Педагогические условия развития ребенка в физической деятельности
любовь ворожейкина
Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ
Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих задач ДОУ.
Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет, так как в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья.
Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
В ДОУ особое значение придается физическому воспитанию, которое строится на основе знаний о возрастных и индивидуальных особенностях дошкольника.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
• физкультурные занятия;
• утреннюю гимнастику;
• гимнастику после дневного сна;
• физкультминутки;
• игры и упражнения между занятиями (динамические паузы);
• подвижные игры и упражнения на прогулке;
• закаливающие мероприятия
В рамках достижения поставленной цели исследования, мною были определены педагогические условия для повышения эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы,к которым я отнесла:
• повышение профессиональной компетентности педагогов;
• формирование интереса у родителей к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ;
• реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми.
Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи.
Реализация второго условия базируется на том, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
В воспитании детей дошкольного возраста чрезвычайно важна роль здорового образа жизни семьи.Поэтому в целях повышения грамотности родителей хорошо использовать:
— информацию в родительских уголках, в папках передвижках;
— различные консультации с участием медиков, специалистов по физическому образованию;
— семинары-практикумы,
— «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий;
— совместные физкультурные праздники;
— анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.
Третье условие – индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми.
Для реализации этого условия необходимо изучить особенности развития ребенка (физиологические, интеллектуальные, психологические). С этой целью обычно в начале и в конце учебного года рекомендуется проводить психолого-педагогическую диагностику.
Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны ребенка. Анализ результатов диагностики помогает правильно подобрать формы и методы воспитания.
Таким образом, реализация данных педагогических условий в ДОУ предоставляет возможности для физического развития каждого ребенка.
В исследовании была рассмотрена реализация предложенных условий физического воспитания в дошкольном учреждении на примере физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ №31 г. Пензы.
Образование дошкольников в данном учреждении складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования является обязанностью ДОУ. Организация дополнительных образовательных услуг определяется возможностями ДОУ и желанием родителей.
Качество образования дошкольников обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в ДОУ.
Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, 3 физкультурных занятия в неделю, физкультурные досуги).
Физкультурная работа в детском саду, ведётся по следующим направлениям:
-физкультурные занятия.
-Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры, игры на прогулке, бодрящую гимнастику после сна.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал очень хорошо включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм.
Занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей.
Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы определенные условия:
1. Оборудован спортивный зал для занятий;
2. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки;
3. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой.
Мною было замечено, что гораздо большей эффективности решения задач физического воспитании дошкольников можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Поэтому совместно с родителями были изготовлены корригирующие дорожки, массажные коврики и др.
Таким образом,мною разработана система оздоровительной работы по следующим направлениям:
• использование вариативных режимов дня и пребывания ребёнка в ДОУ;
• разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
• система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
• организация питания;
• оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников обеспечивается коллективом сотрудников ДОУ в тесном взаимодействии с семьей.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.
В совместной работе детского сада и семьи я использую консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты» и др. Кроме того, для родителей организуются «Дни открытых дверей», когда они могут посетить любое мероприятие.
Анализируя опыт работы ДОУ №31 г. Пензы, основанный на соблюдении выделенных мною педагогических условий физического воспитания дошкольников, я пришла к выводу, что последовательная реализация данных условий и принципов организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье предоставляет возможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности каждого ребенка.
Источник
Юлия Зародина
Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста
Консультация для воспитателей
«Педагогические условия
гендерно ориентированного сопровождения
физического развития ребенка дошкольного возраста».Инструктор по физкультуре
Зародина Ю. Ю.
«Гендер» — социальный пол человека,
формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между
мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками,
а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Утрачены традиции воспитания мальчиков и девочек. Демократизация отношений полов повлекла смешение их ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На этом фоне меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, мальчики принимают женский тип поведения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, который ориентирует на создание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка дошкольного возраста.
Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что процесс физического развития ребенка попрежнему строится без учета индивидуальных особенностей, в нем не учитывается:
• состояние здоровья;
• уровень физической подготовленности;
• гендерная принадлежность ребенка.
В педагогической литературе указывается, что давно назрела необходимость осуществлять физическое развитие дошкольников с учетом гендерной принадлежности. Впервые в отечественном образовании осуществляется переход от бесполой педагогики к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.
Физическое воспитание обеспечивает формирование мужественности и женственности как идеальных характеристик мужчины и женщины через систему физических упражнений. Так, мальчикам необходимы упражнения, формирующие выносливость, силу, мужественность, а девочкам – пластичность, гармоничность, женственность. Но, мальчикам и девочкам даются одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, в работе с ними используется одна и та же методика физического развития. Это отрицательно сказывается на социализации, сохранении и укреплении здоровья детей, и их физической подготовке. Поэтому нужно внедрять в своей работе дифференцированный подход, учитывать на занятиях физкультурой половые особенности, формировать полоролевое поведение.
Выделяют 4 типа полоролевого поведения. Маскулинные дети: ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола, отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету. Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции.
Фемининные дети: независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осторожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Фемининные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с фемининными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность.
Андрогинные дети: относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам.
Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех полоролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и фемининные роли.
