Педагогический маршрут ребенка с нарушением в развитии
Дарья Сулаберидзе
Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год
Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика
Задачи:
• обеспечение позитивных сдвигов во взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми,
• создание условий для развития речи и развития сенсорного восприятия окружающего мира;
• оказание методической помощи родителям.
Месяц: сентябрь
Направление работы: диагностика, анкетирование родителей, нервно-психического развития
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Месяц: октябрь
Направление работы: формирование культурно-гигиенических навыков
Основное содержание: чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»,
Н. Пикулевой «Умывалочка», «Приглашение к завтраку», «Вот и ложку держим сами», «Приглашение к обед и Гайда Лагздынь «Умываемся», «Грязный носик», «Ладушки», чтение потешек и прибауток. Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры и игры-занятия «Угостим кукол чаем», «Оденем Аленку на прогулку», «Умоем куклу Таню», «Чудесный мешочек».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• развитие навыков самообслуживания;
• умение есть аккуратно, кусать хлеб над тарелкой,
• правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• благодарить.
Полученный результат:
• сформированы умения правильно мыть руки после прогулки и перед едой,
• во время приёма пищи правильно держать ложку,
• пользоваться салфеткой,
• умение складывать разбросанные игрушки по местам
Месяц: ноябрь
Направление работы: Формирование коммуникативно-социальных навыков
Основное содержание: игры и упражнения,направленные на формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми: дидактические игры «Иди ко мне», «Кто пришел к нам в гости?», упражнение «Давай познакомимся».
Взаимодействие специалистов: воспитатели, музыкальный руководитель
Ожидаемый результат:
• установление доброжелательных отношений со сверстниками;
• возникновение потребности в совместных играх
Полученный результат:
• сформирована потребность в совместных играх с другими детьми,
• в ходе игр подражает игровым действиям другого ребёнка.
Месяц: январь
Направление работы: развитие речи
Основное содержание: игры на развитиефонематического слуха: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Повторяй за мной».Пальчиковые игры: «Вышли пальчики гулять», «Встали пальчики»,игры — потешки, игры с сюжетными игрушками и др.
Взаимодействие специалистов: воспитатели, учитель-логопед
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• обогащение, закрепление и активизация словаря.
Полученный результат:
• понимает обращенную к нему речь; реагирует на обращение, используя доступные речевые средства, отвечает на вопросы взрослого;
• вступает в контакт со сверстниками для достижения взаимопонимания;
• задаёт вопросы, сообщает об эмоционально значимых фактах, просит разрешения.
Месяц: февраль
Направление работы: формирование игровой и продуктивной деятельности
Основное содержание:сюжетно — отобразительные и обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться после сна (на прогулку и т. п., «Зайка заболел», «Белочка обедает » и т. п. ; дидактические игры на развитиеинтереса к продуктивной деятельности: игры с пластилином, крупным конструктором, мозаикой, шнуровкой.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• развитие речевого общения;
• развитие пространственно-образного мышления;
• улучшение координации глаз-рука
Полученный результат:
• проявляется интерес к изобразительной деятельности;
• совершенствуется мелкая моторика руки.
Месяц: март
Направление работы: развитие мелкой и общей моторики
Основное содержание: игры на развитиемелкой моторики и навыков классификации:
» Волшебная шкатулка» (сложить различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложить вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам);
«Волшебные шнурки» (показать, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов);
«Угости кукол» (сложить в коробку бусинки трех цветов, предложить разложить их по трем тарелочкам; учить перекладывать по одной бусинке; показать, как брать бусины тремя пальцами) и др., а также игры с бумагой, пластилином, песком, водой.
Для развития общей моторики разучивание физкультминуток «Налетел ветерок, закачался колосок», «В зоопарке мы гуляем и животным подражаем».
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
развитие всех двигательных качеств.
Полученный результат:
• наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук;
• исчезла скованность движений.
Месяц: апрель
Направление работы: формирование представлений об окружающем мире
Основное содержание:рассматривание подборки картин: «Дикие звери», «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Животный мир весной», «Животный мир летом», «Животный мир зимой»;
чтение рассказов Е. Чарушина «Курочка»,«Кошка», «Собака», «Корова», «Петушок с семьёй» и т. д. ;
чтение загадок, потешек, песенок «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Курочка – Рябушечка», «Кисонька – мурысенька»;
дидактические игры «Парные картинки», «Дикие животные», «Найди маму», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», «Мамы и их детки», «Домашние животные и птицы» и другие.
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Ожидаемый результат:
• формирование представлений о диких и домашних животных,
• об их строении,
• среде обитания.
Полученный результат:
• узнаёт и называет игрушку, изображающую домашнее, дикое животное;
• называет и показывает части туловища животного игрушки,
• подражает взрослому, который произносит и выполняет действия и звуки животного; называет место проживания (живёт в лесу, дома, чем питается (кошка любит молоко, корова ест траву, белка живет в лесу).
