Педагогика естественное развитие ребенка
Ольга Леонова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы)
ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха»
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
«»
Подготовила воспитатель: Леонова Ольга Николаевна
Введение
Наш детский сад работает не первый год по программе «Народная культура». В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Обратиться к этой тематике нас (заставила)жизненная ситуация: создалась необходимость вернуться в тысячелетние корни народной культуры нашего русского народа. Для того чтобы помочь ребенку войти в мир взрослых полноценным, достойным, духовно-развитым человеком, нужно обратиться к истоками наших предков, таким образом чтобы ребенок ощутил связь с народной культурой.
Детям нужно донести до создания, что они являются носителями русской культуры, воспитать в национальных традициях.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Новизна опыта
Заключается в том,чтобы:
— формировать национальное самосознание
— развитие творческих способностей
— формирование у детей представлений о многообразии народных культур
— создание предметно-развивающей среды
— формирование художественных потребностей, эстетического вкуса
Приобщение детей к традиционной народной культуре в нашем
детском саду происходит посредством:
— родительское собрание, мастер классы, гостиные, круглый стол
— НОД, наблюдение, игры, кружковая работа
— консультации для педагогов, родителей
— праздники, досуги и развлечение
— посещение музеев, творческих выставок
Формы
Большое значение в организации работы по ознакомлению с традиционной народной культурой является и работа с педагогами. Используем такие формы работы,как:
— информационно-коммуникационные технологии
— методические объединения, педсоветы
— практические семинары
— тематические выставки
— консультации
— изучение передового опыта
Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Методы проведения диагностики детей
— наблюдение за детьми;
— индивидуальные беседы;
— тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
— игровые тестовые задания, дидактические игры;
— вопросы поискового характера;
— игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);
— рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
— чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);
Также ведется активное сотрудничество с родителями, используем различные формы работы:
— беседы с родителями
— анкетирование
— круглый стол
— мастер-класс
— родительские собрания
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, много для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы например с народной культурой. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.
И ответить на эти и подробные вопросы – значит восстановить связь времен. Вернуть утраченные ценности.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию через педагогику естественного развития.
ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре определяется «Тремя китами»:
1. Свобода выбора.
2. Вера в себя.
3. Самостоятельность.
Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, дает возможность идти своим путем, делая открытия, ошибаясь и, извлекая уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.
Цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.
Задачи: создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека:
1. Обеспечение триединой основы формирования качеств воспитанников, которые они могут сформировать в себе только сами.
2. Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни, обращение внимания воспитанника на возможности всех сфер,где ему предстоит проявляться: Человек,его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.
3. Подведение воспитанника к осознанию целей и задач,направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия – есть формирование качественной (счастливой жизни в настоящем и будущем).
Основой педагогики естественного развития является метод сопричастности.
В практике педагогическойдеятельности это выглядит следующим образом: педагог называет тему детям, предлагает подумать и сказать, что они уже знают об изучаемом явлении, событии… Если это связано с природным миром, лучше сделать в её окружении, «живьём».
После того, как дети раскроют свой образ, своё видение изучаемого явления, воспитатель суммирует, систематизирует все высказывания детей, как бы расширяя образ каждого.
Если дети нецелостно видят изучаемое явление, воспитатель не дополняет детей, потому что тогда пропадает «момент истины» — собственного рассуждения, собственного открытия, творческого момента «Я понял!».
В этом случае воспитатель наводящими вопросами обращает внимание детей на не видимые стороны изучаемого явления, побуждая их к мысли, к анализу и – собственному открытию мира.
Таким образом, педагог не привносит свой образ, а работает с образом каждого ребенка, раскрывая его своим видением и создавая условия для его развития.
Метод непосредственного проживания
Метод непосредственного проживания в какой-либо социо культурной ситуации основан на психологии человека, он ставит целью формирование внутреннего мира растущего человека, основанном на его осознании, понимании, сопоставлении и следуемых тем со своими внутренними, нравственными установками. Он основан на обращении человека, ребенка, к самому себе, к своему опыту жизни, что позволяет человеку выделить себя из окружающего мира как значимую, ответственную единицу, живое необходимое миру живое существо чей опыт оказывается, интересен и нужен людям.
Этот метод признан помочь человеку понять себя, окружающих людей, мир естественной природы и мир искусственный, созданным им самим, определиться в этом мире.
