Педагогика поддержки ребенка в процессе развития
Педагогика поддержки ребенка в процессе его развития и становления
Автор статьи: воспитатель школы-интерната №8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Шулин Герман Валерьевич
Поддержка — это установление подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого и которые позволяют ребенку дистанцироваться от педагога без риска потерять его расположение и уважение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.
Поддержка — это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом для развития ребенка.
Педагогическая поддержка — это педагогическая деятельность, подкрепляющая ребенка в ситуации обнаружения им своей слабости и помогающая ему преодолеть ее за счет индивидуальных способностей и возможностей.
Педагогическая поддержка — это скорее обучение ребенка не только самостоятельно действовать в условиях «пожара», но и прежде всего — действовать профилактически. Известно, что там, где существует эффективная профилактика проблем, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная, во всяком случае, менее паническая.
В педагогике поддержки педагог и ребенок зависимы друг от друга. Зависимость ребенка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребенка состоит в том, что он не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности.
Несмотря на существующую зависимость и общий предмет деятельности, цели ребенка и педагога разные. Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее. Педагог же стремится к тому, чтобы, решая проблему, ребенок развивал способности становиться субъектом.
Таким образом, цели и позиции ребенка и педагога сближаются в том случае, если ребенок стремится быть активным в разрешении собственной проблемы. Педагогу в этом случае предстоит помочь ребенку сделать активность осознаваемой и целенаправленной, т.е. «вырастить» из активности деятельность.
Ребенок, проявляя активность, неосознанно опирается на свои «могу». Столкнувшись с проблемой, он как бы перебирает, примеряет к ней свои «могу», но делает это полу осознанно. Не пытаясь вникнуть в существо проблемы, он ищет выход из нее. Педагог помогает ребенку «перевести» свое внимание на понимание причин его затруднений, определить способ и порядок их преодоления. Так возникает деятельность ребенка по постановке и решению задач, что требует развития способностей думать, осознавать, анализировать, прогнозировать, выбирать, планировать собственные и совместные действия.
Вполне очевидно, что сущность образования шире. Ясно, что обучение необходимо, но только как часть образования. Как же педагогу-воспитателю точно профессионально и прагматически строить воспитательную деятельность?
Воспитателю необходимо знать, каким должен быть результат его воспитательной деятельности, ведь, не имея представления о результате, невозможно ставить цель и подбирать для ее реализации средства. Педагог должен, обязан так поработать с ребенком, чтобы он в результате обязательно усвоил определенные культурные образцы (знания, нормы деятельности и поведения), которые необходимы для того, чтобы войти (адаптироваться) в общее для всех людей пространство культуры и действовать там.
Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.
Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.
К примеру — мальчик, усвоивший, «впитавший» в себя русскую культуру, для которого она была естественной средой, оказался в сложной ситуации, когда ему пришлось индивидуально столкнуться с необходимостью жить в пространстве других культурных норм. Он не может найти в самой русской культуре опоры для адекватного, нормального, достойного существования в новом пространстве. Он «дезориентирован» культурой, а внутренней индивидуальной культуры самоопределения у него нет, она не развита.
Можно смело утверждать, что его успешная социализация в одной культурной плоскости в данной ситуации вызвала дестабилизацию индивидуального бытия. Он оказался не готов к встрече с новыми обстоятельствами, поэтому возникает реальная угроза его личностному развитию. Ребенок в этой ситуации нуждается не в воспитании и обучении, а в поддержке взрослого, который не «обременяет его правильным», а нацелен на помощь поиска индивидуально верного через диалог с другими и с самим собой.
Источник
Выступление педагога – психолога на педсовете по теме:
«Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития»
В настоящее время в качестве цели образования определено развитие личности школьника, его способностей, формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности. Однако эта задача не может быть решена только в рамках обучения и воспитания, поскольку предметом обучения выступают знания о мире и способы умственной деятельности, а предмет воспитания — социальные ценности, нравственные нормы поведения и отношения. В рамках гуманистической педагогики в настоящее время разрабатывается теория и практика педагогической поддержки детей, которая и призвана обеспечить реализацию процессов развития — саморазвития, обучения — самообучения, воспитания -самовоспитания. Направленный на развитие внутренних качеств личности школьника, процесс педагогической поддержки призван обеспечить индивидуализацию образования, дополнив собой социализирующие процессы обучения и воспитания. Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как часть образования, как часть целого наряду с другими его составляющими: обучением и воспитанием.
Педагогическая поддержка саморазвития учащихся в соответствии с возрастными психофизиоло-гическими особенностями. Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но обогатить его собственными достижениями. Воспитательный процесс в образовании включает в себя – развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.
Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее “хочу” ребенка, а не только на внешнее “надо.
Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.
Только создав ребенку полноценную детскую жизнь с удовлетворенными моральными, эстетическими и иными потребностями, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
Таким образом, главным при сотворчестве является вера педагога в потенциальные возможности своих воспитанников. Педагоги, не верящие в ребят, по нашему мнению, не в состоянии строить оптимистический и гуманный воспитательный процесс.
При организации совместной деятельности нужно помнить о основных предпосылках продуктивного сотворчества:
-Взаимодействие с учащимися должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.
-Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела.
-Необходимо признать запрет на навязывание педагогом готового содержания и опыта педагога, пока у учащихся не появиться необходимость посоветоваться с педагогом.
-Важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач.
-Деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на личные интересы учащихся.
Педагогическая поддержка рассматривается как создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. «Узкий» смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
Оказание педагогической поддержки предполагает совместную работу родителей, педагогов, психологов, кураторов, администрации; использование различных форм поддержки (замещение, призыв к подражанию, сотрудничество, инициирование, упреждение); поддержку по направлениям: разрешение конфликтов; успешность в общении; в усвоении учебных программ, в организации досуга, поддержка физического и психического здоровья учащихся .
