Педология это наука о целостном развитии ребенка
Депозит фото
Блог Усталого Учителя
По материалам подписчика
О науке этой я читал ещё в какой-то книге. Кажется, «Два капитана» Каверина. Но тогда был молод, глуп и моё сознание не зацепилось за незнакомое мне слово.
При общении с одним из подписчиков слово вспомнилось и заинтересовало.
Изначально, педология должна была заниматься исследованием детей, учитывая физические, психические, социальные факторы их развития. Данная наука утверждала зависимость судьбы ребёнка от вышеупомянутых факторов, включая генетическую предрасположенность. Первые упоминания о педологии как науке было в 1873 году, развитие в СССР данное направление получило в 20х годах двадцатого века. Был создан институт педологии.
В СССР разработкой положений данной науки занимались известные педагоги, к примеру, Л. Выготский, исследования которого легли в основу системно-деятельностного подхода. Педологи разработали аналитические материалы, на основании которых оценивали интеллектуальный потенциал учащихся. Комиссия в составе из 20 и более специалистов объезжали образовательные учреждения и индивидуально беседовали с учащимися, определяли их статус. Для данных бесед были составлены специальные тесты, универсальные для всех, напечатаны брошюры. Исходя из ответов на вопросы и результатов выполнения заданий, ребёнок получал педологический диагноз и был распределены в определённый кластер — одарённых, дефективных и пр.
Читая работы П. Блонского, одного из ведущих педологов того времени, я обнаружил подозрительно сходство некоторых формулировок с тем, что прописано в современных стандартах образования. Это не может не настораживать, потому что то, о чем нам говорят, как о требованиях современности, оказывается наследием глубоко забытого старого.
Была ли педология наукой или это алхимия в образовании?
Мнения в сети отличаются настолько кардинальным образом, что можно разделить их на две большие группы:
1 точка зрения. Педология — лженаука. Прочитал рассказ Музы Фёдоровна Тарасовой, участницы подобного исследования. Она пишет о том, что тесты были универсифицированны, они не учитывали индивидуальных особенностей детей и были написаны только на основании опыта самих исследователей. Что наука не выявляла одарённых или неординарных детей, а вычесывала всех под гребёнку исследователей. В школах зачастую было два коллектива — педагоги и педологи, причём педагоги считались второстепенным персоналом, всего лишь предметниками.
2. Педология — несправедливо загубленная наука. Она была на самом пике своего становления и стала давать первые результаты, но правительству и партии не нужны были индивидуальности, поэтому, постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) педология была объявлена «лженаукой» и прекратила свое существование, что привело к упадку педагогики и психологии в целом. Гонения были настолько серьёзными, что педагоги тряслись в ужасе при мысли о возможном упоминании их фамилии хоть в какой-нибудь связи с педологией.
Трудно проводить анализ степени упадка образования того времени. Через четыре года началась война и упадок здесь все-таки объясняется кое-чем другим.
Я так и не сформировал свое мнение по этому вопросу. Возможно, подобная наука нужна. Но разница сейчас среди детей настолько велика, что универсальным тестами их способности не проверить. Они живут в слишком разных социальных, нравственных, этнических и пр. условиях, от мегаполисов до хуторов. Неоднократно видел комментарии, что именно из педологии растут ноги у ЕГЭ. Но ЕГЭ — это проверка обученности, а педология пыталась исследовать несколько иные параметры.
Некоторые проводят аналогию между педологами и современными тьюторами, упоминают о делении на кластеры.
В любом случае, для эволюции образования, как и для любого процесса, требуется время. Не десять дет, а десятки. Пока что образование идёт по катастрофическому типу эволюции, когда всех конкурентноспособных и устойчивых особей спалило вулканом, остались только плешивые и кривоногие.
Жду ваших историй
Bloguu@yandex.ru
Источник
Педология – это наука, соединившая в себе подходы медицины, биологии, педагогики и психотехники к развитию ребенка. И хотя как термин она устарела и приобрела формат детской психологии, универсальные педологические методы привлекают внимание не только ученых, но и людей вне научного мира.
