Первые признаки нарушений развития ребенка

«Подождем, сам заговорит». Так рассуждают спокойные родители, списывая молчание ребенка на юные годы. Многие готовы терпеливо ждать до 3-4 лет, когда драгоценное время будет упущено для раннего вмешательства.
По статистике на 2019 год, почти 40% детей 6-7 лет имеют речевые нарушения разного характера, более чем у 3% малышей диагностируется умственная отсталость. Это очень много по сравнению с прошлым десятилетием.
Особенно трудно понять, что ребенок отстает в развитии, молодым родителям, не имеющим опыта в воспитании. По мнению медиков, чтобы не запустить ситуацию, отклонения важно выявить именно на раннем этапе развития.
Памятка для молодых мам и пап
Первый год жизни — это важнейший этап, в течение которого родителям необходимо очень пристально наблюдать за развитием малыша. Причем это касается не только физического роста, но также развития речи и эмоциональных реакций.
Азы, описанные во многих книгах, посвященных воспитанию детей, знают практически все. Например, когда малыш начинает держать головку, в каком месяце зубки лезут, когда начнет гулить, переворачиваться, сидеть или ползать. В этом трудностей нет.
Однако проявление эмоций часто считается второстепенной функцией. Поэтому молодые родители в большинстве случаев мало обращают внимание на состояние и реакции ребенка.
Ценными рекомендациями с родителями делится Ольга Азова, кандидат педагогических наук и руководитель медицинского центра.
Признаки отклонений в развитии малыша
На что нужно обращать внимание:
1. Улыбка — после 21 дня жизни ребенок должен понимать обращенную к нему улыбку и улыбнуться в ответ.
2. Радость — с трех месяцев ребенок должен проявлять оживление при виде мамы, папы или другого близкого человека.
Когда следует насторожиться на первом году жизни:
1. Ребенок отвергает тактильные прикосновения.
2. Вместо речи малыш использует жесты или невнятные звуки.
3. Вместо четкого «мама» говорит слоговое «ма-ма-ма-ма».
4. Малыш называет «мамой» всех подряд.
5. В лексике появились слова, которые малыш произносит, но не применяет в общении.
6. Ребенок не понимает свое имя, обращенную к нему речь, просьбы или подсказки.
Когда следует насторожиться на втором году жизни:
1. На прогулке с детьми ребенок отказывается присоединиться к общей игре, однообразно выполняя какие-то другие повторяющиеся действия (качается на качелях, крутит колесо и т. д.).
2. Малыш не может освоить горшок или держание ложки.
3. Боязнь расчески или других предметов (действий), что часто воспринимается как чрезмерная независимость.
4. Частое закатывание истерик, излишняя возбудимость или плаксивость, расстройство сна, энурез.
5. Малыш не прожевывает твердую пищу, испытывает страхи.
Явные физические отклонения и описанные выше реакции сигнализируют, что малышу нужен специалист.
К какому врачу обратиться?
По мнению Ольги Азовой, эксперта в области детского развития, обеспокоенным родителям, прежде всего, необходимо посетить невролога. Но в этом и есть первая, а по сути, главная проблема.
Вот пример из ее практики:
«На консультации выясняется, что ребенка показывали нескольким врачам-неврологам. Однако ни один специалист не выявил реальной проблемы, прописав малышу массаж и ноотропы.
Случилось так, что именно массажистка верно заподозрила неладное. Она посоветовала пройти МРТ.
Наконец, родителям повезло, они попали в руки толкового специалиста, который действительно направил ребенка на обследование мозга.
Оказалось что у малыша опухоль, которая стремительно растет из-за ноотропных препаратов, назначенных другими врачами. Ребенку срочно провели операцию, которая закончилась успешно.
Но на этом все, никаких рекомендаций родителям на дальнейшее никто не дал, как и реабилитационного курса после вмешательства никто не назначил».
В итоге у ребенка развились явные проблемы. На прием привели уже 6-летнего мальчика, который практически не разговаривает, речь, обращенную к нему, ребенок не понимает, а вдобавок у малыша налицо запущенная апраксия (двигательные нарушения).
Соответственно, в случае обеспокоенности поведением малыша, визит к неврологу обязателен. Но главное, найти специалиста, имеющего специализацию и опыт именно в области нарушений развития. Желательно, чтобы это был невролог, работающий в паре с логопедом.
Опасно откладывать визит к врачу
Вторая наиболее распространенная проблема, связанная с отклонениями в развитии, это патологическое нежелание родителей провести обследование малыша как можно раньше.