Алгоритм проведения НОД
1. Чем интересен этот календарный день в текущем цикле жизни?
2. Введение. Подготовка к восприятию (слово, иллюстрации, песня, стихотворение, беседа).
3. Непосредственное проживание в какой-либо ситуации.
4. Выход из ситуации непосредственного проживания.
5. Рефлексия.
6. Итог нашей деятельности.
7. Домашнее задание.
Метод последовательности
Ребенок получает в начале опыт собственной жизни, затем идет освоение предшествующего поколения, проходит путь развития человеческой культуры, осмысление опыта этого развития. Естественное развитие в совместной жизни всех поколений, т. е. передача опыта идет постепенно, с нагрузкой для ребенка от его рождения до взросления.
Воспитательно-образовательные цели:
1. Заложить основы воспитания здорового, разумного, доброго, душевного, духовного человека, способного видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир, природу, людей, мотивированного на познание и творческое развитие.
2. Дать воспитанникам первоначальное, наиболее полное представление об окружающем мире и социуме, разъяснить непреложные законы Добра, Любви и духовно-нравственные ценности нашего мира, показать в нем человека как ответственного, самостоятельного индивидуума, влияющего на жизнь общества.
3. Способствовать формированию и накапливания устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых в практике жизни, для адаптации в любых социальных условиях.
Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому мы создали небольшой уголок русской избы с утварью и атрибутами. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.
В непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, хороводы и т. д.).
Театральный кружок «Капитошки» в преемственности со школой исскуств доносит сведения о русских народных танцах через участие детей в танцевальных постановках.
Приучая ухо ребенка к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями.
Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам песни. … и с русскими народными инструментами – гармонью и балалайкой.
Проводим непосредственно-образовательную
деятельность по ознакомлению с народной утварью
Много разных интересных игр на тему старины могут придумать дети, и особенно интересно им самим обыграть предметы быта, которые были у наших предков.
Игры с такими нетрадиционными атрибутами, дают не только знания и умения, но и помогают создавать атмосферу доброжелательности, уважения к прошлому нашего народа.
Приобщая детей к народной культуре, мы знакомим детей и с русскими народными играми, знакомим детей с русским народным костюмом, имеется картотека загадок, пословиц, поговорок, подборка соответствующей литературы.
Знакомим детей с традиционными и обрядовыми праздниками
Народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.
Знакомство с ними обогащает детскую душу.
Учим мальчиков пользоваться инструментами: молотком, пилой, клещами, напильником.
Воспитываем у детей в процессе работы по дереву: настойчивость, целеустремленность в достижении поставленной цели.
Воспитываем желание трудиться, так как их труд имеет конечный результат.
Дети умеют правильно отметить нужные размеры деталей, пользуясь линейкой, умеют замечать места распилов.
Наша цель состоит в том, чтобы ребенок получил удовольствие от труда, и тогда у него формируется стойкий положительный результат.
«Трудовое воспитание – это, образно говоря,гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… нет, и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всех его сложностях и многогранности человека нельзя воспитать». В. А. Сухомлинский
• Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий канвой годового цикла жизни.
• Почти каждый день народного календаря чем-то значим.
• Дети знакомятся с сезонными явлениями, различают времена года, учатся их характеризовать, находить особенности.
В группе находятся календарь природы, где отражен мир животных, растений, художественное слово о временах года, малый народный фольклор.
Дети учатся узнавать животных не только по картинкам, но с учетом места жительства, их можно видеть в природе и в домашних условиях.
Приоритетом в воспитательной работе нашего детского сада является приобщение дошкольников к культуре русского народа для духовного и интеллектуального развития личности на твердых убеждениях Добра и Любви.
Веселое гулянье, народ великодушный,
Во всем велик: трудиться, так трудиться.
Плясать и петь так вдоволь, до упада…
А. Н. Островский
Праздники являются вершиной, венцом всех трудовых дел в Годовом народном календаре.
Праздники помогают близко подойти к традициям народа, дают возможность окунуться в народный язык, в атмосферу художественного творчества, в этический и духовный мир народа.
Праздничная культура опирается на сложившиеся обычаи и обряды, приуроченных к какому-либо празднику.
Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих только данному случаю.
Знакомим детей с русской национальной игрушкой – матрешкой. С глиняной народной игрушкой, вышивкой, ко Дню матери делаем куколки-крутанки.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такая непосредственно-образовательная деятельность, досуги, развлечения способствуют и социальному развитию детей.
