Педагогические условия развития ребенка старшего возраста
Муниципальное казенное образовательное дошкольное учреждение
детский сад №15
Психолого – педагогические условия развития деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Манаева В.А.
Острогожск 2016г.
Психолого – педагогические условия в ДОУ
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
В ДОУ для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- Построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
- Деятельность педагогических работников в саду исключает перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.
В нашем детском саду проводиться мониторинг оценки развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов.
Воспитатели в группах обеспечивают эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:
● создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
● проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
● непосредственного общения с каждым ребёнком;
Организовывают конструктивные взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создав условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, строят развивающее вариативное образование, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:
● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;
● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других;
● широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;
● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
Воспитатели работают с семьями воспитанников, вовлекая их в образовательный процесс, взаимодействуют с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья.
Источник
Анна Никитенко
Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР
В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ.
Достаточно хорошо изучены особенности восприятия, мышления, памяти, речи и других психических процессов этой группы дошкольников (Е. М. Мастюкова, 1997; Г. В. Чиркина, 1996 и др.). Анализ теоретических работ ведущих специалистов и наблюдения практиков в области логопедии указывают, что существуют и особенности личностного развития этих дошкольников(O.A. Слинько, 1990; Г. В. Чиркина и Л. Г. Соловьева, 1996).
Наряду со специфичным развитием психики детей с ОНР происходит своеобразное развитие и эмоционально-волевой сферы у них. Проявлениями нарушения эмоционального развития являются: раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Ребенку с речевой патологией присущи замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними (Г. В. Грибанова, 1980; В. В. Ковалев, 1979; К. С. Лебединская, 1982; А. Е. Личко, 1980 и др.).
Согласно концепции Л. С. Выготского об аномальном развитии проблемы могут быть вызваны макросоциальными и средовыми причинами, не связанными с ведущей патологией. Ж. И. Шиф (1965) отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом»и его особенностями являются: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов. Такие нарушения чаще возникают при неправильном семейном воспитании и в случаях неадекватного обучения.
Изучение личностных особенностей отражено в научной литературе недостаточно, что подчеркивает важность и своевременность коррекционной работы педагога-психолога с данной группой дошкольников, так как нарушения речевого развития влекут за собой и нарушения общения. С полным основанием можно говорить о проблеме всех трех сторон данного процесса, выделяемых психологами: коммуникативной (P.E. Левина, 1968); интерактивной (А. И. Захаров. 1988); перцептивной (В П. Добридень, 1999).
Для изучения личности дошкольника адекватно использовать качественный системный анализ. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями отечественной психологии, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (Л. С. Выготский, 1935; А. Н. Леонтьев, 1974). Поэтому психологические исследования должны быть направлены не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование личности ребенка, который совершает реальную деятельность, а также на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления.
Итак, результаты экспериментального изучения детей с ОНР свидетельствуют, что для них характерно состояние психологического дискомфорта, который серьезно ограничивает возможности общения, а также напряженность, тревожность, агрессивность и другие отрицательные проявления личности.
Анализ истоков нарушений социально-личностного развития у таких детей показывает, что их причиной является в первую очередь неправильное отношение к ребенку в семье, непонимание его проблем, а также наличие речевой патологии, препятствующей к установлению продуктивных контактов с окружающими.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что система психолого-педагогическойпомощи детям с ОНР должна строиться на следующих теоретико- методологических принципах: единства диагностики и коррекции развития, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, комплексного психолого-педагогического воздействия, личностно- ориентированного и деятельностного подхода к организации коррекционной работы, но самое главное, активного привлечения ближайшего окружения (семьи) к данной работе. Также дошкольники с ОНР нуждаются в психологической помощи, профилактике и коррекции нарушений личностного развития, работа психолога с детьми с нарушениями речевого развитиядолжна основываться на комплексном диагностическом обследовании и осуществляться в следующих основных направлениях: психокоррекционная помощь ребенку; консультирование родителей и консультирование персонала ДОУ.
Источник
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом.
Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделено шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:
- раннее физическое развитие;
- создание обстановки опережающего развития;
- выполнение условия максимального напряжения сил;
- предоставление свободы в выборе деятельности;
- дружелюбная помощь взрослых;
- комфортная социально-психологическая среда.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него).
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. «Нельзя делать что либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься».
Известно, что для творчества необходима комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – это тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
При этом одного только создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Существующая педагогическая практика показывает, что невмешательства недостаточно: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Но если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.
В ходе организации деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности Е. П. Торренса.
Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретические положения Е. П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности дошкольников:
- сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности; о том, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества (полезны в этом отношении беседы с детьми: «Что значит вместе играть», «Почему дети играют вместе», «Что мы делаем вместе» и т. п.);
- овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;
- организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, когда педагог решает параллельно еще одну существенную задачу — в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;
- создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;
- разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;
- использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений (для вхождения в творческую деятельность детям предлагаются игровые соревновательные ситуации: «Загадочная страна», «Стеклянный город», «Говорящая кошка», «Космическое путешествие», «В гостях у динозавра» и т. п.).
В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.
Опыт работы, изложенный в психолого-педагогической литературе, показывает, что к проявлению творчества, как интегративного вида деятельности, уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.
Формирование творческих способностей старших дошкольников требует реализации определенных принципов :
- свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);
- открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;
- деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т. е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т. д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
- обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
- амплификации развития (по А. В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, который приобретает исследовательский характер. Стратегия исследовательского обучения ориентирована:
- на раскрытие резервов творческого мышления;
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- обогащение творческого воображения;
- развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т. п.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.
Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования и условие развития творческих способностей. В. А. Петровский считает, что необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия :
- разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
- включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
- предоставление свободы исследования;
- резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);
- возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
- определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;
- универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
- учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового.
Таким образом, развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если будут созданы определённые педагогические условия и если развитие творческих способностей будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Источник