Педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии

Педагогическое обследование ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностика отклонений в развитии ребенка является одним из важнейших компонентов комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Основными принципами диагностики являются:

  1. Проведение диагностического обследования ребенка должно быть системным и охватывать все стороны развития ребенка.
  2. Организация диагностического исследования основывается на возрастных особенностях ребенка и предполагаемом уровне его развития
  3. Задания, которые использует педагог в ходе диагностики, должны быть понятны и доступны для ребенка.
  4. При проведении диагностики важно выявлять не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка (в виде ЗУН).
  5. Все диагностические методики, используемые в ходе исследования, должны быть научно обоснованы.
  6. Полученные результаты необходимо интерпретировать, дать им качественную и количественную характеристику.
  7. Диагностика отклонений в развитии ребенка должна иметь четкую цель, которая достигается посредством решения ряда задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Замечание 1

Основная цель диагностики отклонений развития ребенка – выявление структуры нарушения, причин его вызвавших и определение оптимальных путей коррекционной помощи.

Задачи диагностики определяются исходя из возраста ребенка и вида нарушения, а также поставленной цели. Вся методология (цель, задачи, гипотеза и т.д.), должны быть взаимосвязаны друг с другом и иметь общее направление.

Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушения развития у детей

Диагностика отклонений в развитии ребенка, по своему содержанию является дифференциальной и прогностической. Это обусловлено тем, что в процессе диагностики определяются наиболее эффективные формы коррекционной работы с ребенком и составляются рекомендации по его индивидуальному обучению (воспитанию).

Проведение диагностики предусматривает обязательное участие в ней нескольких специалистов (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педиатр). Это необходимо для того, чтобы вскрыть причины и механизмы отклонения, а также наметить пути его исправления (коррекции) или устранения.

Диагностика подразумевает под собой не только выполнение определенного количества методических заданий, но и работу с медицинскими документами ребенка, сбор медицинских анализов, социально-педагогическое обследования. В том случае, если нарушение (отклонение) достаточно тяжелое, то в комплексе с диагностикой осуществляется нейрофизиологическое и нейропсихологическое обследование.

Подходы к осуществлению диагностики отклонений в развитии ребенка:

  1. Системный подход – основан на системном представлении о строении психики ребенка, предусматривает осуществление диагностики в несколько этапов.
  2. Динамический подход – исследование изменений (отклонений или нарушений) в развитии ребенка на различных возрастных этапах. Осуществляется на основании учета возрастных особенностей ребенка, его качественных возрастных новообразований и их своевременной реализацией.

Анализ полученных в ходе диагностики результатов включает в себя ряд обязательных параметров:

  • Отношение ребенка к исследованию и заданиям
  • Способы выполнения заданий
  • Соответствие действий ребенка и условий задания (действует по инструкции или проявляет инициативу)
  • Обращается ли за помощью к взрослому
  • Умеет выполнять задания по аналогии с предыдущими
  • Отношение к полученным результатам, самокритичность и оценка собственных достижений

Замечание 2

Таким образом, на основании указанных параметров исследователь имеет возможность сложить для себя общую картину (представление) о развитии ребенка, его возможностях и особенностях характера.

Проблемы диагностики отклонений в развитии детей

Проблемы диагностики отклонений в развитии можно разделить на 2 основные группы:

  1. Недостаточность или низкое качество используемых диагностик, а также нехватка специалистов в области исследуемых отклонений.
  2. Сложность проведения диагностических методик.

К первой группе проблем относятся:

  • недостаток специалистов в области психодиагностики, которые занимаются не только проведением диагностических методик, но и их разработкой, адаптацией и т.д.
  • недостаточное количество отечественных диагностических методик по всем направлениям нарушений в развитии и недоверие к имеющимся зарубежным методикам
  • моральное устаревание содержания программ обучения и подготовки психодиагностов
  • распространение искаженной и недостоверной практики в области психодиагностики.

