Пищевой интерес ребенка 5 лет

Пищевой интерес ребенка 5 лет thumbnail

Многие мамы с нетерпением ждут момента, когда малышу можно вводить прикорм.

Возможность дать ребенку что-то новое, полезное и вкусное всегда радует родителей, которые на протяжении полугода кормили грудничка однообразно.

Каково же разочарование, когда мама и папа понимают, что ребенок не хочет есть предложенные ему овощные и фруктовые пюре, каши и супчики!

Малыш плачет, отпихивая ложку, плюется кашей, отворачивается, когда мама предлагает ему заботливо приготовленное овощное пюре.

Если для вас такая ситуация знакома, и вы не знаете, что делать, данная статья поможет вам разобраться в причинах, из-за которых ребенок не ест, развить пищевой интерес малыша и правильно начать прикорм.

Ребенок не ест: что делать?Ребенок не ест: что делать?

Содержание:

  • Почему ребенок не ест прикорм?
  • Что такое прикорм для ребенка?
  • Принципы введения прикорма
  • Сахар и соль ребенку

Почему ребенок не ест прикорм?

Только представьте: 6 месяцев малыш питался грудным молоком или адаптированной смесью. Их вкус уже привычен и знаком крохе. А теперь мама пытается накормить его странной пищей: безвкусным кабачком или капустой. Конечно, ребенок не хочет есть предложенные ему «лакомства»!

Но помимо непривычных вкусовых ощущений существует множество причин, по которым ребенок отказывается от еды:

  • Грудничок не готов к прикорму.

Как определить готовность к прикорму?

  1. Ребенок интересуется тем, как вы едите (тянет ручки, просит еду из ваших рук).
  2. Может сидеть в стульчике хотя бы с опорой.
  3. У него отсутствует выталкивающий рефлекс (то есть он не выплевывает рефлекторно твердую пищу).

В этом случае нужно отложить начало прикорма на некоторое время, а затем попробовать ввести прикорм заново.

  • У ребенка режутся зубы.

Если у грудничка режутся зубы, он может отказываться от пищи. Твердая еда причиняет боль — воспаленные десны раздражаются и причиняют сильную боль малышу. Съев ложку каши ребенок может заплакать, отталкивать маму, отпихивать ложку.

Что делать?

Нужно временно отложить прикорм и возобновить его после улучшения самочувствия ребенка.

Даже если ребенку 9 месяцев, он вполне спокойно проживет на одном грудном молоке или смеси — за несколько дней он не потеряет в весе и не лишится питательных веществ.

Прикорм до года — всего лишь знакомство грудничка с пищей, а основное питание — это молоко или адаптированная смесь!

Ребенок болен.
Если у малыша температура, или его что-то беспокоит — давать прикорм не только не нужно, но и опасно! Выясните причину недомогания младенца и отложите введение прикорма до улучшения самочувствия.

  • Невкусная еда.

Малыши в силу возраста не знакомы с солью, сахаром и специями. Однако даже при этом они понимают, что вкусно, а что не очень.

Грудничкам, питающимся маминым молочком в этом плане проще: через молоко они получают некоторое знакомство с запахами и вкусами «взрослой пищи».

Многие дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают однообразное питание и тяжелее переносят начало прикорма.

Что делать, если ребенок не ест прикорм по этой причине?

Пробовать готовить разные блюда. Конечно, тяжело разнообразить еду, когда готовишь пюре из кабачка или брокколи.

Однако и здесь есть варианты:

  • отваривать или готовить овощи на пару (разная степень обработки дает различные вкусы);
  • можно пробовать промышленные баночные пюре разных фирм, если ребенок не ест мамину еду.
  • Следите, чтобы пища была оптимальной по температуре: возможно, ребенку не нравится слишком холодная или горячая еда.
  • После первого прикорма, когда надо давать монокомпонентные пюре, придумывайте различные вкусовые сочетания: безвкусный кабачок и ароматная тыква, вкусный картофель и цветная капуста, интересный по вкусу зеленый горошек и шпинат…
  • В каши добавляйте фрукты и капельку сливочного масла — так еда покажется малышу более вкусной и сладкой.
  • Найдите нужную консистенцию: возможно ребенок не ест жидкие пюре, но захочет съесть мелко порезанные овощи. Или не хочет есть обычную кашу, и ее нужно вбить блендером для получения более нежной консистенции…

Что такое прикорм для ребенка?

