Периоды эмбрионального развития ребенка

«Дети — это завтрашние судьи наши,
это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые
идут в мир на великую работу строительства новых
форм жизни».
М. Горький
Внутриутробный период продолжается
от момента зачатия до рождения и состоит из двух
фаз: эмбриональной (первые 2 месяца) и фетальной
(3-9 месяц). У человека внутриутробный период длится
в среднем 280 дней, или 10 лунных месяцев (~ 9 календарных).
В акушерской практике зародышем (эмбрионом) называют
развивающийся организм в течение первых двух месяцев
внутриутробной жизни, а с 3 до 9 месяца — плодом
(foetus), поэтому этот период развития называют
плодным, или фетальным.
Благодаря сокращению мышечной оболочки
и движению ресничек эпителия (внутренней оболочки)
яйцевода яйцеклетка (женская половая клетка) продвигается
по маточной трубе, а навстречу ей двигается огромное
количество сперматозоидов (мужских половых клеток).
Оплодотворение — это слияние
яйцеклетки и сперматозоида. Оно происходит в верхней
трети яйцевода. Наилучшие условия для этого обычно
в пределах 12 ч. после выхода яйца из яичника (овуляции).
Многочисленные сперматозоиды приближаются к яйцеклетке,
окружают ее, вступают в контакт с ее оболочкой.
Однако в яйцеклетку проникает только
один, после чего вокруг яйцеклетки образуется оболочка
оплодотворения, препятствующая проникновению других
сперматозоидов. В результате слияния двух ядер с
галоидными наборами хромосом (у человека 46 хромосом,
т.е. 23 пары — диплойдный набор; в зрелых половых
клетках число хромосом становится простым, непарным
или гаплойдным, т.е. от каждой пары хромосом индивида
в половой клетке остается только одна) образуется
диплоидная зигота (клетка, которая является одноклеточным
организмом нового дочернего поколения).
К концу первых суток после оплодотворения
начинается первый период развития зародыша — дробление
(у человека дробление полное и асинхронное, т.е.
в результате клетка напоминает по форме ягоду малина).
Процесс дробления происходит в яйцеводе и заканчивается
через 3-4 суток, по мере продвижения зародыша, так
же как и яйцеклетки, обеспечивается перистальтическими
сокращениями мышц стенки яйцевода и колебанием ресничек.
Питание зародыша осуществляется благодаря
запасам желтка в яйцеклетке. В результате процесса
дробления образуется многоклеточный зародыш с полостью
внутри (бластула — шаровидный однослойный зародыш,
полость — бластоцель), который через пять суток
попадает в матку. Около двух суток он остается в
ее полости, (яйцеклетка движется к месту прикрепления
— имплантации). Матка имеет толстые мышечные
стенки и выстлана слизистой оболочкой.
На 7-е сутки после оплодотворения
зародыш начинает внедряться в слизистую благодаря
выделению ферментов, разрушающих ее, и постепенно
погружается в нее (процесс продолжается 48 часов).
Наружный слой зародыша начинает вырабатывать гормон
под названием хориальный гонадотропин. Именно он
сигнализирует организму матери: наступила беременность,
нужно перестраиваться! Одновременно на 7-е сутки
начинается процесс гаструляции (образование зародышевых
листков), а также образование зародышевых оболочек,
обеспечивающих необходимые условия для развития.
На 14-15-е сутки устанавливается
непосредственный контакт между ворсинками формирующихся
оболочек зародыша и сосудами матери, в результате
чего питание и снабжение зародыша кислородом начинает
осуществляться непосредственно из крови матери (к
этому моменту запас питательных веществ в яйцеклетке
истощен). Начинается образование пуповины и плаценты
— детского места (3-я неделя), которое все
девять месяцев будет обеспечивать ребенка кислородом,
питанием и выводить ненужные для его организма вещества.
За гаструляцией следует дифференцировка зародышевых
листков и процессы органогенеза (закладывается хорда
— предтеча позвоночника; возникают первые кровеносные
сосуды). 21-й день — уже сформировалось и
стало биться сердце! Формируется головной и спинной
мозг.
