Педагогика на раннем этапе развития ребенка
В России педагогическая мысль как самостоятельная область начала развиваться в XX веке в связи с влиянием общества на государственность, осознанием культурных ценностей, ставя при этом определенные задачи и цели. История становления педагогики раннего детства неразрывно связана с развитием семейного и общественного воспитания детей, с историческими процессами, культурой, наследием, сложившимся в структуре образования. Российское обучение имело много сходства с обучением в других странах, сохраняя свои традиции.
Проблеме воспитания и развития ребенка в раннем возрасте все чаще отводилось все больше внимания в семьях в системе образования, ставя в приоритет дошкольный возраст как основной этап образования, благодаря чему открылись первые дошкольные образовательные учреждения. Заметное влияние на систему, воспитания и развития раннего детства оказали научные труды и работы таких отечественных выдающихся педагогов, философов как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С Макаренко, В.А Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова и др.
К предпосылкам становления педагогики раннего детства можно отнести развитие взглядов на воспитание детей раннего возраста в дореволюционной России. Они были представлены с XVI века в виде различных поучениях и наставлениях, которые ориентировались на православное христианство. В качестве примера одного из таких наставлений хочется выделить анонимный сводный рукописный литературный памятник, в котором были изложены правила о воспитания детей в «страхе божием», применяя наказания за провинности. В Домострое было четкое разделение по иерархии между членами семьи. Глава семьи должен был заботиться о детях, воспитывать их в строгости и учить относится ко взрослым с уважением и почтением. Древнерусское воспитание гласило о том, что родители должны были учить ребенка трудолюбию и труду, бережному отношению к предметам быта, проявлять аккуратность и найсточивость.
Появление гуманистических идей во вкладах отечественных педагогов и просветителей появились во второй половине XVII веке, которые отразились в труде Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». В книге изложены мысли о важности и необходимости религиозно воспитания, гуманного отношения к детям, правила поведения детей в обществе и важность игровой деятельности детей для развития ловкости, ума, нравственных качеств и силы.
Влияние западноевропейских мыслей в российском образовании и жизни появилось в XVIII веке. В документе «Краткое наставление о воспитании детей от рождения до юношества», написанное И.И. Бецким, была изложена программа по воспитанию детей в зависимости от их возрастной группы. Так, в документе указывались задачи по режиму дня, которые включали в себя время сна, питание, закаливание, развитие движений, проведение игр и занятий. Хотелось бы отметить, что Бецкой являлся одним из сторонников гуманного отношения к детям, призывая уважать личность ребенка и воспитывать даже тех, кого бросили родители.
К идеям гуманного отношения к детям можно отнести труды В.Ф. Одоевского, который придавал важное значение к организации воспитательной работы с детьми и личным качествам воспитателей, которые работали в детских приютах с маленькими детьми. Он считал, что при выборе воспитателя следует проводить тщательный отбор, обращая внимание на душевные качества, отношение к детям.
В XIX веке в педагогике раннего детства появились ряд общественных деятелей и педагогов, которые внесли свой вклад в ее развитие. Одним из таких основоположников был К.Д. Ушинский. Он выделял, что важнейшим фактором различия в процессе и структуре воспитания детей в разных странах является исторический процесс и становление культуры.
В научной статье «О народности в общественном воспитании» Константин Дмитриевич анализирует воспитание в народном духе и пишет о тех чертах, которые под влиянием истории сложились у различных народов. Ушинский доказал, что система воспитания, которая построена в соответствии с народом, развивает в детях ценные психологические, нравственные и моральные качества, к которым относятся любовь к родине, культуре, труду. Важность изучения родного языка и элементы родной культуры, произведений устного народного творчеств, по мнению Ушинского, являлось в приоритете воспитания и обучения детей.
Родной язык, как отмечал Ушинский, является не только летописью всей многовековой народной жизни, но и наставником, который помогает усваивать обществу плоды предшествовавших поколений. «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
К. Д. Ушинский считал, что становление речи у ребенка возникает именно в период раннего возраста, благодаря которому мозг развивается интенсивнее и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Идеи Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте легли в основу всех последующих отечественных педагогических концепций.
