Перспективы развития ребенка в детском саду

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

 Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с  общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

      Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

     Инновационная деятельность  нашего детского сада  пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития . Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения  нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

     Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне  предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования  на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное  достижение высокого  педагогического уровня родителей -понимание   в деле   воспитания своих собственных детей.

     При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

     Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно  в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками  Уральского научного -образовательного   центра  Уральского отделения  Российской     академии     образования   Г.П.Сикорской, директором центра,  доктором     педагогических наук, профессором,  консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения  Г.И.Кушниковой  кандидатом  педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ, где наша идея  стала  решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

    Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения  важной задачи —  как  всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

 Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс  формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий),  а также этапы реализации инновационного проекта.(.(

      Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое  определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей    предусматривает  использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля  предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей , специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм  управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

     Особый интерес будут  представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.  Спланирован общий маршрут «Сенсорного сада», который   объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).        

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов  планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем.   Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших  идей и опыта педагогического труда.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка выготский

   Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

 генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды, макет фасада здания т.е. с лицевой стороны   обратной стороны здания  левого торца здания правого торца здания.

    И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы  Севера»  в нашем дошкольном учреждении планируется  создание    модели-игрушки  на территории детского сада  «Стерх». Во-первых, потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх — это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии,  на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда.  Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение  формирования  духовности у детей дошкольного возраста!

    Все вышеуказанные генпланы и проектные модели   были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения.  Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников. 

Обязательным условием реализации инновационного проекта  является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи  а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

    Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели  дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей  в качестве предоставляемых услуг детям;

-привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

-создание имиджа детского сада  как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

 Предшествующая  инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

 — взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы  действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

   Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по вопросам социокультурного развития  и экологической безопасности детей в ДОУ;

-расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

-индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

   Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

 Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов  к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша  деятельность направлена на  особый подход пребывания  ребенка в детском саду — чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Читайте также:  Ребенок родился с пороком развития

Источник

Светлана Гаврилова
О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках ФГОС

Доклад на тему:

«О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта».

Методист

МДОУ д/с «Солнышко»

Гаврилова С. М.

2013г.

О перспективах развития дошкольного учреждения в рамках проекта федерального образовательного стандарта.

«Все мы родом из детства» — эта мысль Антуана де Сент-Экзюпери всё чаще повторяется и педагогами, и психологами, и родителями. В период дошкольного детства во многом складывается мироощущение ребенка, что заметно влияет на его дальнейшую жизнь, и как оно сложится, зависит от качества образования именно в дошкольном детстве.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года №-273 ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 10 п. 4.1., который вступает в силу с 1 сентября 2013года, дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

Содержание дошкольного образования содействует взаимопониманию и сотрудничеству, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Определяет содержание образования образовательная программа.

К основным образовательным программам относится программа дошкольного образования («Закон об образовании» ст. 12. п. 3.1.). Она разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. (ст. 12 п. 6.).

Педагогический коллектив нашего детского сада строит свою деятельность в соответствии с комплексной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой с детьми от 1,6 до 3х лет. Также по этой программе осуществляется музыкальное и физическое воспитание. С детьми от трёх лет работа осуществляется по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».

В настоящее время принят проект федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.

В проект стандарта включены три группы требований. Это требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, требования к условиям ее реализации и требования к результатам освоения программы.

В нашем детском саду разработана основная образовательная программа, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса. Сегодня в программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки. Всё это заложено в образовательные области. Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада и представлены в равной степени.

Содержание программы охватывает следующие образовательные области развития детей :

*коммуникативно-личностное развитие;

*познавательно-речевое развитие;

* художественно-эстетическое развитие;

* физическое развитие.

Решение задач развитияв этих образовательных областях осуществляется в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, музыкальной, изобразительной и др.

При построении образовательного процесса мы используем

комплексно-тематический принцип, который предполагает достижение усвоения образовательного материала не набором отдельных игровых, не связанных между собой приемов, а в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.

