Периоды развития ребенка после рождения

Развитие ребенка по неделям после рожденияРазвитие ребенка по неделям после рождения и до годовалого возраста играет решающую роль, поскольку определяет физическое и психическое здоровье маленького человека в последующем. Родителям стоит знать, что именно может уметь грудничок на определенном этапе, и стараться уделять ему как можно больше внимания. Не стоит переживать, если кроха приобрел не все навыки, характерные для того или иного периода, ведь каждый малыш индивидуален и развивается в особом темпе.

Первый месяц после рождения: развитие ребенка

Первый месяц жизни является одним из самых трудных в жизни малыша и его родителей. Младенец появляется на свет, попадает в непривычные условия, а затем постепенно адаптируется к новой жизни.

Новорожденный практически все время спит (до 20 часов в сутки). Во сне происходит активный рост, в состоянии покоя кроха легче проходит период адаптации.

Во время бодрствования малыш хаотично размахивает конечностями, его движения неосознанны, ручки и ножки находятся в постоянном тонусе. Пальцы все время сжаты в кулаки, ноги согнуты в коленях.

В течение первого месяца после появления на свет младенец прибавляет 600-700 г. Рост в среднем увеличивается на 3 см. Молодой маме следует обеспечить здоровое питание ребенка через месяц после рождения. Вариант № 1 — грудное вскармливание, которое помогает правильному физическому и психическому развитию детей. При кормлении грудью формируется прочная эмоциональная связь между женщиной и ребенком.

Что умеет большинство грудничков к концу первого месяца жизни:

  • узнавать голос мамы и папы, различать самых близких людей по запаху;
  • смотреть на лица окружающих, видеть яркие предметы;
  • прислушиваться к посторонним звукам;
  • показывать недовольство с помощью плача.

У детей от рождения есть комплекс рефлексов, которые постепенно сходят на нет через несколько месяцев:

  • Сосательный. Если прикоснуться к губам или щечкам крохи, он откроет ротик и начнет двигать языком, как при сосании груди или бутылочки.
  • Хватательный. Малыш сожмет руку в кулачок, если дотронуться до его ладошки.
  • Шагательный. Держа ребенка вертикально, можно слегка наклонить его вперед. Младенец начнет «шагать» в воздухе.
  • Плавательный. Когда мама или папа окунают грудничка в воду, он рефлекторно пытается плыть.
  • Поисковый. При поглаживании уголка рта ребенок повернет головку в сторону прикосновения.

Развитие ребенка по неделям после рождения

Важные моменты, на которые стоит обратить внимание родителям ребенка в возрасте до месяца:

  • Налаживание грудного вскармливания. Мамино молоко обладает рядом преимуществ перед промышленными смесями. При кормлении детский организм получает массу уникальных компонентов, защищающих его от различных патологий и способствующих правильному росту и развитию маленького человека.
  • Заживление пупочной ранки. Если по возвращении домой из роддома она еще не зажила, необходим качественный уход с использованием дезинфицирующих средств.
  • Устранение колик и вздутия животика. С такой проблемой сталкивается большинство новорожденных. Для облегчения неприятных симптомов маме следует делать ребенку легкий массаж живота, давать чай с фенхелем (укропную водичку), использовать специальные аптечные препараты на растительной основе.
  • Сон на спине с отклоненной в сторону головкой или на боку. Родителям важно следить, чтобы малыш спал на разных сторонах. В противном случае возможно развитие кривошеи и деформации черепа.
  • Качественная гигиена, регулярные купания.
  • Игры и другие занятия с грудничком. Новорожденный не сможет участвовать в активных занятиях, но с удовольствием будет смотреть на яркую погремушку и слушать мамину песню.