История
История педологии начинается на Западе в конце 19 века. Возникновению ее во многом способствовало интенсивное развитие прикладных отраслей экспериментальной педагогики и психологии. Объединение же их подходов с анатомо-физиологическими и биологическими в педологии произошло механически. Точнее, было продиктовано комплексным, всесторонним исследованием психического развития детей, их поведения.
Термин «педология» введен был американским ученым-исследователем Оскаром Крисманом в 1853 году. В переводе с греческого определение звучит как «наука о детях» (педос – дитя, логос – наука, изучение).
Истоки
Первые работы по педологии были написаны американскими психологами Г.С. Холлом, Дж. Болдуином и физиологом В. Прейером. Именно они стояли у истоков психологии развития и собрали огромный багаж эмпирического материала по развитию и особенностям поведения детей. Их работы стали во многом революционными и легли в основу детской и возрастной психологии.
В России
В начале 20 века новое научное течение проникло в Россию (тогда СССР) и получило достойное продолжение в работах психиатра и рефлексолога В.М. Бехтерева, психолога А.П. Нечаева, физиолога Э. Мёймана и дефектолога Г.И. Россолимо. Каждый из них в силу своей специальности пытался объяснить и сформулировать законы развития ребенка и методы его коррекции.
Педология в России получила практический размах: были открыты педологические институты и «Дом ребенка» (Москва), проведен ряд специализированных курсов. В школах проводились психологические тестирования, по результатам которых происходила комплектация классов. К изучению детской психологии были подключены ведущие психологи, физиологи, врачи и педагоги страны. Все это делалось с целью комплексного изучения детского развития. Однако такая простая задача не совсем оправдала средства.
К 20-м годам в России педология – это обширное научное движение, но не комплексная наука. Главной помехой для синтеза знаний о ребенке было отсутствие предварительного анализа методов наук, составляющих этот комплекс.
Ошибки
Главными ошибками советских педологов считались недооценка роли наследственных факторов в развитии детей и влияние на формирование их личностей социальной среды. В практическом аспекте к научным просчетам можно отнести недоработку и применение тестов на интеллектуальное развитие.
В 30-е годы все недочеты были постепенно исправлены, и советская педология начала более уверенный и осмысленный путь. Однако уже в 1936 году она стала «лженаукой», неугодной политической системе страны. Революционные эксперименты сворачивались, педологические лаборатории закрывались. Тестирование, как основной педологический метод, стало уязвимым в образовательной практике. Так как по результатам чаще всего одаренными оказывались дети священников, белогвардейцев и «гнилой» интеллигенции, а не пролетариата. А это шло в разрез с идеологией партии. Так воспитание детей вернулось к традиционным формам, что стало причиной застоя в образовательной системе.
Принципы педологии
Развитие педологии в России принесло определенные плоды, было сформировало основные научные принципы:
- Педология – это целостное знание о ребенке. С этой позиции он рассматривается не «по частям», а в целом, как создание одновременно биологическое, социальное, психологическое и т.д. Все аспекты его изучения взаимосвязаны и переплетены меж собой. Но это не просто беспорядочный набор данных, а четкая компиляция теоретических установок и методов.
- Вторым ориентиром педологов стал генетический принцип. Его активно изучал психолог Л.С. Выготский. На примере эгоцентрической речи ребенка («речь минус звук») он доказал, что детский лепет или «бормотание под нос» является первой стадией внутренней речи или мышления человека. Генетический принцип демонстрирует распространенность данного явления.
- Третий принцип – изучение детства – доказал, что социальная среда и быт значительно влияют на психологическое и антропоморфическое развитие ребенка. Так, безнадзорность или жесткость воспитания, недоедание влияют на психическое и физиологическое здоровье ребенка.
- Четвертый принцип заключается в практической значимости педологии – переходе от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим было создано педологическое консультирование, беседы с родителями, психологическая диагностика детей.
Педология – это комплексная наука, поэтому принципы ее основаны на всестороннем исследовании ребенка. Психология и педология долгое время отождествлялись друг с другом, второе понятие выходило из первого. Поэтому доминирующим в педологии все же выступает психологический аспект.