На 4-ой неделе формируются
глазные впадины, появляются зачатки ручек и ножек.
Эмбрион напоминает крошечную ушную раковину и окружен
небольшим количеством околоплодных вод. Начинаются
закладка и развитие внутренних органов: кишечника,
печени, почек, мочевыводящих путей. Совершенствуются,
развиваются сердце и мозг. Его рост к концу первого
месяца — 4 мм. К 35-му дню начинают формироваться
нос и верхняя губа. Если в это время нормальное
развитие плода нарушено, зачатки могут не срастись
как положено, и ребенок родится с «заячьей губой».
На 6-ой неделе продолжают расти
ручки и ножки, только пальчиков на них пока нет.
Образовался важнейший орган иммунной системы — вилочковая
железа (тимус). Она имеет размеры большие, чем все
эндокринные железы, вместе взятые. Ее роль на этот
момент не выяснена досконально, однако, можно с
уверенностью утверждать чрезвычайную важность тимуса
для развития плода: по-видимому, вилочковая железа
сама осуществляет иммунологический надзор за развивающимися
клетками ребенка или же принимает в этом процессе
активное участие.
На 7-ой неделе совершенствуется
строение сердечка: формируются перегородки, крупные
сосуды, сердце становится четырехкамерным. В печени
уже появились желчные протоки, бурными темпами идет
развитие эндокринных желез. Растет, развивается
мозг. Оформились ушные раковины, на конечностях
появились пальчики. Эмбрион уже двигается, но пока
слишком мал, чтобы мать эти движения почувствовала.
На 8-ой неделе интенсивнейший
процесс развития внешних и внутренних органов, особенно
половых. До 8 недель пол по внешнему виду определить
было невозможно. Теперь под влиянием генов Y-хромосомы
у мальчиков формируются мужские гонады (яички) и
начинают вырабатывать тестостерон — мужской половой
гормон. А у девочек наружные половые органы пока
не изменены. К концу 8-й недели завершается
зародышевый период развития: все основные структуры
и системы органов дифференцированы (рост к концу
второго месяца — 3 см).
С 9-й недели начинается плодный
период. Одна из оболочек — водная — выделяет околоплодные
воды, в которых и развивается плод. Формируются
твердое небо, рот. Продолжают развиваться внутренние
органы, особенно интенсивно печень, что очень важно,
ибо до 20-й недели именно печень — основной
кроветворный орган ребенка. Идет активный рост мышц
на ручках и ножках, связочного аппарата. Теперь
плод в состоянии двигаться. Движения пока можно
назвать хаотичными: основной их координатор — мозжечок
еще не созрел.
На 10-ой неделе завершилось
развитие глаз, но они еще закрыты крохотными веками.
Нос, уши, губы доведены природой до человеческого
«стандарта». Самое главное — завершилось формирование
рта и всего кишечного тракта: удлиняется, закручивается
в петли кишечник, «оформляется» прямая кишка. Уже
возможен акт глотания у плода. Сформированы оба
полушария головного мозга, начинает развиваться
мозжечок. Скоро ребенок будет двигаться не хаотично,
а плавно, реагируя на движения матери и внешние
шумы.
На 11-ой неделе продолжается
окостенение скелета. Начинает формироваться голосообразующий
аппарат. Но голосовые связки пока не в состоянии
вибрировать: слишком нежны! Дальнейшее развитие
получают эндокринные железы, почки, печень. Формируются
лимфоузлы.
К концу 12-й недели заканчивается
образование плаценты и сердце плода бьется с частотой
130-150 ударов в минуту (рост — 9 см). К концу третьего
месяца внутриутробной жизни ребенок двигает ручками
и ножками, сжимает кулачки, поворачивает головку,
открывает рот, глотает, даже пробует сосать свой
собственный пальчик. Внутриутробное развитие у человека
продолжается 38-40 недель. Продолжается дальнейшее
развитие систем органов. После его завершение наступают
роды. Процесс родов регулируется гормонами, которые
вызывают сокращение матки и изгнание плода. С момента
рождения у ребенка начинаются самостоятельное дыхание
и функционирование пищеварительной и выделительной
систем.
