Периоды развития ребенка каменского

Периоды развития ребенка каменского thumbnail

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

молодость — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В базу этого деления он кладет возрастные особенности:

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; молодость, кроме указанных свойств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе дитя), Коменский намечает необыкновенную ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он дает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под управлением матери. Для отрочества (т.Е. Для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) обязана быть в каждом городе латинская школа, либо гимназия. Для возмужалых юных людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве либо большой области — академия.

Любая следующая ступень является продолжением предшествующей. Таковым образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

Для каждой ступени (не считая академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, беря во внимание природные особенности детей, обязана дать детям до шестилетнего возраста начальные представления, живые впечатления об окружающей природе и публичной жизни. Дети обязаны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, травка, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что именуется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также начальные сведения по географии (гора, равнина, река, селение, город и пр.).

Коменский рекомендует приучать детей уже в ранешном детстве к хозяйству и труду, для чего их нужно знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, основное, любви к людям.

Крупная награда Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире управление по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась только заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Большая награда Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, выделив, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Естественно, огромное место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обыденного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новейшие учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новейших языков.

Коменский требовал, чтоб после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к исследованию настоящих наук — естествознания (физики), математики, потом философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс исследованием риторики, так как при таковой последовательности краса речи будет сочетаться с её содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят наименования: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность исследования наук, Коменский исходил из собственных философских воззрений — из сенсуализма — и был для собственного времени новатором, придерживаясь, но, обыденного порядка одновременного исследования одной науки (либо маленький группы родственных наук) и только потом переходить к исследованию остальных наук. (В конце XVIII века стали сразу преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предугадывает обыденные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Источник

Ян Амос Коменский (1552—1670). Он родился в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», Коменский руководил братской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Несмотря на все трудности, сопровождавшие жизнь изгнанников, Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки и прославила имя Коменского во всем мире. В эти же годы Коменский написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа» (1633). Служение своей страдающей родине Коменский стремился сочетать со служением всему человечеству. В эпоху кровавых войн и жестоких политических и религиозных распрей он требовал сохранения всеобщего мира, установления международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Он предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об исправлении дел человеческих». Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины «чешских братьев» — город Лешно — было сожжено, Коменский нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году. Ряд черт мировоззрения Коменского сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. Человек — это гармония в отношении, как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности». Коменский создал систему воспитания не для избранных, а для демократических слоев населения, для народных масс. Коменский требовал, чтобы все дети — богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались в школе родного языка. Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике. По мнению Коменского, имеются три ступени, воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве «учить всех всему», исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании «всеобщего естественного метода», который вытекает из «природы вещей и основывается, по его словам, «на самой человеческой природе».

Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены.

Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части. Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагогическую практику.

Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. «Мы,- говорил он,- решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».

Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

Коменский, Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка
в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.
Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

9. Дидактика Каменского. Организация обучения

Я.А.К.(1592-1670) ,чешский мыслитель — гуманист, педагог, писатель, преобразователь школьного дела в ряде стран. Считается отцом современной педагогики. К. создал выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632).В этом труде он сформулировал цель воспитания подрастающего поколения, согласно которой каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. К. утверждал, что человек должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, понять, что находится в мире. По К. человек должен использовать все вещи по их назначению употреблять их с пользой для себя, человек должен представлять себе Бога. К. выделяет 3 задачи воспитания: научное образование; нравственное воспитание; религиозное воспитание. Под научным образованием понимается познание вещей, искусств. Под нравственным воспитанием — внешняя воспитанность, основа побуждений. Под религиозным — внутреннее богопочитание.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ян
Амос
Коменский
(1592-1670)
философов гуманист, считается
отцом современной педагогики.

«Великая
дидактика»
— в ней рассмотрены
вопросы не только обучения, но
и воспитания (умственного,
физического, эстетического),
школоведения, педагогической
психологии, семейного
воспитания. В ней
сформулированы
сенсуалистические пед.
принципы.