Проблемы второй группы можно характеризовать следующим образом:

  • трудность проведения диагностических методик в силу сложности нарушений и отклонений в развитии ребенка
  • недостаточность практического опыта врача (исследователя), проводящего диагностику
  • схожесть ряда синдромов психического недоразвития
  • слабая выраженность симптомов нарушений и отклонений, в силу возраста испытуемого
  • необходимость проведения не просто комплексного исследования конкретного ребенка, всех сторон его развития, но и необходимость сравнения полученных данных с данными других детей, как имеющих отклонения в развитии, так и с нормальным течением развития

Таким образом, диагностика отклонений в развитии детей является сложным и многокомпонентным процессов. Необходимо учитывать не только те показатели, которые были получены по итогам диагностической методики, но и принимать во внимание обстоятельства, при которых протекала беременность, в каких условиях в данный момент проживает ребенок, его окружение, особенности воспитания и обучения.

Источник

Глава 3 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дополнительная

Основная

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А.Стребелевой. — М., 1998.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психо-логический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.

Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С.Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.

Ульенкава У. В., Лебедева О. С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Один из основных принципов диагностики нарушенного развития — комплексный подход — означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка всеми необходимыми специалистами (врачами, дефектологами, психологами) и охватывает не только познавательную деятельность, но поведение, эмоции, волю, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, изучение ребенка включает как медицинское, так и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами (педиатром: или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом). Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляют педагог-дефектолог и психолог.

Медицинское обследование, как правило, начинается с изучения данных анамнеза.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

В семейном анамнезе анализируются сведения о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка учитывает, как протекала у матери беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме.

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер преди постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

При обследовании ребенка от рождения до 1 года врач-педиатр обращает внимание на следующие диагностические показатели, отмечая их в своих записях:

— характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций;

— особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью;

— динамика эмоционального и интеллектуального развития;

— преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости;

— воспитывается ли ребенок дома или в яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет фиксируются особенности его развития, их соответствие возрастным показателям. Отмечается состояние вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании развития моторики характеризуется степень подвижности ребенка, наличие вялости или двигательной расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования ребенка устанавливается наличие врожденных и приобретенных пороков развития.

Исследуется состояние полости рта (миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений.

При неврологическом обследовании врач-невропатолог обращает внимание на особенности формы лица и черепа, размеры черепа, врожденные или приобретенные пороки и дисплазии, гидроцефальные стигмы. Затем исследуются черепно-мозговые нервы. Описывается тонус жевательной мускулатуры, состояние слюноотделительной функции, ширина и симметричность глазных щелей, оскал зубов, движения бровей и век, лба, сохранность актов глотания, движения языка, наличие его тремора и т.д.

Далее обследуется состояние двигательной сферы: объем движений, их точность, плавность, тонус мышц, их сила. Отмечается наличие атрофии, спастических явлений, дистонии, гипотонии, параличей, парезов, гиперкинезов. Определяется координация движений, фиксируются патологические особенности походки.

Исследуются различные виды чувствительности, описываются менингиальные симптомы. При исследовании состояния рефлекторной сферы определяется равномерность, живость и симметричность сухожильных рефлексов, описываются патологические рефлексы. Фиксируется наличие и характер энуреза.

В беседе выясняется состояние вегетативной сферы: переносимость жары, холода, изменение аппетита, ощущение сердцебиений, наличие немотивированного субфибрилитета или склонность к субнормальной температуре.

Итог осмотра ребенка врачом-невропатологом — неврологический диагноз. Необходимо отметить, что ценные дополнительные сведения могут быть получены при использовании краниографии и ЭЭГ, ЭхоЭГ.

С помощью краниографии устанавливаются врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов. Метод помогает диагностировать органические поражения головного мозга, выявить указания на возможное повышение внутричерепного давления (усиление рисунка пальцевых вдавлений).

Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует биотоки мозга. Функционирование головного мозга сопровождается биоэлектрическими процессами. При возбуждении в нервных клетках тканей мозга возникает разность потенциалов, которая регистрируется и измеряется при помощи высокочувствительных аппаратов — электроэнцефалографов, усиливающих и записывающих биопотенциалы головного мозга.

При визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на наличие волн, различающихся по частоте колебаний, амплитуде, форме, регулярности, выраженности реакции на внешние раздражения.

Формирование ЭЭГ, характерной для взрослого, происходит постепенно; в связи с этим правильная оценка ЭЭГ-показателей возможна с обязательным учетом возраста ребенка.

Специфических изменений ЭЭГ, характерных только для определенного патологического процесса, не существует. Тем не менее, ряд патологических паттернов чаще наблюдается при некоторых нервно-психических состояниях (эпилепсия, резидуально-органи-ческие поражения). ЭЭГ-данные должны сопоставляться с результатами клинического исследования, которое имеет решающее значение для установления диагноза.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультразвуковой метод исследования. Используется, в частности, для получения сведений о степени расширения III желудочка мозга, что позволяет косвенным образом судить о возможном повышении внутричерепного давления.

При установлении влияния на развитие ребенка того или иного дефекта очень важны данные о состоянии анализаторов.

Офтальмологическое обследование включает определение остроты зрения, состояние глазного дна; исследуются поля зрения, цветовое зрение, глазодвигательные функции. Исследование глазного дна позволяет косвенно судить о состоянии сосудистой системы мозга, изменениях мозговой гемодинамики; отек соска зрительного нерва свидетельствует о повышении внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии). В условиях повышенного внутричерепного давления вены глазного дна расширяются, становятся извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.

Отоларингологическое обследование — врач выясняет способность ребенка воспринимать на слух речь шепотную и разговорной громкости. Затем определяется максимальное расстояние, с которого ребенок может воспринять на слух и воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. Если во время обследования возникает подозрение, что у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо направить его на консультацию к аудиологу, который определяет необходимость аудиологического исследования.

Психическое состояние оценивается детским психиатром (психоневрологом). Прежде всего отмечаются особенности внешнего вида и поведения ребенка: выразительность, адекватность мимики, особенности позы, движений, походки, гиподинамия либо двигательное беспокойство, расторможенность. Анализируются отношение к беседе, ориентировка в месте, во времени и собственной личности.

Особенности интеллектуального развития ребенка подробно исследуются в процессе психологического, педагогического и логопедического обследования. Тем не менее в беседе с ребенком врач фиксирует особенности его внимания, некоторые особенно-

39 сти памяти, мышления, речи. Описываются особенности эмоциональной сферы ребенка, его настроения: безразличие, холодность, эмоциональная вялость либо раздражительность, дурашливость и т. п. Фиксируется наличие эмоциональной лабильности, истощае-мости, склонности к аффектам, наличие тоски, страхов, навязчивых переживаний. В беседе выявляются особенности сферы инстинктов и влечений: наличие повышенной сексуальности, чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, склонность к бродяжничеству и т. п. В процессе беседы иногда могут быть выявлены и психотические расстройства: нарушение сознания, галлюцинации, бред.

На основании клинического изучения ребенка врач-психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический диагноз.

Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка и установление клинического диагноза выполняется врачами, но педагог и психолог должны знать полученные данные. Материалы врачебных заключений не только помогут специалистам образовательных учреждений выбрать правильную тактику психолого-педагогического изучения ребенка, но и определят содержание коррекционно-педагогического воздействия в условиях того учреждения, где ребенок будет находиться.

Для того чтобы сделать образовательно-воспитательный процесс максимально эффективным, необходимы не только сведения о здоровье ребенка, его физическом развитии, но и знание таких индивидуальных особенностей, как задатки и способности, интересы и склонности и т.д., т.е. психологическое и педагогическое изучение детей. Только при этом условии можно добиться полноценного развития ребенка и своевременно оказывать ему необходимую помощь на каждом возрастном этапе. Безусловно, педагогическое и психологическое изучение тесно связаны и их трудно разделить — это единый процесс. И тем не менее, чтобы сориентировать специалистов в отдельных проблемах, от которых в большей мере зависит успешность обучения и формирование личности, мы кратко рассматриваем каждый из них в отдельности.