С 50-х годов идеи педологии частично стали возвращаться в педагогику и психологию. А спустя 20 лет началась активная образовательная работа с использованием тестов на интеллектуальное развитие детей.
Источник
Советская психология начиналась именно с того, что потом было признано главной буржуазной идеалистической теорией (психоанализ) или даже извращением (педология). Про психоанализ я рассказывала в прошлый раз, сегодня поговорим о педологии. Не рискуя оценивать это сложное и противоречивое явление, я тем не менее постараюсь показать, что печальная участь педологии в СССР была неизбежна.
Что такое педология
В начале XXI века нам трудно представить, какое огромное значение имела педология почти сто лет назад в молодой стране, не до конца оправившейся от революции и Гражданской войны, где 70% населения были неграмотны. Но нарком образования Луначарский был уверен: Надо, чтобы в мозгу каждого учителя жил может быть маленький, но достаточно крепкий педолог. О размахе педологических исследований говорит тот факт, что при изучении педологами идеалов советского школьника было собрано и обработано 120 000 анкет (буквами: сто двадцать тысяч!). Современные социологические опросы как правило ограничиваются двумя тысячами. Короче говоря, педология в молодом советском государстве стала очередной панацеей, с помощью которой страна рассчитывала воспитать «правильного» советского человека.
В основе педологии как науки лежит здравая и привлекательная идея о необходимости целостного, междисциплинарного изучения ребенка. Сам термин возник еще в конце XIX века. Педологи считали, что педагог, психолог, физиолог, врач — каждый из них видит ребенка по-своему и описывает его на своем языке, при этом закономерности развития ребенка как целого остаются вне сферы их интересов. Восполнить этот пробел и должна новая наука педология.
Педологами считали себя многие выдающиеся психологи того времени.
Большинство педологов работали в школах, причем на них возлагались примерно те же задачи, что на нынешних школьных психологов. Педологи занимались комплектованием учебных групп; отбором во вспомогательные школы; изучением отклоняющихся от нормы детей; работой с родителями; отбором детей при приеме в школы.
Чтобы понять сложность задач, стоящих перед педологами в 20-е годы, нужно вспомнить, что в стране было огромное количество детей, из-за войн и революций бросивших школу или никогда в ней не учившихся, миллионы беспризорников. А педологу предстояло определить, к примеру: ребенок, который в 12 лет едва знает буквы и не умеет считать — умственно отсталый или просто забыл все, чему давным-давно его учили в школе? А ведь от такого решения зависела судьба человека. Поэтому педологам предписывалось изучать среду, в которой рос ребенок, наблюдать за ним на уроках, общаться с родителями и пр.
Косвенные данные говорят о том, что по крайней мере в столицах работу педологов ценили и ими дорожили. Так, в Москве считалось недопустимо мало иметь одного педолога на тысячу детей. Каждый ребенок проходил обследование интеллекта с помощью весьма сложного теста (тест Бине), который сейчас в силу своей сложности обычно в школах не используется. А в Ленинграде, в 1932 году возникла идея мобилизовать педологов для организации колхозов (кто помнит историю — так называемое движение «десятитысячников»). Ни одна из сотни Ленинградских школ своего педолога не отдала.
А вот свидетельство моей мамы, которую при поступлении в первый класс тестировал педолог. В числе прочего, он спрашивал ее, что делают топором, пилой и рубанком: про рубанок мама не знала (сказала, что рубанком рубят), но тем не менее, ее определили в самый сильный класс (что было правильным, исходя из ее достижений). Любопытно, что почти все в классе, в отличие от мамы, умели читать, но педологу удалось определить именно потенциал ребенка.
Однако положительные примеры — это скорее о работе немногочисленных столичных педологов. Основная масса педологов не имела ни времени, ни образования, необходимых для серьезной индивидуальной работы с детьми. Поэтому основным орудием работы педолога стали тесты и еще раз тесты.