Коменский
призывает обогащать сознание
ребёнка, знакомит его с
предметами и явлениями
чувственно воспринимаемого
мира. Согласно его теории
эволюции, в природе, а
следовательно и в воспитании
не может быть скачков. «Всё
происходит благодаря
саморазвитию, насилие чуждо
природе вещей». Для
Коменского образованность не
является самоцелью. Он
подчеркивал, что оно
приобретается и для того, чтобы
сообщать другим образование и
учёность.

Другие
труды «Мир чувственных вещей
в картинках», «Всеобщих
совет об исправлении дел
человеческих»,
«Пампедия».

Основополагающие
пед. идеи:
всеобщие
образование народа;
демократическая, с
преемственными звеньями
школьная система: приобщение
подрастающего поколения к
труду; приближение образования
к потребностям общества;
нравственное воспитание на
начало гуманизма. Провозглашал
обязательность реального,
общественно-полезного
обучения. Уделял особое
внимание развитию системы
органов чувств ребёнка.

По
Коменскому имеется три задачи
воспитания:

  • познание
    себя и окружающего мира
    (умственное воспитание),
  • управление
    собой (нравственное
    воспитание),
  • стремление
    к Богу (религиозное
    воспитание).

К. первым
последовательно обосновал
принцип
природосообразности
— человек как
часть природы подчиняется её
главнейшим, всеобщим законам,
действующим как в мире
растений и животных, так и в
отношении человека («точный
порядок школы надо
заимствовать у природы»).

Возрастная
периодизация по Коменскому.

Делит
жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода
(по шесть лет каждый):

1. от
рождения до 6 лет — детство

2. от 6 до
12 — отрочество

3. от 12
до 18 — юность

4. от 18
до 24 — возмужалость.

В основе
деления возрастные
особенности:

1.
детство — усиленный физ. рост,
развитие органов чувств

2.
отрочество — развитие памяти
и воображения;

3.
юность — более высокий
уровень развития мышления, и
возмужалость, развитие воли
и способность сохранять
гармонию.

Для детей
до 6 лет предлагал
материнскую
школу
,
т.е. дошкольное воспитание под
руководством матери. Она
должна дать детям
первоначальное представление
об окружающей природе и
общественной жизни.

Для
отрочества
— школа родного
языка.

Для
юношества
— латинская школа,
гимназия (там изучалось семь
свободных искусств, изучали
физику, географию, историю,
латинский, греческий и один из
новых языков).

Для возмужалых
молодых людей
— академия, с
факультетами: богословский,
юридический и медицинский.

Дидактические
взгляды

— подробно раскрыл принцип
наглядности, «золотое
правило» дидактики: «Всё,
что только возможно,
предоставлять для восприятия
чувствами». К. выступал
против механической зубрёжки,
за сознательное учение.
Настаивал на систематичности
обучения. Говорил, что надо
идти от конкретного к
абстрактному, от легкого к
трудному. Большое значение
предавал последовательности
обучения: изучение нового
материала должно быть
подготовлено предыдущими
знаниями.

Пассивность
обучения:
давать только то,
что доступно возрасту.

Прочность
усвоения материала:
не спешить в
обучении, добиваться полного
усвоения знаний. Огромное
значение для прочного усвоения
имеет упражнение и повторение
материала. Стремился как можно
сильнее развивать
познавательные способности
учащихся, поощрял детскую
любознательность.

Классно-урочная
система

  • установил
    понятие школьного года с
    его делением на учебные
    четверти,
  • ввел
    каникулы
  • разработал
    классно-урочную систему и
    применил её на практике.

Каждый
урок должен иметь свою тему и
свою задачу.

Нравственное
воспитание
— управление
человека собой. Основные
добродетели — мудрость,
умеренность, мужество и
справедливость.

Средства
нравственного воспитания:
пример
родителей, учителей, товарищей,
наставления, беседы с детьми;
упражнения детей в
нравственном поведении; борьба
с распущенностью, с ленью;
выработка положительных
привычек.

Фундаментальной
идей педагогики К, является
пансофизм, т.е. обобщение всех
добытых цивилизацией знаний и
донесение этого обобщённого
знания через школу на родном
языке до всех людей независимо
от общественной, расовой
религиозной принадлежности.

Школы
Пампедии:

1.
Рождение

2.
Младенчество

3.
Детство

4.
Отрочество

5.
3релость

6.
Старость

7.
Смерть.

Источник