Взрослые настойчиво откладывают визит к неврологу до тех пор, когда вмешательство не становится необходимым и очевидным.
Невероятно живучие аргументы — «он маленький, еще заговорит», «сейчас все детки начинают говорить позже», «мальчики развиваются медленнее, поэтому…».
Это непростительная безответственность мама и пап, а тем более специалистов, успокаивающих таким образом родителей.
Посещение невролога — это первый шаг на этапе обследования. Ребенку необходимо назначить аудиограмму (проверка слуха), а также проконсультироваться с врачом-сурдолгом и логопедом на выявление проблем.
Определение маршрута реабилитации
Ольга Азова считает, что независимо от диагноза каждому малышу с речевыми нарушениями требуется помощь врача-логопеда. Но для определения маршрута реабилитации необходимо правильно выявить проблему, поэтому начинать нужно с диагностики.
Важно понимать, с чем вы столкнулись. Это действительно нарушение речи или у малыша тугоухость. Возможно невербальное общение ребенка — это следствие умственной отсталости или иного расстройства (двигательного или ментального).
Реабилитационный курс должен назначаться, исходя из базового диагноза.
К примеру, на что делается упор пи следующих проблемах у детей:
1. ДЦП — физическое развитие.
2. Эпилепия — купирование припадков с назначением терапии.
3. Проблемы со слухом — занятия с врачом-сурдологом.
4. Аутизм — чаще назначается АВА- терапия.
5. Речевые нарушения (или алалия) — занятия с логопедом.
Сначала нужно сконцентрироваться на ключевой проблеме, только после этого работать с речевыми нарушениями.
Пример из практики:
На занятия к логопеду ходят два малыша, у одного аутизм, у другого — тугоухость. Ребенок с РАС не дает никакой реакции из-за погруженности в себя, а малыш с проблемами слуха не понимает специалиста (он недавно с аппаратом).
Нужна ли помощь логопеда этим детям? Разумеется, нет! Слабослышащему малышу нужен сурдолог, а маленькому аутисту нужен специалист, имеющий опыт с проблемами РАС.
Детский сад или домашнее воспитание
Большинство родителей предпочитают отдать ребенка в детский сад, где он сможет научиться общению в группе. При выборе эксперт предлагает исходить из возможностей взрослых.
По мнению специалистов, предпочтительнее домашнее воспитание, особенно для семей, где не один малыш. В этом случае в детей можно заложить именно те правила и ценности, которые соответствуют мировоззрению своей семьи.
Даже если в семье один ребенок, эксперты в области детского развития советуют посвятить себя дошкольному воспитанию своего чада.
Прогулки на свежем воздухе с другими детьми, посещение центров досуга и развития или других занятий может полностью компенсировать дефицит общения. Об этом подробнее можно прочитать в нашей предыдущей статье.
При этом коммуникативные навыки ребенок получит в соответствии с правилами семьи, а не будут навязанными. Если такой возможности нет, то стоит ответственно подойти к выбору воспитателя.
Самое печальное — это неосведомленность пап и мам в отношении отклонений, возникающих на первом этапе развития детей. Слаженного взаимодействия тандема «специалист — родители» пока не наблюдается в медицинской практике.
Поэтому родители должны быть бдительными и взять ответственность за развитие малыша в свои руки!
Эта статья — ответ на злободневный вопрос многочисленных читателей, почему сегодня столько детей рождается с отклонениями. Это не так! В большинстве случаев проблема развивается позже и по причине запущенности.
Ждем ваших мнений по этому поводу, присоединяйтесь к обсуждению! Будем рады каждому новому подписчику и лайку.
Информацию из цикла «доступная среда для инвалидов» можно найти здесь.
Источник
Путяшева Е.С.,
Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Дружба»,
Качканарский городской округ
Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика
Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.
Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:
— С нарушениями зрения;
— С нарушениями слуха;
— С нарушениями речи;
— С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— С нарушениями поведения;
— С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
— Умственно отсталые дети;
— С задержкой психического развития;
— С комплексными нарушениями развития.
Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.
Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.
К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.
В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:
1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);
2) неадекватные действия;
3) ограниченное понимание речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;
4) резкое отставание в развитии собственной речи;
5) аутизация ребенка;
6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.
Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.
Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.
Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.
Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации.
Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая.
Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.
Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.
Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.
Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.
Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, — это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные — открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.
Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.
Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.
Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.