• проявляет интерес к игрушкам, играет с ними самостоятельно.
Месяц: май
Направление работы:
• формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета,
• формы, величины
Основное содержание:игры по формированию представлений о цвете предметов:
«Сделаем куклам бусы» «Подбери чашку к блюдцам» «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.
Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру»
Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку»(разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую).
Взаимодействие специалистов: воспитатели
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида
г.Кувандык Оренбургская область
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением зрения.
Разработала
педагог-психолог
Южакова Е.В.
2017
Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
У детей с нарушениями зрения нарушение носит сенсорный характер — нарушено зрительное восприятие, вследствие поражения зрительного анализатора;
Дети данной категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.
С учетом вышесказанного составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
ФИО ребенка: К.К.
Дата рождения
ФИО мамы, образование:
ФИО папы, образование —
Причина постановки на учет: .
Цель: коррекция и развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, содействие его гармоничному развитию в условиях детского сада.
Задачи:
1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
2. Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;
3.Проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком;
4.Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Количество занятий : 36 занятий, 1 раз в неделю с октября по май.
Форма проведения: индивидуальные занятия
Методы проведения: игротерапия, релаксация, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и дидактические игры.
Ожидаемый результат:
-усиление познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;
— оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.
Форма работы с родителями: консультации, практикумы, собеседование, обмен опытом.
Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:
1 блок программы: — диагностический:
На этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.
2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам ИОМ и индивидуальным особенностям ребенка.
3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 6 групп:
К первой группе относятся упражнения направленные на развитие восприятия, которое является базой для развития мышления.
Вторая группа «Внимание» и третья группа «Память» идут друг за другом, поскольку не умея сосредоточиться, невозможно научиться хорошо запоминать.
К четвертой группе отнесла «Мышление», к пятой – «Воображение», т.к. его развитие идет только после того, как ребенок приобретает опыт реального взаимодействия с действительностью. «Развитие мелкой моторики» отнесла к последней шестой группе. Сюда вошли пальчиковая гимнастика (инсценировка пальцами историй, сказок, изображение пальцами животных), рисование, лепка, собирание бус, песочная терапия, работа с бумагой.
Работа с родителями:
В ИОМ предусмотрены совместные детско – родительские консультации, домашние задания, обсуждения с целью:
1. Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;
2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3. Активизации коммуникаций в семье.
4.Эмоциональная поддержка ребенка.
Работа с педагогами:
1.Повышение компетентности при работе со слабовидящим ребенком..
2.Методические рекомендации.
3.Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих игр и упражнений.
Материально-техническая база:
помещение для проведения занятий;
наличие специализированных методических материалов, пособий;
диагностический инструментарий.
1 блок
Протокол №1 обследования К.К., 02.10.17.
Восприятие
1.Цветные кубики: 1б
2. Включение в ряд: 2б.
3. Почтовый ящик: 2б.
4.Сложи разрезную картинку: 1б.
5.Определи правую и левую стороны: 0б.
6.Положи верно: 0б.
Итоговый уровень процессов восприятия: ниже среднего (6б).
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу действий. Мало осознает то, что делает.
Внимание.
1.Кто спрятался в лесу?:0б.
2. Найди отличия:0б.
3. Найди и вычеркни: 0б.
Итоговый уровень развития внимания: низкий уровень (0б).
Ребенок задание не понимает. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен.
Память.
1. Пять слов: 0б
2. Построй из палочек: 1б.
3. повтори предложение: 0б.
4. Чтение стихов: 0б
Итоговый уровень развития памяти: низкий уровень (1б)Объем памяти резко снижен (не воспроизвел ни одного слова, ни одного предложения).Процесс запоминания не выражен. Смысловое содержание практически недоступно.
Мышление
1. Сравни предметы:0б.
2. Классификация картинок: 0б.
3. Группировка картинок по способу действий: 0б.
4. Серия сюжетных картинок: 0б
5. Нелепицы: 0б.
Итоговый уровень развития мышления: низкий уровень (0б)
Общая осведомленность
Общий запас знаний и представлений в быту и социуме, природе.
1. Беседа о предметах, растениях, животных, погоде : 0б.
2. Беседа о растениях: 0б.
3. Беседа о семье: 0б.
Итоговый уровень осведомленности: низкий уровень (0б)
Изобразительные навыки
Итоговый уровень: низкий уровень (0б).
Не умеет держать карандаш. Мелкая моторика не развита.Цвета знает не все, путает.
Заключение
по результатам психодиагностического обследования воспитанника логопедической группы К.К.
Дата обследования: 2.10.17.- 4.10.17.
Возраст на момент обследования: 4года 5мес.
1. Восприятие.
Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает.
2. Внимание.
Низкий уровень. Задание не понимает, требуется неоднократное повторение, объяснение. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен , рассеян. Неспособен концентрировать внимание. Выполняет простейшую инструкцию после многократного повторения и показа.
3. Мышление.
Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.
