Перевозка ребенка 5 лет на велосипеде
Десять советов родителям, которые решили возить ребёнка на велосипеде — от выбора подходящего транспорта до правил безопасности.
Число детей на велосипедах — самый надёжный показатель хорошей велоинфраструктуры. Например в Лондоне детские велокресла встречаются редко, а в Париже часто, и мы сразу понимаем, какой город дружелюбней и безопасней. Москве и другим российским городам пока далеко даже для Лондона, и все-таки люди, которые ездят на велосипеде вместе с детьми встречаются всё чаще. Хороший знак! Рассказываем, что нужно, чтобы пополнить их ряды.
1 Начнём с ПДД. Пункт 24.8 запрещает перевозить детей до 7 лет на велосипеде без специально оборудованных мест. То есть просто посадить ребёнка на багажник или раму, как это делали наши родители и как до сих пор делают люди в других странах, теперь нельзя — незаконно.
В Портленде так ездить можно, асу нас — нельзя. Фото BikePortland/Flickr.
2 В правилах не сказано, с какого возраста разрешается возить детей на велосипеде. Теоретически, можно взять на борт хоть новорожденного. На практике лучше так не делать и дождаться момента, когда ребёнок сможет уверенно и долго сидеть.
Очень спорный вариант транспортировки младенца. Фото lullaton/Flickr.
3 Пункт 24.2 разрешает взрослым, которые везут ребёнка на детском сидении, ехать по тротуару. Но это именно разрешение, а не предписание — ехать по проезжей части тоже можно, никаких запретов на этот счёт в ПДД нет. Так что всё зависит только от вашего благоразумия.
Фото с Московского велопарада. Выезжать ли с ребёнком на проезжую часть в обычные дни — большой вопрос.
4 Едва ли не самый популярный вариант транспортировки детей в Дании и Голландии — каргобайки. Они бывают трёколёсными (например, Christiania Bikes) или двухколёсными (например, Bullitt). Каргобайки продаются и в Москве. В кузове такого велосипеда можно перевозить несколько детей сразу, а также взрослых, послушных домашних животных и пакеты с покупками. Очень удобно — до первого подземного перехода, которые в городах России, в отличие от Скандинавии и Нидерландов, представлены в изобилии. Плюс такой велосипед надо где-то хранить. И это где-то — явно не в прихожей многоквартирного дома. Более практичный в наших краях вариант каргобайка — гибрид велосипеда с коляской (например, Taga). В режиме коляски его относительно легко перемещать по лестницам.
Утренний развоз детей в Дании. Фото Comrade King/Flickr.
5 Кресла на раму хороши для детей до трёх лет. Более старший и, соответственно, рослый ребёнок будет заслонять обзор. Детям обычно нравится видеть перед собой не однообразную родительскую спину, а вечно изменчивый мир. В таком кресле ребёнок всё время наздзором и с ним легко поболтать в дороге. Кресло на багажник прослужит дольше — пока ребёнку не исполнится шесть-семь лет. У таких кресел высокая спинка — удобно вздремнуть. Но если ребёнок любит болтать без умолку (а большинство детей, когда не спят, только этим и занимаются), начнутся проблемы — на шумных городских улицах услышать друг друга будет сложно. В этом году #velonation дважды был свидетелем того, как люди перевозят детей в корзинках прокатных велосипедов “Велобайк”. Пожалуйста, не берите с них пример — эти корзинки не являются заменой детского кресла и вообще не предназначены для транспортировки живых существ.
Женщина с двумя детьми на улице Феррары. Фото Mikael Colville-Andersen.
6 Кроме кресел, в которых ребёнок сидит как в коконе, существуют также детские сидения на раму. В Москве в продаже их нет, но можно найти в интернете. Непонятно, насколько они соответствуют пункту 24.8 ПДД. В любом случае ребёнок должен быть достаточно подрощенный и самоосознанный, чтобы не засовывать ноги в колеса.