Аделаида Семеновна Симонович была русским педагогом и основательницей первого детского сада в России, которое было открыто вместе с ее мужем в Санкт-Петербурге в 1866 году. Сама же она называла себя «садовницей». В течение долго времени, наблюдая за тем, как играют дети в детском саду, Симонович сделала вывод: дошкольное учреждение должно иметь достаточно разных игрушек, материалов и вещей для детской деятельности, приучая ребенка с раннего возраста к дружелюбию, уступчивости и взаимопомощи.
По мнению педагога дети раннего возраста должны были получать воспитание в семье, где с ними занимаются родители и активно принимают участие в его развитии.
Значительный вклад в развитие педагогики раннего возраста внесла Е. И. Тихеева. Она считала, что развитие ребенка в первые годы его жизни должно происходить с помощью расширения его представлений о мире. В своей книге
«Развитие речи дошкольника» Тихеева выделяла важность роли семьи речевого воспитания ребенка. Она считала, что важной ролью для развития речи детей раннего возраста играет правильная речь взрослых и их пример.
Первые частные дошкольные учреждения – ясли, предназначенные для воспитания детей от двух месяцев до трех лет, были организованы в 1872 году в городе Туле матерью русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева. В 1913 году в России насчитывалось 19 постоянных яслей. После революции 1917 годы в России организация детских яслей стала общегосударственной задачей.
Продолжением в развитии и становлении педагогики раннего детства в XX веке становится собрание Совета народных комиссаров в октябре 1917 года, который издает декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В самом первом документе по дошкольному образованию было отмечено, что «общественное воспитание должно начинаться с первого дня рождения». В декабре 1917 г. был создан Отдел охраны материнства и младенчества.
На IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитания, который открылся 1 декабря 1928 года обсуждались вопросы о воспитании детей дошкольного возраста, задачи и цели в сфере дошкольной работы, способы составления программы с целью взаимосвязи дошкольных образовательных учреждений и школы, место и роль игровой деятельности и трудовой в дошкольных учреждениях. Помимо этого рассматривался вопрос об обучении детей с первого года жизни из-за разных мнений педагогов. Так, одни педагоги придерживались теории саморазвития, по которой педагоги должны были начать заниматься с детьми только после двух лет. Другие считали, что в занятия следует включать дозирования времени игры и количество игрушек.
В 20-40х годах XX века началось глубокое изучение психического развития детей раннего возраста. Лев Семенович Выготский является основоположником русской специальной психологии, которую он связал в с педагогикой. Он считал, что для ребенка раннего возраста характерна самостоятельность в познании окружающего мира, начало ситуации разрушения неразрывного единства ребенка и взрослого. Восприятие, по мнению Л.С. Выготского, является важнейшим новообразованием раннего детства.
Выготский отмечал особенности обучения ребенка в возрасте до трех лет, обуславливая это тем, что в возрасте 1,5 и 3 года ребенок учится речи по своей программе. На каждой стадии длительность этапа является разной в связи с окружающей его средой и носителями. Он называл этот принцип обучения спонтанным. Таким образом, Выготский отметил сроки обучения, при котором процесс будет являться максимально оптимальным и благоприятным.
Л.С. Выготский описал симптомы характеристик кризиса 3-х лет и назвал их кризисом отношений.
В 1938 году комиссией во главе с Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были опубликованы «Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца». Этот документ стал первым в педагогической практике, который был направлен на создание единой системы общественного воспитания детей раннего возраста.
В 1939 году был издан учебник «Воспитание детей раннего возраста в яслях» под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной. Под их же руководством была разработана теория педагогики раннего детства. В последующие годы постепенно осуществлялись принципы всестороннего развития детей, их обучение и воспитания в раннем возраст – то есть до трех лет в яслях и домах ребенка.
Источник
Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.
Что же такое раннее развитие?
«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.
Какие методики существуют?
Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.
Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.
Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.
- Вальдорфская школа
Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.
- методика Глена Домана
Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.
- методика Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.