Тесты, тесты, тесты
Если бы вы спросили кого-то, кто лично сталкивался с педологами (как моя мама), что они делают, то скорее всего, получили бы ответ: «Дают тесты». Это в каком-то смысле справедливо. Вот отрывок из заметки 1927 года: «Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни. Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку местных тестов»
Тестирование привлекает своей быстротой и кажущейся простотой. О грамотном создании и применении и тестов большинство педологов даже не подозревали. Отрывок из автобиографической повести В.Шефнера, где действие происходит в Ленинграде 20-х годов, дает представление если не о том, как работали педологи, то о том, как их работа виделась со стороны. Конечно, это пародия, но… в каждой шутке есть доля шутки.
Вот несколько вопросов из «Облегченной универсальной тест-анкеты 17-Д для детей 8-12 лет» и ответы героя повести (в скобках).
— 78 911 277 помножь в уме на 84 567 654 998 765 551 и раздели на 0, 167 664 97 (ответа нет)
— Из нижеперечисленных музыкальным инструментом является: виадук, коньяк, лаванда, валторна, энциклика, адюльтер, колибри, декольте, орифламма, изюбр. (нужное выпиши) (виадук)
— Найди рифму к слову «корица». (Кобылица, ламца-дрица, больница, чечевица, лисица, синица, лица)
— 2 Х2 равняется? (4)
— Ты похищал: папиросы, варенье, деньги, игрушки, сахар, оладьи, зонтики, часы, сухофрукты, вино? (нужное выпиши) (Варенье, сахар, сухофрукты)
А вот вердикт педолога из повести: Объект умственно отсталый, логическое мышление отсутствует, психомоторные центры лишены торможения; общее развитие — на нуле, понятия о добре и зле — близки к нулю. В политическом отношении объект склонен к монархизму. Кроме того, объект подвержен рифмоидному бреду, что является одним из симптомов скрытой шизофрении.
Почему была уничтожена педология
История отечественной педологии завершилась 4 июля 1936 года, когда было принято постановление Центрального комитета партии «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (педология, единственная из «лженаук» в нашей истории, была «удостоена» постановления ЦК: ни генетика, ни кибернетика этой «чести» удостоены не были). Вред педологии в постановлении объяснялся распространением «бессмысленных и вредных анкет и тестов», которые имели целью «найти максимум отрицательной и патологически извращенной информации, характеризующей советского школьника». Постановление утверждало, что «обследования умственного развития и одаренности школьников представляют собой форменное издевательство над учащимися».
На верхнем фото — карикатура Кукрыниксов в газете «Правда» от августа 1936 года «Педолог за работой». IQ — это коэффициент интеллекта.
Если допустить, что реальные педологи давали заключения хотя бы отдаленно напоминающие те, что описаны в повести Шефнера, то постановление может показаться обоснованным. Тем более, что есть легенда, по которой поводом для постановления стало заключение педолога, данное сыну то ли Сталина, то ли будущего главного «идеолога» страны Жданова. Но скорее всего, были и другие причины.
Педология, при всех своих недостатках и казусах, давала объективные данные о психологии советского человека, и именно эти данные оказались не только не нужны, но и опасны для советского государства. Так, исследования 20-х годов продемонстрировали, что уровень интеллекта у евреев и русских выше, чем у башкир и татар, а у детей служащих выше, чем у детей рабочих. Это не вписывалось в идеи равенства и братства народов, гегемонии рабочего класса.
Власть больше не нуждалась в науке как в инструменте формирования нового человека. Уже выросло поколение людей, родившихся при советской власти. А машина репрессий набирала обороты, перемалывая несогласных.
Постскриптум.
Я уже писала, что у советской психологии было две главных вредоносных буржуазных выдумки — это Фрейд и тесты (любопытно, что хотя я получила советское психологическое образование, но более 20 лет преподавала науку о психологическом тестировании будущим психоаналитикам)
4 июля 1936 года вышло постановление «О педологических извращениях», заклеймившее и запретившее психологическое тестирование. Психоанализ был уже под негласным запретом.