Результатами проведенной работы являются:
• использование детьми в активной речи потешек, считалок;
• умение играть в русские народные подвижные игры;
• знание сказок и сказочных героев, узнавать их в изобразительном искусстве;
• осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;
• знание истории русского народного костюма;
• использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
• бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества;
• знание народных промыслов.
Спасибо за внимание!
Источник
КАК УМЕРЕННО И СВОЕВРЕМЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ малыша 0-3лет?
В этой статье первый аспект и самый сложный для нашего понимания:
1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Так много книг для малышей о рыбах морского океана, которые сама мама впервые видит… А ведь на самом деле ребенку нужно-то всего понимание того, что он видит и что его интересует в данный момент, что может потрогать, понаблюдать!
ОБЫЧНО РЕКОМЕНДУЮТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 0-1года: игрушки и книги про формы и цвет, овощи и фрукты и прочее. Хотя на самом деле, это тот самый возраст, когда все интересно изучать «ВЖИВУЮ»! Большое – пытаться обнять, маленькое – сжать в ладошке (говоря о сравнениях), овощи и фрукты – можно настоящие купить и дать ребенку, на крайний случай, если все тянет в рот – найти резиновые объемные фрукты и овощи! Формы можно вообще более менее понять только после 1 года и то не на рисунке, а при попытке протолкнуть в отверстие и просто ощупать… А насколько вообще это важная информация для первого года жизни, что про формы мы рассказываем чуть ли не в первую очередь!?
НА САМОМ ДЕЛЕ, МАЛЫШУ 0-1года ИНТЕРЕСНА та информация, которая идет одновременно с разных каналов сенсорного восприятия, а особенно от тактильных ощущений (руки и язык). Например, слова Колючий, Пушистый, Холодный, Теплый – вот то самое, что малыш поймет в первую очередь. Он хорошо запомнит и прочувствует слова Песок, Фасоль, Краски, если дать вдоволь наиграться с ними.
ДЛЯ МАЛЫША 1-2лет: Главный секрет умственного развития – подстраивать под интересы ребенка игровые предметы и обучающие темы. Например, увидел ребенок, как мусор вывозит большая машина, заинтересовался. А вы ему, раз, – книжку про технику или набор строительных машинок! Еще в этом возрасте всегда будут интересны малышу разные звери. А вот и еще один секрет – лучше знать трех зверей + как каждый говорит, как идет и что ест, чем знать всех зверей континента без понимания даже их соразмерности. Потом можно добавлять — где живет и как называется детеныш.
А про такие слова как Много и Мало, Короткий и Длинный вообще не нужно объяснять, он сам все это поймет благодаря своему опыту и великому чутью языка! Просто после 2х лет можно будет играючи проверить, как быстро ребенок ориентируется в этих понятиях и как быстро может сообразить что к чему.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОГИКЕ хотелось бы тоже сказать (подробно обо всем с примерами игрушек, книг и другого будет изложено в отдельных статьях-на разработке) . Тут пазлы, разные вкладыши и прочее – все это полезно, но тоже в меру. Не переусердствуйте. Если показали, а ребенок не понял и не повторил даже частично, уберите на месяц-другой. Не опережайте.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В этом направлении развития, как ни в каком другом, лучше дать меньше, чем больше. По многочисленным исследованиям доказано, что до 2х лет в большей степени развивается правое полушарие, отвечающиее за творчество, воображение, абстрактное мышление («Пластичность мозга», Норман Дойдж). Дайте малышу любой предмет, и он с ходу продемонстрирует Вам 10 способов игры с ним: схватить, разглядеть, полизать, погрызть, понюхать, потрясти, попытаться смять-сжать, постучать слабо-потом посильнее, кинуть слабо — с силой… Представляете какой фантазией уже в этом возрасте надо обладать!
Источник
Период «царя» – это период видового становления человека. В этот период у ребенка формируется главное – мышление и речь, запускаются генетические механизмы, закладывается основание его существования как человека. Ребенок усваивает нормы, образцы, неосознаваемые модели поведения – социокультурные паттерны. В это же время ребенок характеризуется крайней уязвимостью и беспомощностью, поэтому он – в центре внимания и опеки взрослых, он – «царь», чья жизнь полностью и целиком зависит от окружающих.