Источник

Комплексное
медико-психолого-педагогическое
обследование ребенка с подозрением на
отклонение в развитии имеет конкретные
цели:

·
определение
характера и степени анатомо-физиологического
повреждения и его влияния на весь ход
физического и психического развития
ребенка;

·
постановка
или уточнение диагноза;

·
выработка
рекомендаций к обучению и воспитанию
в определенном детском учреждении —
общеобразовательном или специальном;

·
назначение
требующегося лечения;

·
составление
индивидуальной программы коррекционного
воспитания и обучения на основе
обследования и определения актуального
уровня развития и потенциальных
возможностей ребенка.

Обследование
может проводиться в течение нескольких
дней или недель; возможно в сочетании
с коррекционными воздействиями на
данного ребенка.

И.
Ю. Левченко выделяет как необходимые
следующие требования к организации и
проведению обследования:

·
процедура
обследования должна строиться в
соответствии с особенностями возраста
ребенка на основе активной деятельности,
ведущей для его возраста;

·
характер
объектов и материала в принципе должен
быть знаком ребенку, а способ общения
с взрослым-экспериментатором быть таким
же, как и с другими знакомыми взрослыми;

·
методики
должны быть удобны для использования,
давать возможность стандартизации и
математической обработки данных, но
одновременно выявлять качественные
особенности процесса выполнения заданий;

·
анализ
полученных результатов должен быть
качественно-количественным, позволяющим
выявить своеобразие развития ребенка
и его потенциальные возможности
(количественные показатели используются
для определения степени выраженности
того или иного качественного показателя,
что облегчает разграничение нормы и
патологии, позволяет сравнивать
результаты детей с разными нарушениями
развития);

·
выбор
качественных показателей должен
определяться их способностью отражать
уровни сформированности психических
функций, нарушение которых характерно
для детей с отклонениями в развитии;

·
для
получения достоверных результатов
важно установить продуктивный контакт
и взаимопонимание психолога и ребенка;

·
следует
продумать порядок предъявления заданий:
некоторые исследователи (А. Анастази,
В. М. Блейхер и др.) считают целесообразным
располагать их по степени возрастания
сложности — от простого к сложному,
другие (И. А. Коробейников, Т. В. Розанова)
— чередовать простые и сложные задания
для профилактики утомления.

Обязательным
требованием является всесторонность
изучения уровня развития психики:

·
познавательных
процессов (восприятия; наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического,
понятийного мышления; образной и
словесно-логической памяти и т.д.);

·
разных
сторон речи;

·
эмоционально-волевых
и личностных особенностей;

·
работоспособности
и утомляемости.

Требования
к набору диагностических заданий
сложились в ходе развития теории и
практики диагностики отклоняющегося
развития. Он должен быть апробирован
на достаточно большом (не менее 30)
количестве здоровых, нормально
развивающихся детей такого же возраста,
как обследуемый ребенок. Часть заданий
может повторяться для детей двух-трех
разных возрастов, но необходимы точные
сведения об успешности их выполнения
нормально развивающимися детьми.

Набор
заданий создается в соответствии с
принципами научности, адекватности,
валидности: как правило, отбираются
задания, ранее апробированные в научных
исследованиях закономерностей
психического развития детей с теми или
иными его нарушениями. Обязательно
учитываются два специфических принципа:

1.
полной доступности ряда заданий для
детей данного возраста;

2.
наличия заданий, выполняемых детьми
только при оказании помощи со стороны
экспериментатора. Характер и виды
помощи, их последовательность строго
фиксируются для каждого задания. При
оценке выполнения этих заданий
используется качественно-количественная
оценка.

В
ходе обследования рекомендуется также
использовать задания одного рода, но
постепенно возрастающей объективной
сложности.

М.
М. и Н. Я. Семаго определяют как необходимые
следующие условия проведения
психологического обследования.

1.
Помещение, оборудованное для
индивидуальной работы. В комнате, где
проходит обследование, не должно быть
предметов или оборудования, которые
могли бы отвлекать или пугать ребенка
(яркие плакаты, оригинальная мебель,
стеклянные шкафы с медицинскими
инструментами и т.п.).

