Периоды раннего физического развития ребенка

Периоды раннего физического развития ребенка thumbnail

Раннее физическое развитие

Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.

Содержание статьи:

  • Что такое раннее физическое развитие
    • Физическое развитие ребенка до года в цифрах
    • Факторы, влияющие на физическое развитие
  • Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
  • Способы развития физических возможностей ребенка до года
    • Первичное закаливание
    • Массаж
    • Водные процедуры
    • Занятия на фитболе

Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.

Что такое раннее физическое развитие

Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:

  • Соотношение роста и массы тела;
  • Окружности головы и грудины;
  • Пропорциональность полученных измерений;
  • Двигательные умения ребенка;
  • Срок и количество прорезанных зубов.

На все эти параметры сильно влияют многие факторы.

Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.

Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:

  • Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
  • Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;

Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.

  • Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
  • Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
  • Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.

Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.

Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка

Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:

  • Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
  • Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
  • Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
  • Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.

Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года

До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:

  • Держать голову к 2 мес.;
  • Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
  • Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
  • Сидеть в полгода;
  • Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
  • Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
  • Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
  • Начать самостоятельно ходить к году.

Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:

  • Первичное закаливание;
  • Физиологический массаж;
  • Водные процедуры;
  • Упражнение на развитие умений по возрасту;
  • Гимнастика;
  • Занятия на фитболе.
Читайте также:  Условие для благоприятного развития ребенка

Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.

Первичное закаливание

В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:

  • Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
  • Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
  • Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.

Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.

Массаж

В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.

Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.

Водные процедуры

Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.

Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.

Занятия на фитболе

Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.

В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:

  • Спины;
  • Свода стоп;
  • Брюшного пресса;
  • Позвоночника и суставов;
  • Мышц таза.

Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.

Источник

Татьяна Григорян
Физическое развитие детей раннего возраста

Физическое развитие детей раннего возраста.

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка,меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.

Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т. д.) дети осваивают движения по-разному и только три движения формируются у всех детей одновременно:

1) поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1-1,5 месяцев);

2) поднимание головы из положения лежа на животе (4-5 месяцев);

3) поднимание туловища с опорой на предплечья (5-6 месяцев).

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка,меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце.

Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается ее объем, органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды.

На протяжении второго – третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей.На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту, дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности

К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом.

Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-4,5 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.

Читайте также:  Советы молодой маме развитие ребенка

На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной,усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам.

К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка.

В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса.В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.

Источник

Особенности физического развития детей раннего возраста. 

 Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Более подробная информация об особенностях данного возрастного периода в плане физического развития детей, приведена в данной статье.

                Нормы веса и роста детей раннего возраста.

 Ежемесячная прибавка массы тела детей от 1 до 2-х лет составляет от 200 до 250 грамм, рост увеличивается, в среднем, на 1 см. На третьем году жизни дети начинают расти чуть медленнее, за год в весе прибавляют всего лишь до 2,5 кг, а в росте до 8 см. Замедленное прохождение этих процессов объясняется тем, что энергия маленького организма направлена на развитие внутренних органов и усовершенствование работы всех систем. Кроме того, значительная часть энергии уходит на двигательную активность, которая в раннем возрасте ребенка очень велика, ведь малыш уже научился и ходить, и прыгать, и бегать, и преодолевать несложные препятствия (лазание, перелезание)

                       Развитие двигательной активности.

 Опорно-двигательный аппарат у ребенка раннего возраста становится все крепче, в этот возрастной период интенсивно протекает процесс окостенения мягких костных тканей и хрящей. Этот процесс будет продолжаться еще много лет, но уже сейчас тело ребенка приобретает устойчивость в вертикальном положении.

 К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка. Ближе к школьному возрасту он снизится, при этом процесс снижения у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно этим и объясняется большая усидчивость девочек на уроках, чем мальчиков. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

 Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.

Мелкая моторика рук у ребенка в период раннего детства продолжает активно развиваться: движения становятся более точными, амплитуда их становится более мелкая. Малыш уже может манипулировать карандашом (но не обязательно держит его правильно), ложкой, может управляться с застежкой молнией. Но такие навыки, как застегивание пуговиц и завязывание шнурков для него еще трудны в освоении.

         Развитие внутренних органов и систем организма.

 В период раннего детства значительные изменения происходят и в центральной нервной системе, она становится устойчивей. Малыш уже может удерживать внимание на одном предмете или действии более длительно, например, игра с одной и той же игрушкой может продолжаться до 10 минут. Периоды бодрствования ребенка увеличиваются до 6-8 часов, то есть это время он может обходиться без сна, при этом хорошо себя чувствовать. Работа желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также характеризуется определенными изменениями: повышение тонуса кишечника, нормализация процессов регуляции прохода пищи по желудку и кишечнику, усиление перистальтики, укрепление мышечного слоя стенок желудка. А вот процессы пищеварения в раннем возрасте еще не совершенны, поэтому питание детей должно быть здоровым и сбалансированным. К концу 2-го года жизни дети уже чувствуют позывы к дефекации. Важно не упустить этот момент, в этот период нужно начать проводить действия по приучению ребенка к горшку.

Читайте также:  Ребенок не разговаривает в 4 года задержка в развитии

 Значительными изменениями в развитии у детей младшего дошкольного возраста отличается мочевыделительная система. Объем мочевого пузыря увеличивается в 3 раза, а число позывов к мочеиспусканию в сутки уменьшается до 10 раз. Дети раннего возраста уже начинают чувствовать и позывы к мочеиспусканию, реагировать на них. И это еще одна причина для того, чтобы начать процесс приучения ребенка к горшочку.