Велосипед с дополнительным детским сидением. Фото Dean Mullin/Flickr.
7 Трейлеры, которые крепятся к родительскому велосипеду сзади, поедставлены у нас в продаже гораздо шире каргобайков, но проблемы с ними ровно те же — они не приспособлены для городов с подземными переходами. К тому же они низкие и, чтобы прицеп был лучше заметен водителям, его часто оснащают высоким флажком. Очевидно, лучшее использование трейлеров в наших условиях — прогулки в парке и вылазки на природу.
8 Как ни странно, но в ПДД нет требования надевать на ребёнка шлем — это остаётся на усмотрение родителей. Хорошую подсказку дают нам жители Голандии и Дании — хотя взрослые там обычно обходятся без защиты, детей нередко снаряжают шлемами. Особенно, когда возят их в креслах — такая конструкция далает велосипед более тяжелым и менее устойчивым. Риск уронить велосипед вместе с дитём в момент посадки или слезания довольно-таки велик. По этой же причине велосипед, предназначенный для транспортировки детей, хорошо бы оснастить подножкой.
Датская мама и пара детей в шлемах. Фото Comrade King/Flickr.
9 Разные модели детских кресел подходят к разным моделям велосипедов — убедитесь в их совместимости перед покупкой. А если выбираете велосипед с таким прицелом, чтобы возить на нем ребёнка, берите лучше модель с низкой рамой. Особенно, если детское кресло крепится к багажнику. Такие велосипеды удобнее в момент слезания-залезания, а это, как мы уже знаем, момент повышенной опасности.
Забраться на велосипед с низкой рамой в такой ситуации было бы проще. Фото jay/Flickr.
10 Типичный случай на детской площадке: ребёнку жарко, а родители хлацают зубами от холода. С велосипедом все наоборот: пока родитель вкручивает педали за двоих, ребёнок прохлаждается на пассажирском месте. Следите, чтобы он при этом не переохладился.
Хорошо упакованный датский ребёнок. Фото Franz-Michael S. Mellbin.
Фото вверху: Federation Europeen Cyclists’/Flickr
Источник
Особенности детских велоперевозок в средней полосе
Автор: Андрей Моисеев
Вступление
1. Седло на раму
2. Кресло
2.1. на амортизаторе вперёд
2.2. на багажник
2.3. на амортизаторе
а) Модель на вес до 15 кг
б) Продвинутые фирменные модели
2.4. экзотические варианты
3. Жёсткая сцепка
4. Буксировка
4.1. велоколяска
4.2. велоприцеп
5. Тандемы
5.1. Шелдон Браун
5.2. Константин Шемяк
5.3. Новосибирск
5.4. Педуины
Заключение
Вступление
Одна из немногих вещей, на которые мы не можем влиять — это время. Велосамарцы взрослеют, встречают свои половины, дают жизнь своим наследникам. Спиногрызы растут, требуют внимания и времени. Как не расстаться с велоувлечением, а продолжить его, пусть и в несколько другой форме, как привлечь к нему детей, приучить их к здоровому образу жизни, подарить новые места, хорошие знакомства, свежий воздух и здоровье — о технических вопросах этого и пойдёт речь в данной статье. Моральные мы оставим на усмотрение наших читателей.
В статье мы постараемся охватить весь диапазон возрастов — от года до тех пор, когда ребёнок в состоянии проехать марафонский круг самостоятельно.
Мы рассмотрим проверенные нами в течение нескольких лет варианты и коснёмся экземпляров, виденных воочию либо на просторах Сети — как логичных, так и экзотических.
Сразу оговорим, что маршруты, на которых проводятся наши катания, имеют пропорции асфальт/грунт где-то 60/40.
1. Седло на раму
Самое простое и бюджетное решение это самостоятельная установка дополнительного седла на раму, сторонники уверенны, что такая конструкция позволяет:
лучший контроль ребёнка;
возможность вести диалог;
лучшую видимость для него вперёд;
относительную дешевизну.