4. Память
Объем памяти резко снижен (не запомнил ни одного слова, изображения). Смысловое содержание мало доступно. Память непроизвольная.
5. Общая осведомленность
Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны. Отличительные особенности животных и предметов не может назвать.
Смог назвать свое имя.. О городе, стране сведения отсутствуют. Все полученные данные не соответствуют возрасту.
6. Изобразительные навыки.
Цвета основные знает. Мелкая моторика не развита, рука к письму не готова, штрихи хаотичные. Элементарные навыки письма не сформированы.
Вывод: ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе.
2 блок.
План реализации индивидуального образовательного маршрута
№ | Месяц | Направление работы |
1 | Сентябрь | Диагностическое обследование ребенка на общее психофизическое развитие Подбор психокоррекционных методик, составление ИОМ. |
2 | Октябрь | Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием ИОМ педагогов и родителей ребенка с ОВЗ Реализация коррекционно-развивающих занятий. |
3 | Ноябрь | Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребенка с ОВЗ Коррекционно-развивающие занятия. |
4 | Декабрь | Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ Коррекционно-развивающие занятия. |
5 | Январь | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
6 | Февраль | 1.Промежуточная диагностика ребенка. 2. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка. 3. Коррекционно-развивающие занятия. |
7 | Март | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
8 | Апрель | 1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
9 | Май | Итоговая диагностика ребенка и определение целей и задач на следующий учебный год. Консультирование педагогов и родителей. |
Тематическое планирование
№ п/п | Направление занятия | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Первая группа игр и упражнений | |||
1 | Восприятие | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора. Развитие цветоразличения, целостности восприятия. Изучение форм, пространственных представлений, ориентирования в пространстве. Развитие способности по ряду признаков определять предмет. | — «Форма»; — игра-вкладыш «Цвет». — мозаика. — Знакомство с линейкой-трафареткой; — «Что нарисовано»; — «Пуговицы»; — «Знание названий предметов»; — «Угадай игрушку»; — «Покажи мне левую руку и правую ногу»; — «Разрезная картинка (2, 4, 6, 8, 10, 12 частей)»; — «Разложи на «кучки»; — «Сравни предметы»; — «Почтовый ящик»; — «Подбери подходящий по форме» ; — «Разноцветная дорожка»; — «Пирамидка». |
Вторая группа игр и упражнений | |||
2 | Внимание | Развивать способность к переключению внимания; Развивать концентрацию внимания; Развивать произвольное внимание; Развивать объём внимания; Развивать произвольное внимание. | — — «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); — «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); — «Найди пару»; — «Найди такой же»; — «Раскрась фрукты»; — «Найди такой же предмет»; — «Кому что принадлежит?»; — аппликация «Бусы для мамы»; — «Найди пару каждой рукавичке»; — «Большие предметы раскрась, а маленькие обведи в кружок»; — «Раскрась елочку, как у меня»; — «Ушки на макушке» ; — «Бубен и колокольчик»; — «Выложи кружочки»; — «Построение башни»; — «Построение заборчика». — «Слушай и выполняй». |
Третья группа игр и упражнений | |||
3 | Память | Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, произвольного внимания. | – «Ощупай предмет и найди его». – «Каскад слов». – «Запомни картинки». – «Что изменилось?». – «Найди игрушку». – «Рассмотри внимательно». — «Подбери парную картинку». |
Четвертая группа игр и упражнений | |||
4 | Мышление | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображениях. Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Развитие способности выделять свойства предметов. | — мягкая мозаика «Вертолетик». — мягкая мозаика «Паровозик». — развивающие игры «Обобщение», «Мышление». — «Подбери картинку». – «Кто что любит?». – «Чередование бус». – «Угадай по описанию». — «Что забыл художник?» – «Найди двух одинаковых цыплят и раскрась их». – «Четвертый лишний». – «Круглые очки» — «Назови все круглые предметы в этой комнате. — «Подбери четвертую фигуру». |
Пятая группа игр и упражнений | |||
5 | Развитие мелкой моторики рук | Подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого; развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными | Развивающая игра «Моторика». Пальчиковые упражнения: «Пароход», «Очки», «Стул», «Грабли», «Цепочка», «Шарик», «Коза», «Краб», «Собака», «Кошка», «Мышка», «Зайка», «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики», «Пальчики здороваются», «Здравствуй», «Комарик», «Зайчик -кольцо», «Бабочка», «Братцы». Комплекс № 1 (гимнастический) Комплекс № 2 (рисуночный) Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук) Рисование каракулей. Рисование пальцами. Рисование крупой. Лепка. Собирание бус. Песочная терапия. Работа с бумагой (аппликация из сминаемой бумаги). Рисование геометрических фигур, рисование с помощью трафарета. |
Используемая литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения на рзвитие внимания, памяти, мышления», Киров, ОАО «Дом печати — Вятка».
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи», Киров, ОАО «Дом печати – Вятка»
3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», М., Книголюб, 2004.
4. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Севостьянова Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2008.
Источник