2.
Обязательное «освоение»
ребенка
в комнате, где проводится обследование.
Непосредственно перед проведением
обследования психолог должен выяснить
и уточнить характер жалоб или претензий
к ребенку, имеющихся у обратившихся
взрослых. Нежелательно, чтобы ребенок
присутствовал при этом разговоре: он
может в этот момент играть в другом углу
комнаты, рисовать, знакомиться с
обстановкой комнаты и т.д. Если у ребенка
есть страхи, то разговор должен происходить
после знакомства ребенка со специалистом
и обстановкой.

3.
Установление достаточного контакта
ребенка с психологом перед проведением
обследования. Желательно выяснить, как
ребенку хочется, чтобы его называл
психолог. Это дополнительно создает
атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем
случае нельзя называть ребенка по
фамилии.

В
случаях, когда ребенок особенно
непоседлив, гиперактивен, отказывается
от обследования, не входит в контакт,
не следует заставлять его делать
что-либо. Стоит оставить ребенка с самим
собой на 10—15 мин для свободной игры, с
некоторыми детьми может помочь совместная
игра (в мяч, другие подвижные игры). В
критических случаях имеет смысл
приостановить обследование на этапе
ознакомления, предложив родителям
прийти в следующий раз.

При
проведении обследования лучше, если
ребенок находится не через стол от
психолога (позиция «глаза
в глаза»),
а
рядом или сбоку. В этом случае контакт
устанавливается быстрее, общение
происходит легче. В то же время нельзя
препятствовать ребенку, если он не
захочет слезать с коленей матери, — в
этом случае обследование проводится в
данной позиции.

В
зависимости от создавшейся ситуации,
возраста ребенка иногда целесообразна
такая позиция психолога, когда его глаза
находятся на одном уровне с глазами
ребенка. Особенно это плодотворно для
установления и поддержания продуктивного
контакта с детьми дошкольного возраста,
а также с особенно трудно входящими в
контакт.

4.
Адекватность поощрения и стимуляции
ребенка. В процессе обследования
необходимо поддерживать положительный
настрой в контакте с ребенком. В случае
любого выполнения задания нужно давать
короткие подкрепления: «Молодец!»,
«У
тебя получается».
Допускаются
короткие невыраженные поощрения со
стороны родителей.

Расторможенного
гиперактивного ребенка нельзя одергивать
«в
лоб»
— лучше
убрать со стола посторонние вещи,
методики, в данный момент не используемые,
чтобы они не отвлекали ребенка, сказав
при этом в качестве дополнительной
мотивации: «А
в это мы поиграем попозже».

Не
следует пресекать попытки обращения
ребенка к взрослому, можно лишь сказать:
«Мама
нам не может помочь».
Школьнику
8—9 и более лет в случае особо мешающих
родителей, выказывающих выраженный
контроль за деятельностью ребенка,
можно предложить поговорить без
родителей: «Давай
поработаем без мамы».

5.
Относительность
оценочных характеристик. Категорически
не допускаются какие-либо комментарии
или оценки со стороны психолога,
обращенные к родителям или к коллегам,
присутствующим на обследовании.

Более
того, психолог должен корректно пресекать
все оценочные характеристики родителей
в процессе обследования (типа «лопух»,
«неумеха»)
и
предупредить их, что не следует после
окончания обследования, по дороге домой
и т.п. высказывать критические замечания
по поводу неуспеха ребенка или отказа
от работы.

Непосредственно
влияющим на результаты обследования,
их оценку и эффективность процесса
диагностики и консультирования является
поведение родителей. Необходимо критично
относиться к их заявлениям, в особенности
к высказываниям типа: «Он
все это знает, дома все получалось, это
только здесь не получается».
Эти
данные должны также фиксироваться и
учитываться при формулировании
психологического заключения и при
выработке рекомендаций по дальнейшему
развитию ребенка и помощи ему.