Данный вариант, безусловно, имеет право на жизнь — но кроме приведённых достоинств обладает, на наш взгляд, следующими недостатками, не позволяющими рекомендовать его к использованию.
Если сравнивать с велокреслом:
Конструкция от Helmet’а
Ходунки от Misha
Юный техник
Старый добрый
«Юный техник»
Творчество в селе Рождествено
Заметим, что по пункту 24.3 ПДД РФ обязательно оборудование «надёжными подножками».
2. Кресло
Итак, на наш взгляд велокресло все недостатки седла превращает в свои достоинства, при этом облегчая перевозку лицам женского пола и значительно уменьшая начальный возраст ребёнка.
Процитируем 24.3 ПДД РФ: «Водителям велосипеда и мопеда запрещается перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками». Так что здесь проблем нет
Давайте рассмотрим все предлагаемые нам виды кресел.
2.1. На амортизаторе вперёд
В качестве примера обратим своё внимание на Hamax Discovery 101:
Есть и вот такой вариант:
Казалось бы, это наилучшая замена предложенному выше седлу на раму: амортизация + защита ребёнка + все преимущества седла. Но посоветуем нашим читателям перед покупкой опробовать, не будет ли оно мешать при езде на mtb (на картинках ситибайки либо комфортные, вряд ли рассчитанные на грунты и десятки километров). Ну и убедиться, не будут ли мешать установке тросы на горизонтальной части рамы.
2.2. Кресло на багажник
Здесь нужно упомянуть как самых дешёвых представителей из «Туриста» / «Спортмастера», которые ставятся непосредственно на багажник, так и их более респектабельные версии с амортизацией типа Hamax Plus.
Очевидно, что на первых ребёнок в лучшем случае будет отбивать себе попу, в худшем — портить позвоночник. Стоит ли это сэкономленных денег — решать вам.
«Турист» в действии
Велокресло на багажник
Hamax PLUS — на соответствующий багажник
2.3. Кресло на амортизаторе
Это наиболее распространённая в наших краях конструкция, которую мы и рекомендуем нашим читателям.
Их можно разделить на два подвида:
а) Модель на вес до 15 кг. Их характеристики:
низкая цена;
низкое качество изготовления;
малый максимальный вес ребёнка;
низкая спинка, не обеспечивающая ребёнку упора для шлема во время сна;
может иметь ручки, чтобы ребёнок держался;
пластмассовая кнопка у замка;
Замок может не подходить на некоторые модели велосипедов. Подобное кресло принципиально не удалось поставить на «Унивегу» — мешал упор тросика. Крепление от Hamax’а установилось великолепно.
б) Продвинутые фирменные модели. Их отличия (кроме более высокой цены — хотя на деле разница составляет 500 рублей):
лучшее качество изготовления;
применение от 9 месяцев до 22 кг;
более высокая спинка;
фиксация ног в подножках;
регулируемые замки на ремнях (которые дети открыть не могут) и в подножках;
два уровня крепления ремней в плечевой точке;
возможность установки на вел с багажником (он не мешает);
возможность сдвига кресла на основании вперёд/назад;
модификации с возможностью наклона (они чуть тяжелее — 4 кг против 3.6, наклон составляет 12.5 градусов — кому-то это может быть необходимо);
возможность приобретения дополнительного замка, чтобы не меняться велосипедами, а переставлять кресло;
доступность запасных подножек;
наличие в продаже амортизаторов разной длины/наклона — для установки на рамы различной геометрии. Хотя отдельные товарищи с двухподвесами успешно изготавливали таковые на ВАЗе.
Hamax Kiss
Hamax Sleepy (с наклоном на 12.5 градусов)
Автор 5 сезонов возил дочь на кресле норвежской фирмы Hamax — Kiss Basic — и очень им доволен. Был приобретён комплект сразу со шлемом. Цвета были как голубой, так и розовый.
