Периоды развития прикуса ребенка

Периоды развития прикуса ребенка thumbnail

Прикус – это расположение зубов при плотно сомкнутых челюстях. Его формирование является сложным и длительным процессом, который начинается еще во внутриутробном периоде и заканчивается только в половозрелом возрасте.

На его развитие влияет довольно много разных факторов, от которых зависит, насколько правильным он будет в конечном итоге. Поэтому родители обязательно должны знать, как и когда у ребенка формируется прикус и что может оказать на него негативное влияние.

Формирование челюстей – длительный процесс.

Почему так важен правильный прикус?

Правильный прикус – залог здоровья.

Правильный прикус – это такое расположение зубов, при котором челюсти могут полностью смыкаться без видимых промежутков между зубами, а центральная линия лица проходит через резцы верхнего и нижнего зубного ряда.

Для многих людей понятие «правильный прикус» носит только эстетический характер и они даже не предполагают, что от расположения зубов может зависеть так много физиологических процессов.

На самом деле, правильное расположение зубных рядов важно не только для красоты, оно влияет на:

  • дикцию и речь;
  • работу пищеварительной системы;
  • здоровье головы в целом;
  • мышцы шеи;
  • здоровье ЛОР органов

Неправильно расположенные зубные ряды не позволяют тщательно пережевывать пищу. Это способствует не только плохому пищеварению и проблемам с ЖКТ, но и затрудненному усвоению важных питательных веществ, что особенно сказывается на росте и развитии детей. Это может привести к ухудшению общего состояния здоровья и здоровья нервной системы.

Важно: Правильное расположение челюстей способствует быстрому развитию речевых навыков.

Варианты патологий челюстей.

Для определения патологий развития челюстных дуг у ортодонтов существует определенная классификация деформаций прикуса:

  • дистальный – когда выдвинута вперед верхняя челюсть;
  • мезиальный – когда выдвинута вперед нижняя челюсть;
  • перекрестный – когда челюсти развиваются неравномерно;
  • глубокий – когда верхняя челюсть перекрывает нижнюю более чем на 50%;
  • открытый – когда верхняя и нижняя челюсть не смыкаются при закрытых челюстях.

Перечисленные варианты показаны на фото. В некоторых случаях наблюдаются нарушения смешанного типа, когда присутствует сразу несколько патологий.

Всё это говорит о важности своевременного выявления нарушений прикуса и их исправления. Признаки таких патологий родители могут заметить и сами, но также необходимо проходить регулярные осмотры стоматолога и ортодонта.

Этапы формирования прикуса

Формирование челюстей начинается в 1 триместре.

Современные исследования показали, что формирование прикуса у детей начинается еще в утробе матери, а не с момента появления первых зубов, как считалось ранее. Челюсти эмбриона начинают развиваться уже в первом триместре беременности, на этом же этапе происходит закладка первых зубов и их минерализация. И уже в это время могут быть спровоцированы аномалии челюстей, которые в итоге приведут к нарушениям расположения зубов.

Помимо закладки зубов, у плода уже активно развиваются челюсти. Во втором триместе челюсти имеют мезиальное положение, т. е. нижняя челюстная дуга значительно выдвинута вперед, относительно верхней. В третьем триместре развивается твердое небо, что позволяет изменить положение, и уже верхняя челюстная дуга выдвигается над нижней.

Такое положение сохраняется вплоть до появления ребенка на свет и считается правильным на момент рождения. Дополнительную информацию по этой теме можно узнать из видео в этой статье.

Важно: Главный фактор нормального развития зубочелюстной системы ребенка во внутриутробном периоде – правильное и полноценное питание беременной женщины, а также спокойный и здоровый образ жизни.

Становление окончательного расположения зубов у взрослого человека проходит через 4 периода формирования челюстных дуг. Все они одинаково важны и на каждом из них могут появиться отклонения развития челюстей, которые в конечном итоге скажутся на постоянном прикусе.

