Песок и творческое развитие ребенка

Песок и творческое развитие ребенка thumbnail

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. 

Приемы развития воображения дошкольника могут быть самыми разными. 

Вообще, все обучение и развитие малыша, возраст которого меньше 7 лет, нужно проводить только в игровой форме. 

Увы, устроены наши дети так, что именно во время игры внимание ребенка задействовано на все 100 %. Поэтому навыки и умения, приобретенные в игровой форме, усваиваются полностью. Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества. Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов». Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития. Чем полезен кинетический песок для детей: Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для развития творческих способностей.

Этот магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои  мечты и фантазии. Этот песок подойдёт для обучения, игры и незаменим при стрессе у детей. По своей структуре он напоминает обычный песок, но кроме того, что из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы. Одновременно с этим он легко сыплется и собирается. А самое главное — руки после него сухие и чистые. Такой мега- тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие у малыша мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче будет происходить   развитие мелкой моторики, формироваться представления о сенсорных эталонах.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?

 В чем состоит особое очарование, магия песка?

 Соприкасаясь с ним, человек соприкасается с Бесконечностью. Для ребенка это состояние естественно, для взрослых, к сожалению, часто забыто. Но каждый, однако, стремится постичь тайну. И она открывается, когда у взрослого появляется доверие  к этой простой детской игре.

Работа с кинетическим песком —  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.      

Именно поэтому в своей работе с детьми  я использую  кинетический песок как одно из средств, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Кинетический песок выступает прекрасным материалом для развития, образы получаются объемными. Песок, как природный сыпучий материал, еще и хорош как изобразительный материал. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:

— будет разработан комплекс упражнений  по использованию кинетического песка , вызывающих интерес у детей и стимулирующий их фантазию, творческое воображение.

— создана эмоционально-положительная творческая атмосфера сотрудничества, создающая для детей ситуацию успеха.

Этапы работы:

  • Рассказать детям, что и как можно делать «С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ».
  • Познакомить с оборудованием, правилами безопасности
  • Рассказать детям об  основных приемах работы с кинетическим песком.
  • Предложить детям упражнения- игр с кинетическим песком.
Читайте также:  Карточки для развития ребенка фрукты

Работа с кинетическим песком обладает целым рядом положительных моментов:

  •  простота;
  •  возраст ребенка;
  •  эстетичность;
  •  пластичность;
  • безопасность и экологичность.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность:

  • Развивать творческий потенциал;
  • Формировать установку на положительное отношение к себе;
  • Формировать коммуникативные навыки;
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • Гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • Тренировать мелкую моторику рук.

—          Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук; —          В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность; —          Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения; —          Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами. —        

 — Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество

 Игры с кинетическим песом:

  •  «Норки для мышки»
  •  «Я пеку, пеку, пеку»
  •  «Заборчики»
  •  «Волшебные отпечатки на песке»
  •   «Отпечатки»
  •  «Секретики»
  •  «Угадай-ка»
  • «Бусы для мамы»

«Волшебные отпечатки на песке»
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на кинетическом песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки,  птички и т, д.

«Заборчики»
Ребёнок руками  руками лепит заборчики по кругу.   За таким забором можно спрятать (ребёнок придумывает дальнейший сюжет, что может произойти) и реализует свой сюжет самостоятельно.

«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира. 

«Секретики» 
Что спрятано в песке? «Спрячь и найди игрушку в песке»(одной рукой, двумя руками, и пр.);

Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадай-ка» 
В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.                                                        

«Бусы для мамы» 
«Что же делать? Где взять бусы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» 
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке. 

«Сделай тоже самое» 

 Ребёнок повторяет рисунок или действие, предлагаемые педагогом;

 «Волшебные превращения»

Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.

Игра «Цветные острова» (групповая)

Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью — острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.

«Выкладывание узора на песке»

(узор может придумать сам ребёнок или выложить по образцу);

«Карта сокровищ». 

Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения. 

Для игры понадобится песочница с кинетическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка. 

Сначала воспитатель совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребенок самостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с «сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическом песке, используя карту. 

Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.

 Сказки

Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребенка. Как правило,  используются следующие произведения:
-«Репка»; 
-«Курочка- Ряба»;
-«Зайкина избушка»

Воспитатель подбирает игрушки для сказки. Можно положить и коробку и лишних героев. Пусть малыш отбирает нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями. 

Свободные игры 

Ребёнок сам придумывает сюжет для своей игры. 

Эти незатейливые игры-упражнения обладают колоссальным значением для развития творческого воображения.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Путем построения «своего мира» в песочнице ребенок реализует свои творческие способности, отражает свой внутренний мир, свои переживания и эмоции.

Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии с кинетическим песком?

— раскрывается творческий потенциал ребёнка                                                                                         —  ребенок «раскрепощается», 
— ребенок расслабляется, 
— уходит напряжение, 
— меняется фон настроения на положительный,
— вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, 
— активно задействуется речь и коммуникативные навыки.

Читайте также:  Закономерность внутриутробного развития ребенка

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Путь в творчество имеет  множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь»

Источник

Светлана Воробьева
Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возраста

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим

Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Всем знакомые картинки: тихий тенистый двор, детская площадка, песочница и кучка малышни, увлеченно копающей лопатами песок, или горячее морское побережье, ласковый ветерок и причудливые песчаные постройки из песка и вырытые колодцы, а рядом их маленькие создатели… Игры с песком всегда были одной из любимейших забав малышей. Причем в него любят играть и совсем крошечные несмышленыши, едва научившиеся ходить, и ребятишки постарше.

Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой,следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Песок — идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать.

Песок – это естественный строительный материал, из которого при желании можно сотворить очень много интересного. В начале, пока ребенок мал можно самим взрослым предлагать образец той или иной постройки – это могут быть традиционные куличики, пирожки или заборчики. Малыш выкапывает рвы и строит заборчики, насыпая песок и утрамбовывая его. Когда ребенок подрастает уже возможно обыгрывать тот или иной сюжет – это или улица города с дорогами, домами, возле которых вырастают деревья (т. е. веточки, которые втыкают дети и становятся настоящими в их воображении деревьями, или это красивая клумба круглой, овальной или прямоугольной формы (кстати, здесь идет закрепление знаний о геометрических фигурах умение их изображать) Возможно применение таких сюжетов, которые особенно запомнились ребенку при прочтении какой-либо сказки. Это могут быть и народные сказки,например: «Колобок, Три медведя» или авторские — «Золотая рыбка, Конёк-горбунок» и другие.

Предположим дети вместе со взрослым собираются соорудить из песка настоящий средневековый замок. Вместе с детьми нарисуем на песке контуры нашего замка, а по углам расставим башенки. Этими же башенками потом можно будет украсить и сам замок. Между башен возводим стены, причем, удобно это делать, используя коробочки из-под сока. Влажный песок засыпаем в коробки и выстраиваем ровные стены. С помощью палочек от леденцов, пластиковых ложечек или каких-нибудь других подручных средств обозначаем в замке окна и двери. По периметру замка можно будет выкопать ров, а затем заполнить его водой. Через ров перекинуть мост, кстати, для этого отлично подойдут палочки от эскимо. Готовый замок предоставляет большой простор для игр. Для интереса можно добавить несколько игрушечных фигурок. Для мальчиков пусть это будут лошади и рыцари, ну а девочке просто можно придумать сказку о прекрасной принцессе, томящейся в замке. В сюжете может быть и злой дракон, охраняющий замок, и прекрасный принц, примчавшийся, чтобы спасти красавицу. Кстати, такой сюжет придется по вкусу и мальчикам

Читайте также:  Програма по дошкольному развитию ребенка

А вот еще одна очень увлекательная игра. Она научит ребенка различать предметы по определенному принципу и соотносить их между собой. Для Этой игры понадобятся формочки в виде животных. Вы рисуете на песке несколько неодинаковых фигур-домиков.Например: квадрат, треугольник, и кружок. Затем объясните малышу, что в круглом домике обязательно должен жить волк, а сова — в квадратном, медведь же любит треугольный. Исходя из ваших слов, малыш должен найти соответствующею фигурку, и сделать отпечаток в том домике, который нравится тому или иному зверьку. По желанию игру можно усложнить. Скажите малышу, что заяц не желает жить ни в треугольном, ни в круглом домике. Лошадка непременно должна жить в домике с тремя углами. А рыбка любит круглые дома.

