Периоды развития прикуса ребенка лекция

Периоды развития прикуса ребенка лекция thumbnail

Профилактика ЗЧА

Морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.

Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды: Журнал: Социально-политические науки. — ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки, 2014.

Василенко И. А. Современная российская политика: Учебник для магистров. — М.: Издательство Юрайт, 2015. —488 с.

9. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: Учебник. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 905 с.

11. Тарент И. Г. Система социальной защиты населения: Учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 160 с.

12. Косарева Н.А. Проблемы формирования и проведения жилищной политики Российской Федерации: Учебник. — Президент Фонда «Институт экономики города»,2008.

13. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.: ил.

14. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование): Учебник. — ИПРЭ РАН. СПбГУ. — СПб.: Скифия-принт, 2013. —336 с.

15. Холостовой Е. И., Климантовой Г. И. Социальная политика: Учебник для бакалавров . — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 420с.

16. Блекус В. В. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит. – Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. – 52 c.

17. Ермолаева С.Г. Рынок труда: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015.— 108 с.

18. Антонова Н. Л. Демография: учебно-методическое пособие. — М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Ека- теринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с.

19. Бардовский В.П . Экономика: Учебник. — ИНФРА-М, 2011.-672 c.

1.МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА

2.ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ (ЗЧА)

Периоды развития челюстно-лицевой области

  1. Внутриутробный (эмбриональный)
  2. Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев )

3.Период временного прикуса

а) Период формирования временного прикуса (с 6 месяцев до 3.5 лет)

б) Период сформированного временного прикуса ( с 3,5 до 4 лет)

в) Период подготовки к смене временных зубов на постоянные (с 4 до 6 лет)

4. Период сменного ( смешанного) прикуса ( с 6 до 12 лет)

а) Ранний сменный прикус (с 6 до 9 лет)

б) Поздний сменный прикус ( с 9 до 12 лет)

5. Период постоянного прикуса

а) формирующийся постоянный прикус (с 12 до 18 лет).

б) «доформировывающийся» постоянный прикус. (с 18-до 24 лет).

в) сформированный

Внутриутробный период

На 3 неделе эмбрионального развития образуются I,II,III,IV жаберные щели. Между которыми обособляются I,II,III,IV жаберные дуги.

Жаберные дуги:

  1. 1-я пара- мандибулярные.
  2. 2-я пара- гиоидные- дают начало подъязычной кости.
  3. 3-я пара участвует в образовании хряща гортани.
  4. 4-я пара впоследствии редуцируется.

Мандибулярные жаберные дуги дают начало пяти отросткам, окружающим вход в ротовую ямку: — одного лобного,

— двух верхнечелюстных

-двух нижнечелюстных.

На 4 неделе на ротовой поверхности челюстной дуги возникают три возвышения, которые увеличиваются, сливаются и образуют язык

На 6-7 неделе происходит разделение ротовой и носовой полостей. Закладываются подчелюстные слюнные железы. Завершаются процессы формирования лицевого скелета.

На 7 неделе закладываются временные зубы

На внутренней поверхности верхнечелюстных отростков образуются небные отростки.

В ходе дальнейшего развития в боковых отделах лобного отростка образуются носовые отростки- медиальные и латеральные.

Верхнечелюстные отростки, интенсивно развиваясь, срастаются между собой и с медиальными носовыми, формируя верхнюю челюсть и верхнюю губу головы зародыша человека.

Нижняя челюсть и нижняя губа образуются за счет срастания нижнечелюстных отростков (на 10 неделе).

Развивается нижняя челюсть как парная кость; две половины затем срастаются на первом году жизни ребенка.

На 6-й и 7-й неделе эмбрионального развития наблюдается высокое положение языка и прогнатическое соотношение челюстей ( про-вперед, гнатион-челюсть).

В это время верхняя челюсть перекрывает нижнюю.

На 12 неделе язык опускается книзу и начинает стимулировать рост нижней челюсти.

Соотношение челюстных костей становится прогеническим (про-вперед, генус-подбородок).

К моменту рождения ребенка развитие верхней челюсти происходит интенсивнее.

Недоразвитие нижней челюсти, наблюдающееся в норме у здорового новорожденного, называется младенческой ретрогенией (ретро-назад, генус-подбородок).

Младенческая ретрогения имеет важное физиологическое значение: недоразвитие нижней челюсти и элементов височно-нижнечелюстных суставов облегчает прохождение ребенка по родовым путям.

Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев )

Развитие происходит под влиянием функций дыхания, глотания и сосания.

При естественном вскармливании превалирует сосательный рефлекс, который способствует развитию нижней челюсти.

Мышцы челюстно-лицевой области принимают участие в акте сосания.

Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев):

— В беззубом рте новорожденного выражены десневые валики, имеющие полукруглую форму.

— Нижняя челюсть расположена дистальнее верхней в пределах 1,4 см

— Имеется небольшая вертикальная щель до 2,5 мм.

— Элементы височно-нижнечелюстных суставов не выражены, что дает возможность осуществлять значительные передне- задние перемещения нижней челюсти.

Источник

Íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé çóáîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðèêóñ — ñîîòíîøåíèå çóáíûõ ðÿäîâ â öåíòðàëüíîé îêêëþçèè. Ðàçâèòèå ïðèêóñà òåñíî ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ðîñòà ÷åëþñòåé, ëèöåâîãî ñêåëåòà.

Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò èäåò íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. ×åì ìåíüøå ðåáåíîê, òåì èíòåíñèâíåå ïðîòåêàåò ïðîöåññ èçìåíåíèÿ ïðèêóñà, êîòîðûé â ñâîþ î÷åðåäü çàâèñèò îò çàêëàäêè, ìèíåðàëèçàöèè è ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ è ïîñòîÿííûõ çóáîâ, ðîñòà ÷åëþñòåé, ôîðìèðîâàíèÿ ôóíêöèè ìèìè÷åñêîé è æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû.

 ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò çàêëàäêà è ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ.

 ïåðâûå 3 ìåñÿöà âíóòðèóòðîáíîé æèçíè ïîä âëèÿíèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âîçíèêàþò óðîäñòâà è àíîìàëèé ëèöà è ÷åëþñòåé. Ñ 4,5-5 ìåñÿöåâ íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ ðåçöîâ, ñ 7 ìåñÿöåâ — êëûêîâ è ìîëÿðîâ. Ñòðóêòóðà ýìàëè âðåìåííûõ çóáîâ è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ýìàëè è äåíòèíà îïðåäåëÿþòñÿ èìåííî â ýòîò ïåðèîä æèçíè ïëîäà.

Ñ 5 ìåñÿöåâ âíóòðèóòðîáíîé æèçíè íà÷èíàåòñÿ çàêëàäêà ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Íàðÿäó ñ ðàçâèòèåì çóáîâ âî âíóòðèóòðîáíîì, ïåðèîäå ðàñòóò ÷åëþñòè. Íà 3-ì ìåñÿöå ýìáðèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ íèæíÿÿ ÷åëþñòü áîëåå ðàçâèòà, ÷åì â ïîñëåäóþùèå ñòàäèè, è ïîýòîìó îíà çàíèìàåò ìåçèàëüíîå (ïðîãåíè÷åñêîå) ïîëîæåíèå.  áîëåå ïîçäíåì ïåðèîäå ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà, ïîñëå îáðàçîâàíèÿ òâåðäîãî íåáà ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé ÷àùå ïðèíèìàåò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð è ñîõðàíÿåò òàêîâîé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà.

Читайте также:  Курс занятий по развитию речи ребенок 5 лет

Ñìûêàíèå ÷åëþñòåé íîâîðîæäåííîãî, êàê óêàçûâàëîñü âûøå, èìååò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð, íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà ïîçàäè âåðõíåé, à ìåæäó àëüâåîëÿðíûìè îòðîñòêàìè â ïåðåäíåì ó÷àñòêå èìååò ìåñòî ñàãèòòàëüíàÿ ùåëü äî 10 ìì, à ïî äàííûì Ò.Ô. Âèíîãðàäîâîé — 14 ìì. Äèñòàëüíîå ïîëîæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè ó íîâîðîæäåííîãî ÿâëÿåòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Îäíàêî äàëåêî íå ó âñåõ äåòåé ïðè ðîæäåíèè îòìå÷àåòñÿ âûøåîïèñàííîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé. Èññëåäîâàíèÿ Ë.Ë. Ñîëîâåé÷èê è Ì.Ã. Çàðèíîâîé ïîêàçàëè, ÷òî â âîçðàñòå îò 1 äî 3 ìåñÿöåâ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé èìååò ìåñòî ëèøü ó 80% äåòåé. Ïðè ýòîì âåðõíÿÿ ÷åëþñòü âûñòóïàåò âïåðåä îòíîñèòåëüíî íèæíåé íà 4-6 ìì. Ñ ðîñòîì ðåáåíêà, â 4-6 ìåñÿöåâ åãî æèçíè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ äî 47%, â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ÷åëþñòè ïðèîáðåòàþò îðòîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå.