Источник
В ЭТОЙ СТАТЬЕ
Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное — вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.
Признаки и симптомы задержки развития ребёнка
Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:
- языком и речью;
- зрением;
- моторно-двигательными навыками;
- социальными и эмоциональными навыками;
- когнитивными способностями.
Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:
- генетические нарушения, например, синдром Дауна;
- алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
- синдром ломкой Х-хромосомы — наследственная причина когнитивных нарушений;
- серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
- другие неустановленные причины.
Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.
Задержка речевого развития у детей
Проблемы с речью у детей — очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык — более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.
Возможные причины задержки речевого развития ребенка
Речевые расстройства могут иметь место в случаях:
- когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках — это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
- неспособности ребёнка к обучению;
- жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
- дизартрии — проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение;
- тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
- расстройства аутистического спектра — группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
- других нарушений, не исследованных наукой.
Способы лечения задержки речевого развития ребенка
Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:
- больше общаться с ребенком — разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
- ежедневно читай ребенку книги;
- регулярно тренируй речь;
- в случае инфекции в среднем ухе — пройти лечение.
Признаки задержки речевого развития
Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.
Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:
В 3-4 месяца:
- не реагирует на громкие звуки;
- не издаёт лепет;
- начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- не реагирует на звуки;
В 1 год:
- не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
- не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».
В 2 года:
- не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
- самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
- разговаривает только в случае необходимости.
Нарушение зрения у детей
До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.
Возможные причины нарушения зрения у ребенка
У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:
- амблиопия (ленивый глаз) — нарушение зрения в одном глазу;
- врождённая катаракта — помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
- ретинопатия недоношенных — заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
- косоглазие — нарушение положения глаз.
Способы лечения нарушения зрения у ребенка
Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:
- очки или контактные линзы;
- специальные очки;
- хирургическая операция;
- глазная повязка.
Признаки нарушения зрения у малышей
Посети врача, если ребёнок:
В 3 месяца:
- не следит глазками за движущимися объектами;
- не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
- имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
- большую часть времени косит глазками.
В 6 месяцев:
- один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
- испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
- не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.
Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.
Задержка моторного развития у детей
Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики — таких, как ползанье и ходьба, или мелкой — например, охват пальцев при пользовании ложкой.
Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой
У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.
Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:
- атаксия — расстройство, при котором нарушается координация мышц;
- церебральный паралич — состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе;
- когнитивные нарушения;
- миопатия — болезнь мышц;
- проблемы со зрением;
- спина Бифида — генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела
Способы лечения проблем с моторикой детей
Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.
Симптомы задержки моторных навыков
Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.
Осмотр специалиста необходим, если малыш:
В 3-4 месяца:
- не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
- плохо держит голову;
- не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
- не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).
В 7 месяцев:
- имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
- запрокидывает голову назад, когда сидит;
- тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
- не может поднести предмет ко рту;
- не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
- не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
- не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.
В 1 год:
- не умеет ползать;
- тащит одну руку или ногу во время ползания;
- не может стоять у опоры.
В 2 года:
- не ходит (до 18 месяцев);
- не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
- не может толкать игрушку на колёсиках.
Как распознать задержку психического развития у детей?
Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.
Возможные причины социальной и эмоциональной задержки
Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:
- педагогической запущенностью;
- неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
- когнитивными нарушениями;
- другими неизвестными причинами.
Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.
Способы лечения задержки психического развития у детей
Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:
- специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
- лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.
Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.
Признаки эмоциональной или социальной задержки развития
Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:
В 3 месяца:
- не улыбается людям;
- не обращает внимание на новые лица или пугается их;
В 7 месяцев:
- отказывается обниматься;
- не проявляет привязанности к родителям;
- не любит находиться среди людей;
- беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
- улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
- не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
- не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).
В 1 год:
- не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
- не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.
Задержка когнитивного развития ребенка
Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.
Возможные причины мыслительных способностей у детей
К отклонениям в когнитивной сфере приводят:
- различные трудности в процессе обучения;
- воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
- педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
- Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
- отклонения аутистического спектра;
- серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
- другие неизвестные причины.
Способы лечения
Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.
Признаки когнитивных задержек
Покажи ребёнка специалисту, если он:
В 1 год:
- не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
- совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
- не указывает на предметы, картинки;
В 2 года:
- не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
- не выполняет простые инструкции;
- не повторяет слова и действия.
Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия — сообщи врачу.
Заключение
Помни, все дети — разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное — вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.
Источник