Прикорм — это знакомство ребенка с новой пищей. Он не заменяет смесь или грудное вскармливание, а только подготавливает малыша к взрослой пище.

До года вполне можно обойтись без прикорма — это не значит, что ребенок ест грудь все 12 месяцев исключительно.

Просто при необходимости можно некоторое время питаться только грудным молоком или смесью: малыш от этого не будет плохо себя чувствовать.

Грудное молоко — полноценное питание, которое может обеспечить малыша всеми необходимыми нутриентами (адаптируясь по составу в соответствии с возрастом грудничка). Смесь же можно покупать в зависимости от возраста и состояния здоровья младенца.

Задача первого прикорма — познакомить ребенка с новыми вкусами, адаптировать желудочно-кишечный тракт к твердой и разнообразной пищи.

Почему раньше вводили прикорм с 3 месяцев?

  1. Отсутствие доказательной базы о продуктах для младенцев.
  2. Следствие послевоенного времени, когда женщины старались быстрее завершить грудное вскармливание, чтобы выйти на работу после декрета и «поднимать страну».
  3. Недостаток знаний о детском организме и работе ферментов.

Сейчас прикорм вводится с 6 месяцев, и это считается оптимальным возрастом, когда ЖКТ грудничка способен принимать и переваривать пищу, отличную от грудного молока.

Подробнее о введении прикорма читайте здесь.

Принципы введения прикорма

Постепенность.

Начинать надо с монокомпонентных овощных пюре (а если ребенок набирает мало в весе, то с каши, сваренной из одного вида крупы). Фруктовое пюре вводить можно с 6 месяцев, но желательно, после круп и овощей.

Читайте также:  Волгоградская область ребенок 5 лет

Добровольность.

Нельзя заставлять ребенка есть: на пользу ему это не пойдет.

«Ложечка за папу и ложечка за маму» не привьет любовь к пищи и не вызовет пищевой интерес: малыш должен захотеть есть сам, а не для кого-то.

Грудное вскармливание — это главное.

Кормите грудью (или адаптированной смесью) до и после прикорма. Замена грудного вскармливания прикормом приведет к раннему отказу от груди. К тому же в небольшой порции молока намного больше питательных веществ и витаминов, чем в пюре из кабачка или кукурузной каше.

Наблюдение за реакцией малыша.

Прикорм ребенку надо вводить осторожно: каждый продукт начинайте давать по 1 чайной ложки, довод за неделю до возрастной нормы: так минимизируется риск аллергических реакций.

Какие бывают виды прикорма?

Прикорм делится на педагогический и педиатрический.

Что такое педагогический прикорм?

Модный сейчас педагогический прикорм — это питание ребенка с тарелки родителей.

Конечно, не стоит понимать это буквально, и кормить малыша в 6 месяцев пловом и конфетами.
Цель этого вида прикорма — познакомить ребенка с взрослой пищей, приучить к трапезе вместе с мамой и папой, тем самым развивая пищевой интерес.

Принципы прикорма:

  1. Пересмотреть свое меню: если хотите кормить малыша своей едой, готовьте на пару без соли и масла, выбирайте нежирное мясо и качественные овощи!
  2. Кормите кусочками, по возможности не прибегая к помощи блендера.
  3. Ешьте одновременно с ребенком.

Цель педагогического прикорма — не накормить, а только познакомить ребенка с новыми вкусами.

Педиатрический прикорм — это всем знакомый вид прикорма, когда продукты вводятся в соответствие со схемой ввода продуктов.

Оптимальный способ кормления ребенка — сочетание педиатрического и педагогического прикорма.

Практические советы: как вводить прикорм, чтобы не нарушить пищевой интерес?

Развлечениям — нет!

Почему-то считается, что ребенка проще накормить «под телевизор» или размахивая игрушкой, имитируя веселую игру «покорми зайку или мишку».

Однако развлечения во время обеда или ужина — прямой путь к отказу от прикорма. Ребенок не концентрируется на процессе принятия пищи: ему больше интересны мультики и игрушки. Так он перестает воспринимать еду как что-то интересное и вкусное и относится к пище, как чему-то дополняющему игру.

Ешьте вместе.

Старайтесь трапезничать в одно и то же время. Сажайте малыша за общий стол, ешьте с ним из одной тарелки. Дайте ребенку ложку — пусть он покормит и вас!

Когда младенец видит, как вам вкусно, как вы сами едите — он будет есть! Ведь маленькие дети так любят повторять все за родителями.

Не заставляйте есть сытого ребенка.

У малышей прекрасно развито чувство . Они никогда (в отличие от взрослых) не будут объедаться и есть, если не голодны. На этом основано кормление по требованию: грудничок ест тогда, когда сам этого хочет, а не по часам.

Конечно, не стоит доводить ребенка до состояния голодного обморока, но малыш должен немного проголодаться перед обедом!

Не превращайте еду для ребенка в потеху для взрослого.

Часто бабушки требуют: дай корочку хлеба помусолить, морковку, лизнуть конфетку, откусить печенье…

Все это — развлечение для взрослых. Никакой пользы сладости, хлеб или твердые сырые овощи не принесут — только вред. Для того, чтобы почесать десны придуманы ниблеры и грызунки, а заинтересовать малыша новой пищей можно, дав ему небольшой кусочек фрукта или полезные самодельные печенья…

Не боритесь с ребенком.

Заставлять есть малыша не нужно. Он должен сам определить, будет он есть прикорм или нет. Если малыш съест перу ложек каши и отталкивает ложку, плюётся и плачет, пойдите ему навстречу и прекратите кормление.

В следующий раз он съест больше, зная, что никто не будет его заставлять.

Голодным в любов случае грудничок не останется, ведь основное питание — это молоко или смесь!

Дайте малышу свободу действий!

  • Дайте ему ложку, свою тарелку с небольшим количеством еды.
  • Разрешите есть кусочки руками.
  • Конечно, в таком случае после трапезы придется отмывать и кухню, и малыша: зато ребенок будет доволен и проявит итерес к еде!

Не заставляйте есть целую порцию.

Какая норма объема еды для ребенка?

Рекомендованные для детей объемы порций:
  • с 6 до 8 месяцев: 120 мл пищи
  • с 9 до 11 месяцев: 120-150 мл
  • с 1 года до 2 лет: 180-260 мл

Однако эти цифры не означают, что малыш должен съесть ровно отмерянные мамой граммы на весах. Он может съесть меньше — недостаток калорий он получит со смесью или молочком. Насильное привлечение к пище снижает пищевой интерес у ребенка!

Еда должна быть вкусной!

Готовьте пищу разными способами, находите необычные сочетания и комбинируйте!
Малыши могут отдавать предпочтение какому-либо продукту: в этом случае сделайте его основой и постепенно добавляйте новые ингредиенты.

Если ребенок ест только покупное пюре — позвольте временно кушать ему именно их.

Пусть первый прикорм у ребенка ассоциируется с приятной спокойной обстановкой.

Если вам предстоит небольшая поездка, или вы идете в гости — не стоит поддаваться суете и набирать с собой множество баночек с питанием или продуктами для его приготовления.

Если вы понимаете, что малыш еще не привык к взрослой пищи — покормите его смесью или грудью, так вы избежите ненужной паники и слез у ребенка.

Читайте также:  Как проводить уроки английского с ребенком 5 лет

Внимание!

Как бы вам ни казалось, что питание ребенка пресное, невкусное — боритесь со своим желанием посолить, поперчить или посластить блюдо.

Вкусовые рецепторы малыша еще не знакомы с ненужными специями и подсластителями, поэтому их отсутствие не вызовет страдания у младенца. А вот наличия вредного в пище принесет ощутимый вред.

Сахар и соль детям до года.

Сахар в прикорме.

Ребенку до 4 лет сахар давать не стоит. Вред от него колоссальный, а пользы никакой (кстати, для взрослого тоже!).

Норма сахара для ребенка с 4 лет — не более 5 г в сутки.

Приятные вкусовые ощущения малыш может получить от сладких фруктов и ягод, а глюкозы поступает в организм из других продуктов.

Чем вреден сахар ребенку?

Сахар — это риск ожирения

  • Нагрузки на поджелудочную железу
  • Снижение иммунитета
  • Кариеса
  • Рахита
  • Авитаминоза
  • Снижения зрения
  • Сахарного диабета
  • Заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем
  • Кроме того, познакомившись с сахаром, особенно в виде конфет и тортиков, ребенок не станет есть несладкую кашу или овощи.