Начальный период

Челюстные дуги активно развиваются ещё до появления первых зубов.

Первый этап развития прикуса начинается с момента рождения до 6 месяцев или до появления первого зуба. В этом периоде у ребенка еще нет зубов, но уже идет активное развитие челюстных дуг.

При рождении нижняя челюсть у малышей меньше развита и смещена назад. Это естественно и правильно. В дальнейшем, по мере развития челюстных мышц происходит выравнивание челюстей.

Основным фактором правильного развития прикуса является грудное вскармливание. Так как именно в этом случае, при правильном захвате, ребенку нужно прилагать достаточно усилий и постоянно работать нижней челюстью, для того чтобы добывать молоко из груди.

Такая активность позволяет нормально развиться нижней челюсти и выдвинуться вперед, за счет чего к шестимесячному возрасту ребенка, при отсутствии патологий, челюсти занимают нормальное положение относительно друг друга.

Важно: Если новорожденный находится на искусственном вскармливании очень важно правильно подбирать размер соски на бутылочку и скорость потока жидкости. Чтобы этот процесс был максимально приближен к естественному вскармливанию и способствовал правильному развитию челюстей.

Период временного прикуса

Первые зубы появляются в период временного прикуса.

Период временного прикуса включает возраст от 6 месяцев до 6 лет, делится он на 2 этапа:

  • от 6 месяцев до 3 лет – этап формирующегося временного прикуса – начинается с прорезывания первых резцов и заканчивается с появлением всех 20 молочных зубов;
  • от 3 до 6 лет – этап сформировавшегося временного прикуса – в этом промежутке у ребенка уже выросли все молочные зубы, но продолжается активное развитие и рост челюстей, а также их подготовка к появлению коренных зубов. Уже на этом этапе можно определить насколько правильно развиваются челюстные дуги и провести первые коррекционные мероприятия. Поэтому очень важно пройти осмотр стоматолога сразу же после того как у ребенка выросли все 20 молочных зубов.
Читайте также:  Влияние среды на речевое развитие ребенка

Для правильного развития зубочелюстной системы в период прорезывания молочных зубов очень важно своевременно ввести в рацион ребенка твердую пищу. Ребенок должен учиться жевать, чтобы развивать жевательные мышцы, от которых как раз и зависит нормальное развитие челюстей.

Соска-пустышка негативно воздействует на зубы.

Еще одним важным фактором правильного развития челюстных дуг является отсутствие вредных привычек на этом этапе. Когда формируется прикус у ребенка, зубы еще очень лабильны и любое внешнее воздействие на них может привести к негативным последствиям в виде смещения зубов или образования щелей между ними. Поэтому нужно своевременно отучать ребенка от таких привычек, как сосание соски, пальцев или других предметов.

Для коррекции нарушений временного прикуса используются специальные мягкие приспособления – трейнеры и пластинки.

Период смешанного прикуса

Молочные зубы начинают выпадать с 5-6 лет.

Период смешанного или сменного прикуса начинается с 6 лет и заканчивается в 12-14. Характеризуется он сменой молочных зубов на постоянные коренные. При этом сроки выпадения временных зубов совпадают со сроками прорезывания постоянных.

Это синхронный процесс, когда коренной зуб начинает давить на альвеолу молочного зуба, способствуя его выпадению. На этом этапе происходит наиболее активный рост челюстей и ускоряются все обменные процессы.

Молочные и коренные зубы.

Зубные дуги теперь должны вмещать не 20 зубов, а 28, именно поэтому очень важен своевременный рост челюстных дуг, иначе коренным зубам может не хватать места и они будут расти криво, провоцируя нарушения прикуса. Завершается период смешанного прикуса когда у ребенка выпадают все 20 молочных зубов и вырастают 28 коренных.

Основные отличия молочных и коренных зубов указаны в таблице:

ПризнакВременный прикусПостоянный прикусКоличество зубов2028-32ГруппыРезцы, клыки, молярыРезцы, клыки, моляры, премолярыРазмерыПреобладает ширинаПреобладает высотаЦветБело-голубойБело-желтыйТолщина твердых тканейМеньшеБольшеСтепень минерализацииМеньшеБольше

Важно: Самым эффективным периодом для исправления нарушений развития челюстей является момент, когда у ребенка выросли все 28 коренных зубов, но зубочелюстная система еще растет и остается подвижной, т. е. возраст 12-14 лет.

Период постоянного прикуса

В 21-24 года прорезываются зубы мудрости.

Период формирования постоянного прикуса идет с 12-14 лет до 21-24 лет, когда все коренные зубы занимают своё положение. На этом этапе завершается развитие и рост челюстей, у некоторых людей прорезываются 29-32 зубы — «зубы мудрости».

В конечном итоге набор зубов становится следующим:

  • 8 резцов – по 4 в центре каждой челюсти;
  • 4 клыка – по одному с каждой стороны после резцов;
  • 8 премоляров – по 2 за каждым клыком;
  • 8 или 12 моляров – по 2 или 3 за премолярами.

Все зубы имеют свои особенности строения и предназначены для выполнения разных функций. К окончанию периода формирования постоянного прикуса подвижность зубочелюстной системы постепенно снижается, а это значит, что любые мероприятия по исправлению патологий становятся всё менее эффективными.

Причины неправильного прикуса

Нарушения челюстей часто спровоцированы вредными привычками.

Развитие прикуса проходит чрез множество этапов и продолжается несколько лет. Это длительный и сложный процесс, на который влияет множество факторов.

Выделим основные причины, по которым могут возникнуть нарушения в расположении зубных рядов:

  • наследственность;
  • вредные привычки ребенка – сосание соски, пальца и игрушек в младшем возрасте, и прикусывание карандаша или ручки в более старшем;
  • неправильно подобранные соска-пустышка или соска на бутылочке для кормления;
  • ранняя потеря молочных зубов или их болезни из-за неправильной гигиены;
  • детские болезни, влияющие на рост и развитие костной ткани, например рахит;
  • частые болезни ЛОР органов, из-за которых ребенок вынужден подолгу дышать ртом;
  • неправильное положение во время сна;
  • несвоевременное введение твердой пищи.

Любая из перечисленных причин может привести к неправильному смыканию зубных рядов и формированию патологического прикуса.

Профилактика нарушений

Осмотр у стоматолога должен быть регулярным.

Как сформировать правильный прикус у ребенка?

Для этого нужно соблюдать ряд профилактических мер, которые содержит следующая инструкция:

  • поддержка грудного вскармливания, постоянный контроль правильного прикладывания и захвата груди новорожденным;
  • при невозможности грудного вскармливания нужно сделать выбор в сторону бутылочек с соской, максимально приближенной по строению к женской груди (их цена обычно немного выше, но она себя оправдывает);
  • нужно обращать внимание на то, как ребенок спит: голова не должна быть запрокинутой, дыхание должно быть только носовым;
  • необходимо закаливать ребенка и беречь его от заболеваний ЛОР органов. При частых болезнях врач должен дать определенные рекомендации для поднятия иммунитета;
  • стоит уделять внимание профилактике рахита;
  • минимальное использование соски-пустышки, своевременное отучение от нее (не позднее 9 месяцев);
  • обязательные профилактические осмотры у стоматолога и ортодонта;
  • гигиена полости рта, чистка зубов с появления первого молочного.

Молочные зубы требуют особой гигиены.

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка в доу

Отдельно стоит отметить профилактику и своевременное лечение зубных болезней. Так как ранняя потеря молочных зубов может губительно воздействовать на дальнейшее развитие зубочелюстной системы, спровоцировать ее смещение и искривление.

Правильное формирование прикуса у детей преимущественно зависит от родителей. Внимательное наблюдение за ребенком и своевременное выявление патологий развития челюстей позволяет избежать продолжительного и довольно дорогостоящего лечения.

Вопросы врачу

Брекеты ребенку

Здравствуйте доктор! У моего сына неправильный прикус. С 4 до 5 лет носили трейнеры, зубы немного выровнялись, но сейчас, когда ему уже почти 9 лет и половина зубов заменилась на коренные, ситуация ухудшилась. Подскажите, будут ли эффективны в этом возрасте трейнеры или придется ставить брекеты?

Трейнеры – это более мягкий способ коррекции зубов, но довольно эффективный. Также Вам могут порекомендовать специальные ортодонтические пластинки. Брекет-системы ставятся только после замены всех молочных зубов на коренные, поэтому в Вашей ситуации они противопоказаны.

Исправление постоянного прикуса

Моему сыну 16 лет, есть небольшие нарушения прикуса, но ставить брекеты ребенок категорически отказывается. Можно ли в этом возрасте использовать какие-то другие способы коррекции?

Существует большое множество различных ортодонтических аппаратов для исправления прикуса без установки брекет-систем в этом возрасте. Но для того чтобы подобрать оптимальный вариант, Вам необходимо сначала пройти диагностику у врача-ортодонта, который составит индивидуальный план лечения и поможет с выбором устройства для коррекции зубных рядов.

Читать далее…

Источник

Îñíîâíûå ìîìåíòû ïðåíàòàëüíîãî ðàçâèòèÿ ÷åëþñòíî-ëèöåâîé ñèñòåìû. Ïåðèîäû ôîðìèðîâàíèÿ ïðèêóñà â çàâèñèìîñòè îò ñòàäèè ðàçâèòèÿ çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû. Ñìåíà ìîëî÷íûõ çóáîâ ïîñòîÿííûìè, ïðèçíàêè íîðìû ê 12 ãîäàì. Âèäû íåïðàâèëüíîãî ïðèêóñà ó ðåáåíêà.

ÐóáðèêàÌåäèöèíà
Âèäïðåçåíòàöèÿ
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ19.04.2017
Ðàçìåð ôàéëà326,2 K

Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà

Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.

  • ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ðàçâèòèå è ñìåíà çóáîâ ó ðåáåíêà. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ïðèêóñà. Êëàññèôèêàöèÿ íåêàðèîçíûõ ïîðàæåíèé çóáîâ è ïîðàæåíèé, âîçíèêàþùèå â ïåðèîä ôîëëèêóëÿðíîãî ðàçâèòèÿ èõ òêàíåé. Âëèÿíèå êàëüöèÿ è ôòîðà íà îðãàíèçì. Çóáíûå ïàñòû è æèäêèå ñðåäñòâà ãèãèåíû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,8 M], äîáàâëåí 17.06.2011

  • Õàðàêòåðèñòèêà íàñëåäñòâåííûõ, âðîæäåííûõ è ïîÿâèâøèõñÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà çóáî÷åëþñòíûõ àíîìàëèé. Îïèñàíèÿ íàðóøåíèé ïðèêóñà, ðàçìåðà ÷åëþñòíûõ êîñòåé, ôîðìû è ïîëîæåíèÿ ÷åëþñòè. Èçó÷åíèå îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ ëå÷åíèÿ àíîìàëèé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû.

    ïðåçåíòàöèÿ [9,3 M], äîáàâëåí 22.12.2014

  • Èçó÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ âèäîâ îêêëþçèè; èõ îñîáåííîñòè â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Îöåíêà õàðàêòåðà ñìûêàíèÿ áîêîâûõ è ôðîíòàëüíûõ çóáîâ. Ðàçâèòèå çóáîâ âî âðåìåííîì ïðèêóñå ñ ïðîìåæóòêàìè. Ôèçèîëîãè÷åñêîå ôîðìèðîâàíèå ïðèêóñà ïîñòîÿííûõ çóáîâ.

