Периоды развития ребенка пренатальное постнатальное
Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.
Периоды развития ребенка
Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.
Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр | Характеристика |
Первый | Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй | На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий | Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Обучение
Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.
Режим дня | Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире. |
Слух | Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками. |
Музыкальный вкус | В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится. |
Общение | Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации. |
Пополнение словарного запаса | Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку. |
Вкусовые предпочтения | Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы. |
Постнатальный период
Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:
- новорожденность (до 1 месяца);
- младенчество (до 1 года);
- позднее младенчество (до 2 лет);
- дошкольный возраст (до 6 лет);
- школьный возраст (до 10-12 лет);
- подростковый возраст (до 18-20 лет).
В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:
- половое созревание;
- рост тела;
- формирование личности.
Новорожденный ребенок
Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:
- потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
- появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
- мышцы малютки находятся в тонусе;
- в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
- большее время малыш спит (до 22 часов).
Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.
Грудной ребенок
Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).
Детский сад
Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.
Школьный возраст
Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.
Источник
Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.
До рождения
Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:
- Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
- Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
- Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.
Концерты классической музыки
До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.
Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.
Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.
Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.
После рождения
Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:
1. Первый месяц после рождения — период новорожденности.
2. Со второго месяца до года — младенчество.
3. Второй год жизни — позднее младенчество.
4. От двух до шести лет — младший детский возраст (дошкольный период).
5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) — школьный период.
Первый месяц
В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:
- Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
- Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
- В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
- Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
- Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.
Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.
Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.
От месяца до года
Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.
Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.
Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.
В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.
Два года
В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.
Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.
До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.
Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).
От 3 до 5 лет
Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.
В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.
На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.
Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.
От 6 до 10 лет
О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.
В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.
Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.
Источник
3.1
Пренатальный период
Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.
Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.
Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.
Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.
Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.
Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.
Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.
Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.
Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.
Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.
На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Источник