Педагогическое сопровождение физического развития ребенка
Реферат
Психолого-педагогические средства физического развития ребенка
Новокузнецк 2016
Содержание
Введение
1. Использование здоровье сберегающих технологий как средство физического развития дошкольника
2. Организации двигательной деятельности в ДОУ как средство физического развития дошкольника
3. Использование средств физического развития ребенка в практике ДОУ
Заключение
Список литературы
Введение
Организация условий для полноценного физического развития детей – важное направление работы в современном ДОУ, на что особое внимание обращается в ФГОС дошкольного образования, в котором физическое развитие и сохранение здоровья ребенка – первостепенные задачи.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит задача определения содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура», в соответствии с ФГОС ДО, определения цели, отбора форм работы, обеспечивающих интеграцию с другими областями, а также обеспечивающей создание здоровесберегающей среды.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. В этом возрасте интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок продолжает прибавлять в весе и расти, развивается его двигательная активность. Для того чтобы данное развитие соответствовало возрастным нормам необходимо активно использовать психолого-педагогические средства физического развития ребенка в воспитательном процессе ДОУ. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально.
1. Использование здоровье сберегающих технологий как средство физического развития дошкольника
Все современные образовательные программы, используемые в практике работы современных дошкольных учреждений строятся с учетом оптимизации физического развития и здоровьесбережения детей.
В концепции физической культуры и развития здоровья ребенка В.Кудрявцева, выделено четыре принципа оздоровительной работы:
1. Развивать творческое воображение.
2. Формировать осмысленную моторику.
3. Создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние.
4. Формировать способность к содействию и сопереживанию.
Автор концепции делает акцент на том, что здоровье ребенка можно сохранить и приумножить, только в том случае, если он сам осознает всю сущность проблемы здоровьесбережения и будет психологически настроен на ее решение.
Исходя из того, что основными факторами здоровья являются: личная гигиена; рациональное питание; оптимальное сочетание работы и отдыха или режим дня; двигательная, интеллектуальная и творческая активность; отказ от вредных привычек строятся педагогические здоровьесберегающие технологии.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания дошкольников, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие. Средствами реализации задач физического воспитания являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах, среди которых М.Н.Кузнецова выделяет следующие:
- повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
- выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
- учет эколого-гигиенических факторов природной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
- организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
- санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, фитопрепараты и др.);
- использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
- профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений, ежедневная влажная уборка, индивидуальная профилактика);
- организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
- организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и делает работу намного эффективнее.
Целевая ориентация здоровьесберегающих технологий современных образовательных программ для дошкольников многоаспектна и отвечает целостности физического развития ребенка. Основные направления программ:
- создание санитарно-гигиенических, дидактических и психологических условий;
- организация двигательной активности детей;
- закаливание;
- формирование элементарных знаний о своем организме и здоровье;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- привитие элементарных навыков поддержания собственного здоровья.
2. Организации двигательной деятельности в ДОУ как средство физического развития дошкольника
В ФГОС ДО перед ДОУ ставится задача проведения психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура», основная цель которой -формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Предполагается, что ребенок, освоивший содержание образовательных областей по физическому развитию, может приобрести следующие интегративные качества:
- физически развитый,
- владеет основными культурно-гигиеническими навыками,
- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности,
- самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры,
- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
В стандартах дошкольного образования, в отличие от начального образования, не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Тем не менее, они обеспечивают дошкольнику тот уровень развития, который позволит быть успешным в школьном обучении.
Для достижения задач, поставленных в ФГОС, важное значение имеет создание физкультурно-игровой среды. способствующей развитию двигательной деятельности детей в ДОУ.
Основные задачи создания физкультурно-игровой среды в группе детского сада:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте.
В группах физкультурно-развивающая среда должна содержать игровой элемент, дающий ребенку возможность свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и наоборот, создающего условия для наиболее полного самовыражения в его деятельности. Можно обеспечить разнообразие двигательной активности, используя совсем незначительное количество простых пособий, но при этом:
— расставляя их по-разному;
— обучая детей всем основным движениям на каждом из пособий;
— развивать у детей умение выполнять на каждом из пособии все знакомые движения;
— объединяя детей в совместных движениях с одним пособием (скакалка, мяч, обруч на двоих).
Совместная деятельность ребенка с педагогом в этот возрастной период должна быть максимальной. Педагог не просто показывает движения и способы использования физкультурных пособий в двигательной деятельности, но и вместе с ребенком участвует в ней.
Доступность спортивного инвентаря должна способствовать проявлению интереса к совместным и индивидуальным самостоятельным подвижным играм: кегли, игры с мячом, обручами, лентами и пр.
Подвижные игры должны органично входить во все режимные моменты организации жизни дошкольников: стать элементами зарядки, физкультурных занятий, физкультминуток в процессе организации художественной деятельности, занятий математикой и пр., подвижные игры можно с успехом применять в процессе прогулок детей, они должны стать обязательным компонентом самостоятельной двигательной деятельности малышей.
Таким образом, для детей дошкольного возраста физкультурно-игровая среда должна быть представлена:
— совместной со взрослым двигательной деятельностью,
— наличием спортивного инвентаря, стимулирующего двигательную активность ребенка,
— запасом освоенных подвижных игр;
— включение подвижных игр в разнообразные режимные моменты жизни группы.