    ïðåçåíòàöèÿ [587,5 K], äîáàâëåí 10.04.2013

  • Èññëåäîâàíèå êëàññèôèêàöèè çóáî÷åëþñòíûõ àíîìàëèé ó äåòåé è âçðîñëûõ. Îáçîð ïðè÷èí âåñòèáóëÿðíûõ îòêëîíåíèé è ñìåùåíèÿ çóáîâ îò çóáíîãî ðÿäà. Êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè ïðàâèëüíîãî ïðèêóñà. Ïîðîêè ðàçâèòèÿ í¸áà. Îñíîâíûå çàäà÷è îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ áîëüíûõ.

    ðåôåðàò [28,7 K], äîáàâëåí 11.12.2012

  • Îñíîâíûå ôàêòîðû âîçíèêíîâåíèÿ çóáî÷åëþñòíûõ àíîìàëèé. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ðàçëè÷íûõ ôîðì ãëóáîêîãî ïðèêóñà, åãî äèàãíîñòèêà. Ëå÷åíèå ñìûêàíèÿ çóáíûõ ðÿäîâ ñ ó÷åòîì ïðè÷èíû åãî ôîðìèðîâàíèÿ è âîçðàñòà ïàöèåíòà. Ïåðèîäû ôèçèîëîãè÷åñêîãî çàâûøåíèÿ ïðèêóñà.

    ïðåçåíòàöèÿ [89,5 K], äîáàâëåí 04.03.2014

  • Êëèíè÷åñêîå îïèñàíèå âûâèõà çóáîâ âðåìåííîãî ïðèêóñà êàê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííîé òðàâìû ìîëî÷íûõ çóáîâ. Ïåðåëîì ìîëî÷íûõ ðåçöîâ, êîðîíêè è êîðíÿ çóáà. Ïðîôèëàêòèêà òðàâì ìîëî÷íûõ çóáîâ è èõ ëå÷åíèå. Îñëîæíåíèÿ, âîçíèêàþùèå ïðè ïðîâåäåíèè äåïîôîðåçà.

    ïðåçåíòàöèÿ [3,7 M], äîáàâëåí 25.10.2014

  • Çíà÷èìîñòü ïèòàíèÿ â ïðîôèëàêòèêå êàðèåñà è âîñïàëèòåëüíûõ áîëåçíåé ïàðîäîíòà, òàê è ôîðìèðîâàíèè äåôîðìàöèé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû. Ðàöèîí ïèòàíèÿ â èäåàëå. Ïèùà êàê ñïîñîá äîïîëíèòåëüíîé ìèîãèìíàñòèêè. Èñêóññòâåííîå âñêàðìëèâàíèå è àíîìàëèè ïðèêóñà.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,1 M], äîáàâëåí 06.10.2013

  • Âûâèõ çóáîâ âðåìåííîãî ïðèêóñà â ðåçóëüòàòå òðàâìû êàê íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííàÿ ïðè÷èíà ñìåùåíèÿ çóáîâ â àëüâåîëÿðíîì îòðîñòêå. Ïëàíèðîâàíèå ëå÷åíèÿ ïðè ïåðåëîìå ìîëî÷íûõ ðåçöîâ, ïåðåëîìå êîðîíêè è êîðíÿ ïîñòîÿííûõ çóáîâ. Ïðîâåäåíèå îñìîòðà ïàöèåíòà.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,2 M], äîáàâëåí 26.03.2015

  • Ýíäîãåííûå è ýêçîãåííûå ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, èìåþùèå ìåñòî â ïåðèîäå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ïëîäà. Ïåðèîä çàâåðøåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ìîëî÷íîãî ïðèêóñà, ïðîôèëàêòè÷åñêèå ìåðîïðèÿòèÿ. Íàðóøåíèå ôóíêöèè ãëîòàíèÿ ó äåòåé, îñîáåííîñòè å¸ íîðìàëèçàöèè.