На основе анализа педагогической литературы нами вскрыты факторы педагогической поддержки. Таковыми являются:
-реформирование процесса образования в направлении его культурно-созидающей функции
-обращение педагога к индивидуальному опыту обучаемого
-наличие в образовательной системе педагога, целенаправленно поддерживающего усилия воспитанника
Идея педагогической поддержки была сформулирована в 1995 году О.С. Разменом. Он определил её как педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья. О.С. Газман считал, что помогать можно тому, что есть в наличии, то есть педагог поддерживает, развивает личность, самостоятельное движение ребёнка. Поэтому главное в педагогической поддержке, по мнению О.С. Газмана, — это саморазвитие ребёнка, которое включает самосознание, самоопределение, самодеятельность, самореализацию.
Идея О.С. Газмана имеет гуманистическую направленность, которая характерна для современной педагогики. Она ориентирована на развитие личности, основана на взаимодействии педагога и ребёнка.
Концепция О.С. Газмана о педагогической поддержке ребёнка строится на методологических принципах педагогики. Одним из основных является личностный подход, рассматривающий ребёнка как уникальное явление, самостоятельную ценность. Этот подход означает ориентацию на личность как цель, результат и главный критерий эффективности деятельности педагога. Отношения педагога и ребёнка рассматриваются через призму полисубъектного (диалогического) подхода. Такой подход строится на субъект-субъектных отношениях педагога и ребёнка — то есть педагог не воспитывает, не учит, а стимулирует активность ребёнка к саморазвитию. Саморазвитие же личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса — другими словами индивидуально-творческого подхода.
Антропоцентрическая модель воспитания опирается на понимание сущности человека как открытой системы, ориентированной на развитие и саморазвитие личности. Задача педагога — помогать воспитаннику в процессе саморазвития, проявлении творческих способностей, индивидуальности, обретении духовного богатства.
Целью свободного воспитания является привитие ребёнку способности нести ответственность за свою жизнь и выбор духовных ценностей. Такое воспитание опирается на идею свободного выбора, неотделимого от развития критического мышления, ответственной активности в управлении собой, своими эмоциями, характером отношений с другими людьми. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку в познании себя, своих потребностей и ресурсов, в познании окружающего мира, саморазвитии.
Педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:
*ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
*самореализация педагогов — в творческой самореализации ребёнка;
*всегда принимай ребёнка таким, какой он есть;
*все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
*не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
*дети — носители грядущей культуры;
*соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание — диалог культур;
*не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
*доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за неё;
*умей признать свою ошибку;
*защищая ребёнка, учи его защищаться.
Соответственно, в качестве критериев, по которым можно судить о реализации процесса социально-педагогической поддержки, на наш взгляд, можно выделить следующие:
1. Товарищеские отношения педагога и ребёнка, предполагающие равноправие субъектов общения, уважение достоинства, права выбора и действия, самостоятельность, независимость ребёнка. Приверженность диалоговым формам общения.
2. Наличие ситуации выбора и успеха для каждого ребёнка, проявляющееся в разнообразии путей решения проблемы и достижении поставленной цели.
3. Профессиональная психолого-педагогическая готовность педагога к работе в режиме социально-педагогической поддержки. Владение соответствующими педагогическими технологиями и методами работы. Способность к самоанализу, адекватная самооценка, эмпатийность, гибкость.
4. Создание атмосферы открытости, доброжелательности, позитивной деятельности по развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству.
По мнению О.С.Газмана, принципиальное отличие педагогической поддержки от других приемов педагогической деятельности состоит в том, что та или иная личностная проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. В таком случае ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на педагога, родителей или других людей.
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно –ориентированный характер. При её осуществлении главным предметом деятельности ребёнка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических воздействий( защиты, помощи, содействия , взаимодействия).
Памятка «Этапы ,основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности | Приёмы и методы организации деятельности |
1. Сигнальный | 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребёнка значимой для него проблемы: — неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); — обращение родителей к педагогу или администрации школы; — тревожные суждения об ученике одноклассни-ков и учителей ,работающих в этом классе; — попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи | 1.Педагогическое наблюдение 2. Размышления в па-рах и малых группах. 3 Приёмы и методы аутогенной трениров-ки. |
2.Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах проблемы. | ||
3.Обеспечение Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка т совместному поиску путей и способов её решения. | ||
4. консультация педагога у специалистов: психолога, соц.педагога, мед.работника и др. | ||
2. Контактно- созидательный | 1. Определение эмоционально- психологического состояния школьников ,его готовности к общению. | 1.Ситуативное тестирование. 2.Приёмы коммуникативного взаимодействия. 3. Приёмы «Ты-высказывания»и «Я-высказывания» |
2. Обеспечение эмоционально – положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. | ||
3. Поиск и установление первоначального контакта ученика | ||
3.Диагностический | 1.Организация доверительной беседы с учащимися. | 1. Способы активного эмпатического слушания: А) приёмы невербальной эмоциональной поддержки; Б) приём «Парафраз» В) приём «Редакция» 2. Приёмы «Проговаривания» |
2. Диагностика проблемы ребёнка. | ||
3. Определение причин возникновения проблемы | ||
4.Проектный | 1. Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. | 1. Методика самоп-роектирования и педагогического проектирования 2. Приём»Анализ способов решения чужой проблемы» 3. Метод договора. |
2. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. | ||
3. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы | ||
5.Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы | 1.Метод практической деятельности ребёнка 2. Методы педагогической поддержки действий ребёнка |
2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. | ||
6. Результативно- аналитический | 1.Совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. | 1Приёмы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы. |
2.Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накоплен-ного в процессе решения проблемы |
Источник