Из приведенной информации понятно, что период раннего возраста отличается особенно усиленной активизацией физического развития. Задача взрослых в этот период жизни ребенка — создать благоприятную среду для успешного протекания всех процессов его развития, а также поддержать и помочь в преодолении трудностей и освоении новых навыков и умений. В чем именно должна заключаться работа родителей и педагогов? В первую очередь — это соблюдение режимных процессов: дневной и ночной сон по режиму, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (умывание, растирание) и закаливание, прогулки на свежем воздухе до 6-8 часов в день при благоприятных погодных условиях. Игровая деятельность и спортивные занятия — еще одна составляющая работы взрослых, направленная на успешное физическое развитие детей раннего возраста. Заключается она в привлечении ребенка к участию в подвижных играх, спортивных соревнованиях, занятий физкультурой. Программа названных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, то есть несли посильную нагрузку для ребенка.

Двух-, трехлетнему малышу трудно также сохранять неподвижную позу: он не может длительно спокойно сидеть, а поэтому, сидя за столом, много «вертится», меняет положение, двигает ногами. Эти особенности часто не учитываются родителями.

 Ребенок нуждается в постоянной смене движений — это его естественная потребность, и поэтому нельзя требовать от него, чтобы он долго сидел спокойно, не двигаясь, и нельзя упрекать его за то, что он не хочет идти, жалуется на усталость, просится на руки, после того как он прошел с матерью даже сравнительно небольшое расстояние. Необходимо предоставлять ему возможность часто менять положение тела, позу, следить, чтобы его подвижность чередовалась с отдыхом.

 Необходимо также знать, что скелет трехлетнего ребенка, в частности его позвоночник, находится еще в стадии окостенения, кости и суставы легко подвергаются деформации, даже под влиянием тяжести собственного тела при длительном стоянии, ходьбе или даже сидении. Поэтому долго стоять (а родители нередко в наказание ставят ребенка надолго в угол), сидеть, ходить вредно ребенку, нельзя разрешать ему виснуть на руках, прыгать с высоты, долго сидеть с висящими без опоры ногами и т. п.

Своевременное и правильное развитие движений и в этом возрасте имеет большое значение. Упражнение в тех или иных движениях способствует в значительной степени нормальной деятельности всех внутренних органов (улучшает кровообращение, дыхание), стимулирует рост тела. У детей, которые много двигаются, бегают, лазают, более правильные пропорции тела, чем у детей малоподвижных, проводящих большую часть времени преимущественно в сидячем положении. Своевременное овладение теми или иными движениями делает ребенка постепенно все более самостоятельным, что имеет особо, важное значение, так как расширяет возможности для его психического развития.

Разнообразные движения содействуют формированию таких положительных качеств, как смелость, уверенность, настойчивость в преодолении препятствий. На третьем году жизни, т. е. в том возрасте, когда происходит интенсивный рост и развитие всего организма, бедность движений отрицательно влияет на все развитие ребенка. В частности, замедляется рост тела (особенно рост ног), малоподвижный ребенок становится беспомощным, неуверенным, робким. Поэтому необходимо позаботиться о правильном и своевременном развитии как общих движений (ходьба, бег, лазание), так и движений рук.

Движения у ребенка надо развивать главным образом в процессе его повседневной деятельности. Ежедневное самостоятельное участие в умывании, одевании, еде в значительной мере способствует этому. Много двигается ребенок во время игры, на прогулке. Если взрослые не мешают ребенку, предоставляют ему необходимый для движений простор и дают соответствующие игрушки (обруч, лопатки, санки, мяч и т. п.), то одно это уже во многом способствует нормальному развитию движений.

Но надо, кроме того, обучать ребенка более точным правильным движениям и своим одобрением развивать у него смелость и уверенность. В одобрении, поощрении особенно нуждаются робкие, застенчивые дети. Ни в коем случае нельзя подчеркивать их беспомощность, а надо стараться вызвать у «их уверенность в своих силах: «Ну, вот как хорошо ты забрался на лесенку, молодец».

В случае возможных затруднений не надо сразу предлагать ребенку: «Ты не умеешь, давай я сделаю сама», а подсказать и даже показать, как надо сделать: «Возьмись ручкой за перила, тебе удобнее будет», «Возьми мяч вот так, обеими ручками, и бросай вверх».

Во время прогулки хорошо организовывать различные подвижные игры с детьми: догонялки, игры в мяч и с различными игрушками на колесах, катание обруч», езду на трехколесном велосипеде, лазание по специальным лесенкам, которые обычно имеются на детских площадках.

Создавая все условия для развития движений, не следует забывать, что наряду с этим ребенку третьего года жизни надо всячески создавать условия и для спокойной сосредоточенной деятельности. Довольно часто встречаются чрезмерно подвижные дети, которые не могут спокойно чем-либо заняться, ничего не могут довести до конца. На таких детей следует обратить особое внимание. Надо повседневно тренировать у них умение спокойно, сосредоточенно заниматься.

 Спокойное, терпеливое поведение родителей и соблюдение указанных мер дадут через некоторое время положительные результаты.

МБДОУ «Детский сад №16» г.Чебоксары

Особенности физического развития детей раннего возраста. 

                                                        Выполнила Александрова Е.М.

Январь 2019

Источник