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением всех видов деятельности. Пассивность, низкие достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и ответное избегание контактов.
При организации занятий по физкультуре, учитывающих особенности мальчиков и девочек рассматриваются два следующих варианта:
I. Вариант: Все занятия проводятся совместно, но часть заданий имеют отличия для девочек и мальчиков:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек
2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4. Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5. Различия в обучении сложным двигательным движениям.
6. Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т. к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12. В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
II. Вариант: Раздельные физкультурные занятия, которые можно проводить два раза в месяц.
На этих занятиях дети обучаются упражнениям, требующим разных методических подходов, и занимаются теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей. Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, фитбол-гимнастики, игроритмики и игропластики, упражнения с лентами. У мальчиков преобладают силовые упражнения, спортивные игры (футбол, хоккей).
В работе используются разные формы проведения занятий: учебно-тренирующие, игровые, тематические, комплексные, занятия на воздухе, контрольно-учётные, сюжетные. Кроме занятий с детьми можно проводить развлечения, соревнования и спортивные праздники с привлечением родителей. При проведении физкультурных досугов учитывается разница между мальчиками и девочками, формируются различные по сложности задания, игры и эстафеты. На физкультурных мероприятиях закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются ловкость, воображение, творческое мышление. У дошкольников воспитывается выносливость, поощряются проявления взаимопомощи у мальчиков к девочкам. Педагогу нужно заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Проводимые мероприятия помогают родителям ощутить радость от совместной двигательной деятельности с детьми.
При проведении работы по физическому воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, следует обратить внимание на следующее:
• привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Психофизические особенности развития
(различие антропометрических данных мальчиков и девочек.)МАЛЬЧИКИ
Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов. Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями. У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. При оценивании движения, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами.
В сознательной ориентации в пространстве большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
В дыхании задействованы мышцы брюшного пресса. Легкие по величине больше, сила мышц рук и туловища больше.
Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее. Крови на пол литра больше, чем у девочек.
Физически сильнее. Смелее.
Ориентируются на дальнее зрение.
Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперреактивности.
Более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны.
Двигательную активность — простота, угловатость; силовой, атлетический стиль; четкая целенаправленность; отсутствие вычурности, эстетической завершенности; элементы атаки, нападения, преследования.
Любят игры скоростно-силового характера бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры).
В игре с мячом, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу.
Уверенно ходят по бревну, лучше побегают по нему, соскакивают с него.
Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
ДЕВОЧКИ
Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. Вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения.
Большая частотой движений кистью руки; более высокие результаты во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большие результаты в прыжках в длину с места толчком одной ноги, большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах.
Дышат грудью.
Более крепкое здоровье. Организм лучше сопротивляется болезням. Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды Кожная чувствительность выше. Сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые Чувствительны к шуму.
Физически слабее. Быстрее утомляются. Трусливее.
Ориентируются на ближнее зрение.
Менее подвижны. Более усидчивы Центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, легче справляются с упражнениями на равновесие.
Очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.
Двигательную активность — пластичность, плавность, вычурность, эстетическое богатство (с мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности; более связанные с музыкой, танцами; в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.
Любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
В игре с мячом, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».
Ходят медленно, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.
Хорошо запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
Выводы ученых о физическом развитии детей дошкольного возраста.
(О. Недригайлова, Ц. Какабадзе, В. Урицкая, Н. Шишниашвили, И. Попов С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский Д. Еремеевой, Т. П. Хризман)
— Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками:
• половые различия по продолжительности двигательной активности несущественны
• по объему более значимы
• по интенсивности значительны (в пользу мальчиков)
— Отмечается зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.
— Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково.
— Необходим дифференцированный подхода к ним в процессе физического воспитания.
Система работы по обеспечению гендерного подхода
в физическом воспитании в ДОУ. Система работы по обеспечению гендерного подхода в физическом воспитании в ДОУ:
— Взаимодействия с детьми
— Взаимодействия сотрудников ДОУ
— Детская деятельность с акцентом на гендерную идентичность
— Взаимодействия с родителями
— Взаимодействия с педагогами
— Социальное партнерство
— Организационные психолого- педагогические и дидактические аспектами руководства.
Заключение.
Активное формирование, соответствующее полоролевоему поведению мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Физкультурное занятие дает большую возможность детям для демонстрации всех своих физических качеств, что повышает решительность, уверенность ребенка в себе, в свои силы, поднимает самооценку, а значит, благотворно влияет на общее психоэмоциональное здоровье ребенка.
Список использованной литературы:
1. Бочарова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом
воспитании мальчиков и девочек [Текст]// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 12. — С. 72-75.
2. Репина, Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998. № 6. С. 3-5.
3. Юшин, А. Б. Каким должно быть физическое воспитание дошкольников //
Дошкольная педагогика. – 2002. — № 5. – С. 7-10.
4. Коузов Александр Андреевич
Челябинский государственный педагогический университет
аспирант кафедры педагогики и психологии детства.
5. Баранникова Н. А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. М. ,2012.
6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. ,2001.
7. Тимошкина О. В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1
8. Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб. ,2001.
9. Цыганенко И. Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007.
Источник