Подробный календарь развития ребенка в первый месяц по неделям

Рассмотрим, как развивается месячный малыш по неделям:

  • 1 неделя. Малыш очень много спит. Все его движения хаотичны и нецеленаправленны. Ярко выражены рефлексы новорожденных. Ребенок постепенно начинает фиксировать взгляд на ярких предметах.
  • 2 неделя. По-прежнему сохраняются рефлексы. Активно развиваются и укрепляются мышцы шеи. Кроха уже может пытаться поднять головку в положении лежа на животе.
  • 3 неделя. Преобладают рефлексы новорожденных, особенно выражен тонус сгибателей конечностей. Кроха следит за медленно движущимися предметами, может смеяться, прислушиваться к звукам. Он уже пытается удерживать головку лежа на животе на протяжении нескольких секунд.
  • 4 недели (месяц). Рефлексы сохраняются, но становятся менее выраженными. Если поднять над головой ребенка игрушку и медленно ей двигать, он будет следить за ней взглядом и поворачивать головку в нужную сторону. Движения рук становятся более скоординированными и целенаправленными, грудничок подносит их к глазам и носику, иногда потирает их.

Как развивать ребенка в 1 месяц?

Месячный ребенок получает развитие при наличии зрительных, слуховых и тактильных впечатлений. Варианты полезных и интересных занятий:

  • Контрастные картинки. Исследования показали, что младенцы лучше воспринимают контрастные черно-белые изображения. Необходимо разместить их в кроватке на уровне глаз ребенка на расстоянии 40 см. Картинки стоит менять несколько раз в неделю.
  • Радужные бабочки. На мобиль или специально подвешенную над кроваткой палку следует прикрепить ярких бабочек из бумаги, сложенной гармошкой. Каждый раз, когда грудничок акцентирует внимание на одной из бабочек, необходимо громко и четко называть ее цвет («это желтая бабочка»).
  • Колокольчики. Можно подвесить маленькие колокольчики на уровне груди младенца на высоте около 15-20 см. Он будет бить по ним ножками. Таким образом происходит музыкальное развитие крохи.
  • Занятия на развитие тактильных ощущений. На стенках кроватки или на обычной стене, рядом с которой лежит малыш, нужно закрепить кусочки материалов разных фактур. Подойдут картон, полиэтилен, пузырчатая пленка, фольга, бархат, мех. Ребенок будет ощупывать лоскутки и со временем научится различать материалы на ощупь.
  • Игра в «ку-ку». Ребенку месячного возраста очень понравится, если мама, которую он видит, внезапно закроет лицо ладонями и будет приговаривать «а где мама?», а затем уберет руки и воскликнет «а вот она!».

В первые месяцы жизни дети познают окружающий мир через прикосновения. По этой причине для правильного физического и психического развития ребенка приветствуется массаж. Родители должны выбрать опытного специалиста с хорошими рекомендациями, который занимается исключительно с грудничками.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка первого года жизни

Развитие ребенка по неделям после рождения

В 1 месяц уже можно ходить с младенцем в бассейн. Такие занятия помогают сформировать правильную осанку, укрепить мышцы и связки крохи, развить физические способности, координацию, силу. Плавание способствует укреплению нервной системы и опорно-двигательного аппарата, устранению повышенной возбудимости. Со временем ребенок научится нырять и плавать. Водные процедуры приносят массу удовольствия грудным детям.

Второй месяц: особенности физического развития

Малыш 1-2 месяца уже не считается новорожденным. Он адаптируется к окружающему миру и начинает с ним взаимодействовать. Ребёнок проявляет характер и показывает движениями, что он человек с потребностями и желаниями.

Особенности физического развития ребенка второго месяца жизни по сравнению с периодом новорожденности:

  • Снижение мышечного тонуса. Раньше ручки и ножки грудничка постоянно находились в согнутом положении. Теперь они все чаще вытягиваются. К концу второго месяца у крохи полностью раскрывается ладонь.
  • Младенец может различать запахи, хорошо слышит. Теперь он ощущает не только резкие, но и спокойные тихие звуки.
  • Зрение развито еще недостаточно хорошо. Ребенок видит на расстоянии 40-50 см, особенно если предмет двигается, и на нем можно легко сфокусировать взгляд.
  • Если положить грудничка на животик, он может поворачивать голову, иногда приподнимать ее и смотреть в разные стороны.
  • Способность удерживать погремушку или другой легкий предмет, крепко сжимая в руке, на протяжении нескольких секунд.