Дети, играя в песок могут олицетворять себя человеком той или иной профессии – строя замки, дома различной высоты, формы –они проявляются как будущие архитекторы, строители; разбивающие клумбы, огороды – возможно будущие дизайнеры, ну а те, дети, которые с желанием «пекут» красивые пироги и торты могут стать великолепными кондитерами или поварами. Те дети, которые прокладывают дороги, тоннели, мосты, а потом сами преодолевают «трудности бездорожья» наверняка станут хорошими шофёрами. Таким образом, песок, песочница- это для ребенка- целый собственный мир, где он выдумывает, фантазирует и в тоже время учится работать, добиваться цели.

Песочница – отличное место, которое поможет ребенку незаметно выучить буквы и цифры, распознавать виды геометрических фигур. Нет, не обязательно писать палочкой на мокром песке – такое занятие быстро приедается. Вот вылепить букву или выкопать ее в виде канавки – задание творческое. «Оля, сможешь слепить огромную букву О? Превратить ее в С?». «А посмотри, я выкопала какую-то цифру. Знаешь такую?». «Давай вылепим твое имя из песка!». Ребенку интересно, при этом организм его получает немалую порцию свежего воздуха, а развитие не стоит на месте – задействована и мелкая моторика, и тактильная чувствительность. И информация лучше запоминается.

Ребенок уже может писать-читать на песке? Усложняем задачу. С помощью забавной игры покажем, как изменяется смысл слова, если заменить в нем всего одну букву. Играть так можно и дома — на бумаге, магнитной или маркерной доске. Но ведь песчаный берег создает неповторимую атмосферу и дополнительный интерес. Написали слово «кот» — рядом создайте изображение его мордочки. Стерев затем букву «О», подпишем на этом месте «И». Кота больше нет, вместо него надо рисовать кита. У кого лучше получится? Подготовьте заранее небольшой список таких парных слов, вашему ребенку долго не наскучит подобное занятие.

Просто дивно: ребенок лепит песочные угощения, копает ямки и тогда умнеет, развивает собственный мозг. Наполняя формочки и всевозможные ёмкости песком и вылепливая песочные фигуры, малыш тренирует координацию перемещений, отточенность и аккуратность. Но это не все. Любые сооружения из песка – креативный процесс. И чем больше различных песочных миров станет творить ребенок, тем лучше станет развиваться его воображение и фантазия. Прямо в песочнице возможно учить географию и арифметику, начать обучение письму, чтению, знакомится с простыми законами физики. Песочница – это место, где ребенок познает первый этап жизни, иными словами, он осваивает азы отношений со своими сверстниками.

Песок – это прекрасный природный мольберт, ребенок в любом может палочкой или даже пальчиком изобразить какой –то рисунок. Развивать детское творчество можно не только играя с ребенком в песке, но и используя песок как основной элемент при создании какой-то аппликации или фрески.

Есть два варианта: сразу начать рисовать с помощью клея или сначала сделать эскиз на картоне простым карандашом. Затем покрыть аккуратно клеем какую-то часть или деталь, а потом уже посыпать песком определенного цвета, дальше другую деталь снова покрываем клеем и посыпаем другим цветом.

Можно использовать вперемешку –цветной песоки другие мелкие варианты наподобие песка:мелкие крупы: манку, рис, гречку, перловку, мелкие макаронные изделия, а можно и мелкую фурнитуру — пуговки, бисер, бусинки, стеклярус. Ребенок экспериментируя, складывая, перемешивая, придумывает свои, необыкновенные картины.

Создавая сам или вместе с родителями красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с пеком и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Список литературы:

1. Грабенко Т. А., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. // Школьный психолог, 2006г. №3.

5. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

6. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М., 2000.

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

9. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

10. Юнг К. Г.Аналитическая психология: ее теория и практика. Тавистокские лекции. – СПб, 1998.

11. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 1998.

Песочные игры как средство развития творческого мышления и изобразительных способностей детей дошкольного возрастаПесок и творческое развитие ребенкаПесок и творческое развитие ребенка

Источник