Процедура
применения различных методик должна
быть адекватна реальным возможностям
обследуемого ребенка. Прежде всего
следует убедиться, что он понял и запомнил
сущность предлагаемого ему задания:
инструкция, вполне доступная для
понимания обычного ребенка, может
оказаться не понятой ребенком с
отклонением в развитии. В этом случае
отрицательный результат выполнения
задания отражает не возможности ребенка
в исследуемой сфере, а степень понимания
инструкции или объем его вербальной
памяти и может стать причиной
диагностической ошибки.

Процедура
обследования должна быть адекватной
возможностям испытуемого и по характеру
стимульного материала, и по последовательности
его подачи — в противном случае методика
становится невалидной. При выраженных
нарушениях слуха и речи следует
использовать задания, не требующие
речевого отчета. Инструкция может
подаваться в форме демонстрации образца
действий.

Одна
из родоначальниц психодиагностики в
США Ф. Гудинаф составила рекомендации,
позволяющие избегать некоторых
распространенных ошибок при проведении
обследования. Она подчеркивает, в
частности, что не следует отрывать
ребенка от интересной для него деятельности
ради обследования, так как он, даже
подчинившись, наверняка не проявит
необходимой заинтересованности, будет
работать торопливо, рассеянно, и в итоге
результаты будут искажены. Во всех
случаях необходимо учитывать возможное
влияние деятельности ребенка,
непосредственно предшествовавшей
обследованию.

Общий
темп обследования должен быть приспособлен
к индивидуальным особенностям ребенка:
нельзя торопить медлительных детей и
нужно быть готовым к быстрой смене
заданий в случае высокого темпа умственной
деятельности. Контроль за состоянием
ребенка, учет возможных колебаний его
настроения и мотивации необходимы на
протяжении всей процедуры обследования.
Психолог должен вовремя замечать у
ребенка признаки скуки, усталости,
волнения или физического дискомфорта
и соответственно реагировать: прерывать
обследование, менять характер задания,
устраивать игровую паузу и т.д.

Недопустимым
считается мотивировать ребенка путем
сравнения его с другими детьми или через
соревнование, прибегать к использованию
или обещанию каких-либо наград, так как
это вносит существенные отклонения в
стандартные условия мотивации детей в
процессе обследования.

Особенностью
многих детей с отклонениями в развитии
является незрелость мотивационной
сферы, ее неустойчивость, низкий уровень
познавательных интересов. Как высокая,
так и низкая заинтересованность
испытуемого во время эксперимента
способна привести к снижению его
продуктивности и результативности.
Именно неустойчивость мотивации может
стать причиной чрезвычайного разброса
полученных показателей у одного и того
же испытуемого.

Причинами
отсутствия интереса может быть непонимание
смысла предложенного задания, снижение
уровня общей работоспособности, быстро
развивающееся утомление и связанное с
ним чувство эмоционального дискомфорта.
Экспериментатор должен помнить об этом
и заранее предупреждать развитие
утомления. Именно поэтому проведение
эксперимента в специальной психологии
носит дозированный характер.

Обследование,
как и любая сложная деятельность, состоит
из отдельных этапов (по О. Н. Усановой).

Предварительный
этап — сбор и анализ всестороннего
анамнеза, который включает отдельные
блоки сведений (табл. 4).

Таблица
4. Мультимодальный анамнез

№ п/п

Блоки

Содержание

1

Данные
медицинского

обследования

ребенка
и

подробный

медицинский

анамнез

Здоровье
родителей до беременности матери.

Протекание
беременности, родов, первого послеродового
периода.

Последующее
физическое развитие ребенка.

Все
тяжелые заболевания, перенесенные
родителями до беременности.

Заболевания
матери во время беременности, ребенка
на протяжении его жизни

2

Социологические
и социально-психологические данные о
семье ребенка

Возраст,
образование и работа родителей.

Сведения
о других взрослых лицах, находящихся в
семье и принимающих участие в воспитании
данного ребенка и общении с ним.

Сведения
обо всех других детях данных родителей,
их возрасте, образовании, роде занятий.

