Педсовет социально личностное развитие ребенка в доу
Педсовет № 3 Тема: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Форма проведения: круглый стол
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть Вас сегодня на нашем педсовете, который непосредственно посвящен проблемам изучения социально-личностного развития дошкольников.
Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умений применять их в своей педагогической деятельности.
Итак, мы начинаем!
Цель:
Помочь детям войти в социальный мир, совершенствуя работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.
Задачи:
1.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2.Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3.Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Повестка:
- Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
- Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» — Данилова Т.И.;
- Сообщение из опыта работы: «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» — воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
- Сообщение из опыта работы: «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» — воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
- Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — воспитатель Морозова Т.В.;
- Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
- Мозговой штурм – Данилова Т.И.
- Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД) – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
- Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
- Обсуждение проекта решений.
Разминка
Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!
- Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.
- Если вы уверены, что у каждого человека свой стиль общения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются общению так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы полагаете, что при общении эмоции не важны, закройте глаза.
Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что эмоции – это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений.
- Выполнение решений предыдущего педсовета – Данилова Т.И.
- ноября 2014 г. состоялся педсовет «Готовность педагогических работников ДОО к реализации требований ФГОС». Решение: Творческой группе было рекомендовано спланировать мероприятия, направленные на устранение затруднений профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС (срок до 18.11.14 г.). Данное решение выполнено. Составлен План мероприятий затруднения профессиональной деятельности педагогов ДОО в условиях введения ФГОС в МБДОУ № 39, назначены ответственные, установлены сроки, есть некоторые результаты. Прилагается план.
- Доклад «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» — Данилова Т.И.
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные
на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его»
В.Гюго
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
В ФГОС предусматривается:
- развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.
Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает:
- расти число детей, попавших в трудные жизненные условия;
- число разводов и количество неполных семей;
- ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
Статистика свидетельствует: почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. К сожалению, дети, не имеющие положительного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.
В детском саду перед педагогами встают задачи:
- Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
- Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
- Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
- Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
- Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально — педагогических проблем ребенка.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.
Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
Наша задача – воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Отличия ФГТ от ФГОС см. приложение
- Сообщение из опыта работы: «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» — воспитатели: Ткаченко С.И., Трубина Т.Н., Анциферова А.С.;
- Сообщение из опыта работы: «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками» — воспитатели: Готина Н.М., Михеева Г.В.;
- Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» — воспитатель Морозова Т.В.;
- Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста – воспитатели: Куманеева Т.И., Румынина М.В.;
- Мозговой штурм – Данилова Т.И.
Мозговой штурм
- Назовите, какие направления входят в образовательную область «социально-коммуникативное развитие»?
(«Социализация», «Безопасность», «Труд»)
- Назовите, с какими областями интегрируется образовательная область «Социализация» и приведите примеры по своей возрастной группе.
- Назовите эффективные формы работы, используемые для решения задач социально-личностного развития детей в ДОУ?
1. НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры
5. Познавательные беседы
6. Просмотр видеофильмов
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации, выставки, проекты и др.
- Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание фразы дошло до каждого ребенка. Приведу пример: «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».
Попробуйте изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Нельзя обижать девочек».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».
5. Разбор ситуаций:
- «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
- Саша принес в детский сад новую интересную игру, все дети живо интересуются, даст ли Саши поиграть и им в эту игру. Саша отвечает: «А что ты мне дашь?» и не разрешает играть безвозмездно. Ваши действия.
- Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды выразил недовольство: «Не умеешь играть — не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх. Как возобновить желание играть у Светы?
- Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну». Как должен поступить педагог?
- Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
- Аукцион педагогических идей: опыт использования технологий социально-личностного развития в работе с детьми (технология, ННОД); – Суслова Н.А., Купцова Е.М., Романова Т.Е.;
- Памятки для педагогов: Игры-тренинги с детьми. Алгоритм ситуации поискового характера– Данилова Т.И.;
- Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что…»
Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что… »
Мне понравилось с вами работать, вы проявили свои коммуникативные способности, умение общаться, конструктивно взаимодействовать, представили свой опыт работы по социально-личностному развитию детей. Я очень довольна, что вы используете в работе с детьми нетрадиционные формы и методы.
- Обсуждение проекта решений.
Решение педсовета:
1. Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО — педагоги ДОУ, постоянно
2. В работе с детьми по социально-личностному развитию использовать игровые технологии – воспитатели, постоянно.