    ïðåçåíòàöèÿ [4,8 M], äîáàâëåí 26.12.2013

  • Àíîìàëèÿ ðàçâèòèÿ ÷åëþñòíûõ êîñòåé. Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ïðîãåíè÷åñêîãî, ìåçèàëüíîãî ïðèêóñà ó ÷åëîâåêà. Èññëåäîâàíèå ëèöåâûõ è âíóòðèðîòîâûõ ñèìïòîìîâ. Ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ñòàð÷åñêîé ïðîãåíèè. Ïîñòàíîâêà çóáîâ ïðè ïðîãåíè÷åñêîì ñîîòíîøåíèè ÷åëþñòåé.

    ïðåçåíòàöèÿ [998,1 K], äîáàâëåí 31.05.2015

Периоды развития прикуса ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

13.2.3. Период
формирования прикуса постоянных зубов

ЗПериоды развития прикуса ребенкаубочелюстная
система в этот пе­риод характеризуется
следующими параметрами: число, группы
и раз­мер зубов, форма и вид смыкания
зубных рядов. Число зубов — 28, по 14 на
каждой челюсти и по 7 на каждой половине
челюсти. Группы зубов — резцы (1, 2), клыки
(3), премоляры (4, 5), моляры (6, 7, 8). В норме
имеется определенная за­висимость
между мезиодистальными размерами зубов
и размером зубных рядов. Форма верхнего
зуб­ного ряда — полуэлипс, нижне­го
— парабола. В этом периоде за­канчивается
формирование корней постоянных зубов.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка анатомия

Рис.
13.5.

Прикус постоянных зубов, нормальное
смыкание зубных рядов.

Смыкание
зубных рядов.
Исходя
из формулировки прикуса как смы­кания
зубных рядов при привыч­ном положении
нижней челюсти, первым признаком наличия
прику­са является смыкание зубных
рядов или его отсутствие. Понятия
«фи­зиологический прикус» и
«физио­логическая окклюзия»
тождествен­ны. У пациентов с аномалией
смы­кания зубных рядов можно гово­рить
об аномалии прикуса (окклю­зии), там
где имеется смыкание зубных рядов,
например дистальная, мезиальная окклюзия
(т.е. ок­клюзия имеется, но она нарушена).
В то же время неверно определение
«открытый прикус», так как перед­ние
зубы не смыкаются, а значит нет и прикуса.
Более правильно го­ворить о вертикальной
резцовой дизокклюзии зубных рядов.

Для физиологического
прикуса постоянных зубов характерны
сле­дующие признаки:

• верхние
боковые зубы перекрыва­ют нижние на
глубину продоль­ной фиссуры, аво
фронтальном участке верхние резцы
перекры­вают нижние резцы не более
чем на 1/3и
между ними имеется режу­ще-бугорковый
контакт; небные бугры верхних моляров
контактируют с продольными фиссурами
нижних моляров (рис. 13.5);

• каждый зуб имеет
два антагониста (кроме верхних последних
зубов и нижних центральных резцов,
ко­торые имеют по одному антагони­сту);

• каждый зуб
верхней челюсти антагонирует с одноименным
зубом нижней челюсти и позадистоящим
зубом, а каждый зуб нижней челюсти — с
одноименным зубом верхней челюсти и
впередистоящим зубом; передний щечный
бу­гор верхнего первого моляра
кон­тактирует с поперечной
(межбу­горковой) фиссурой нижнего
од­ноименного зуба;

• средняя линия
проходит между центральными резцами;

• на верхней
челюсти зубной ряд больше альвеолярной
дуги, а по­следняя больше базальной
дуги;

• на нижней челюсти
— обратные взаимоотношения: базальная
дуга больше альвеолярной, а альвео­лярная
— больше зубного ряда;

• зубы касаются
контактными точ­ками на аппроксимальных
по­верхностях;

• высота коронок
уменьшается от центральных резцов к
молярам (исключение — клыки);

• верхние зубы
наклонены вестибулярно, а нижние
располагаются отвесно;

• первые моляры
смыкаются следу­ющим образом:
мезиально-щечный бугор первого моляра
верх­ней челюсти находится в
межбу­горковой фиссуре одноименного
моляра нижней челюсти.