Особенности эксплуатации:
Никаких проблем из-за смещения центра тяжести назад-вверх не было. Правда, в особые горы мы не ездим.
Защита ребёнка зарекомендовала себя великолепно (песок — он такой, да).
Кресло со штатным амортизатором не удалось эксплуатировать на мериде 16″ с её сильно скошенной верхней трубой — даже без ребёнка кресло касается колеса (смотрите фото ниже). В качестве решения можно предложить устанавливать замок на подседельный штырь. Ограничения данного метода:
При нехватке высоты придётся подрезать амортизатор и протачивать пазы крепления в нём.
Центр тяжести при езде с креслом будет ещё выше.
Нужно пробовать, как трос переднего переключателя будет взаимодействовать с замком. Возможно, придётся подрезать прокладки, чтобы влез упор тросика. Либо добавлять ещё прокладки.
При вырастании ребёнка либо езде в осенней обуви — при педалировании возможны соприкосновения.
Заваливание слабой женщины с тяжёлым ребёнком набок в хитрую яму может дать проблемы при выстёгивании и вылезании. Прецедент имел место, причём на велосипеде были туклипсы. Если бы стояли контактные педали, да ещё шипы с выстёгиванием только наружу — могло бы быть ещё веселее.
Упомянем о том, что на рынке представлены и более дорогие модели — как Hamax’ы (серии Comfort и Premium), так и прочие. Автор, к сожалению, с такими не общался — но возможно кто-то из читателей настоящей статьи захочет поделиться опытом.
2.4. Экзотические варианты
Кресло Kangaroo фирмы WeeRide:
Кресло safe-T-seat фирмы iBert Inc.:
Наше мнение:
Отсутствует боковая защита верхней части тела, что чревато.
Посадка велосипедиста должна быть достаточно вертикальной, что может быть неудобно либо неприемлемо на mtb.
3. Жёсткая сцепка
Trail-Gator — ещё одно устройство, не эксплуатированное и даже не виденное воочию — но тем не менее не рекомендуемое. Пастернака не читал, но осуждаю.
Принцип действия понятен из фото ниже. Стоит 90 долларов, можно докупить быстросъёмные задние колёсики. Как оно в действии — надо проверять. На демонстрационных видео едут только по прямой. Лично я на грунт с таким бы не сунулся. Но опять же — для кого-то это может быть решением. Пробуйте и пишите отзывы.
сцепка для детского велосипеда
4. Буксировка
Некая сущность на колёсах, прицепляемая к велосипеду сзади и буксируемая им — либо без возможности помощи транспортируемым ребёнком, либо с наличием присутствия таковой. Сразу оговорим, что в соответствии с п. 24.3 ПДД РФ это запрещено — так что будьте готовы.
Заметим, что на нашем любимом Чейне прицепы именуются bike trailer — а вовсе не runabout, как считают многие. В статье runabout на википедии также про вел ничего не сказано.
4.1. Велоколяска
В Самаре таковых замечено пока не было, в западных же странах с их выделенными велодорогами по 30 миль — очень даже. В качестве примера приведём имеющиеся на Чейне модели фирмы Adventure:
Также можно попробовать поддержать отечественного перекупа «veloprizep.com», который возит в частности продукцию фирмы Chariot Carriers. Но это уже не чистый велоприцеп, а какая-то мегаколяска-трансформер с докупанием насадок для:
strolling (бродяжничество, странствование — обычная коляска);
джоггинга (пробежка, коляска для пересечённой местности);
собственно велосипеда;
хайкинга (пеший туризм);
беговых лыж.
По нашему мнению, при сравнении велоколяски с креслом можно заметить:
амортизация у кресла на порядок лучше;
кресло можно использовать до 22 кг — возить же ребёнка до 6 лет в велоколяске как-то неправильно.