3. В процессе игровой деятельности предоставлять детям больше самостоятельности, себе отводить роль организатора игры, второстепенного участника или наблюдателя — воспитатели, постоянно.
4. Ежедневно планировать сюжетно-ролевые игры и еженедельно работу по нравственному воспитанию дошкольников — воспитатели всех групп, постоянно.
В заключение хочется призвать вас в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».
Источник
Приложение1
ФЕНОМЕН ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Детство — период жизни человека от новорожденности до до стижения социальной и психологической зрелости, во время ко торого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.
Социальное развитие — это про цесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социаль но компетентным.
Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).
Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отельным группам. Это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Одним из механизмов социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура.
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенно стей поведения, форм общения и деятельности самих детей, сво его рода культура в культуре, живущая по специфическим и са мобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура — неинституционализированная форма социаль ного образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носите лем основных культурных ценностей является детское сообще ство, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п.
Таким образом, детская субкультура — вариант широко рас пространенного в обществе процесса трансляции культуры, со циального опыта от поколения к поколению. В широком значе нии — это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, ус тановок, способов деятельности и форм общения, осуществляе мых в детских сообществах в той или иной конкретно-историчес кой ситуации развития.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключа ется в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкульту ра — это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Благодаря детской субкультуре ребёнок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
— дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плак сивость, жадность, т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устой чивость и самообладание;
— колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых ма леньких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом — защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, фор мируют базовое доверие к близким и к миру в целом (место ре бенка в доме — самое хорошее и красивое, мама — самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность);
— детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувство одиночества ин дивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Рассмотрим компоненты детской субкультуры:
— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстника ми. Это правила вступления в различные формы и виды детс кой деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ри туалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных груп пах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
— детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);
— детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «чер ный юмор» или детские «садистские» стишки);
— своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищ ницы, тайники) и коллекционирование;
— способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды иг ровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, черда ки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рас сказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
— детская мода; эстетические представления детей (составле ние веночков и букетов, «секреты»);
— субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих цен ностей: проблематизация, философствование, словотворче ство, сказочный мир;
— детская картина мира, т.е. особая система мировоззренчес ких знаний, которая включает в себя совокупность пред ставлений, смысловых отношений, охватывающих основ ные стороны взаимодействия ребенка с миром.
Остановимся на краткой характеристике некоторых компонен тов субкультуры.
Стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?» Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания, ориентируют на ценности идеологического общения, творческого сотрудничества.
Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «Со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче». Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствуют более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей.
Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Этот феномен хорошо описан в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», который писал: «Сам того не подозревая, ребёнок направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей «языковое богатство». Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения».
Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению.
Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. Не случайно, некоторые исследователи используют понятие «смеховой фольклор». В него входят: анекдоты, розыгры ши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.
Перевертыши, нелепицы, небылицы — особые словесные произ ведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются обще принятые представления об окружающем:
— Что я видел! Что я видел!
— Куманек, а что ты видел?
— Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек!
— Ой, врешь, куманек!
— Что я видел! Что я видел!
— Куманек, а что ты видел?
— Сорока в лесу доила козу в дырявый горшок!
— Ой, врешь, куманек!
Своими корнями они уходят в народную смеховую культуру. К.И. Чуковский называл их «лепые нелепицы». Чтобы воспринять мир таким, какой он есть на самом деле, ребенок должен внача ле увидеть его перевернутым. Этим и объясняется противоречи вость и парадоксальность детской картины мира, в которой все меняется местами, наделяется непривычными свойствами и воз можностями. Как составляющие детской субкультуры переверты ши и нелепицы выступают не только средством расширения со знания ребенка, развития творческих способностей, понимания жизненных ценностей и смыслов, но и индикатором его психи ческого состояния. Это связано с тем, что одним из важнейших показателей психического, умственного и творческого развития ребенка-дошкольника является наличие у него чувства юмора и комического.
Большой интерес представляет такой жанр смехового мира дошкольников, как страшилки. До 5 лет многие дети боятся страшилок, так как осознание любого сюжета требует понимания причинно-следственных связей, что, согласно Ж. Пиаже, происхо дит к 5-6 годам. В 5—6 лет дошкольники начинают обыгрывать ситуацию «страшно»: играют в приведение, пугают друг друга, прячась в укромном месте или надев на себя какое-то покрывало.