Шесть ключей
нормальной ок­клюзии по Эндрюсу:

1.
Соотношение
моляров:

• дистальная
плоскость дистального края первого
постоянного мо­ляра верхней челюсти
смыкается с мезиальной поверхностью
мезиального края второго моляра
нижней челюсти и касается этой плоскости;

Периоды развития прикуса ребенка
мезиощечный бугор
первого по­стоянного моляра верхней
челю­сти лежит внутри ямки между
мезиальным и средним буграми пер­вого
постоянного моляра нижней челюсти;

• мезиоязычный
бугор первого мо­ляра верхней челюсти
находится в средней ямке первого
моляра нижней челюсти (рис. 13.6, а).

2.Мезиодистальный
наклон коро­нок зубов.
При
нормальной окклю­зии десневая часть
долевой оси каждой коронки зубов
располага­ется дистально по
отношению к окклюзионной части. Наклон
ко­ронки измеряется в градусах и
раз­личный в каждой группе зубов
(рис. 13.6, б).

Рис. 13.6. Шесть
клю­чей нормальной, есте­ственной
окклюзии по Эндрюсу.

3.Губно-
или щечно-язычный на­клон коронок
зубов
(рис.
13.6, в). Это угол, образованный
между перпендикуляром к окклюзионной
плоскости и касательной на середи­не
губной или щечной поверхности клинической
коронки зуба. Корон­ки зубов передней
группы (центра­льные и боковые резцы)
располо­жены так, что окклюзионная
часть губной поверхности коронки
на­правлена в сторону языка. Языч­ный
наклон коронок боковых групп зубов
верхнего зубного ряда увели­чивается
от клыков кмолярам.

4Периоды развития прикуса ребенка.Ротация.
Зубы,
расположен­ные в зубном ряду,
не должны иметь поворота вокруг своей
оси. Развернутый моляр или премоляр
занимают больше места в зубном ряду,
что влияет на стабильность достигнутой
в результате ортодонтического лечения
окклюзии. В случае поворота по оси
передних зубов они занимают меньше
места, чем при естественном, правильном
положении (рис. 13.6, г).

5.
Плотный
контакт.
Если
раз­мер и форма верхнего и нижнего
зубных рядов не нарушены, должен
наблюдаться плотный, точечный контакт
между зубами (рис. 13.6, д).

Рис.
13.7.

Виды фи­зиологических прику­сов.
1- физиологический; 2 — физиологический
с обратной резцовой ок­клюзией; 3
– физио-ло­гический с бипротрузией
передних зубов; 4 — пря­мой.

6.Кривая
Шпее (
Spee).
Ровная
окклюзионная плоскость характеризуется
тем, что между наиболее выступающим
бугорком второго моляра нижней челюсти
и режу­щим краем нижнего центрального
резца не бывает окклюзионной линии
глубже 1,5 мм. При уве­личении глубины
кривой Шпее уменьшается место для
правиль­ной позиции зубов в зубном
ряду верхней челюсти, что вызывает
от­клонение зубов в мезиальном и
дистальном направлениях. Обрат­ная
(развернутая) форма кривой Шпее создает
больше места для верхних зубов. Наиболее
оптималь­ная форма кривой Шпее для
нор­мальной окклюзии — это прямая
окклюзионная плоскость (рис. 13.6, е).

Следует
рассматривать несколько видов
физиологического прикуса (рис. 13.7), для
которых характер­ны нормальное
смыкание зубных рядов в боковых участках
и смы­кание передних зубов. Прикус
на­зывается физиологическим толь­ко
тогда, когда созданы условия для
нормального функциониро­вания мышц
ЧЛО, ВНЧС и пародонта.

Источник