4.2. Велоприцеп
Марка Адамс достаточно полно рассмотрена Шелдоном Брауном (о последнем мы ещё поговорим ниже). Так что давайте остановимся на изделиях фирмы упомянутой выше фирмы Adventure — тем более, что сделаем это на основе личного опыта.
Упомянем ещё и забавную 7-скоростную двухместную модель от Adams:
Заявленный возраст ребёнка — от 5 до 12 лет. Есть варианты с колёсами 20″, есть с 24″.
Рассмотрим конструкцию пристально на примере топовой модели Adventure Echo Six.
В комплекте с прицепом идут флаг и бачок, второй подпружиненный подседельный штырь, катафот на раму. Cкладывающаяся рама, складывающийся руль, складывающиеся педали, алю-рама, скорости. Можно докупить второй замок и сменные втулки для шарнира.
Особенности эксплуатации:
Если ребёнок крутит педали — хочется переключиться как минимум на одну выше.
Ехать потяжелей, чем с креслом — ребёнок не держит равновесие, вел приходится удерживать. На грунтовой колее при усталости мотает заметно.
На прицепе нет тормозов — на влажном асфальте при резком торможении с хорошей скорости может сорваться в занос.
При необходимости на буксирующий велосипед можно поставить багажник (возможно, придётся приподнять кронштейн на подседельном штыре, не ставя его вплотную к раме, как рекомендует инструкция), под трубу кладутся 2 спальника, по бокам можно навесить сумки от раздельного велорюкзака.
В принципе, при одинаковых диаметрах подседельных штырей у обоих родителей, необходимости во втором замке нет — гораздо быстрее поменяться сёдлами, чем вставлять в шарнир — тем более, если стоят подседельные сумки (замок открывается вверх). То же и при хранении — проще выдернуть/вставить седло, чем раскручивать/вставлять.
Втулки шарнира рекомендуется иногда смазывать.
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=_cIw0znRCS0https://savefrom.net/?url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Ffeature%3Dplayer_embedded%26v%3D_cIw0znRCS0&utm_source=firefox&utm_medium=extensions&utm_campaign=link_modifier
5. Тандемы
5.1. Шелдон Браун
Старина Шелдон Браун в своей статье Tandems and Kids рекомендует использовать их в «промежуточном возрасте» — от кресла/прицепа до готовности ездить наравне со взрослыми.
Переведём начало его статьи, раздел «Неудобные годы»:
«Жизнь нелегка для семьи с маленькими детьми, серьёзно относящейся к езде на велосипеде. Есть несколько неудобных лет, когда дети уже слишком большие для велокресел или даже велоприцепов, но ещё слишком маленькие, чтобы держаться наравне со взрослыми на своих велосипедах. Обладание подходящим тандемом может изменить всё в лучшую сторону и позволить семье поддержать непрерывную велосипедную традицию.
Взрослые и дети могут ехать вместе на отдельных велосипедах, но это не очень забавно для обоих. Ребёнок вероятно будет чувствовать себя подгоняемым и переутомлённым; взрослый захочет ехать дальше и быстрее чем ребёнок, и устанет от поджидания.
Взрослый велосипедист обнаружит, что 10-мильная поездка с ребёнком на скорости 6 миль в час тяжелее, чем поездка на 30 миль на скорости 18 миль в час, хотя обе занимают одинаковое „время в седле“. Медленная скорость станет причиной меньшего переноса веса взрослого ногами и большего — попой и руками. Хотя медленная короткая езда проста для ног и лёгких, она скорее вызовет боли от седла, боли в запястьях, руках и шеях у взрослых членов группы.
Дети, ездящие с взрослыми на отдельных велосипедах, начинают с трёх ударов по ним:
Дети слабее взрослых и часто имеют меньшую физическую выносливость.
Детские велосипеды обычно менее эффективны, чем взрослые.