Период «раба» – это период полного бесправия и мощнейшей мотивации к обучению, овладению всеми необходимыми для взрослой жизни знаниями, умениями и навыками, всем репертуаром ролей взрослого человека (мужа, мужчины, охотника, воина, защитника, члена общности и пр.). В начале периода ученик – это бесправный ребенок, а в его конце – полноправный взрослый; мотивы и цели учащегося – обретение прав взрослого.
Школой обучения выступало всё жизненное пространство, учителями (наставниками, помощниками, тьюторами) были все взрослые члены племени, содержание обучения задавалось племенными нормами и ценностями, всей обстановкой бытия социума. И ребенок учился – в пещере, в лесу, в поле и на охоте, перенимая у взрослых необходимые приемы охоты и собирательства, выслеживания добычи, чтения следов, ориентации в лесу и в саване, обращения с огнём, оружием, инструментами – одним словом, учился везде и всему, что соответствует статусу взрослого, «друга».
Таким образом, , находясь в полной зависимости от взрослых, ребёнок в то же время знал – его состояние «раба» временное, оно завершится в определенном возрасте и при условии, что он выдержит экзамен, пройдет обряд инициации. Переход в статус «друга» означал наделение юноши всеми правами и обязанностями взрослого члена племени – он и воин, и охотник, он мог создавать семью, он получал право голоса и в делах племени, и на военном совете и т.д. Одним словом – он был полноправным взрослым.
Процесс инициации в примитивных племенах подробно описан этнографами и культурологами на материалах полевых исследований XIX-XX вв. В то же время, история сохранила описание обряда инициации V-IV вв. до н.э. уже в классовом обществе – в Спарте «классической эпохи».
Спарта обычно ассоциируется с суровой и жестокой подготовкой молодежи – «спартанским воспитанием». В семь лет мальчиков изымали из семьи и передавали в военизированный отряд. В 15 лет мальчики должны были выдержать два этапа инициации, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Первый – показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины. Испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками, остальные же переходили к следующему экзамену – сечению у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Лукиан сообщает: «…не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдержат ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели, – ты увидишь статуи, поставленные в их честь на средства государства. Итак, когда ты увидишь все это, не думай, что юноши безумствуют, и не говори, что они терпят мучения без всякой надобности, по повелению тирана или под давлением врагов… Ты поймешь, я думаю, и сам, что, попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первый устанет…» (Цит. по: Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., Учпедгиз, 1940. – С.15).
Тех, кто не выдерживал испытания, вместе с их семьями, подвергали общественному презрению. «В Лакедемоне, – свидетельствовал Ксенофонт, – всякому гражданину стыдно сидеть за обедом рядом с трусом или бороться с трусом в палестре». На праздничных хорах трусу отводится самое непочетное место; он должен вставать даже перед младшими; «он не может… подражать хорошим гражданам, в противном случае подвергается ударам от лучших граждан» (Цит. по: Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. по истории морали. – М.: Прогресс, 1987. – С.67).
Естественная педагогика, как тип педагогической деятельности, продемонстрировала всю ее сложность и противоречивость. По форме естественная педагогика – это массовая деятельность. И, следовательно, ее цели должны быть внешними, социоцентрированными, а ведущий педагогический закон – культуросообразность. Действительно, племя – заказчик (субъект) этой деятельности, оно организует эту деятельность и создает необходимые условия (прежде всего, формулирует цели и мотивацию ученика) для обучения в период индивидуального становления человека.
Реальный же субъект деятельности – сам ученик. От него и его активности зависел и процесс, и результат обучения. Учителя же, взрослые члены племени, при отсутствии теоретических знаний, исполняли роли помощников, способных продемонстрировать то, «что надо делать». Главный методический вопрос – «как делать?», перекладывался на самого ученика. Соответственно, цели деятельности становились внутренними, антропоцентричными, а ведущим педагогическим законом – закон самодеятельности.
Человеческим итогом естественной педагогики был гармонично развитый член первобытного племени, умелый и подготовленный к решению всех наличных и потенциальных задач как собственной жизни, так и жизни своей общности.
Главный результат естественной педагогики – сохранение человечества. Она в непрерывном действии – в институте совершеннолетия, в ежедневном воспитании детей, в мечте каждого ребенка поскорее стать взрослым с тем, чтобы можно было бесконечно играть в компьютерные игры и чтобы родители не говорили «Хватит!».
Источник