Почти ровно 60 лет спустя, 19 июля 1996 года, вышел Указ президента РФ «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа». Тестирование было уже к этому времени реабилитировано без постановлений.
Почему-то, когда я думаю об этих двух датах, мне приходит в голову не мысль о торжестве справедливости, а афоризм о том, что история повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
Источник
Педология от греческих педон — почва и логос — знание — наука об изучении почв в природной среде, раздел почвоведения. Но речь пойдёт не о почвах. С таким же названием есть и другая наука. О детях. Не путать с педофилией!
От рождения до тризны
В ряду поруганных наук педология занимает особое место. Педология имела длинную предысторию и стремительную и законченную историю. Свидетелей её расцвета не осталось. О гибели говорит постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года. Педология преподносится как клевета и подрыв основ советской педагогики. В современной России уже слышны призывы возродить отечественную педологию.
Педология (от греч. παιδός — дитя + λόγος — наука) — наука, объединяющая подходы различных наук к развитию ребёнка. Целью Педологии являлось воспитание человека во всех отношениях и изучение его во всех проявлениях с учётом всех влияющих факторов.
Основатель педологии американский психолог С. Холл, а само название «Педология» придумал его ученик Оскар Крисмент в 1893 году. Зарождение науки относят к XVIII—XIX вв. Жан-Жак Руссо писал: «Мудрейшие воспитатели учат детей тому, что важно знать взрослому, не принимая в расчёт того, чему в состоянии научиться дети». Становление педологии связывают с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841). В процессе становления педагогической психологии происходила усиленная перестройка общей психологии. Гербартианская психология с её абстрактно-дедуктивным методом сменилась экспериментальной психологией, изучающей психические явления методами экспериментальной физиологии и раскрывающей некоторые возрастные психические особенности детей и их индивидуальные особенности.
Общее развитие
Общую картину жизни ребёнка, как полагали, должна была дать особая наука о раннем возрасте, которая кроме психологических данных требовала исследований физической жизни ребёнка, её зависимость от внешних, особенно — социальных условий его воспитания. Наука произрастала из детской психологии, которая, в отличие от педагогической психологии, вместе с вопросами о филогенетическом развитии человека ставила вопрос об онтогенетическом его развитии. Американец Стенли Холл считал невозможным изучать психическое развитие ребенка оторвано от его физического развития. В результате предложили создать новую науку — педологию, которая давала бы более полную картину возрастного развития ребенка. К моменту оформления педологии как самостоятельной науки запас знаний о психологии детского возраста был невелик. Педология была призвана дать картину развития ребёнка и единстве его психических и физических свойств в соотношении «био—социо». В методологии исследований с самого начала приоритет отдавался психологическому изучению ребёнка.
Профессор Павел Петрович Блонский (1884—1941) дал четыре формулы-определения, три из которых взаимно дополняют друг друга, а четвертая… противоречит им всем. Первая формула определяет педологию как «науку об особенностях детского возраста». Вторая формула определяет педологию как «науку о росте, конституции и поведении типичного массового ребёнка в различные эпохи детства». Третья формула даёт определение: «Педология изучает симптомокомплексы различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий». Они сводятся к следующему: ребёнок как предмет изучения представляет собой явление природы не менее сложное, чем взрослый человек. При психологическом изучении ребёнка выявляли сложные «возрастные симптомокомплексы».
Отечественная педология
Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование Александра Петровича Нечаева (1870—1948) «Экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Он с учениками изучал отдельные психические функции: память, внимание, суждение и т.д. Ещё в 1901 году в Санкт-Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904-го открыты первые в России педологические курсы, а в 1906-м созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии.
В 1911 году в Москве Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика «психологических профилей», в которой он для составления полного «психологического профиля» предложил исследовать 38 отдельных психических функций.
Основателем и творцом педологии в СССР называют и Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), благодаря которому были созданы: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных детей, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника.
В 1915 году вышла книга Григория Яковлевича Трошина (1874—1939) «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей».