В возрасте 6—7 лет начинают появляться собственно страшилки в словесном варианте, исполняемые в коллективе в качестве своеобразной игры на публику. В дошкольном возрасте страшилкиI и принимают форму историй ужасного и трагического содержания («В одном черном-черном лесу, стоит черный-черный дом…»).
Рассказывание страшилок — прерогатива лидера детской группы, который таким образом самоутверждается среди сверстников. В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой аналогично архаичному обряду инициации и переходу на более высокую возрастную ступень.
В середине 80-х гг. XX в. появилась еще одна форма страшилок — так называемые «садистские» стишки («садюшки»):
Маленький мальчик нашел пулемет,
Больше в деревне никто не живет.
Существуют разные точки зрения на их появление. Одни авторы считают, что объектом насмешки в них выступает зло, а не глумление над человеческим несчастьем. Другие — говорят о том, что в них просматривается поэтизация жестокости, что свидетельствует о дегуманизации детской жизни. Очевидно одно: если у ребёнка есть устойчивый интерес к ним, который сочетается с систематическими проявлениями жестокости в реальной жизни, это свидетельствует о социальном и психологическом неблагополучии ребенка.
Анекдоты зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному вхождению ребенка в коллектив: принятие ребенка товарищами по группе, примирение со сверстниками, привлечение к себе внимания в процессе игры или свободной практической деятельности.
Рассказчиком анекдотов обычно становится признанный лидер группы или ребенок-озорник, выступающий в роли шута. У 5- и 6-летних детей наряду с действительными анекдотами в ситуации общения присутствуют псевдоанекдоты, когда рассказывается нечто короткое и по содержанию не очень смешное. При этом ребята заразительно хохочут. Не понимая сути анекдота, они уже интуитивно осознают его коммуникативную направленность. В 6—7 лет дети начинают воспроизводить слышанные ранее анекдоты, близкие им по тематике, например, недостатки внешности, некоторые черт характера (обжорство, глупость, назойливость и др.), осознание половой принадлежности, семейно-бытовые неурядицы. Дети любят воспроизводить анекдоты не только в общении со сверстниками, но и со взрослыми.
Таким образом, комическое как средство общения ребенка направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер его личности. Показателями такого развития являются: обогащение эмоциональных контактов, умение сочувствовать другому, выделять действия и позицию другого, готовность их принятия и возможности действовать с их учетом.
Коллекционирование и собирательство. Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.
Коллекции ребята с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия и представления, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.
Примерно после 5 лет у детей появляются собственные сокро вищницы, которые обычно хранятся дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища». Сокровищницей мальчика, как правило, считается его карман. Основное содержимое обычно составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице, подаренные, перешедшие по наслед ству от старших или выменянные у других детей, туда не кладут предметы, купленные в магазине. Своим богатством ребенок, как правило, любуется один, чтобы никто не мешал. Сокровищница существует в течение нескольких лет, а затем незаметно исчезает.
Секрет представляет собой небольшую ямку, глубиной в несколько сантиметров, выкопанную в земле. Чаще всего секреты делают девочки. Дно секрета выкладывается чем-нибудь красивым, сверху кладется что-то интересное, все это накрывается стеклом и засыпается тонким слоем земли. Секрет можно считать одной из форм детского дизайнерского творчества. Он открывается только избранным, и распространенным видом мести является уничтожение секретов друг друга. В тайниках мальчиков отсутствует эстетический аспект, они призваны исполнять роль хранилищ личностно значимых, ценных предметов. Тайники и секреты свидетельствуют о желании ребенка материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира.
Посещение страшных мест. Групповое посещение страшных мест — одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире. Со временем посещение страшного места становится испытанием храбрости и ее тренировкой, что даёт возможность удовлетворить исследовательский инстинкт, а также желание личностного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника: пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где он останавливается.
Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
Формы работы по формированию субкультуры в группе:
— презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Дан ная форма работы способствует развитию социальной уве ренности и накоплению опыта разновозрастного обще ния;
— выставки — авторские («Моя любимая книга», «Моя люби мая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы на правлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает воз можность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности;
— праздничные события и игровые тематические проекты («Яр марка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
— совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).
Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации — индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. М.; Воронеж; 2000.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М., 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Иванова Н. О детской субкультуре// Дошкольное воспитание. 2004. №4 с.34-36
Источник