 âîçðàñòå 7-12 ìåñÿöåâ ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ è ñîñòàâëÿåò 25%. Òàêèì îáðàçîì, îò ðîæäåíèÿ äî ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â ñâÿçè ñ ðîñòîì ÷åëþñòè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ñíèæàåòñÿ. Ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé âîçìîæåí òàêæå ïðîãåíè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé. Òàê, Í.Ã. Àáîëìàñîâ è ñîàâòîðû ó äåòåé îò 1 äî 6 ìåñÿöåâ ðåçêî âûðàæåííîå ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé (íåñîîòâåòñòâèå áîëåå 8 ìì), îòìå÷àëè ó 69,39±3,42% äåòåé, à îòêðûòûé ïðèêóñ (âåðòèêàëüíàÿ ùåëü 1,5-3,5 ìì) íà ôîíå ñóæåíèÿ âåðõíåé ÷åëþñòè — ó 22,44±5,96%.

 ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè è â ãðóäíîì âîçðàñòå íà ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ÷åëþñòåé, ïîìèìî ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííîãî ðîñòà, ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèé àêò ñîñàíèÿ. Ðåáåíîê ïåðâûõ äíåé ñæèìàåò ñîñîê ìàòåðè äåñíåâûìè âàëèêàìè ñ ñèëîé äî 300 ã, ê 2-íåäåëüíîìó âîçðàñòó ýòà ñèëà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 700-800 ã çà ñ÷åò ðîñòà è ðàçâèòèÿ.

Ñóòü ñîñàíèÿ ñîñòîèò â îõâàòå ñîñêà (èëè ñîñêè) êðóãîâîé ìûøöåé ðòà è óäåðæèâàíèÿ åãî. Çàòåì îñóùåñòâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ âûäàâëèâàíèÿ ìîëîêà è åãî ãëîòàíèå. Ïðè îõâàòå ñîñêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îïóñêàåòñÿ è âûäâèãàåòñÿ âïåðåä, ïðè ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ è ïðè âûäàâëèâàíèè ìîëîêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îñóùåñòâëÿåò ðèòìè÷íûå äâèæåíèÿ ñïåðåäè íàçàä, èíòåíñèâíî ðàáîòàþò æåâàòåëüíûå è ìèìè÷åñêèå ìûøöû. Àêòèâíîñòü äâèæåíèé íèæíåé ÷åëþñòè ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ðåáåíêà ðàçëè÷íà. Èññëåäîâàíèÿ Á.Ê. Êîñòóð ïîêàçàëè, ÷òî ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ïðè ñîñàíèè ãðóäè íà ëåíòå êèìîãðàôà ôèêñèðóþòñÿ èíòåíñèâíûå ýêñêóðñèè íèæíåé ÷åëþñòè, à ïðè êîðìëåíèè ðåáåíêà èç ñîñêà (ðîæêà) ñòåïåíü ïåðåìåùåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè óìåíüøàåòñÿ, îñîáåííî åñëè â ñîñêå ñäåëàíî áîëüøîå îòâåðñòèå.  ýòèõ ñëó÷àÿõ äåòè ñâîáîäíî ïðîãëàòûâàþò ñîäåðæèìîå áóòûëî÷êè, íå èìåÿ íóæäû â ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Òîíóñ æåâàòåëüíûõ ìûøö è èõ áèîýëåêòðè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ó äåòåé, ïîëó÷àþùèõ åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, ñóùåñòâåííî ïðåâûøàåò ïîêàçàòåëè ó äåòåé, âñêàðìëèâàåìûõ èñêóññòâåííî.

Åñòåñòâåííî, ÷òî àêòèâíûå ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè ñïîñîáñòâóþò ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè è ñòèìóëèðóþò äåÿòåëüíîñòü æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû. Ê ìîìåíòó ïðîðåçûâàíèÿ ïåðâûõ âðåìåííûõ çóáîâ íèæíÿÿ ÷åëþñòü, áëàãîäàðÿ èíòåíñèâíîìó ðîñòó, âûäâèãàåòñÿ ìåçèàëüíî, èñ÷åçàåò ìëàäåí÷åñêàÿ ðåòðîãåíèÿ è íèâåëèðóåòñÿ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå, óñòàíàâëèâàåòñÿ îðòîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé.

 ãðóäíîì âîçðàñòå ïîÿâèâøèåñÿ ó äåòåé âðåäíûå ïðèâû÷êè ñîñàíèÿ ïàëüöåâ, ãóá, ùåê, ÿçûêà, äëèòåëüíîå ñîñàíèå ïóñòûøêè, íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå âî âðåìÿ ñíà ìîãóò â äàëüíåéøåì ïðèâåñòè ê àíîìàëèÿì ðàçâèòèÿ ïðèêóñà, à äåòñêèå áîëåçíè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì âîäíî-ñîëåâîãî îáìåíà, íåðåäêî ïðèâîäÿò ê ïîðîêàì ðàçâèòèÿ òêàíåé çóáîâ.

 ãðóäíîé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ âíóòðè÷åëþñòíîå ôîðìèðîâàíèå è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ, è ñ 6-ãî ìåñÿöà íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ïðîðåçûâàíèÿ èõ — ôîðìèðóåòñÿ âðåìåííûé ïðèêóñ.

Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Ñ 6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ïðèêóñà: — ïåðèîä ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò); — ïåðèîä ñôîðìèðîâàííîãî âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 2,5 äî 3,5-4 ëåò; — ïåðèîä èíâîëþöèè âðåìåííûõ çóáîâ è âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 4 äî 6 ëåò; — ïåðèîä ñìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 12-14 ëåò; — ïåðèîä ïîñòîÿííîãî ïðèêóñà îò 12-44 ëåò è áîëåå. Âðåìåííûå çóáû áëàãîäàðÿ òîíêîìó ñëîþ ýìàëè èìåþò õàðàêòåðíûé áëåäíî-ãîëóáîâàòûé öâåò.

Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà èñ÷èñëÿåòñÿ äâóìÿ ãîäàìè æèçíè ðåáåíêà, îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò).  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííîå ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé, êîðíè ïðîäîëæàþò ôîðìèðîâàíèå äî 4-5-ëåòíåãî âîçðàñòà. Äëÿ ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè: îïðåäåëåííûå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ, ïàðíîñòü è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðîðåçûâàíèÿ. Ñðåäíèé âîçðàñò ïðîðåçûâàíèÿ — ýòî âîçðàñò, êîãäà çóá ïðîðåçàëñÿ ó 50% îáñëåäîâàííûõ. Íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ âðåìåííûå çóáû îáû÷íî ñ 6 ìåñÿöåâ, îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò â ñâÿçè ñ àêñåëåðàöèåé ó ìíîãèõ äåòåé íà÷àëî ïðîðåçûâàíèÿ ïðèõîäèòñÿ íà áîëåå ðàííåå âðåìÿ — 4 èëè 5 ìåñÿöåâ æèçíè. Ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ çàâèñÿò îò ìåäèêî-ãåîãðàôè÷åñêèõ óñëîâèé, â ÷àñòíîñòè, îò ñîäåðæàíèÿ ôòîðà â ïèòüåâîé âîäå. Êðîìå òîãî, âåñü ïåðèîä ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â î÷àãå ôëþîðîçà áîëåå äëèòåëüíûé è ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå 33 ìåñÿöåâ. Áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ îòìå÷àþòñÿ òàêæå ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ îò ìàòåðåé, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿì. Ó ìàëü÷èêîâ ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ íà÷èíàåòñÿ ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê . Ì.Ä. Äðóêàðîâ íàøåë, ÷òî ó ìàëü÷èêîâ ñåëüñêîé ìåñòíîñòè âðåìåííûå çóáû íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ íà 1,5 íåäåëè, à ó ãîðîäñêèõ íà 3 íåäåëè ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê. Íàèáîëüøåå ÷èñëî çóáîâ ïðîðåçûâàåòñÿ â èíòåðâàëå âðåìåíè 6-18 ìåñÿöåâ (ðåçöû, êëûêè,, ïåðâûé ìîëÿð). Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, åãî çóáî÷åëþñòíîãî àïïàðàòà çóáû ïðîðåçûâàþòñÿ îäíîâðåìåííî íà îáåèõ ÷åëþñòÿõ, âíà÷àëå íà íèæíåé, çàòåì íà âåðõíåé . Îäíàêî èññëåäîâàíèÿ Ì.Ä. Äðóêàðîâà ïîêàçàëè, ÷òî áîëüøèíñòâî âðåìåííûõ çóáîâ ðàíüøå íà 4-5 íåäåëü ïðîðåçûâàåòñÿ íà âåðõíåé ÷åëþñòè.

Çóáû îáû÷íî ïðîðåçûâàþòñÿ ïîïàðíî, ò.å. îäíîâðåìåííî ïðîðåçàþòñÿ äâà öåíòðàëüíûõ ðåçöà èëè äâà áîêîâûõ ðåçöà (ëåâûé è ïðàâûé). Íàðóøåíèå ïàðíîñòè ïðîðåçûâàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ïðè ïîðîêàõ ðàçâèòèÿ çóáîâ è ÷åëþñòåé. Ðàññìîòðèì îñîáåííîñòè ïðèêóñà â äàííîì ïåðèîäå ïî âîçðàñòàì. Ó ðåáåíêà 4-6 ìåñÿöåâ íà íèæíåé ÷åëþñòè ïðîðåçàþòñÿ íèæíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, êàæäûé èç êîòîðûõ èìååò çóá÷èêè íà ðåæóùåì êðàå. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè ïðè ñìûêàíèè ÷åëþñòåé íàõîäÿòñÿ â êîíòàêòå. Òàê êàê íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà äèñòàëüíåå âåðõíåé, òðàâìû âåðõíåãî àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíèìè ðåçöàìè íå íàáëþäàåòñÿ.  7-8 ìåñÿöåâ ó ðåáåíêà ïðîðåçàþòñÿ âåðõíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, ïîñëåäíèå ïî ìåðå ïðîðåçûâàíèÿ âñòóïàþò â êîíòàêò ñ íèæíèìè ðåçöàìè. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè â ìåñòàõ, ëèøåííûõ çóáîâ, ïðè ñìûêàíèè êîíòàêòèðóþò.  ýòîò ïåðèîä ðåáåíîê ïûòàåòñÿ îòêóñèòü êîðî÷êó õëåáà. Æåâàòåëüíûé àïïàðàò ðåáåíêà ñ âðåìåííûì ïðèêóñîì îòëè÷àåòñÿ ñâîèìè, ëèøü åìó ñâîéñòâåííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçðàñòíûìè äàííûìè. Èññëåäîâàíèå ôóíêöèè æåâàíèÿ ó 6-7-ìåñÿ÷íûõ äåòåé ïîêàçàëî, ÷òî íàáëþäàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè. Íà ôîíå ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèé ïîÿâëÿþòñÿ åäèíè÷íûå æåâàòåëüíûå âîëíû, êîòîðûå òàêæå ÷åðåäóþòñÿ ñ îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè è äîïîëíèòåëüíûìè äâèæåíèÿìè, ñâÿçàííûìè ñ ãëîòàíèåì îòäåëüíûõ ðàçìÿã÷åííûõ ÷àñòèö æåâàòåëüíîé ïðîáû (áóëêà èëè ïå÷åíüå, ñìî÷åííûå â ñëàäêîì ÷àå). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà èçìåëü÷åíèÿ ïèùè èíäèâèäóàëüíà è îáû÷íî ïðîòåêàåò â äèàïàçîíå îò 60 äî 150 ñåêóíä.

Читайте также:  Зона перспективного развития это то что ребенок

Ëèòåðàòóðà:

ïðèêóñ ðåáåíîê ÷åëþñòü çóá

Àáîëìàñîâ Í.Ã., Àáîëìàñîâ Í.Í. Îðòîäîíòèÿ: ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ì.: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2008ã

Îðòîäîíòèÿ. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ï.Ñ.Ôëèñà, Êèåâ. Ìåäèöèíà 2008

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

В течение жизни в полости рта человека последовательно прорезываются временные, затем постоянные зубы. Знание анатомического строения, сроков прорезывания зубов, особенностей роста и развития челюстей на разных этапах формирования челюстно-лицевой системы, физиологических прикусов важно для врачей всех специальностей. Это общеморфологическое направление является базовым и определяет закономерности развития зубочелюстной системы, выявляет индивидуальные особенности.
 

Сроки и основные закономерности прорезывания временных зубов

У новорожденного ребенка в челюстях имеются зачатки 20 временных и 16 постоянных зубов различной стадии развития. Нижняя челюсть расположена позади верхней, а между альвеолярными отростками в переднем участке имеет место сагиттальная щель до 10  — 14 мм.
В грудной период продолжается внутричелюстное формирование и минерализация временных зубов, и с 6-го месяца начинается процесс прорезывания их формируется временный прикус. Одновременно с этим начинается минерализация постоянных зубов.
Средний возраст прорезывания— это возраст, когда зуб прорезался у 50% детей.
Установлено, что в зоне с повышенным содержанием фтора в питьевой воде прорезывание боковых резцов, клыков, вторых моляров начинается позднее на 2-3 месяца по сравнению с зоной с пониженным содержанием фтора в питьевой воде.
Последовательность прорезывания временных зубов на каждой челюсти происходит в следующем порядке: I – II – IV – III – V, а в целом в прикусе так: Iн – Iв – Iв – Iн – Ivн – Ivв – IIIв – IIIн – Vн – Vв. Представленный порядок прорезывания наиболее типичен, однако возможны также варианты, когда у ребенка вначале прорезываются боковые резцы, а в скором времени вслед за ними центральные.
Зубы обычно прорезываются последовательно, попарно, симметрично. Нарушение парности прорезывания отмечается при пороках развития зубов и челюстей. Считается нормальным, когда к концу 1-го года жизни ребенка прорезались 8 резцов, затем — первые моляры, клыки и вторые моляры (таб. 1).

Таблица 1. Сроки закладки минерализации, прорезывания и формирования зубов

       Периоды развития прикуса ребенка лекция

Однако в последнее время в связи с процессами акселерации с многих детей начало прорезывания приходится на более раннее время — 4 или 5 месяцев жизни, поэтому некоторые авторы предлагают средние сроки прорезывания, которые были определены ими в результате собственных клинических исследований (таб. 2).

Таблица 2. Анатомия временных зубов.
                Периоды развития прикуса ребенка лекция

Временные зубы отличаются от постоянных величиной, формой, цветом (таб. 3).

Таблица 3. Сравнительные признаки временных и постоянных зубов
             Периоды развития прикуса ребенка лекция
             Периоды развития прикуса ребенка лекция
             Периоды развития прикуса ребенка лекция
             Периоды развития прикуса ребенка лекция

Среди временных зубов выделяют: резцы – 8; клыки – 4; моляры – 8. По своему строению зубы не однородны, Это зависит от групповой принадлежности зуба, от описываемой поверхности зуба. Для удобства описания выделяют поверхности: вестибулярная, язычная, медиальная, дистальная, окклюзионная.
Группа временных резцов – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 4 резца: 2 медиальных (центральных) и 2 латеральных (боковых) соответственно левые и правые. Общим в строении резцов является форма коронки, уплощенная в вестибуло-язычном направлении вблизи режущего края. Корень имеет конусовидную форму.

                               Периоды развития прикуса ребенка лекция
            Рис. 1 

Анатомическая форма временных зубов правой верхней челюсти

                                  Периоды развития прикуса ребенка лекция
             Рис. 2  

Анатомическая форма временных зубов правой нижней челюсти.

Группа временных клыков – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 2 клыка: правый и левый. Общим в анатомии этих зубов является наличие заостренной со всех поверхностей коронки и самого длинного конусовидного корня.
Группа временных моляров. Это зубы с многобугорковой жевательной поверхностью и несколькими корнями. Временные моляры самые крупные зубы временного прикуса. У ребенка 8 моляров: 4 моляра верхней челюсти – первый и второй (правые и левые); и 4 моляра нижней челюсти – первый и второй (правые и левые).

Существует несколько систем записи зубной формулы временных зубов

Во временном прикусе различают три основных периода: 1-й период (от рождения до 2,5 — 3 лет) – формирование временного прикуса; 2-й период (от 3 до 4 лет) – сформированный временный прикус; 3 период (от 4,5 до 5 – 6 лет) – редукция (истирание, изнашивание) временного прикуса.
Период формирования временного прикуса. При нормальном развитии зубов и челюстей на 6 — 8-м месяце начинается процесс прорезывания временных зубов (рис. 3) продолжающийся до 2,5—3 лет. По мере прорезывания зубов и развития жевательной функции  наблюдается инволюция тех органов, которые ранее обеспечивали акт сосания. С прорезыванием вторых временных моляров происходит первый подъем высоты прикуса. В этот период активно развивается альвеолярный отросток, утолщается базальная часть нижней челюсти, растут ее ветви, изменяются очертания нижнечелюстного канала, уменьшается величина нижнечелюстного угла, усложняются рельеф и архитектура нижней челюсти.
К 2,5 — 3 годам временный прикус считается сформированным. Этот период продолжается до 4 лет и является стабильным состоянием зубочелюстной системы.
Нарушения в молочном прикусе могут повлечь за собой различные осложнения как местного, так и общего характера. Они отражаются на росте и развитии челюстей, на прорезывании постоянных зубов, понижают жевательную способность, приводят к изменениям формы твердого неба.