Советская педология
В 1921 году в Москве были образованы сразу три педологических учреждения: Центральный педологический институт, Медико-педологический институт, и психолого-педологическое отделение 2-го МГУ. В 1923 году в Москве прошёл I Всероссийский съезд по психоневрологии со специальной секцией по педологии и вскоре стал выходить «Педологический журнал».
Весьма перспективной среди педологов считалась методика наблюдения за процессами поведения и изучение результатов этих процессов, разработанных Михаилом Яковлевичем Басовым (1892—1931). Но сами разнообразные тесты были разработаны и впервые применены в США для выявления умственных способностей и определения обучаемости детей бывших рабов. «Национальные тесты», рассчитанные на применение во всех школах США, создавались, чтобы: помочь подразделить умственно более сильных и умственно более слабых детей различных школьных групп на более мелкие подгруппы; помочь учителю ориентироваться в индивидуальных особенностях детей определённой группы; вскрыть индивидуальные причины, в силу которых некоторые дети не могут приспособиться к классной работе и общественной жизни; содействовать профессиональной ориентации детей. Их обзор на русском языке был дан в 1926 году Н.А. Бухгольцем и А.М. Шубертом, а анализ привёл к выводу о несомненной перспективности применения в педологии.
В конце 1920-х годов тестирование стали применять в школах и других детских учреждениях и в СССР. На основе тестов определялись одаренность и успешность детей, давались прогнозы обучаемости и рекомендации педагогам, разрабатывались оригинальные отечественные тесты, аналогичные тестам Бине. Тестирование стало массовыми. По из результатам определялся «умственный возраст» ученика, что противоречило догматам уравнительного обучения, которое испытали на себе несколько поколений советских детей.
В 1925 году появилось первое учебное пособие для студентов педагогических институтов Павла Блонского «Педология». Следом он публикует ещё две работы: «Педология в массовой школе первой ступени» и «Основы педагогики». А профессора Григорий Алексеевич Фортунатов (1890—1972) и Г.В. Мурашов разработали методику исследования детского коллектива.
Весной 1927 года в Москве было созвано педологическое совещание, на котором обсудили роль среды, наследственности и конституции в развитии ребенка, значение коллектива как фактора, формирующего детскую личность; методы изучения ребёнка и соотношение рефлексологии и психологии. Однако во главу угла педологии поставили идеологический принцип.
До 1931 года пользовались ещё двумя определениями педологии: «Наука о факторах, закономерностях, стадиях и типах социально-биологического формирования индивида» и «Наука о генетических процессах, о выработке новых усложняющихся механизмов под воздействием новых факторов, о ломке, перестройке, трансформации функций и лежащих в их основе материальных субстратах в условиях роста детского организма».
За развитие педологии в СССР выступала и вдова вождя мирового пролетариата Надежда Константиновна Крупская. «Кто-то перегибает палку и недооценивает наследственности и влияния общих законов развития», – говорила она и указывала на «отсутствие в науке достаточно четких указаний об учебно-воспитательной ёмкости каждого возраста, о специфических его особенностях, требующих возрастной индивидуализации, программного подхода».
Однако деятельность педологических лабораторий по сортировке учащихся на основе их интеллектуальных качеств не согласовывались с новой линией партии. По итогам тестирования в разряд дефективных учащихся в основном попадали дети рабочих и крестьян, а среди одарённых оказывались потомки дворян, интеллигенции, священников и других «социально-чуждых» элементов.
Недооценка культурно-исторической среды и переоценка природных способностей учащихся при истолковании испытаний выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность.
Итогом полемики о педологической практике в народном образовании стало вышедшее 4 июля 1936 года Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое на долгие годы официально запретило применение методов тестирования, обвинив педологов в злоупотреблениях, которые приводят к недопустимым социальным последствиям, и фактически ликвидировало педологию как науку. Согласно постановлению, педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.
***
О запрещённой в СССР науке в Энциклопедическом словаре 1953 года издания написано: «Педология — реакционная лженаука о ребёнке… В СССР разоблачена и ликвидирована». В РФ использование тестов в образовательных учреждениях стало в пику советской системе образования неотъемлемой частью.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!
Источник