попробуйте не исполнять просьбу малыша незамедлительно, а подтолкнуть его к тому, чтобы он сам справился с возникшей проблемой (например, подставил стул к полке с книжкой, выкатил мяч из под дивана с помощью длинной палки и т.п.). При этом было бы замечательно, если бы ребенок самостоятельно придумал выход из сложившейся ситуации (побуждайте его поразмышлять над тем, как это можно сделать без помощи мамы, например: «Я тоже не знаю, как это достать, давай подумаем вместе, что здесь можно придумать, может быть, что-то другое нам может в этом помочь?»).
Таким простым способом мы развиваем в ребенке
- логику
- и умение принимать самостоятельные решения.
5. Не мешайте ребенку развиваться самостоятельно
Знаменитая система обучения Марии Монтессори известна миру уже около 100 лет. Главный принцип, положенный в основу этой школы, состоит в том, что для ребенка создают особую среду, в которой малыш развивает себя сам с минимальным вмешательством взрослых. Подберите подходящие развивающие игрушки и пособия для ребенка и расположите их в детской комнате или уголке малыша на видном месте (на открытых стеллажах и полках). Постоянно играя с «правильными» игрушками, малыш будет развивать себя сам без вашего участия (от вас потребуется только научить его играть с ними).
Для развития ребенка данным способом не обязательно покупать исключительно пособия Монтессори. Сегодня в любом магазине можно приобрести множество хороших игрушек, которые отлично впишутся в домашнюю развивающую среду (и их часто используют в центрах Монтессори наравне с классическими пособиями). Многие развивающие игрушки можно сделать своими руками.
Почитайте тематические форумы и сообщества родителей, которые увлекаются домашним развитием по методике Монтессори, посетите хороший развивающий центр Монтессори у вас в городе – несколько занятий подскажут вам в общих чертах как организовать развивающее пространство ребенка дома
Учитель-дефектолог Е.Н.Горинова
Источник
Уметь учиться — значит уметь работать с информацией. А этот навык является одним из ключевых навыков, ценных для сегодняшнего рынка. Но дети не так охотно осваивают знания как хотелось бы, не так ли?
И это, к несчастью, современная реалия. У детей (от младшей школы и далее) нет мотивации к учебе. Именно об этой проблеме мы сегодня поговорим.
Чтобы ребенку было интересно получать новые знания, необходимо в старшем дошкольном периоде, начиная с 3-3,5 лет активно заниматься его тягой к новому.
Разумеется, мои советы не гарантируют, что переступив порог школы ребенок будет на 146% заинтересован в получении знаний (заметьте, не процессе учебы), но они закладывают почву под развитие познавательной мотивации.
Сегодня мы поговорим о том, как развивать тягу к знаниям у ребенка, начиная с трех лет.
Совет первый. Отвечайте на вопросы
Возраст в 3 года — это кризисный период развития, когда «Я» ребенка отделяется от материнского эго и ребенок осознает себя как отдельного человека. И тут ему становится интересно, а что же это за мир вокруг меня.
Он вступил в возраст почемучек и начинает задавать самые разные вопросы. От «Почему снег белый» до «Что такое смерть». И никогда не игнорируйте вопросы ребенка, не воспринимайте их как глупость и незнание. Это самая настоящая потребность найти ответы на интересные ребенку вещи.
Отвечайте всегда:
- по существу (снег белый, потому что он отражает свет);
- доступным ребенку языком (не надо говорить про спектры и прочие сложные вещи);
- убедитесь, что ребенок понял — переспросите;
- через некоторое время задавайте ему тот же вопрос.
А если не знаете ответ — возьмите паузу, но обязательно вернитесь с ответом к ребенку. Гугл всегда поможет.
Совет второй. Просите ребенка о помощи
Детям начальной школы бывает полезно задавать какие-либо вопросы. Например, мои родители знали, что я люблю копаться в биологических книжках и просили рассказать о каком-либо животном. Если я не мог сходу дать ответ, то бежал искать их на страницах книг.
Это помогает детям научиться:
- искать информацию;
- обрабатывать и передавать ее.
Ну и конечно чувство гордости: «я знаю то, чего не знает взрослый!»
Совет третий. Рассказывайте ребенку о мире
Во время прогулок вокруг вас происходит много интересных вещей: деревья дышат, животные общаются, дует ветер, а мяч отскакивает от земли. Обо всем этом можно рассказать ребенку.
