Песочница в развитии ребенка

Песочница в развитии ребенка thumbnail

Виктория Царигородцева
«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста

Тема: «Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

Актуальность: Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни и забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. А что для этого нужно? Ну конечно прежде всего — обеспечить его внутреннее эмоциональное благополучие.

По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Также игры с песком позволяют проявлять выдумку, творчество и фантазию. Поэтому в своей работе я стала активно применять такую технологию, как «педагогическая песочница».

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Песочница — это прекрасная развивающая среда для работы с детьми любого возраста (как раннего, так и дошкольного).

Основные цели и задачи «педагогической песочницы» в развитии детей дошкольного возраста:

— Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.

— Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

— Развитие познавательного интереса и любознательности.

— Творческое развитие личности.

«Педагогическую песочницу» я оборудовала пластиковыми подносами голубого цвета.

Песком: он должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать.

Набором игрового материала:

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; игрушки- фигурки.

• бросовый материал: камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Технологию «Педагогическая песочница» я использую во всех образовательных областях.

Например, для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» использую следующие игры:

«Узоры на песке»

Эта игра помогает развивать зрительно-моторную координацию, воображение, творческий потенциал дошкольников.

Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»

Целью, которой является формирование знаний о свойствах песка, развитие умения узнавать и называть основные цвета; расширение и обогащение словаря детей новыми словами; развитие творческих способностей.

Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»

Цель этой игры познакомить детей со свойствами песка.

Рисование песком.

Эта техника рисования развивает творчество и воображение дошкольников.

Рисование по схеме.

Целью этой игры является развитие моторики, а так же зрительной координации.

Рисование по цифрам.

Эта игра помогает закрепить знания порядкового счёта. Развивает мелкую моторику рук.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» использую такие игры как:

«Песочные строители». Целью которой является закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Также провожу различные опыты с песком с детьми дошкольного и раннего возраста.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» использую игру:

«Отгадай загадку»

Я загадываю загадку, ребёнок отгадывает её и сметая песок кисточкой, находит отгадку. Тем самым проверяя правильность ответа.

«Песочные прятки»

Эта игра похожа на первую, только ребёнку необходимо постепенно разметая песок, отгадать, что за сказка спряталась в песочнице.

Для развития тактильной чувствительности, воображения использую упражнения «Идут медвежата», «Ёжик» и другие.

Также в педагогической песочнице провожу пальчиковую гимнастику во время непосредственно образовательной деятельности.

Следующее упражнение «Победитель злости» помогает снять стресс, избавиться от негативных эмоций, расслабиться, учит «правильной злости».

ВЫВОД: Таким образом, мы можем утверждать, что игры песком способствуют развитию творческой активности ребёнка. Ребёнок учится социальным нормам и отношениям, способам коммуникации, у него формируются интегративные качества, которые необходимы ему в любых видах жизнедеятельности.

А теперь перейдём к мастер-классу.

Посмотрите, перед вами на столе лежат картинки, но они не яркие и не привлекательные. А мы их сделаем красочными.

Читайте также:  Ребенок с дцп развитие

Для этого нам понадобится цветной песок, клей и пластиковые ложки.

Наши картинки смазываем клеем и на клеевую основу при помощи ложки насыпаем цветной песок. Остатки песка стряхиваем в пластиковый контейнер.

Остальные части рисунка закрашиваем по той же схеме.

Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились!

Источник

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для ребенка. Они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость. Песочница открывает широкие возможности для обучения и развития ребенка любого возраста. Как использовать их по максимуму?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Малыш осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

— ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНОГО КОНТРОЛЯ. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом стоит дать ему больше свободы и уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Скорее всего, на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но и такой результат – это опыт, который работает на обретение самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

— НЕ СТАВЬТЕ СВЕРХСЛОЖНЫХ ЗАДАЧ. Не стоит предлагать годовалому малышу построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью. С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

КОММУНИКАЦИЯ

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации, разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей, и т.п.

— ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою.

— НАБЛЮДАЙТЕ. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

— БУДЬТЕ ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫ. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас кое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку – это уже потенциально конфликтная ситуация. Возможно, в песочницу придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Возьмите с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если они предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

ИНТЕЛЛЕКТ

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

— ЗАХВАТИТЕ НА ПРОГУЛКУ БУТЫЛОЧКУ ВОДЫ. Поливайте отдельные участки песочницы и обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Дайте ему возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом можно поиграть в игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев.

Читайте также:  Одно из качеств физического развития ребенка

— ПРОВОДИТЕ ОПЫТЫ по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Поставьте интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное (подойдет емкость из-под магазинной квашеной капусты), насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в полное шишек ведерко еще много-много песка.

— Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – ПОИСК В ПЕСКЕ СОКРОВИЩ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где и закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

— Песок дает прекрасные возможности для ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ И МАТЕМАТИКЕ. Можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать их по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек – веточка – шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Прежде всего это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию воображения и творческих способностей крохи. Можно заниматься лэндартом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились рисунки – рыбки, котики, цветочки.

Автор: психолог Марина Суздалева

Взято https://vk.com/umniy_ptah?w=wall-51291566_6397

Источник

Четверг, 15 Августа 2013 г. 03:27

+ в цитатник

Если летом повезло с погодой и на улице нет ни дождя, ни испепеляющего солнца, то одним из наиболее удачных мест времяпрепровождения для ребенка становится детская площадка! Сколько незабываемых в эмоциональном плане и наиполезнейших в развитии детей моментов происходит именно здесь! 

Но особое внимание следует уделить песочнице, развивающий потенциал которой охватывает разные стороны развития детей и разные возрастные периоды. Раскрою некоторые моменты.

  1. Игры в песочнице развивают тактильные ощущения маленького человечка, способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук, что в последствии позволит малышу более точно познавать такие явления как теплое, холодное, влажное, сыпучее, твердое, ребристое и прочее, результат игр с мелкими предметами и камушками в песочнице отразится даже на качестве работы с кистью и карандашами!
  2. В песочнице развиваются творческие способности, креативность мышления, умение нестандартно использовать традиционные материалы,  ведь дети постоянно находятся в поиске, решают глобальные проблемы — как и чем украсить торт из песка, как укрепить тунель, чем выложить дорожку вокруг дворца принцессы и многое другое.
  3. Территория песочницы — зона активного общения, где в процессе игр «рядом» или «вместе», дети становятся способны перенимать теоретический и практический опыт друг у друга. И этот опыт касается не только технологий использования песка и сопутствующих предметов, но и форм общения — приветствие, обращение, просьба, умение делиться, стерпеть обиду или «ответить» обидчику, нарушителю правил. Кстати, о правилах — в песочнице дети прекрасно учатся сдерживать себя, контролировать свои желания и эмоции, соблюдать общепринятые игровые правила, или нормы вежливости, например. 
  4. Игры с песком развивают и речь детей, в частности расширяется словарь (дети узнают и запоминаю новые слова — сито, грабли, яма, копать, влажный и прочее), совершенствуется грамматический строй речи (насыпать, высыпать, засыпать) и связная речь — монолог во время объяснений что же хочет ребенок или во время рассказа что же он сам сделал в песочнице, и диалог в процессе разговора с другими детьми).
  5. При созидательной деятельности в песочнице оттачиваются навыки мышления (умение планировать свою деятельность, представлять конечный результат деятельности и стремиться его достигнуть (то есть сверять представленное с получающимся результатом), конструктивные представления (умение придумать как, именно, построить задуманное).
  6. Когда запланированная ребенком конструкция в песочнице уже создана (дворец, дача, магистраль, «гаражный кооператив»), приходит время обыгрывания построек, так формируется сюжетно-ролевая игра, которая является одним из основных средств освоения ребенком социальных проявлений нашей действительности.
  7. В песочнице оттачивается процесс ознакомления с окружающим, освоение новых свойств знакомых предметов:  прозрачность стекла, увядание сорванной травы, способность выбраться присыпанного песком жучка, высыхание песка и многое другое.
Читайте также:  Развитие активной речи у ребенка в раннем возрасте

Да, развитие ребенка в песочнице может быть многообразным и максимально насыщенным, но возможно это только в случае, если первоначально деятельностью малыша руководит родитель или педагог. Дети не обученные и не приученные к играм с песком не умеют себя занять в песочнице, просто не знают что делать. В таком случае, конечно, песочница как фактор развития и развлечения малышей свои функции не выполняет…

Итак, рассмотрев значение игр в песочнице для развития подрастающего поколения, я думаю, что каждый родитель, имеющий возможности пожелает эту зону детского взросления и творчества максимально облагородить и обеспечить всеми необходимыми материалами. А как известно, главная составляющая песочницы это песок, который должен быть безопасен для детей и удобен в играх. Такой полезно-правильный  песок для детских песочниц, отвечающий всем требованиям  можно приобрести в компании ТСГ, поставляющей сыпучие строительные материалы в Москве и Московской области! О качестве услуг данной компании свидетельствуют заказы на поставку песка для детских площадок от государственных дошкольных образовательных учреждений, где нормы санэпидемстанции соблюдаются с максимальной строгостью.

Метки:
где купить песок для песочницы

песочница своими руками фото

 

Процитировано 1 раз

Понравилось: 1 пользователю

Источник

Светлана Терехова
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Сегодня игру с песком используютв своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

— насыпать песок в ведерко лопаткой;

— рисовать пальчиками на песке;

— пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

— искать в песке зарытые игрушки;

— рыть ямки, погружать руки в песок;

— лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

Источник