Сведения
о характере межличностных отношений в
семье ребенка, об отношениях к нему и о
его отношениях к членам семьи

3

Психолого-педагогические
данные о психическом развитии ребенка

до
момента

обследования

Сведения
о двигательной активности, развитии
речи, предметной деятельности, навыков
самообслуживания, игры, социального
общения.

Кем
и как воспитывался ребенок.

Какую
специальную педагогическую помощь
получал на протяжении жизни (находился
ли в специальном детском саду, в каком
именно, сколько времени, занимался ли
дома с педагогом, логопедом и т.д.)

При
анализе этих данных учитываются следующие
парметры развития:

·
сроки
— время начала и завершения различных
этапов развития;

·
темпы
— скорость, интенсивность накопления
определенных навыков и умений;

·
спонтанность
— степень самостоятельности ребенка
в овладении разными видами деятельности;

·
результативность
— уровень развития, достигнутый ребенком
к моменту обследования

Одним
из важных моментов для обследования и
построения коррекционных мероприятий
является выяснение особенностей
деятельности и поведения ребенка. В
связи с этим следует учитывать сведения
о проявлениях обычного нетипичного
(отклоняющегося от нормы) поведения и
о ситуациях, влияющих на его изменение,
а также об эффективности предшествовавшей
работы по преодолению недостатков
развития.

Первый
этап — наблюдение за поведением и
деятельностью ребенка. Его задача —
отметить состояние отдельных сторон
его психической деятельности в целях
получения общей характеристики развития.
Фиксируются: внешний вид ребенка, его
контактность, реакция на ситуацию
обследования, направленность интересов
и действий, организация внимания и
деятельности, осмысленность работы,
адекватность оценки своих действий.

На
этом этапе целесообразно применение
батарей тестов, разработанных для
данного возраста (например, методики
С. Д. Забрамной, Г. Витцлакаидр.).

Важно
отметить, как долго ребенок может
концентрировать внимание на объекте
деятельности, как переключает внимание
на другие виды деятельности, как
использует моменты отдыха, сопровождает
ли свою деятельность речью.

У
ребенка может отмечаться неустойчивость
слухового внимания («мерцающее»
внимание);
отвлекаемость может сочетаться с
беспорядочностью деятельности, частой
сменой ее видов при отсутствии концентрации
внимания; могут проявляться трудности
распределения внимания между ручной
деятельностью и речью.

В
ходе наблюдения выявляются также
нарушения в поведении — двигательная
расторможенность, эмоциональная
неустойчивость и т.п.

Все
выделяющиеся особенности внешнего вида
и поведения, выполнения заданий,
взаимоотношений с родителями или другими
взрослыми в процессе обследования
являются сами по себе диагностичными,
отмечаются в протоколе обследования и
позже должны быть проанализированы и
отмечены в соответствующих разделах
заключения.

При
анализе данных наблюдения следует
помнить, что симптомы нарушения
психического развития многозначны и
могут входить в разные синдромы.

Второй
этап — углубленное изучение психических
процессов с помощью психодиагностических
и нейропсихологических методик.

Первая
группа заданий направлена на анализ
уровня развития мышления и речи,
сенсоперцептивных и мнемичес-ких
процессов. Особое внимание уделяется
выявлению сформированности высших
психических функций, характера их
взаимосвязи и причинной обусловленности
нарушений в развитии.

Вторая
группа заданий предназначена для
школьников и включает изучение письменной
речи, математических умений и навыков.
Устанавливаются реальные возможности
и особенности усвоения детьми знаний
в процессе учебной деятельности,
выясняется характер и причины затруднений
в обучении.

Для
определения уровня развития ребенка
каждое задание может быть предъявлено
в разных вариантах, при этом важно
учитывать мотивировку задания (игровая,
коммуникативная или учебная), объем
материала, виды помощи в процессе
выполнения, степень и эффективность
этой помощи.

Н.
Я. и М. М. Семаго выделяют этапы
диагностического процесса в рамках
работы школьной психологической службы.

1.
Выяснение жалоб и трудностей ребенка,
констатируемых родителями или педагогами.

2.
Ознакомле