Поэтому насколько это возможно, отложите момент знакомства малыша с этим вредным продуктом.

Почему нельзя соль детям?

  • Соль вызывает задержку жидкости в организме.
  • Увеличивает нагрузку на сердце и почки.
  • Снижает метаболизм
  • А также нарушает чувствительность сосочков языка.
  • После того, как ребенок попробует соленое, он может отказаться от пресной пищи, а это чревато вышеуказанными последствиями!

Норма соли для детей:

  • 1-3 года: 3 г в сутки
  • 4-7 лет: 8 г в сутки.

Помните, что питание ребенка — это основа его здоровья, поэтому отнеситесь ответственно к первому прикорму и, при необходимости, обратитесь к специалисту для разрешения вопросов!

Источник

Пищевой интерес (ПИ) – часть пищевого поведения (ПП) и одна из «горячих» тем! Он основан на любопытстве и подражании, и желании младенца быть частью целого (семьи). Младенец настроен на своих родителей, маму. Он стремится подражать их действиям. Если в семье не сформировано четкое ПП, то у малыша будет размытое представление о нём. Поэтому, как бы ни было ранее, если появился ребенок и, вы хотите, чтобы он точно хорошо ел, тогда стоит поменять свои собственные пищевые привычки.

Первые 2-3 года жизни даны малышу для активной адаптации. Мозг интенсивно растет и развивается. Это время, когда организм «настраивается» на ту среду в которой предстоит жить. Активно познает как устроен мир — «Как тут принято?». Для этого ему даны различные возможности, например, возможность подражать и копировать, основанная на зеркальных нейронах.

Если внимательно посмотреть, как играют трёх — шестилетние дети, можно заметить алгоритм. Вот (!) их что-то заинтересовало. Они спросили об этом или просто молча наблюдают, а затем тут же забирают это себе в «игру», начинают проигрывать этот опыт, «обкатывают» его. И даже могут выдать за свой. Например, подойти и сказать: – Мама, а ты знаешь, что ягоды очень полезные?! А знаешь почему? Там много витаминов! Обязательно попробуй❗???????? Как будто три дня назад это не мама им говорила, а именно они сами до этого дошли. ))) ⠀
До тех пор, пока тема им интересна, не до конца понятна, она будет часто возникать в играх. На этом, например, основаны некоторые виды психологической диагностики детей. Через игру, ребенок раскрывает то, что не может объяснить или не осознает.

Пищевое поведение тоже большая часть отражения реальности и попадает под «зеркальные» нейроны. Ребенок наблюдает за повторяющимися действиями взрослых и понимает, что «ему тоже так надо», раз все так делают. Он начинает интересоваться пищей, пробует и пытается понять, «что там в ней такого?», раз все ей так увлечены. Поэтому он соглашается пробовать и его, часто, не останавливает даже то, что вкусы кажутся странными и непривычными.

О чем предстоит поразмышлять?????
— Что видит ребенок когда мы едим мега-вкусный торт?
— Что видит ребенок, когда мы едим без аппетита болтая по телефону?
— Какие сигналы он получает в эти моменты и чем они отличаются?

На этом инстинктивном любопытстве, подражании и желании социальности (быть частью) можно отлично организовать прикорм для крохи. Какую ошибку чаще всего совершают родители? Они перестают быть моделями для ребенка и начинают активно его кормить. Какое послание получает ребенок? Он отражает – теперь и я буду всех кормить! Хорошо, если, играя в эту игру, малыш кормит родителей, а они его, тогда он всё-таки будет кушать. Но родители отказываются, говоря – ешь сам, нас кормить не нужно. То есть они отказываются быть частью целого и ребенок тоже отказывается.

Его инстинкты социальности могут пострадать из-за того, что у него всё по-другому. Другой стул, другая тарелка, чашка, другое время обеда, другая еда. Это вызывает неприятие и протест. Он не только не стал частью общего процесса. Он стал центром и одиноким центром.
Это может ребенка напугать и заставить «уйти в отказ». Либо начать клоунаду. Но в любом из этих случаев еда перестает быть чем-то естественным и обычным, а превращается в действие где кроется много напряжения. Мама уже заранее нервничает, понимая, что близится час, когда ребенка нужно накормить всеми правдами и неправдами. Ребенок отлавливает это напряжение и выдаёт ещё больше сопротивления.