Начинайте с вопроса: «А знаешь, почему дует ветер?». И просто поведайте ребенку это в виде интересной истории. Можно заранее подготовить несколько интересный историй. Такой метод использовал отец Ричарда Фейнмана (Нобелевский лауреат по физике), рассказывая ребенку про инерцию на примере мяча, который перекатывался в тележке, когда она начинала двигаться.
Совет пятый. Не решайте проблемы за ребенка
Часто вижу в практике как особенно заботливые родители «помогают» детям решать домашние задания. Так вы формируете установку: «за меня все сделают». Но в жизни это не так.
Поэтому я рекомендую показывать ребенку способ решения проблемы, подсказывать и направлять его, но не делать за него. Ребенок должен чувствовать вас за спиной и не бояться экспериментировать.
Совет шестой. Дайте ребенку право на ошибку
Первая операция у хирурга никогда не бывает идеальной. Так и с любовью к знаниям: пока ребенок пробует собственные способы усвоения материала, дайте ему ошибаться.
Провалы должны быть, чтобы помочь ребенку понять неэффективность какого-то «инструмента» познания. Но не оставляйте его один на один с ошибкой, помогите ему проговорить провальный опыт. Задавайте вопросы, почему так произошло, что можно было сделать и как он будет действовать в следующий раз.
Совет седьмой. Узнает, не когда подрастет
Я придерживаюсь мнения, что для детей нет тем-табу. Так или иначе они как-то узнают и о жестокости в животном и человеческом мире, сексе, болезнях и чем-то еще. И если ребенок вас спрашивает «что-то эдакое», будьте готовы отвечать без увиливаний.
Если ребенок постоянно натыкается на «потом» и «когда подрастешь» — он теряет чувство безопасности от познания и может превратиться в ученика, который хочет, но боится задать вопрос.
Совет восьмой. Превращайте игры в ликбезы
Когда был придуман первый конструктор лего? — об этом можно поведать ребенку во время совместной игры. И тоже самое во всех играх, всегда можно найти какой-то интересный и забавный факт, который порадует ребенка. А создать связку познание-радость — значит заложить фундамент под любовь к познанию
Вот такие простые способы помогут вам развить у своего ребенка чувство любви и удовольствия от процесса изучения нового. Эти способы прекрасно показали себя в семьях, с которыми я работал. Значит, они помогут и вам 🙂
____________________
Понравился материал? Ставь палец вверх в помощь автору 🙂 И не забывайте подписываться, дальше — еще интересней!
Кстати, поделитесь в комментариях, какие методы развития интересов ребенка используете вы?
Я Вконтакте
Источник
10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей
Родители и дети
Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.
Чему не учат в школе
Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.
Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе. Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.
О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители.
Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер. За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.
Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым».
Жизненно важные навыки
Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.
Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.
Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.
Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.
Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки:
1 Любознательность
Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.
Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.
Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.
Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.
Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:
умение учиться;
любовь к знаниям;
наличие увлечений, хобби.
2 Самостоятельность и уверенность в себе
Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно. Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).
Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.
Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.
Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества, не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.
3 Альтруизм
Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.
Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.
4 Трудолюбие и умение распоряжаться деньгами
В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.
Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо».
Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.
С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами, ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.
Самая большая проблема – психология бедности, которая чаще всего передается «по наследству» от родителей. Не только детям, но и их родителям нужно учиться психологии богатства. Подробнее о психологии богатства и бедности, читайте в статье https://ourmind.ru/psixologiya-bogatstva-i-bednosti.
5 Умение договариваться
Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого, его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.
Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.
6 Управление временем
Важные составляющие управления временем:
соблюдение распорядка дня,
построение планов на ближайшее будущее,
определение целей и целеполагание.
Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.
Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.
7 Лабильность и креативность
Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.
То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:
умение смотреть на вещи с другой стороны,
нестандартно подходить к решению проблем,
мыслить не только логически, но и творчески,
выходить за рамки привычного и традиционного,
быть творцом своей жизни,
развиваться как личность.
Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается, ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.
Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.
Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.
8 Уметь находить «свое»
Уметь делать правильный жизненный выбор
В жизни важно понимать и знать себя: свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор.
Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии. Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.
Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.
Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.
Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни. Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.
Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.
Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.
9 Навыки выживания
Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.
Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:
оказывать первую медицинскую помощь,
организовывать быт в походных условиях,
разводить костер,
различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
искать источники воды,
ориентироваться на местности.
10 Умение быть счастливым
Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.
Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!
Составляющие умения быть счастливым:
оптимизм,
позитивное мышление,
умение радоваться мелочам,
умение расценивать ошибки как полезный опыт,
забота о своем психологическом благополучии.
Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии, мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!
Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.
Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!
Вот чему действительно должны учить детей их родители!
Источник