3. Использование средств физического развития ребенка в практике ДОУ
В организации воспитательной работы ДОУ применяется широкий спектр наглядных, словесных, и практических методов физического воспитания, которые используются комплексно, добавляя друг друга, способствуют развитию интереса детей к своему телу, здоровью, двигательной деятельности, разнообразным упражнениям:
— утренняя гимнастика в зале и на воздухе;
— занятия по физической культуре;
— занятия по ЛФК, массаж;
— физкультминутки
— динамические паузы;
— дыхательная гимнастика;
— валеологические игры;
— пальчиковая гимнастика;
— самомассаж;
— гимнастика после сна;
— логогимнастика;
-подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
-оздоровительный бег;
— закаливание;
— система упражнений с массажными мячами, массажерами;
— система массовых, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных праздников, развлечений.
Для эффективности воспитательной работы воспитатели постоянно заботятся о создании условий для двигательной деятельности детей, которые включают:
— создание благоприятной психологической обстановки;
— организация физиологически обоснованного режима жизнедеятельности детей;
— развитие навыков применения закаливающих процедур;
— обеспечение возможности занятий физической культурой на доступном уровне;
— развитие мотивации занятий физической культурой;
— создание условий для самостоятельной двигательной активности детей;
— совместная со взрослым деятельность по оздоровлению;
— привлечение к совместной работе родителей;
— развитие творческого потенциала детей в двигательно-оздоровительной деятельности.
С успехом используются разнообразные подвижные игры с целенаправленным развитием определенного типа движений:
— игры с бегом, во время игры дети учатся бегать с учетом определенного промежутка времени (пока играет музыка); с учетом определенного отрезка пути (там, где охотится «волк»); с учетом определенного темпа бега и т.д.;
— игры с прыжками, дети осваивают прыжки в длину (например, прыгая «по кочкам») и прыжки в высоту (например, перепрыгивая через препятствие «сеть рыбака»);
— игры с лазаньем, в которых гимнастические стенки могут, например, на время стать пальмами, с которых необходимо собрать как можно больше бананов;
— игры с метанием мяча, во время проведения которых дети учатся передавать мяч партнеру, метать в цель, бросать на дальность;
— игры с перестроением, которые необходимы для обучения детей ориентированию в пространстве и т.д.
Кроме того, в игре могут решаться дополнительные задачи, к таким играм можно отнести:
— разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительной тренировки голосового аппарата;
— подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;
— разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих, прежде всего, координационные возможности. Кроме того, в игре могут решаться дополнительные задачи, к таким играм можно отнести:
— разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительной тренировки голосового аппарата;
— разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих, прежде всего, координационные возможности.
Широко используются в образовательном процессе народные игры. Известно, что многие виды спорта были недоступны народу, но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба и т.д. Все свободное время дети играют. Народные игры, направленные на развитие силы и ловкости, успешно используются воспитателями в физическом воспитании детей. Занятия физкультурой с использованием народных игр отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе используют такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д.
Среди игр пользуются популярностью и хороводы. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии. Хоровод – это развлечение, забава, но нередко и соревнование, в котором каждый участник стремится выйти победителем. Игры и хороводы строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического и физического воспитания детей. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. В русских народных хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться, согласуя несложные танцевальные или имитационные движения с мелодией песни.
Производимое в игровой форме занятие имеет высокий воспитательно-образовательный эффект: дети владеют большим объемом умений и навыков, у них больше развиты физические качества, а взаимосвязь физического и психического развития способствует творческой активности детей. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач, и, конечно же, это важный шаг к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития.
Ежеквартальное проведение спортивных праздников стало хорошей традицией детского сада. Всего их было четыре: «Осенний марафон», «Зимние забавы», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День Ивана Купалы». После проведения праздников, дети обычно более активно сами становятся инициаторами организации подвижных игр, что, конечно, важно в воспитании положительного отношения к двигательной активности.
Формирование интереса к двигательной деятельности детей проводится в тесном контакте с родителями. В этих целях используются:
- информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках;
- консультации;
- родительские собрания с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре;
- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий физкультурой;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т.д.
Заключение
Целью физического развития ребенка является содействие разностороннему, гармоничному развитию личности. Проблема физического развития ребенка решается через: привитие детям гигиенических навыков; организацию двигательной активности детей; соблюдение режима дня; закаливание; формирование элементарных знаний о своем организме и здоровье; формирование представлений о здоровом образе жизни.
Важным средством физического развития ребенка является физическая культура, которая включает:
— систему воспитания, направленную на развитие двигательной активности детей;
— совместную со взрослым двигательная деятельность ребенка;
— возможность самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Анализ содержания и задач, решаемых на занятиях физической культурой в современных ДОУ, показывает направленность занятий на развитие интереса у детей к движениям, которое проявляется в следующих направлениях работы:
- ознакомление детей с физической культурой и отдельными видами спорта,
- оздоровительными физкультурными мероприятиями и знакомством с их влиянием на здоровье,
- развитие двигательной активности детей,
- развитие интереса детей к движениям.
Список литературы
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 век. – М.: Аркти, 2000. – 210с.
- Казакова Т.Н.Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении: методическое пособие. — М. : Чистые пруды, 2007. — 29с.
- Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система практических мероприятий. Практическое пособие. М.: Айрис – пресс, 2008. – 96 стр.
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2006. — 237с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 255 с.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Под общ. ред. Н.В.Сократова. – М.: Сфера, 2009.- 224с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М: Академия, 2001 – 220с.
- Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение,1984– 208с.
- Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина. – М.: Академия, 1997. — 185с.
Источник