Мама и папа должны как можно больше взаимодействовать с крохой, именно благодаря регулярному общению будет наблюдаться наибольший прогресс в физическом и психическом развитии.

Полезные рекомендации для родителей:

  • вешать игрушки в кроватке на расстоянии около полуметра от глаз ребенка;
  • избегать расположения предметов только с одной стороны (лучше размещать их над кроваткой симметрично), подходить к пробудившемуся малышу то справа, то слева;
  • следить, чтобы ребенок не упал, соблюдать меры безопасности, несмотря на то, что малыш второго месяца жизни еще не умеет переворачиваться и садиться;
  • играть с крохой, используя легкие погремушки и другие звонкие яркие игрушки.
Движение — жизнь: периоды интенсивного физического развития ребенка

Рассмотрим ключевые периоды развития грудничка от рождения до года:

  • 1-2 неделя: фиксирование взгляда на медленно движущемся предмете на расстоянии полуметра.
  • 2-3 неделя: реагирование на громкие резкие звуки.
  • 3 неделя: запоминание лица мамы и папы, фиксирование взгляда на них.
  • 4 неделя: упорядоченное медленное движение глаз.
  • 4-5 неделя: появление осознанной улыбки.
  • 5-8 недель: снижение мышечного тонуса, способность поднять голову в положении лежа и удерживать ее считанные секунды.
  • 9-12 недель: удерживание головы без поддержки в вертикальном положении тела, снижение тонуса, лепет и агуканье.
  • 12-17 недель: захватывание игрушек, перевороты с животика на спинку или наоборот.
  • 16-20 недель: перевороты в положении лежа, ощупывание предметов, попавших в руки, перекладывание игрушек из одной руки в другую.
  • 20-26 недель: ползание на животе («по-пластунски»), фиксирование и перемещение взгляда на вещи, устранение косоглазия (если таковое было), попытки присесть.
  • 25-37 недель: самостоятельное присаживание, ползание, попытки подняться на ножки с опорой.
  • 38-52 недели: копирование речи взрослых, уверенное ползание на больших скоростях, стояние у опоры, лазание по кровати и ступенькам, захват предметов не всей ручкой, а отдельными пальчиками.

Развитие ребенка от рождения до года во многом зависит не только от индивидуальных особенностей маленького человека, но и от количества времени, которое родители уделяют занятиям с крохой. Чем больше вы будете взаимодействовать с малышом, тем быстрее он приобретет новые навыки.

Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Источник

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями (рекомендуем прочитать: когда впервые начинают видеть и слышать новорожденные дети?).

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым – таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью – малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.

Первое купание – экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Читайте также:  Значение двигательной активности для развития ребенка дошкольного возраста

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: таблица с нормами веса новорожденного ребенка). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет – это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни шелушится кожа. Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.

Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку – хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.

На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.

С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два (рекомендуем прочитать: что должен уметь делать ребенок в два месяца?).

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: каких еще врачей проходят в 3 месяца?). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.
Читайте также:  Методики речевое развитие ребенка дошкольного возраста

В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.

Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев дети начинают говорить первые слова?).

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.

Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;
  • разговаривает на своем языке, пока непонятном взрослым;
  • он коммуникабелен – любит общаться с родителями и не любит, когда они уходят;
  • несколько минут может поиграть один своими игрушками;
  • понимает и запоминает названия предметов, может их показать или взять в руки;
  • пытается повторить за мамой названия предметов;
  • он любопытен – с удовольствием перебирает вещи в шкафу;
  • ему нравятся животные, он может за ними наблюдать некоторое время, улыбаться и выражать свое восхищение.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник