Периоды развития прикуса ребенка лекция
Профилактика ЗЧА
Морфологическая характеристика периодов развития прикуса ребенка.
Семенов И.В. Социальное страхование: сущность, виды: Журнал: Социально-политические науки. — ГРНТИ: 06 — Экономика и экономические науки, 2014.
Василенко И. А. Современная российская политика: Учебник для магистров. — М.: Издательство Юрайт, 2015. —488 с.
9. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: Учебник. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 905 с.
11. Тарент И. Г. Система социальной защиты населения: Учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 160 с.
12. Косарева Н.А. Проблемы формирования и проведения жилищной политики Российской Федерации: Учебник. — Президент Фонда «Институт экономики города»,2008.
13. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.: ил.
14. Иванов О. И. Человеческий потенциал (формирование, развитие, использование): Учебник. — ИПРЭ РАН. СПбГУ. — СПб.: Скифия-принт, 2013. —336 с.
15. Холостовой Е. И., Климантовой Г. И. Социальная политика: Учебник для бакалавров . — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 420с.
16. Блекус В. В. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит. – Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. – 52 c.
17. Ермолаева С.Г. Рынок труда: Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015.— 108 с.
18. Антонова Н. Л. Демография: учебно-методическое пособие. — М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Ека- теринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 154 с.
19. Бардовский В.П . Экономика: Учебник. — ИНФРА-М, 2011.-672 c.
1.МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА
2.ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ (ЗЧА)
Периоды развития челюстно-лицевой области
- Внутриутробный (эмбриональный)
- Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев )
3.Период временного прикуса
а) Период формирования временного прикуса (с 6 месяцев до 3.5 лет)
б) Период сформированного временного прикуса ( с 3,5 до 4 лет)
в) Период подготовки к смене временных зубов на постоянные (с 4 до 6 лет)
4. Период сменного ( смешанного) прикуса ( с 6 до 12 лет)
а) Ранний сменный прикус (с 6 до 9 лет)
б) Поздний сменный прикус ( с 9 до 12 лет)
5. Период постоянного прикуса
а) формирующийся постоянный прикус (с 12 до 18 лет).
б) «доформировывающийся» постоянный прикус. (с 18-до 24 лет).
в) сформированный
Внутриутробный период
На 3 неделе эмбрионального развития образуются I,II,III,IV жаберные щели. Между которыми обособляются I,II,III,IV жаберные дуги.
Жаберные дуги:
- 1-я пара- мандибулярные.
- 2-я пара- гиоидные- дают начало подъязычной кости.
- 3-я пара участвует в образовании хряща гортани.
- 4-я пара впоследствии редуцируется.
Мандибулярные жаберные дуги дают начало пяти отросткам, окружающим вход в ротовую ямку: — одного лобного,
— двух верхнечелюстных
-двух нижнечелюстных.
На 4 неделе на ротовой поверхности челюстной дуги возникают три возвышения, которые увеличиваются, сливаются и образуют язык
На 6-7 неделе происходит разделение ротовой и носовой полостей. Закладываются подчелюстные слюнные железы. Завершаются процессы формирования лицевого скелета.
На 7 неделе закладываются временные зубы
На внутренней поверхности верхнечелюстных отростков образуются небные отростки.
В ходе дальнейшего развития в боковых отделах лобного отростка образуются носовые отростки- медиальные и латеральные.
Верхнечелюстные отростки, интенсивно развиваясь, срастаются между собой и с медиальными носовыми, формируя верхнюю челюсть и верхнюю губу головы зародыша человека.
Нижняя челюсть и нижняя губа образуются за счет срастания нижнечелюстных отростков (на 10 неделе).
Развивается нижняя челюсть как парная кость; две половины затем срастаются на первом году жизни ребенка.
На 6-й и 7-й неделе эмбрионального развития наблюдается высокое положение языка и прогнатическое соотношение челюстей ( про-вперед, гнатион-челюсть).
В это время верхняя челюсть перекрывает нижнюю.
На 12 неделе язык опускается книзу и начинает стимулировать рост нижней челюсти.
Соотношение челюстных костей становится прогеническим (про-вперед, генус-подбородок).
К моменту рождения ребенка развитие верхней челюсти происходит интенсивнее.
Недоразвитие нижней челюсти, наблюдающееся в норме у здорового новорожденного, называется младенческой ретрогенией (ретро-назад, генус-подбородок).
Младенческая ретрогения имеет важное физиологическое значение: недоразвитие нижней челюсти и элементов височно-нижнечелюстных суставов облегчает прохождение ребенка по родовым путям.
Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев )
Развитие происходит под влиянием функций дыхания, глотания и сосания.
При естественном вскармливании превалирует сосательный рефлекс, который способствует развитию нижней челюсти.
Мышцы челюстно-лицевой области принимают участие в акте сосания.
Период от рождения ребёнка до начала прорезывания временных зубов ( от рождения до 6 месяцев):
— В беззубом рте новорожденного выражены десневые валики, имеющие полукруглую форму.
— Нижняя челюсть расположена дистальнее верхней в пределах 1,4 см
— Имеется небольшая вертикальная щель до 2,5 мм.
— Элементы височно-нижнечелюстных суставов не выражены, что дает возможность осуществлять значительные передне- задние перемещения нижней челюсти.
Источник
Íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé çóáîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïðèêóñ — ñîîòíîøåíèå çóáíûõ ðÿäîâ â öåíòðàëüíîé îêêëþçèè. Ðàçâèòèå ïðèêóñà òåñíî ñâÿçàíî ñ îñîáåííîñòÿìè ðîñòà ÷åëþñòåé, ëèöåâîãî ñêåëåòà.
Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî 17-18 ëåò èäåò íåïðåðûâíûé ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ïðèêóñà íà ôîíå ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. ×åì ìåíüøå ðåáåíîê, òåì èíòåíñèâíåå ïðîòåêàåò ïðîöåññ èçìåíåíèÿ ïðèêóñà, êîòîðûé â ñâîþ î÷åðåäü çàâèñèò îò çàêëàäêè, ìèíåðàëèçàöèè è ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ è ïîñòîÿííûõ çóáîâ, ðîñòà ÷åëþñòåé, ôîðìèðîâàíèÿ ôóíêöèè ìèìè÷åñêîé è æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû.
 ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò çàêëàäêà è ôîðìèðîâàíèå ëèöà è ÷åëþñòåé, çàêëàäêà è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ.
 ïåðâûå 3 ìåñÿöà âíóòðèóòðîáíîé æèçíè ïîä âëèÿíèåì íåáëàãîïðèÿòíûõ ôàêòîðîâ âîçíèêàþò óðîäñòâà è àíîìàëèé ëèöà è ÷åëþñòåé. Ñ 4,5-5 ìåñÿöåâ íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ ðåçöîâ, ñ 7 ìåñÿöåâ — êëûêîâ è ìîëÿðîâ. Ñòðóêòóðà ýìàëè âðåìåííûõ çóáîâ è õèìè÷åñêèé ñîñòàâ ýìàëè è äåíòèíà îïðåäåëÿþòñÿ èìåííî â ýòîò ïåðèîä æèçíè ïëîäà.
Ñ 5 ìåñÿöåâ âíóòðèóòðîáíîé æèçíè íà÷èíàåòñÿ çàêëàäêà ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Íàðÿäó ñ ðàçâèòèåì çóáîâ âî âíóòðèóòðîáíîì, ïåðèîäå ðàñòóò ÷åëþñòè. Íà 3-ì ìåñÿöå ýìáðèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ íèæíÿÿ ÷åëþñòü áîëåå ðàçâèòà, ÷åì â ïîñëåäóþùèå ñòàäèè, è ïîýòîìó îíà çàíèìàåò ìåçèàëüíîå (ïðîãåíè÷åñêîå) ïîëîæåíèå.  áîëåå ïîçäíåì ïåðèîäå ðàçâèòèÿ ýìáðèîíà, ïîñëå îáðàçîâàíèÿ òâåðäîãî íåáà ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé ÷àùå ïðèíèìàåò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð è ñîõðàíÿåò òàêîâîé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà.
Ñìûêàíèå ÷åëþñòåé íîâîðîæäåííîãî, êàê óêàçûâàëîñü âûøå, èìååò ïðîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð, íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà ïîçàäè âåðõíåé, à ìåæäó àëüâåîëÿðíûìè îòðîñòêàìè â ïåðåäíåì ó÷àñòêå èìååò ìåñòî ñàãèòòàëüíàÿ ùåëü äî 10 ìì, à ïî äàííûì Ò.Ô. Âèíîãðàäîâîé — 14 ìì. Äèñòàëüíîå ïîëîæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè ó íîâîðîæäåííîãî ÿâëÿåòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Îäíàêî äàëåêî íå ó âñåõ äåòåé ïðè ðîæäåíèè îòìå÷àåòñÿ âûøåîïèñàííîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé. Èññëåäîâàíèÿ Ë.Ë. Ñîëîâåé÷èê è Ì.Ã. Çàðèíîâîé ïîêàçàëè, ÷òî â âîçðàñòå îò 1 äî 3 ìåñÿöåâ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé èìååò ìåñòî ëèøü ó 80% äåòåé. Ïðè ýòîì âåðõíÿÿ ÷åëþñòü âûñòóïàåò âïåðåä îòíîñèòåëüíî íèæíåé íà 4-6 ìì. Ñ ðîñòîì ðåáåíêà, â 4-6 ìåñÿöåâ åãî æèçíè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ äî 47%, â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ÷åëþñòè ïðèîáðåòàþò îðòîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå.
 âîçðàñòå 7-12 ìåñÿöåâ ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñíèæàåòñÿ è ñîñòàâëÿåò 25%. Òàêèì îáðàçîì, îò ðîæäåíèÿ äî ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â ñâÿçè ñ ðîñòîì ÷åëþñòè ÷àñòîòà ïðîãíàòè÷åñêîãî ñîîòíîøåíèÿ ñíèæàåòñÿ. Ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé âîçìîæåí òàêæå ïðîãåíè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé. Òàê, Í.Ã. Àáîëìàñîâ è ñîàâòîðû ó äåòåé îò 1 äî 6 ìåñÿöåâ ðåçêî âûðàæåííîå ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå ÷åëþñòåé (íåñîîòâåòñòâèå áîëåå 8 ìì), îòìå÷àëè ó 69,39±3,42% äåòåé, à îòêðûòûé ïðèêóñ (âåðòèêàëüíàÿ ùåëü 1,5-3,5 ìì) íà ôîíå ñóæåíèÿ âåðõíåé ÷åëþñòè — ó 22,44±5,96%.
 ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè è â ãðóäíîì âîçðàñòå íà ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ÷åëþñòåé, ïîìèìî ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííîãî ðîñòà, ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå îêàçûâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèé àêò ñîñàíèÿ. Ðåáåíîê ïåðâûõ äíåé ñæèìàåò ñîñîê ìàòåðè äåñíåâûìè âàëèêàìè ñ ñèëîé äî 300 ã, ê 2-íåäåëüíîìó âîçðàñòó ýòà ñèëà óâåëè÷èâàåòñÿ äî 700-800 ã çà ñ÷åò ðîñòà è ðàçâèòèÿ.
Ñóòü ñîñàíèÿ ñîñòîèò â îõâàòå ñîñêà (èëè ñîñêè) êðóãîâîé ìûøöåé ðòà è óäåðæèâàíèÿ åãî. Çàòåì îñóùåñòâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ âûäàâëèâàíèÿ ìîëîêà è åãî ãëîòàíèå. Ïðè îõâàòå ñîñêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îïóñêàåòñÿ è âûäâèãàåòñÿ âïåðåä, ïðè ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ è ïðè âûäàâëèâàíèè ìîëîêà íèæíÿÿ ÷åëþñòü îñóùåñòâëÿåò ðèòìè÷íûå äâèæåíèÿ ñïåðåäè íàçàä, èíòåíñèâíî ðàáîòàþò æåâàòåëüíûå è ìèìè÷åñêèå ìûøöû. Àêòèâíîñòü äâèæåíèé íèæíåé ÷åëþñòè ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ðåáåíêà ðàçëè÷íà. Èññëåäîâàíèÿ Á.Ê. Êîñòóð ïîêàçàëè, ÷òî ïðè åñòåñòâåííîì âñêàðìëèâàíèè ïðè ñîñàíèè ãðóäè íà ëåíòå êèìîãðàôà ôèêñèðóþòñÿ èíòåíñèâíûå ýêñêóðñèè íèæíåé ÷åëþñòè, à ïðè êîðìëåíèè ðåáåíêà èç ñîñêà (ðîæêà) ñòåïåíü ïåðåìåùåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè óìåíüøàåòñÿ, îñîáåííî åñëè â ñîñêå ñäåëàíî áîëüøîå îòâåðñòèå.  ýòèõ ñëó÷àÿõ äåòè ñâîáîäíî ïðîãëàòûâàþò ñîäåðæèìîå áóòûëî÷êè, íå èìåÿ íóæäû â ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Òîíóñ æåâàòåëüíûõ ìûøö è èõ áèîýëåêòðè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ó äåòåé, ïîëó÷àþùèõ åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå, ñóùåñòâåííî ïðåâûøàåò ïîêàçàòåëè ó äåòåé, âñêàðìëèâàåìûõ èñêóññòâåííî.
Åñòåñòâåííî, ÷òî àêòèâíûå ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè âî âðåìÿ ïðèåìà ïèùè ñïîñîáñòâóþò ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè è ñòèìóëèðóþò äåÿòåëüíîñòü æåâàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû. Ê ìîìåíòó ïðîðåçûâàíèÿ ïåðâûõ âðåìåííûõ çóáîâ íèæíÿÿ ÷åëþñòü, áëàãîäàðÿ èíòåíñèâíîìó ðîñòó, âûäâèãàåòñÿ ìåçèàëüíî, èñ÷åçàåò ìëàäåí÷åñêàÿ ðåòðîãåíèÿ è íèâåëèðóåòñÿ ïðîãíàòè÷åñêîå ñîîòíîøåíèå, óñòàíàâëèâàåòñÿ îðòîãíàòè÷åñêèé õàðàêòåð ñìûêàíèÿ ÷åëþñòåé.
 ãðóäíîì âîçðàñòå ïîÿâèâøèåñÿ ó äåòåé âðåäíûå ïðèâû÷êè ñîñàíèÿ ïàëüöåâ, ãóá, ùåê, ÿçûêà, äëèòåëüíîå ñîñàíèå ïóñòûøêè, íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå âî âðåìÿ ñíà ìîãóò â äàëüíåéøåì ïðèâåñòè ê àíîìàëèÿì ðàçâèòèÿ ïðèêóñà, à äåòñêèå áîëåçíè, ñîïðîâîæäàþùèåñÿ íàðóøåíèåì âîäíî-ñîëåâîãî îáìåíà, íåðåäêî ïðèâîäÿò ê ïîðîêàì ðàçâèòèÿ òêàíåé çóáîâ.
 ãðóäíîé ïåðèîä ïðîäîëæàåòñÿ âíóòðè÷åëþñòíîå ôîðìèðîâàíèå è ìèíåðàëèçàöèÿ âðåìåííûõ çóáîâ, è ñ 6-ãî ìåñÿöà íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ïðîðåçûâàíèÿ èõ — ôîðìèðóåòñÿ âðåìåííûé ïðèêóñ.
Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì íà÷èíàåòñÿ ìèíåðàëèçàöèÿ ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Ñ 6 ìåñÿöåâ æèçíè ðåáåíêà ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ïðèêóñà: — ïåðèîä ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò); — ïåðèîä ñôîðìèðîâàííîãî âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 2,5 äî 3,5-4 ëåò; — ïåðèîä èíâîëþöèè âðåìåííûõ çóáîâ è âðåìåííîãî ïðèêóñà îò 4 äî 6 ëåò; — ïåðèîä ñìåííîãî ïðèêóñà îò 6 äî 12-14 ëåò; — ïåðèîä ïîñòîÿííîãî ïðèêóñà îò 12-44 ëåò è áîëåå. Âðåìåííûå çóáû áëàãîäàðÿ òîíêîìó ñëîþ ýìàëè èìåþò õàðàêòåðíûé áëåäíî-ãîëóáîâàòûé öâåò.
Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà ôîðìèðóþùåãîñÿ âðåìåííîãî ïðèêóñà èñ÷èñëÿåòñÿ äâóìÿ ãîäàìè æèçíè ðåáåíêà, îò 6 äî 30 ìåñÿöåâ (2,5 ëåò).  ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííîå ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ, ôîðìèðîâàíèå êîðíåé, êîðíè ïðîäîëæàþò ôîðìèðîâàíèå äî 4-5-ëåòíåãî âîçðàñòà. Äëÿ ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå çàêîíîìåðíîñòè: îïðåäåëåííûå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ, ïàðíîñòü è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ïðîðåçûâàíèÿ. Ñðåäíèé âîçðàñò ïðîðåçûâàíèÿ — ýòî âîçðàñò, êîãäà çóá ïðîðåçàëñÿ ó 50% îáñëåäîâàííûõ. Íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ âðåìåííûå çóáû îáû÷íî ñ 6 ìåñÿöåâ, îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò â ñâÿçè ñ àêñåëåðàöèåé ó ìíîãèõ äåòåé íà÷àëî ïðîðåçûâàíèÿ ïðèõîäèòñÿ íà áîëåå ðàííåå âðåìÿ — 4 èëè 5 ìåñÿöåâ æèçíè. Ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ çàâèñÿò îò ìåäèêî-ãåîãðàôè÷åñêèõ óñëîâèé, â ÷àñòíîñòè, îò ñîäåðæàíèÿ ôòîðà â ïèòüåâîé âîäå. Êðîìå òîãî, âåñü ïåðèîä ïðîðåçûâàíèÿ âðåìåííûõ çóáîâ â î÷àãå ôëþîðîçà áîëåå äëèòåëüíûé è ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå 33 ìåñÿöåâ. Áîëåå ïîçäíèå ñðîêè ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ îòìå÷àþòñÿ òàêæå ó äåòåé, ðîäèâøèõñÿ îò ìàòåðåé, ñòðàäàþùèõ õðîíè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿì. Ó ìàëü÷èêîâ ïðîðåçûâàíèå âðåìåííûõ çóáîâ íà÷èíàåòñÿ ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê . Ì.Ä. Äðóêàðîâ íàøåë, ÷òî ó ìàëü÷èêîâ ñåëüñêîé ìåñòíîñòè âðåìåííûå çóáû íà÷èíàþò ïðîðåçûâàòüñÿ íà 1,5 íåäåëè, à ó ãîðîäñêèõ íà 3 íåäåëè ðàíüøå, ÷åì ó äåâî÷åê. Íàèáîëüøåå ÷èñëî çóáîâ ïðîðåçûâàåòñÿ â èíòåðâàëå âðåìåíè 6-18 ìåñÿöåâ (ðåçöû, êëûêè,, ïåðâûé ìîëÿð). Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, åãî çóáî÷åëþñòíîãî àïïàðàòà çóáû ïðîðåçûâàþòñÿ îäíîâðåìåííî íà îáåèõ ÷åëþñòÿõ, âíà÷àëå íà íèæíåé, çàòåì íà âåðõíåé . Îäíàêî èññëåäîâàíèÿ Ì.Ä. Äðóêàðîâà ïîêàçàëè, ÷òî áîëüøèíñòâî âðåìåííûõ çóáîâ ðàíüøå íà 4-5 íåäåëü ïðîðåçûâàåòñÿ íà âåðõíåé ÷åëþñòè.
Çóáû îáû÷íî ïðîðåçûâàþòñÿ ïîïàðíî, ò.å. îäíîâðåìåííî ïðîðåçàþòñÿ äâà öåíòðàëüíûõ ðåçöà èëè äâà áîêîâûõ ðåçöà (ëåâûé è ïðàâûé). Íàðóøåíèå ïàðíîñòè ïðîðåçûâàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ïðè ïîðîêàõ ðàçâèòèÿ çóáîâ è ÷åëþñòåé. Ðàññìîòðèì îñîáåííîñòè ïðèêóñà â äàííîì ïåðèîäå ïî âîçðàñòàì. Ó ðåáåíêà 4-6 ìåñÿöåâ íà íèæíåé ÷åëþñòè ïðîðåçàþòñÿ íèæíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, êàæäûé èç êîòîðûõ èìååò çóá÷èêè íà ðåæóùåì êðàå. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè ïðè ñìûêàíèè ÷åëþñòåé íàõîäÿòñÿ â êîíòàêòå. Òàê êàê íèæíÿÿ ÷åëþñòü ðàñïîëîæåíà äèñòàëüíåå âåðõíåé, òðàâìû âåðõíåãî àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíèìè ðåçöàìè íå íàáëþäàåòñÿ.  7-8 ìåñÿöåâ ó ðåáåíêà ïðîðåçàþòñÿ âåðõíèå öåíòðàëüíûå ðåçöû, ïîñëåäíèå ïî ìåðå ïðîðåçûâàíèÿ âñòóïàþò â êîíòàêò ñ íèæíèìè ðåçöàìè. Àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè â ìåñòàõ, ëèøåííûõ çóáîâ, ïðè ñìûêàíèè êîíòàêòèðóþò.  ýòîò ïåðèîä ðåáåíîê ïûòàåòñÿ îòêóñèòü êîðî÷êó õëåáà. Æåâàòåëüíûé àïïàðàò ðåáåíêà ñ âðåìåííûì ïðèêóñîì îòëè÷àåòñÿ ñâîèìè, ëèøü åìó ñâîéñòâåííûìè ôóíêöèîíàëüíûìè âîçðàñòíûìè äàííûìè. Èññëåäîâàíèå ôóíêöèè æåâàíèÿ ó 6-7-ìåñÿ÷íûõ äåòåé ïîêàçàëî, ÷òî íàáëþäàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ ñ ïåðèîäè÷åñêèìè îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè. Íà ôîíå ñîñàòåëüíûõ äâèæåíèé ïîÿâëÿþòñÿ åäèíè÷íûå æåâàòåëüíûå âîëíû, êîòîðûå òàêæå ÷åðåäóþòñÿ ñ îñòàíîâêàìè íèæíåé ÷åëþñòè è äîïîëíèòåëüíûìè äâèæåíèÿìè, ñâÿçàííûìè ñ ãëîòàíèåì îòäåëüíûõ ðàçìÿã÷åííûõ ÷àñòèö æåâàòåëüíîé ïðîáû (áóëêà èëè ïå÷åíüå, ñìî÷åííûå â ñëàäêîì ÷àå). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïåðèîäà èçìåëü÷åíèÿ ïèùè èíäèâèäóàëüíà è îáû÷íî ïðîòåêàåò â äèàïàçîíå îò 60 äî 150 ñåêóíä.
Ëèòåðàòóðà:
ïðèêóñ ðåáåíîê ÷åëþñòü çóá
Àáîëìàñîâ Í.Ã., Àáîëìàñîâ Í.Í. Îðòîäîíòèÿ: ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ì.: ÌÅÄïðåññ-èíôîðì, 2008ã
Îðòîäîíòèÿ. Ïîä ðåäàêöèåé ïðîôåññîðà Ï.Ñ.Ôëèñà, Êèåâ. Ìåäèöèíà 2008
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
В течение жизни в полости рта человека последовательно прорезываются временные, затем постоянные зубы. Знание анатомического строения, сроков прорезывания зубов, особенностей роста и развития челюстей на разных этапах формирования челюстно-лицевой системы, физиологических прикусов важно для врачей всех специальностей. Это общеморфологическое направление является базовым и определяет закономерности развития зубочелюстной системы, выявляет индивидуальные особенности.
Сроки и основные закономерности прорезывания временных зубов
У новорожденного ребенка в челюстях имеются зачатки 20 временных и 16 постоянных зубов различной стадии развития. Нижняя челюсть расположена позади верхней, а между альвеолярными отростками в переднем участке имеет место сагиттальная щель до 10 — 14 мм.
В грудной период продолжается внутричелюстное формирование и минерализация временных зубов, и с 6-го месяца начинается процесс прорезывания их формируется временный прикус. Одновременно с этим начинается минерализация постоянных зубов.
Средний возраст прорезывания— это возраст, когда зуб прорезался у 50% детей.
Установлено, что в зоне с повышенным содержанием фтора в питьевой воде прорезывание боковых резцов, клыков, вторых моляров начинается позднее на 2-3 месяца по сравнению с зоной с пониженным содержанием фтора в питьевой воде.
Последовательность прорезывания временных зубов на каждой челюсти происходит в следующем порядке: I – II – IV – III – V, а в целом в прикусе так: Iн – Iв – Iв – Iн – Ivн – Ivв – IIIв – IIIн – Vн – Vв. Представленный порядок прорезывания наиболее типичен, однако возможны также варианты, когда у ребенка вначале прорезываются боковые резцы, а в скором времени вслед за ними центральные.
Зубы обычно прорезываются последовательно, попарно, симметрично. Нарушение парности прорезывания отмечается при пороках развития зубов и челюстей. Считается нормальным, когда к концу 1-го года жизни ребенка прорезались 8 резцов, затем — первые моляры, клыки и вторые моляры (таб. 1).
Таблица 1. Сроки закладки минерализации, прорезывания и формирования зубов
Однако в последнее время в связи с процессами акселерации с многих детей начало прорезывания приходится на более раннее время — 4 или 5 месяцев жизни, поэтому некоторые авторы предлагают средние сроки прорезывания, которые были определены ими в результате собственных клинических исследований (таб. 2).
Таблица 2. Анатомия временных зубов.
Временные зубы отличаются от постоянных величиной, формой, цветом (таб. 3).
Таблица 3. Сравнительные признаки временных и постоянных зубов
Среди временных зубов выделяют: резцы – 8; клыки – 4; моляры – 8. По своему строению зубы не однородны, Это зависит от групповой принадлежности зуба, от описываемой поверхности зуба. Для удобства описания выделяют поверхности: вестибулярная, язычная, медиальная, дистальная, окклюзионная.
Группа временных резцов – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 4 резца: 2 медиальных (центральных) и 2 латеральных (боковых) соответственно левые и правые. Общим в строении резцов является форма коронки, уплощенная в вестибуло-язычном направлении вблизи режущего края. Корень имеет конусовидную форму.
Рис. 1
Анатомическая форма временных зубов правой верхней челюсти
Рис. 2
Анатомическая форма временных зубов правой нижней челюсти.
Группа временных клыков – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 2 клыка: правый и левый. Общим в анатомии этих зубов является наличие заостренной со всех поверхностей коронки и самого длинного конусовидного корня.
Группа временных моляров. Это зубы с многобугорковой жевательной поверхностью и несколькими корнями. Временные моляры самые крупные зубы временного прикуса. У ребенка 8 моляров: 4 моляра верхней челюсти – первый и второй (правые и левые); и 4 моляра нижней челюсти – первый и второй (правые и левые).
Существует несколько систем записи зубной формулы временных зубов
Во временном прикусе различают три основных периода: 1-й период (от рождения до 2,5 — 3 лет) – формирование временного прикуса; 2-й период (от 3 до 4 лет) – сформированный временный прикус; 3 период (от 4,5 до 5 – 6 лет) – редукция (истирание, изнашивание) временного прикуса.
Период формирования временного прикуса. При нормальном развитии зубов и челюстей на 6 — 8-м месяце начинается процесс прорезывания временных зубов (рис. 3) продолжающийся до 2,5—3 лет. По мере прорезывания зубов и развития жевательной функции наблюдается инволюция тех органов, которые ранее обеспечивали акт сосания. С прорезыванием вторых временных моляров происходит первый подъем высоты прикуса. В этот период активно развивается альвеолярный отросток, утолщается базальная часть нижней челюсти, растут ее ветви, изменяются очертания нижнечелюстного канала, уменьшается величина нижнечелюстного угла, усложняются рельеф и архитектура нижней челюсти.
К 2,5 — 3 годам временный прикус считается сформированным. Этот период продолжается до 4 лет и является стабильным состоянием зубочелюстной системы.
Нарушения в молочном прикусе могут повлечь за собой различные осложнения как местного, так и общего характера. Они отражаются на росте и развитии челюстей, на прорезывании постоянных зубов, понижают жевательную способность, приводят к изменениям формы твердого неба.
Рис. 3
Период сформированного временного прикуса имеет следующие зубные признаки: 1. временных зубов 20, они имеют выраженную анатомическую форму, 2. зубы в пределах зубного ряда имеют плотный контакт. Контактный пункт точечный, но при увеличении физиологической подвижности к концу периода сформированного временного прикуса контактный пункт становится плоскостным. 3. верхний и нижний зубные ряды имеют форму полукруга и их середины совпадают между собой; 4. зубы верхней челюсти во фронтальном отделе перекрывают зубы нижней. Это объясняется большей шириной верхней зубной дугой но сравнению с нижней; 5. каждый зуб верхней челюсти артикулирует с двумя нижними, за исключением второго моляра, который артикулирует только со своим антагонистом — вторым нижним моляром; 6. дистальные апроксимальные поверхности вторых временных моляров находятся в одной вертикальной плоскости.
К моменту окончания прорезывания временных зубов осуществляется первый этап физиологического подъема высоты прикуса, который начинается с установления контакта между первыми временными молярами и завершается полным прорезыванием и правильным артикуляционным взаимоотношениям вторых временных моляров.
Следующий период формирования зубочелюстной системы — это период редукции временного прикуса, продолжающийся с 4,5 до 6 лет. Полностью сформированный временный прикус в этот период нестабильный и претерпевает ряд изменений. Его еще называют периодом, предшествующим смене временного прикуса, или периодом «изнашивания» временного прикуса.
Рис.4 Рис. 5
Рис. 4. Редукция временного прикуса (модели челюстей): а) вид спереди, б) вид сзади.
Рис. 5 Правильное соотношение
В следствие роста челюстных костей в процессе подготовке к смене временных зубов на постоянные (большие по размеру), для этого периода характерно формирование физиологических промежутков между зубами (диастем – между центральными резцами и трем — между остальными зубами). Постепенно нарастает стираемость бугров жевательных зубов и режущих краев фронтальных зубов. Усиливается физиологическая подвижность отдельных зубов, подлежащих смене. Зубные ряды удлиняются. За счет стиранея жевательных поверхностей боковых зубов происходит медиальный (к средней линии) сдвиг нижней челюсти и формируется «прямой скользящий прикус». При этом резцы контактируют режущими краями , а в боковом участке возникает медиальная ступенька, образованная дистальными поверхностями вторых временных моляров (симптом Цилинского).
Такое соотношение зубов обеспечивает в последующем правильное положение и соотношение первых постоянных моляров. Промежутки приматов (диастемы и тремы) являются резервным местом для медиального смещения нижнего зубного ряда и последующего беспрепятственного размещения постоянных зубов. Стирание зубов приводит к уменьшению высоты коронок, формируется прямой «скользящий» прикус. Завершается дифференцировка элементов височно-нижнечелюстных суставов, продолжается закладка третьих моляров, развитие и минерализация премоляров и вторых моляров. К концу периода «изнашивания» временного прикуса начинается прорезывание первых постоянных моляров.
Сроки и основные закономерности прорезывания постоянных зубов
Развитие постоянных зубов в целом напоминает развитие временных зубов. У постоянных моляров временные предшественники отсутствуют, поэтому их называют дополнительными. Все остальные постоянные зубы являются замещающими.
В ходе прорезывания постоянных замещающих зубов происходит разрушение и выпадение временных зубов, которое включает и прогрессивную резорбцию корней временных зубов и их альвеол (рис. 6).
Рис. 6
Вследствие давления постоянного зуба на альвеолу временного зуба начинается дифференцировка остеокластов, которые активно включаются в процессы резорбции костной ткани.
Локализация зон физиологической резорбции корней временных зубов различна в зависимости от групповой принадлежности зуба: у однокорневых зубов она располагается в области верхушки зуба с язычной стороны, а у многокорневых зубов — в зоне бифрукации корней.
Сроки прорезывания постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадают со временем выпадения временных зубов (табл. 4).
Процесс выпадения временного зуба протекает синхронно с процессом прорезывания постоянного зуба.
Клинически после выпадения временного зуба обнаруживаются бугры или часть режущего края прорезывающихся постоянных зубов.
Таблица 4. Сроки прорезывания постоянных зубов.
Прорезывание постоянных зубов начинается с первого постоянного моляра в 6 лет. Затем последовательно в возрасте 6 – 8 лет прорезываются центральные и боковые резцы. В 9 – 10 лет прорезываются первые премоляры, за которыми, чаще всего, следуют клыки (10 – 11 лет) и вторые премоляры (11 – 12 лет). В 12 – 13 лет прорезываются вторые постоянные моляры. Таким образом, к 12 – 13 годам все временные зубы заменяются постоянными. Окончательное формирование корней завершается к 15 годам.
У замещающих зубов имеется особая анатомическая структура, способствующая их прорезыванию – проводниковый канал, который содержит проводниковый тяж.
Закладка такого постоянного зуба размещается первоначально в общей костной альвеоле с его временным предшественником. В дальнейшем она полностью окружается альвеолярной костью, за исключением небольшого канала, содержащего остатки зубной пластинки и соединительную ткань. Вместе эти структуры способствуют направленному движению постоянного зуба в ходе его прорезывания.
Периоды сменного прикуса
Итак, с прорезыванием первого постоянного моляра начинается сменный прикус. Сменный прикус представляет собой более высокую степень развития и дифференцировки жевательного аппарата. Он характеризуется наличием временных и постоянных зубов, который продолжается от 6 до 12—14 лет.
Сменный прикус представляет особый интерес ортодонтов вызывает особый интерес, поскольку в это время происходит наиболее интенсивный роста челюстных костей, обменные процессы в костной ткани находятся на высоком уровне. Поэтому своевременное выявление этиологических факторов особенно эффективно в денный период, как эффективно и лечение самих зубочелюстных аномалий.
Однако, сведения о развитии сменного прикуса неоднозначны. Так, например А.Д. Осадчий (1967 г.) выделяет в сменном прикусе два периода: 6 – 8 лет – ранний сменный прикус и 9 – 12 лет – поздний сменный прикус. И.Л. Злотник (1952 г.) также выделяет эти два периода, но с разницей в возрасте, соответственно, 6 — 9 и 10 – 12 лет.
Рис. 7
Такое выделение периодов связано с наличием в зубных рядах в период раннего сменного прикуса первого постоянного моляра, четырех постоянных резцов на верхней и нижней челюсти. А премоляров и клыка – в периоде позднего сменного прикуса. В 9 лет рост челюстных костей замедляется, но отмечается заметный рост альвеолярного отростка, связанный с прорезыванием постоянных клыков и премоляров и формированием корней резцов и первого моляра (Ф.Я. Хорошилкина, 1999 г.).
Данное разделение учитывает и темпы роста челюстных костей и альвеолярного отростка и уровень интенсивности обменных процессов в них.
Прорезывание первых постоянных зубов (первых моляров) обеспечивает второй физиологический подъем высоты прикуса, формируется сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Третий период повышения высоты прикуса начинается в 12 лет прорезыванием второго моляра. Он сопровождается активным ростом зубоальвеолярных дуг, который продолжается от 13,5 до 15 лет.
В процессе развития жевательного аппарата у детей сменный прикус наиболее лабильный. Одновременное наличие в полости рта временных зубов, утративших устойчивость вследствие рассасывания корней, и постоянных зубов, которые находятся на различных стадиях прорезывания и формирования корней, приводит к значительному снижению жевательной функции, ведущему к неравномерной тренировке жевательных мышц, неправильному росту челюстных костей и нередко формированию аномалий зубочелюстной системы. В этот период отмечается как саморегуляция имеющихся аномалий, так и формирование новых. В связи с неустойчивым состоянием отдельных звеньев зубочелюстной системы и всего жевательного аппарата в целом, а также усиленным ростом челюстей в данный период, необходимо использовать его для выполнения корригирующих ортодонтических вмешательств. Продолжение статьи здесь
Авторы: В.И. Куцевляк, А.В. Самсонов, С.В. Алтунина, Ю.В. Ткаченко
Источник