          Периоды развития прикуса ребенка лекция Рис. 3

Период сформированного временного прикуса имеет следующие зубные признаки: 1. временных зубов 20, они имеют выраженную анатомическую форму, 2. зубы в пределах зубного ряда имеют плотный контакт. Контактный пункт точечный, но при увеличении физиологической подвижности к концу периода сформированного временного прикуса контактный пункт становится плоскостным. 3. верхний и нижний зубные ряды имеют форму полукруга и их середины совпадают между собой; 4. зубы верхней челюсти во фронтальном отделе перекрывают зубы нижней. Это объясняется большей шириной верхней зубной дугой но сравнению с нижней; 5. каждый зуб верхней челюсти артикулирует с двумя нижними, за исключением второго моляра, который артикулирует только со своим антагонистом — вторым нижним моляром; 6. дистальные апроксимальные поверхности вторых временных моляров находятся в одной вертикальной плоскости.
К моменту окончания прорезывания временных зубов осуществляется первый этап физиологического подъема высоты прикуса, который начинается с установления контакта между первыми временными молярами и завершается полным прорезыванием и правильным артикуляционным взаимоотношениям вторых временных моляров.
Следующий период формирования зубочелюстной системы — это период редукции временного прикуса, продолжающийся с 4,5 до 6 лет. Полностью сформированный временный прикус в этот период нестабильный и претерпевает ряд изменений. Его еще называют периодом, предшествующим смене временного прикуса, или периодом «изнашивания» временного прикуса.

Читайте также:  Развитие речи ребенка через мелкую моторику рук

                  Периоды развития прикуса ребенка лекция
                             Рис.4                                                     Рис. 5

Рис. 4. Редукция временного прикуса (модели челюстей): а) вид спереди, б) вид сзади.

Рис. 5 Правильное соотношение

В следствие роста челюстных костей в процессе подготовке к смене временных зубов на постоянные (большие по размеру), для этого периода характерно формирование физиологических промежутков между зубами (диастем – между центральными резцами и трем  — между остальными зубами). Постепенно нарастает стираемость бугров жевательных зубов и режущих краев фронтальных зубов. Усиливается физиологическая подвижность отдельных зубов, подлежащих смене. Зубные ряды удлиняются. За счет стиранея жевательных поверхностей боковых зубов происходит медиальный (к средней линии) сдвиг нижней челюсти и формируется «прямой скользящий прикус». При этом резцы контактируют режущими краями , а в боковом участке возникает медиальная ступенька, образованная дистальными поверхностями вторых временных моляров (симптом Цилинского).
Такое соотношение зубов обеспечивает в последующем правильное положение и соотношение первых постоянных моляров. Промежутки приматов (диастемы и тремы) являются резервным местом для медиального смещения нижнего зубного ряда и последующего беспрепятственного размещения постоянных зубов. Стирание зубов приводит к уменьшению высоты коронок, формируется прямой «скользящий» прикус. Завершается дифференцировка элементов височно-нижнечелюстных суставов, продолжается закладка третьих моляров, развитие и минерализация премоляров и вторых моляров. К концу периода «изнашивания» временного прикуса начинается прорезывание первых постоянных моляров.

Сроки и основные закономерности прорезывания постоянных зубов

Развитие постоянных зубов в целом напоминает развитие временных зубов. У постоянных моляров временные предшественники отсутствуют, поэтому их называют дополнительными. Все остальные постоянные зубы являются замещающими.
В ходе прорезывания постоянных замещающих зубов происходит разрушение и выпадение временных зубов, которое включает и прогрессивную резорбцию корней временных зубов и их альвеол (рис. 6).