После рождения процесс развития продолжается.
Организм человека проходит следующие основные периоды:
грудной, ясельный, дошкольный, школьный (включает
период полового созревания), зрелости и старости.
Индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез)
заканчивается смертью.
Кандидат медицинских наук, Анастасия Топоркова
Смотрите также:
У нас также читают:
Источник
ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (греческий embryon утробный плод, зародыш) — этап индивидуального развития организма от момента оплодотворения до завершения основных процессов органогенеза. У ряда животных этот период продолжается до освобождения от яйцевых оболочек. Что касается млекопитающих, то эмбриологи к их эмбриональному развитию обычно относят период всего внутриутробного развития и разделяют его на зародышевый и плодный (фетальный) периоды. У различных млекопитающих границы между этими периодами приходятся на разное время развития и определяются неодинаково. Иногда вместо понятия «эмбриональное развитие» используют термин «эмбриогенез». В акушерстве под эмбриональным развитием подразумевают этап до плодного периода, длительность которого у человека соответствует 8 нед. В этот период происходят основные процессы органогенеза. Эмбриональное развитие у человека в первые 3 суток после оплодотворения происходит в маточной трубе, затем в матке.
На основании морфологических критериев в эмбриональном развитии выделяют несколько периодов: период одноклеточного зародыша, или зиготы (см.), период дробления яйца (см.), период гаструляции (см.), период обособления основных зачатков органов и тканей, период органогенеза (см.) и гистогенеза (см.). Основы выделения периодов эмбрионального развития заложены К. М. Бэром. Период зиготы, представляющей собой одноклеточный зародыш, образовавшийся в результате слияния половых клеток родительских организмов (см. Оплодотворение), у человека и многих млекопитающих длится около 1 суток. В цитоплазме зиготы при этом происходят активные физико-химические процессы, перемещение органелл и включений, определяется плоскость билатеральной симметрии.
Период дробления яйца протекает от разделения зиготы на 2 клетки (бластомера) до образования однослойного многоклеточного зародыша — бластулы (см.). У человека он начинается через 1 сутки после оплодотворения и длится 6 суток. В это время зародыш продвигается по маточной трубе и перемещается в матку. Дробление зародыша в маточной трубе происходит со скоростью одного деления в сутки. Темп дробления в полости матки резко возрастает; при этом увеличение числа клеток сопровождается прогрессирующим уменьшением их размеров. У человека и живородящих млекопитающих происходит дробление всего материала зиготы (полное дробление), в ходе которого обособляются более крупные и темные бластомеры — эмбриобласт и мелкие, светлые бластомеры, обрастающие клетки эмбриобласта, — трофобласт (см.). В дробящемся зародыше появляется и увеличивается количество жидкости, он принимает вид пузырька (бластоциста). Клетки эмбриобласта сосредоточиваются на одном полюсе бластоцисты, клетки трофобласта составляют ее стенки. К концу 6-х суток, к моменту имплантации, зародыш представляет собой организм, состоящий из нескольких сот клеток, подавляющее большинство которых составляет трофобласт. Трофобласт рано дифференцируется в специализированную эпителиальную ткань и является источником формирования эпителиального покрова ворсинок хориона; сформированная из выселившихся из эмбриобласта клеток внезародышевая мезодерма (см.) образует их соединительнотканную основу.
Эмбриобласт уплощается, принимая форму диска и образуя зародышевый щиток.