Какой выход? Вернуть приёму пищи его обычность и цельность. Показать личным примером важность приема пищи и её ЦЕННОСТЬ. Важность именно для СЕБЯ САМОГО. Ребенок считает эту важность. Но это уже будет другая важность, не та, когда его кормят любой ценой.
При этом всегда будет существовать небольшой процент детей, которые едят всё, всегда, из любой посуды и в любое время, не взирая на все ошибки допущенные родителями. Но если это не ваш случай, приглашаю подписаться и читать дальше!

Читайте также:  Гипертонус ног у ребенка 5 лет

Источник

Пищевой интерес — это когда ребенок интересуется ЕДОЙ в маминой тарелке. В 3-4-5 мес, когда вы его берете за стол, ему интересно ВСЕ, что там находится. В это время надо удовлетворить его желание познакомиться со всеми столовыми приборами (безопасными, ессно, неострыми и небьющимися), которыми дома пользуются во время еды. Купите специальные детские, если у вас все острое и бьющееся (или особо ценное %)). Каждый раз, когда он за столом, и к чему-то тянется, давайте ему безопасные столовые приборы. можно и салфетки %) (не бумажные!) — пусть все изучит. Настоящий пищевой интерес заключается в том, что когда вы ему в очередной раз даете какую-то ложку, ребенок внятно вам говорит — мама, нееееееет! я не это хочу, я хочу то, что у тебя в тарелке! т.е. то, что вы ему предолжили, он выбрасывает или отталкивает, и просит все-таки то что в тарелке, это выглядит совершенно недвусмысленно и это трудно с чем-то перепутать.

Если этого нет — то надо развивать пищевой интерес. Возможно, чаще садиться за стол. Ходить в гости, чтобы ели несколько человек сразу, ходить в кафе. В семье, где есть старший ребенок (или два), или на одной территории живут сразу 2 семьи (с бабушками-дедушками) и ребенок регулярно видит, как они едят, как правило проблем с пищевым интересом не возникает. Там возникает другая проблема — интерес есть, а прикорм вводить еще не пора. Если такая ситуация возникает — не берите с собой на кухню когда едите, ешьте пока спит или отвлекайте чем-то. Не надо его дразнить.

Почему многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, стоит всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда — это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Что еще бывает с пищевым интересом — он может угаснуть. Все было отлично, интерес был, начали вводить прикорм, всего дали ребенку напробоваться (не ограничивали ни микродозы, ни объемы, ни кол-во продуктов, или что-то одно ограничивали — а остальное нет), и вдруг в 8-9 мес абсолютно здоровый ребенок вообще перестает едой интересоваться. Он просто всего напробовался, понял что ничего такого эдакого в этом нет, сися лучше, и потерял интерес 🙂 Это ошибки в организации прикорма. В таком случае начинаем с нуля — но уже не с целью особо беречь ЖКТ, а с целью воспитать у ребенка правильное пищевое поведение. В этом случае придется несколько искусственно создавать ему ограничения, изображая небольшой спектакль, что еды мало, еда — ценность, ты не хочешь — хорошо, нам больше будет.

Придется немножко поизображать как вам это нравится, что вы едите, и что вы очень рады, что он не хочет — вам все достанется. И ни в коем случае ничего не предлагать, скорее даже жадничать с едой. Спектакль непростой для современного человека, живущего в достатке, но в целом обоснованный — раньше правда так и было, и у ребенка есть определенные ожидания, что-то вроде генетической памяти об этом. Т.е. он ожидает, что еда может быть не всегда доступна и что ее надо ценить, но не встречая подтверждения этому — очень быстро «расслабляется» и вообще теряет к ней интерес. Оно-то вроде и ничего, с одной стороны — сися-то есть, а после двух лет он все равно начнет соображать что когда голод в животе — надо есть, но не всегда до этого времени мама может быть всегда рядом, поэтому нам таки надо научить его кушать, используя природой отведенное время на это. В таком возрасте (и так где-то до 1,5-2 лет примерно) ребенок еще не дифференцирует дискомфорт, связанный именно с чувством голода, и что можно его снять, если поесть кашки — он за снятием дискомфорта идет к сисе. Но сися не будет рядом всегда, поэтому надо чтобы он научился принимать участие в процессах, связанных с едой: мама села кушать — «я с мамой», а не «я в другую комнату».

Источник