                                     Периоды развития прикуса ребенка лекция  Рис. 6                        

Вследствие давления постоянного зуба на альвеолу временного зуба начинается дифференцировка остеокластов, которые активно включаются в процессы резорбции костной ткани.
Локализация зон физиологической резорбции корней временных зубов различна в зависимости от групповой принадлежности зуба: у однокорневых зубов она располагается в области верхушки зуба с язычной стороны, а у многокорневых зубов  — в зоне бифрукации корней.
Сроки прорезывания постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадают со временем выпадения временных зубов (табл. 4).
Процесс выпадения временного зуба протекает синхронно с процессом прорезывания постоянного зуба.
Клинически после выпадения временного зуба обнаруживаются бугры или часть режущего края прорезывающихся постоянных зубов.

Таблица 4.  Сроки прорезывания постоянных зубов.
                   Периоды развития прикуса ребенка лекция
                   Периоды развития прикуса ребенка лекция

Прорезывание постоянных зубов начинается с первого постоянного моляра в 6 лет. Затем последовательно в возрасте 6 – 8 лет прорезываются центральные и боковые резцы. В 9 – 10 лет прорезываются первые премоляры, за которыми, чаще всего, следуют клыки (10 – 11 лет) и вторые премоляры (11 – 12 лет). В 12 – 13 лет прорезываются вторые постоянные моляры. Таким образом, к 12 – 13 годам все временные зубы заменяются постоянными. Окончательное формирование корней завершается к 15 годам.
У замещающих зубов имеется особая анатомическая структура, способствующая их прорезыванию – проводниковый канал, который содержит проводниковый тяж.
Закладка такого постоянного зуба размещается первоначально в общей костной альвеоле с его временным предшественником. В дальнейшем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры способствуют направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.

Периоды сменного прикуса

Итак, с прорезыванием первого постоянного моляра начинается сменный прикус. Сменный прикус представляет собой более высокую степень развития и дифференцировки жевательного аппарата. Он характеризуется наличием временных и постоянных зубов, который продолжается от 6 до 12—14 лет.
Сменный прикус представляет особый интерес ортодонтов вызывает особый интерес, поскольку в это время происходит наиболее интенсивный роста челюстных костей, обменные процессы в костной ткани находятся на высоком уровне. Поэтому своевременное выявление этиологических факторов особенно эффективно в денный период, как эффективно и лечение самих зубочелюстных аномалий.
Однако, сведения о развитии сменного прикуса неоднозначны. Так, например А.Д. Осадчий (1967 г.) выделяет в сменном прикусе два периода: 6 – 8 лет – ранний сменный прикус и 9 – 12 лет – поздний сменный прикус. И.Л. Злотник (1952 г.) также выделяет эти два периода, но с разницей в возрасте, соответственно, 6 — 9 и 10 – 12 лет.

                                         Периоды развития прикуса ребенка лекция     Рис. 7

Такое выделение периодов связано с наличием в зубных рядах в период раннего сменного прикуса первого постоянного моляра, четырех постоянных резцов на верхней и нижней челюсти. А премоляров и клыка – в периоде позднего сменного прикуса. В 9 лет рост челюстных костей замедляется, но отмечается заметный рост альвеолярного отростка, связанный с прорезыванием постоянных клыков и премоляров и формированием корней резцов и первого моляра (Ф.Я. Хорошилкина, 1999 г.).
Данное разделение учитывает и темпы роста челюстных костей и альвеолярного отростка и уровень интенсивности обменных процессов в них.
Прорезывание первых постоянных зубов (первых моляров) обеспечивает второй физиологический подъем высоты прикуса, формируется сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Третий период повышения высоты прикуса начинается в 12 лет прорезыванием второго моляра. Он сопровождается активным ростом зубоальвеолярных дуг, который продолжается от 13,5 до 15 лет.
В процессе развития жевательного аппарата у детей сменный прикус наиболее лабильный. Одновременное наличие в полости рта временных зубов, утративших устойчивость вследствие рассасывания корней, и постоянных зубов, которые находятся на различных стадиях прорезывания и формирования корней, приводит к значительному снижению жевательной функции, ведущему к неравномерной тренировке жевательных мышц, неправильному росту челюстных костей и нередко формированию аномалий зубочелюстной системы. В этот период отмечается как саморегуляция имеющихся аномалий, так и формирование новых. В связи с неустойчивым состоянием отдельных звеньев зубочелюстной системы и всего жевательного аппарата в целом, а также усиленным ростом челюстей в данный период, необходимо использовать его для выполнения корригирующих ортодонтических вмешательств.    Продолжение статьи здесь

  Авторы: В.И. Куцевляк, А.В. Самсонов, С.В. Алтунина, Ю.В. Ткаченко    

Источник