Период гаструляции включает превращение однослойного зародыша в трехслойный. У высших позвоночных и человека эмбриобласт путем деламинации (расщепления) сначала превращается в двуслойное образование, состоящее из наружного зародышевого листка — эпибласта, содержащего элементы эктодермы (см.) и мезодермы, и внутреннего зародышевого листка — гипобласта, или энтодермы (см.). Образование двухслойного зародыша происходит на 2-й неделе развития зародыша (1-я фаза гаструляции). У позвоночных на 3-й неделе развития из эпибласта формируется третий зародышевый листок — мезодерма (2-я фаза гаструляции). Итогом гаструляции является формирование осевого комплекса зачатков: нервной пластинки, впоследствии замыкающейся в нервную трубку, хорды и мезодермы, которая с 4-й недели активно расчленяется на сомиты (см.). В процессе развития между эмбриональными закладками возникают контакты и взаимодействие,что обусловливает детерминацию их клеточного материала.
Эктодерма, мезодерма, энтодерма — источники развития всех тканей в процессе онтогенеза (см.) — представляют собой неспециализированные клетки с базофильной цитоплазмой, крупными ядрами, лишенные специализированных органелл, с высокой митотической активностью, активным ростом, обладающие способностью к целенаправленным перемещениям. В составе зародышевых листков возникают разнородные зачатки органов и тканей, дальнейшее развитие которых продолжается с разной интенсивностью и заканчивается в разные сроки, даже не ограничиваясь периодом внутриутробного развития. В мало дифференцированном клеточном материале эмбриональных зачатков происходит размножение клеток, их специализация (дифференцировка), рост, пространственные перемещения отдельных клеток и клеточных масс, тесное их взаимодействие, изменение биохимического состава. В начале развития возникают различия в размерах и форме клеток разных зачатков, затем постепенно появляются качественные изменения структур, особенности обмена веществ. В клетках разных зачатков формируются неодинаковые органеллы и специфические включения, образуются внеклеточные производные (напр., межклеточное вещество). В результате дифференцировки возникают разнородные зачатки, специализированные ткани и органы и, соответственно, их функциональные различия. Параллельно с процессом дифференцировки развивается и усиливается процесс интеграции (объединение частей зародыша в одно гармонично развивающееся целое), степень которой возрастает по мере развития зародыша. В основе интеграции лежит взаимодействие частей зародыша, которое с продолжением развития становится все более совершенным. Сначала интеграция выражается во взаимодействии клеток, в последующем интегрирующую функцию выполняют нервная и эндокринная системы. При этом на каждом этапе развития те или иные компоненты процесса гистогенеза (размножение, рост, миграция клеток, межклеточные и межтканные взаимодействия — корреляции, отмирание клеток) могут иметь преимущественное значение.
Возраст зародыша в период эмбрионального развития исчисляется вначале в часах, затем в днях и неделях. С момента начала сегментации мезодермы (20— 21-е сутки развития) возраст зародыша определяется по количеству сомитов, в период обособления зародыша от провизорных органов путем измерения длины его тела от темени до копчика, а с развитием конечностей — от темени до пяток (см. Зародыш, Плод).
В период эмбрионального развития в связи с высокой интенсивностью обмена веществ и высокой чувствительностью зародыша к разнообразным повреждающим факторам (лекарственным средствам, ионизирующему излучению, бактериальным токсинам и др.) могут возникать нарушения в процессе развития (дизэмбриогенез), приводящие к возникновению заболеваний, пороков развития и даже к гибели эмбриона. Степень проявления различных заболеваний (наследственных и ненаследственных) также тесно связана с условиями, в которых происходит эмбриональное развитие. Заболевания матери, употребление ею во время беременности ряда лекарственных препаратов, неблагоприятные условия окружающей среды в этом периоде могут иметь для зародыша серьезные последствия и проявиться как в постнатальном периоде, так и у взрослого организма; при благоприятных условиях патология может не проявиться. В процессе эмбрионального развития имеются временные промежутки, совпадающие с наиболее ответственными морфогенетическими процессами, когда зародыш особенно чувствителен к повреждающим воздействиям — так называемые критические периоды (см. Антенатальный период). Это период имплантации, соответствующий концу 1-й и началу 2-й недели после зачатия, и период образования плаценты, соответствующий 3—7-й неделям развития. Повреждение зародышей, особенно в это время, может повлечь за собой отставание его в развитии, пониженную сопротивляемость организма, прерывание беременности. При повреждении отдельных зачатков появляются локальные аномалии развития органов (расщелина губы, отсутствие конечности и др.). В силу асинхронности дифференцировки для разных органов имеются свои, свойственные только им временные периоды, когда они являются наиболее чувствительными к повреждающим агентам. Чем раньше отмечается воздействие неблагоприятных факторов, приводящее к отклонениям от нормального развития, тем в большем количестве органов и тканей они могут проявиться (см. Антенатальная патология, Наследственные болезни, Пороки развития, Пороки сердца врожденные, Эмбриопатии, Энзимопатии).