У детей нет опыта в познании их пределов. Они могут стартануть как будто гонятся за преступниками, оставив взрослых в пыли, пока они вдруг резко не утомляются, и для них становится болезненно сложно поддерживать хоть какую-то скорость. В этой точке вам возможно придётся вызывать техничку.
В дополнение к этому, „уличные умения“ и навыки дорожного движения у ребёнка обычно будут не на взрослом уровне. Это может дополнительно ограничивать места, где семья модет ездить вместе, если части желаемых маршрутов слишком техничны для безопасного преодоления ребёнком.
Езда ребёнка на тандеме в качестве ведомого может решить все эти проблемы!
Когда велосипедисты сильно различающихся природных скоростных возможностей и предпочтений едут вместе, неизбежно определённое количество взаимных неудобств. Это неудобство в значительной степени пропорционально уровню различия в скорости. В противоположность этому, естественное чувство единства и товарищества, которое развивается между участниками тандема, может улучшить связь родителя и ребёнка и сделать езду на велосипеде действительно радующей семейной активностью.
Взрослый будет в положении обучения эффективным и безопасным техникам велоезды непосредственно на примере. На тандеме это происходит естественным, неопасным способом. Нет необходимости ругать или поправлять ребёнка, как это частно необходимо, когда ребёнок едет на своём велосипеде со взрослым инструктором.
Вид тандема, на котором взрослый ведущий, а ребёнок ведомый, достаточно необычен и достаточно очарователен, чтобы часто вызывать у наблюдателей улыбку или даже прочее вербальное ободрение. Природная „игра на публику“ в большинстве детей на самом деле подминает под себя оппонента, и это добавляет к удовольствию общих впечатлений.»
Для езды на тандеме с детьми от 2.5 лет он рекомендует использовать «Kidbacks» — детские педали.
Даёт рекомендации:
Каретка детских педалей обычно находится на 1.5-2 дюйма впереди подседельной трубы, так что лучше всего сдвинуть седло ведомого настолько вперёд, насколько возможно, либо разворотом зажима седла, если исползуется держатель «трубочного» типа, либо использованием одного из адаптеров переднего положения седла, изготавливаемых для езды с аэробарами. В дополнение к улучшению угла ноги ведомого ребёнка, переднее положение седна уменьшает вытягивание руки к заднему рулю.
Также на его сайте можно найти несколько более общих статей по тандемам. В принципе, в отсутствие готовых и/или подходящих конструкций достаточно лишь сварить раму, обвес сейчас сейчас более чем доступен. Да и аргон для сварки алюминия — тоже.
Шелдон Браун
5.2. Константин Шемяк
Как видно на предыдущих фото, привод с детских педалей у Шелдона сделан на передние звёзды. Что/зачем/почему — можно почитать у него, а также в статье Константина Шемяка «Тандем для езды с двумя детьми», она на русском языке. Он делал детские педали из кареточного узла старого велосипеда. Много пишет о разворачивании большой звезды нижнего блока педалей, о возможности езды взрослого простой перестановкой педалей и так далее. Рекомендую ознакомиться.
блок педалей
5.3. Тандемы из Новосибирска
Для ознакомления приведём фотографии, желающие продолжить знакомство могут искать хозяев в соответствующей теме форума Туристенок.ру и форума Сибмама.
Тандем из Новосибирска
5.4. Педуины
Последний по порядку, но не по значению — квиндем (5-местный, родители и 3 дочери) длиной 14.5 футов (4.42 метра) педуинов, которые проехали на нём 6.439 миль (10.362 км) от Кентукки до Аляски.
Квиндем разборный, из него можно делать меньшие:
Квиндем 5-местный
Квиндем разборный
Заключение
Рождение ребёнка и его взросление — не повод отказываться от любимого занятия. Надеемся, что наша статья в этом поможет. Катайтесь и делитесь счастьем!
Оригинал статьи на сайте Спортивно-туристического клуба «ВелоСамара»
Источник