- система Сесиль Лупан
Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»
Сесиль Лупан
В чем же плюсы раннего развития ребенка?
- В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
- Всестороннее развитие ребенка.
- Раскрытие талантов ребенка.
- Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
- Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
- Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.
В чем минусы?
- Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
- Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
- Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
- Перегрузка нервной системы.
- Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.
Так развивать или нет?
Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.
Советы;
- В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
- Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
- Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
- Создать разнообразную доступную предметно — пространственную среду.
- Развивать детей необходимо всесторонне.
- Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
- Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
- Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
- Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
- Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития
А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!
Источник
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
План лекции:
1. История педагогики раннего возраста.
2. Педагогика раннего возраста как наука. Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста.
3. Особенности развития ребенка в период раннего детства
4. Современные программы воспитания детей раннего возраста.
История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общественного воспитания детей.
Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимости от общих философских представлений о человеке, государственной, религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. Различные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы переплетались и сосуществовали в реальной практике воспитания на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западноевропейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей внесли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.
Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские сады стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания специальных образовательных программ.
В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Программа воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.
В 80-90-е годы XX века в связи с реформой образования произошел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Была разработана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г. – Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемственность на всех ступенях образования.
В основу современной концепции образования положены принципы демократизации и гуманизации, отказ от авторитарной педагогики, переход к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, направленной на создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, уважение к его личности, достоинству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе.
Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образовательных программ. Типовая образовательная программа перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Появились государственные и частные учреждения для детей раннего возраста, работающие по разным программам.
Российская реформа образования начата в 90-е годы XX в. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его творческого потенциала.
В настоящее время педагогика раннего возраста рассматривается в качестве отдельной учебной дисциплины в системе высшего педагогического образования, что свидетельствует о признании социумом (и педагогическим сообществом в частности) самоценности периода раннего детства, уникальности, высокой значимости воспитания, осуществляемого в первые три года жизни ребенка.
Педагогу, приступающему к работе с детьми младенческого и раннего возраста, необходимо: иметь представление о психолого-педагогических особенностях и возможностях их развития, о сущности, целях и задачах образования детей, вариативных способах их реализации, о современных отечественных и зарубежных педагогических теориях и технологиях образования детей первых трех лет жизни; уметь анализировать и обоснованно разрешать различные ситуации, возникающие в практике работы с детьми данных возрастных групп; ориентироваться в современной научно-методической информации, освещающей проблемы образования детей первых лет жизни; осознавать и принимать ответственность за результаты профессиональной педагогической деятельности.
Педагогика раннего возраста как наука
Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности воспитателей, гувернеров, родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.
Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни.
В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями ее являются: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.
Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.
Предметом педагогики раннего возраста являются особенности и закономерности процессов воспитание и обучение детей раннего возраста.
В качестве целей педагогики раннего детства выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.
В современный период педагогика раннего возраста ориентируется на выявление и создание условий, наиболее благоприятных для физического и психического развития ребенка первых трех лет жизни.
Воспитаниерассматривается как целостный, специально организованный в учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.
Обучениевыступает средством воспитания, что не исключает возможности его рассмотрения как особого педагогического процесса, направленного на освоение детьми зафиксированных в социальной культуре средств и способов познания, преобразования и переживания мира.
Термином «образование» обозначается наиболее общая педагогическая категория, включающая процессы воспитания и обучения и подчеркивающая их интегративное единство. В настоящее время, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012, ст. 67), «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев», то есть образование детей раннего возраста рассматривается внутри дошкольного.
Педагогика раннего возраста строится на положениях, определяемых общей педагогикой как интегративной наукой, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для частных отраслей. Таким инвариантом являются методологические положения, знания о цели образования, сущности и структуре, педагогического процесса, принципах воспитания и обучения и т.д.
Задачи образования детей раннего возраста:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей;
2) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
3) создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;
4) поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.
В соответствии с поставленными задачами, содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по следующим четырем сферам развития ребенка:
1. Физическое развитие.
2. Познавательно-речевое развитие.
3. Социально-личностное развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Образование в каждой из этих сфер строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Источник