Библиогр.: См. библиогр. к ст. Зародыш, Эмбриология.
О. В. Волкова.
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание
Рекомендуемые статьи
Источник
Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок.
На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструации. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша.
В развитии человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем (280) суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период развития
Начальный период — (1)-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и её прикрепление к слизистой матки.
Оплодотворённая яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, одновременно делится, превращаясь в многоклеточный зародыш, и через (4)–(5) дней попадает в полость матки (к этому моменту микроскопический зародыш состоит из (30)–(32) клеток). В течение одного-двух дней зародыш остаётся в матке в свободном состоянии, а затем погружается в её слизистую оболочку (эндометрий) и прикрепляется к ней (происходит имплантация). Начинается зародышевый период внутриутробного развития.
Зародышевый период. Зародышевые оболочки. Формирование плаценты
Зародышевый период — (2)-я — (8)-я недели.
Органы начинают закладываться к концу (3)-й недели.
На (5)-й неделе образуются зачатки конечностей.
На (6)–(8)-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться.
К концу (8)-й недели закладка органов заканчивается, и начинается формирование органов и систем органов.
Из части клеток зародыша формируются оболочки:
- наружная оболочка имеет ворсинки с капиллярами (хорион — будущая плацента). Через ворсинки происходит питание и дыхание зародыша.
- Внутри ворсинчатой оболочки имеется ещё одна (тонкая и прозрачная — амнион), которая образует плодный пузырь. В жидкости пузыря плавает зародыш, что предохраняет его от механических повреждений.
К концу (2)-го месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне зародышевой оболочки, которая обращена к матке. Эти ворсинки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую матки, обильно снабжённую кровеносными сосудами — развивается плацента. Она имеет форму диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.
Через стенку кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идёт обмен газами и питательными веществами между организмом матери и ребёнка.
Обрати внимание!
Кровь матери и плода никогда не смешивается.
Через (8) недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину. С этого момента начинается плодный период внутриутробного развития.
Плодный период
Плодный период — с (9)-й недели до рождения.
Головка и туловище формируются к концу (2)-го месяца.
На (3)-м месяце формируются конечности.
На (5)-м месяце начинаются шевеления плода.
К концу (6)-го месяца заканчивается формирование внутренних органов.
На (7)–(8)-м месяцах плод уже жизнеспособен (вне организма матери).
На (40)-й неделе наступают роды.
Роды
Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Для его рождения нужно, чтобы шейка матки достаточно раскрылась, пространство между костями, образующими таз женщины, увеличилось, плодная оболочка лопнула, а жидкость, которая находится в ней, вытекла наружу через влагалище.
Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.
Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.
Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка.
Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).
Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).
Через (15)–(20) мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.
К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. — поэтому женщина в этот период должна избегать повышенных нагрузок и стрессов.
Очень полезны при беременности прогулки на свежем воздухе. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике.
Исключается употребление веществ (алкоголь, табак, наркотики, многие лекарственные препараты), которые, проникая через плаценту в зародыш, могут привести к нарушениям в его развитии, что может привести к появлению на свет ослабленного новорожденного, который в дальнейшем будет отставать в развитии от своих сверстников.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://prelestnyi.ru/beremennost/1trimestr/4nedel-beremennosti/
https://www.beremka.ru/advice-for-pregnant/gemini/
https://mira5.com/polozenie-rebenka-v-zivote/
Источник