-события, описанные в художественных произведениях;

-реальные события, происходящие в жизни детей;

-сезонные явления в природе;

-праздники, традиции.

Решение образовательных задач в процессе воспитание и обучение детей,основывается на 2-х взаимосвязанных частях :

— совместная деятельность взрослого и детей;

— самостоятельная деятельность детей.

ФГТ предусматривают повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, в учебно-воспитательном процессе.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 месяца ускорить

Обладая различными технологиями развития и воспитания ребёнка педагоги нашего детского сада не забывают, что игра- наиважнейшее детское дело. Через игру педагоги развивают память мышление, внимание, речь, воображение, формируют умение подчинятся правилам, умение сотрудничать. То есть решают все образовательные задачи.

В нашем ДОУ создана предметно-пространственная среда, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Создавая её мы старались, чтобы она была содержательно насыщенной; трансформируемой, то есть имеющей возможность изменения; вариативной (разнообразие материалов); а также доступной и безопасной.

Воспитатели проектировали развивающую среду группы, подбирали игры и пособия, наглядный материал, наполняли содержанием развивающие зоны.

Инструктор ФИЗО создавал развивающую среду спортивного зала, консультировал воспитателей по организации физкультурных уголков групп и по вопросу использования нестандартного физкультурного оборудования. Педагог ИЗО создавал развивающую среду изостудии, изготавливал декорации для праздников и театральных постановок, физкультурных досугов и др. Консультировал воспитателей по организации уголков рисования и продуктивной деятельности в группах

Музыкальный руководитель создавал развивающую среду музыкального зала, консультировал воспитателей по организации музыкальных и театральных уголков в группах.

С большим успехом в ДОУ проходят смотры-конкурсы: «Весеннее вдохновение», «Книжный уголок», «Снежный городок», «Лучший цветник».

В учреждении работает команда творчески настроенных, педагогически эрудированных педагогов, способных оказать своим воспитанникам квалифицированную помощь и поддержку, осуществить развитие и воспитание малышей с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

25 % Педагогов с высшим профессиональным образованием, 73 % со средним специальным профессиональным образованием.

70 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по новым требованиям.

Результатом обучения педагогов на курсах стали позитивные изменения в организации и содержании образовательного процесса, рост методической активности педагогов, расширение взаимодействия с семьей, повышение качества образовательной услуги, что привело к закреплению положительного имиджа детского сада в социуме.

Росту профессионального мастерства педагогов так же способствовали консультаций,семинары и семинары-практикумы,педсоветы по вопросам : «Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ», «Методика проведения мониторинга и оформления его результатов», «Образовательные области в образовательной программе», «Знакомство и изучение Закона РФ «ОБ образовании», «Разработка и внедрение современных образовательных технологий» Для проявления творческой инициативы педагогов проходили смотры-конкурсы.

На базе ДОУ проходили заседания МО воспитателей групп раннего возраста, где педагоги делились опытом своей работы, решали вопросы по проблемам воспитания детей раннего возраста.

Результатом работы по повышению профессионального мастерства педагогов является показатель аттестованных воспитателей:

§ 70 % педагогов аттестовано,из них: 25 % — на первую категорию;12 % — на вторую категорию, 30 % — на соответствие занимаемой должности.

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу на стандарты нового поколения.

Оценить достижения ребёнка в каждой возрастной группе в соответствии с интегративными качествами, определёнными ФГТ, позволяет система мониторинга. Мы проводим мониторинг два раза в год (осенью и весной) по одним и тем же показателям, что позволяет выявить динамику освоения программных требований в течение года. Педагоги проводят с детьми беседы, наблюдают за деятельностью и поведением воспитанников, проводят анализ продуктивной деятельности детей. Основной целью системы мониторинга является оценка успешности решения образовательных задач, а также своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы. Информацию о достижениях каждого ребёнка мы сообщаем родителям.

Коллектив успешно работает с семьями воспитанников: организуем родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации по вопросам воспитания и обучения детей, анкетирование.Привлекаем к совместному проведению мероприятий с детьми : праздники, выставки работ. Стараемся, чтобы родители были не просто зрителями, а активными участниками

Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду — чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Источник